Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Возрастные различия




 

Обращаясь к возрастным свойствам, следует учитывать, что возраст человека обладает метрической и топологической характеристиками. Метрическая характеристика определяется суммой прожитых лет. То­пологическая оценка характеризует фазы, периоды развития психоло­гических особенностей и поэтому становится центральной для рас­смотрения в данном контексте.

Так, в период биологического созревания организма происходит общее улучшение психофизиологических характеристик. Развитие многих сенсорных функций достигает оптимума примерно к 20 годам, а интеллектуальных — к 18-20 годам; до 25 лет прогрессирует память и цветовая чувствительность. Время сенсомоторных реакций улучша­ется до 20-25 лет.

В исследованиях Л. А. Шварц и С. В. Кравкова установлено, что функционирование сенсорно-перцептивной сферы человека достигает своего оптимума к 25 годам. Показатели невербального интеллекта достигают своего оптимума к 30-35 годам, вербальный интеллект развивается еще и после 40. Величины уровневых показателей развития объема, переключения и избирательности внимания нарастают постепенно, наиболее высокие показатели уровня развития объема, переключения и избирательности приходятся на возраст 27-33 года.

Одной из основных характеристик мышления в период 20-40 лет является комплексный характер мыслительных операций при высоком уровне интеграции различных видов мышления.

Теоретическое мышление проверяется практикой, под влиянием которой происходит обогащение и теоретического мышления. Имеющиеся экспериментальные данные позволяют говорить о том, что на протяжении периода ранней взрослости (от 18 до 40 лет) наблюдается неравномерность развития конкретных видов мышления. Практическое мышление имеет самые высокие показатели развития (оптимумы) в возрасте 31–35 лет. В студенческие годы развитие практического мышления еще не опосредовано профессиональной деятельностью и выработкой ее индивидуального стиля. Однако наблюдаются оптимумы в развитии теоретического мышления, которые приходятся на возраст 20, 23, 25 и далее 32 года. Оптимумы в развитии образного мышления также приходятся на возраст 20, 23, 25 лет, в последующем только 32, 35 и 39 лет [4].

По результатам исследований К. Ригеля было выявлено, что важным достижением когнитивного развития в период ранней взрослости является формирование диалектического мышления (как понимания противоречий). Это позволяет человеку адекватно воспринимать окружающую действительность и принимать адекватные решения.

Учеными в последние десятилетия предполагается наличие сдвига пика становления самосознания с возраста 17-19 на 23-25 лет.

В целом онтогенетическое развитие можно разбить на три большие фазы. Первой фазой является обрисованный фронтальный прогресс функций, который заканчивается примерно в 24-25 лет. На второй фазе начинается медленное гетерохронное (разное по времени) снижение показателей продуктивности этих функций. Однако фаза некомпенсируемой биологически обусловленной общей инволюции неминуемо наступает примерно после 48-50 лет.

Так, к 50 годам снижается острота зрения, а немного позже происходит сужение поля зрения. Высокий уровень вербально-логических функций сохраняется до 45 лет, а памяти — до 45-50 лет. После 50 лет существенно уменьшается возможность образования сложных дифференцированных рефлексов.

Приведенные данные позволяют говорить о существовании в oнтогенезе двух достаточно четко выраженных рубежей снижения продуктивности психологических функций — в возрасте 20-25 и 45-50 лет.

Качественное изменение внутриструктурных отношений между раз­личными компонентами интеллекта является определяющим для вы­деления как этапного и возраста 34-36 лет. Тем более что примерно к этому времени достигает оптимума такая важнейшая психофизиоло­гическая функция, как внимание. Кроме того, нельзя не выделить воз­раст 11-14 лет и в среднем около 60 лет, когда происходят изменения поведения, во многом обусловленные изменениями в половой сфере.

Таким образом, выделяются периоды онтогенеза человека, ограни­ченные 11-14, 20-25, 34-36, 45-50 и примерно 60 годами. Главным критерием выделения указанных границ явились продуктивность ос­новных психофизиологических функций, формирующих общие спо­собности, а также изменение структуры отношений психофизиологи­ческих функций и первичных потребностей. То есть, такая периодиза­ция имеет преимущественно биологическую основу.

Особенности проявления биологически обусловленных свойств личности, темперамента можно проследить на разных возрастных этапах. Так, среди учащихся 4-8 классов в группе подростков с несформированной структурой характера выделены «порывистый», «опасливый», «порывисто-опасливый» типы. У «порывистого» типа в поведении превалируют упрямство, вспыльчивость, капризность, драчливость. Они не принимают школьных требований, проявляют неповиновение. Подростки «опасливого» типа проявляют робость, боязливость, неуверенность, нерешительность. Они инертны в пове­дении, пассивны к школьным требованиям. В условиях организован­ной жизни класса они подчиняются коллективным требованиям, но при отсутствии таких условий легко попадают под влияние ребят «порывистого» типа, становятся исполнителями их желаний. «Поры­висто-опасливый» тип является промежуточным и сочетает в себе черты двух других типов.

Среди той же категории учащихся у подростков с более сформировавшимся поведением было установлено три типа: регулируемый, полный саморегулируемый и неполный саморегулируемый. Поведение подростков регулируемого типа упорядочивается социально направленны­ми воздействиями (требованиями, правилами, примерами); отклонения в поведении у таких подростков незначительны и легко поддаются корректировке. Подростки полного саморегулируемого типа в различных жизненных обстоятельствах самостоятельно организуют и корректируют своё поведение, не испытывая при этом необходимости в дополнительной внешней стимуляции. Подростки неполного саморегулируемого типа в одних случаях самостоятельны в проявлении своего поведения, в других случаях им необходима дополнительная стимуляция. В целом, обобщая многочисленные исследования, можно гово­рить о выделении психологических типов подростков, поступки кото­рых определяются преимущественно социальным окружением и подростков, относительно независимо, самостоятельно организую­щих свое поведение, реализуя собственные особенности.

На другом полюсе возрастного континуума также выделяются три типа стариков и старости: старик-негативист, отрицающий у себя на­личие каких-либо признаков старости, старик-экстраверт и старик-ин­троверт. Старик-экстраверт признает наступление старости, но к этому признанию приходит через внешние влияния и путем наблюдения ок­ружающей действительности, особенно в связи с выходом на пенсию (наблюдение за выросшей молодежью, расхождение с ней во взглядах и интересах, смерть близких и друзей, новшества в области техники и социальной жизни, изменение положения в семье). Старик-интро­верт остро переживает процесс старения, что проявляется в тупости по отношению к новым интересам, оживлении воспоминаний о про­житом — реминисценции, в интересе к вопросам метафизики, в мало­подвижности, ослаблении эмоций, ослаблении сексуальных моментов, стремлении к покою.

Таким образом, можно констатировать, что возрастные проявления свойств личности как бы преломляются через изначальные типологи­ческие особенности человека, которые сохраняются на протяжении всей его жизни. Прежде всего это касается типологии темперамента и типологии направленности человека: на себя или на окружение, интроверсии—экстраверсии, по К. Юнгу. Но тогда получается, что люди, направленные вовне, приспосабливающиеся к внешней среде, открыты для изменений со стороны социального окружения.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 530; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.