Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Детерминанты вариативности психологических особенностей человека




Тема 3. Групповые, типологические и индивидуальные различия.

Общее, типичное и единичное в поведении и психической деятельности людей. Норма и индивидуальность психического развития. Групповые, типологические и индивидуальные различия. Детерминанты и диапазон вариативности психологических особенностей человека. Распределение индивидуальных различий. Универсальность индивидуальных различий.

 

Ос­новных положений, слагаю­щие фундамент дифференциальной психологии:

1) вариативность среди особей — есть универсальный фе­номен (Darwin, 1859; Galton, 1869/1978). Как отмечал В.Штерн (1911/1994), "вариабельность, внутри- и межин­дивидуальная, является существеннейшей чертой челове­ческого поведения — а также поведения всех живых орга­низмов";

2) В различиях проявляется действие наиболее общих законов человеческого поведения, и, с другой стороны, "конкретное проявление любого общего закона психоло­гии всегда включает в себя... фактор индивидуальности" (Теплов, 1985);

3) Сопоставляя наблюдаемые различия в поведении с другими известными сопутствующими феноменами, "воз­можно выявить относительный вклад различных факторов в развитие поведения" (Anastasi, 1937);

4) Относимые к категории дифференциально-психоло­гических формальные характеристики индивидуальности обладают рядом признаков (о чем свидетельствуют работы многих авторов) — устойчивостью проявлений, кроссситуативностью, стабильностью во времени, в чем проявляется их отличие от более изменчивых, социально-обус­ловленных характеристик;

5) Индивидуальные различия по определению связаны с измерением и квалификацией Catted 1890);

Область изучения различий между людьми тесно связа­на с проблемой иерархизации подсистем индивидуально­сти. Основные дихотомии человекознания:

"Сходство—различие"

Этот конструкт является наиболее очевид­ным для дифференциальной психологии, так как показы­вает основной вектор приложения исследовательских уси­лий, направленных на поиск различий, а не общего (как это происходит в общей психологии).

"Наследственное—приобретенное"

Эта дихотомия является частным случаем широко об­суждаемой уже много десятилетий проблемы "природное-социальное". Ряд авторов (см. Равин-Щербо, 1988) спра­ведливо указывает, что в психологии и психофизиологии эту проблему целесообразно ограничить формулой генотипическое—средовое. При этом надо отчетливо понимать, что "речь идет о роли наследственного и средового не в историческом становлении психики человека, а в межин­дивидуальной вариативности психологических признаков"

 

" Общее – единичное"

В дифференциально-психологическом контексте прояв­ляется в двух ипостасях. Во-первых, при разведении раз­личий на индивидуальные и групповые, и, во-вторых, в исследовании индивидуальных и типологических особен­ностей. Производная от рассматриваемой дихотомии три­ада "индивидуальное—типологическое—групповое".

"Идентификация—индивидуализация"

Как координата, отображающая реальные процессы че­ловеческой жизни, связана с двумя фактически противопо­ложными тенденциями в развитии человека, обозначаемы­ми как "социализация—индивидуализация". Под социализа­цией понимается процесс формирования в течение жизни индивидуальных поведенческих паттернов, ценностей, стан­дартов, навыков, установок и мотивов в соответствии с об­разцами, наиболее желательными в данном обществе (Hetherington & Рагке, 1975). Также как и предшествующий двухполюсной конструкт, эта дихотомия связана с выявле­нием родо-видовых отношений в процессе самореализации индивидуальности в системе социальных отношений.

"Сознательное—бессознательное"

Этой координатой нельзя пренебречь (подробнее о тер­мине "внесознательное" см. Либин, 19986). Протекающие вне сферы сознания процессы оказывают не меньшее, но, зачастую, значительно большее влияние на форму прояв­ления индивидуального поведения. Особое значение учет силы воздействия на поведение со стороны внесознателfa-ной сферы психики имеет для психометрических измере­ний.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1596; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.