Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социально обусловленные различия




Социальное воздействие на психологию личности осуществляется посредством изменения ее положения в системе общественных отношений, т. е. изменения ее статуса, и изменением ее социальных ролей. Жизнь человека протекает в определенном обществе, он — современник определенной эпохи и сверстник определенного поколение. Различия между поколениями, преемственность поколений — «это реальный механизм, по которому происходит взаимосвязь между индивидуальным временем развития личности и социально-исторически контекстом этого развития» [52, с. 149]. Под поколением при этом понимается интервал времени между средним возрастом родителей и их детей. В нашей стране этот интервал в настоящее время составляет примерно 24-25 лет. Человек в своей жизни особенно тесно связан

3 поколениями: «отцов», «сверстников», «детей»; или «сверстников», отцов», «дедов»; или «сверстников», «детей», «внуков». Важнейшее значение приобретают периоды смены этих триад. Первый такой период приходится в среднем на возраст 24-25 лет, когда у человека обычно происходит качественное изменение статуса и социальных ролей, свя­занное с образованием семьи, рождением детей, что определяет его переход в другое поколение, а кроме того, часто это время начала тру­дового пути (после окончания вуза) и изменения в связи с этим его статуса и ролей. Вторым важным периодом становится возраст 48-50 лет — возраст перехода в категорию дедушек и бабушек, приобрете­ния самостоятельности детьми, но также нередко это горькое время прощания с родителями. Еще обычно это возраст вступления в период пика своей служебной карьеры, время получения наибольших прав. Можно выделить и возраст примерно 60 лет, когда смена статуса и ро­лей происходит в результате завершения трудовой деятельности, вы­хода на пенсию. С позиции психологического изменения личности ка­ждый новый статус открывает для нее новые возможности для форми­рования и развития новых форм поведения, которые при реализации новых ролей превращаются в новые черты личности, новые ценност­ные ориентации. Таким образом, осуществляются развитие, рост лич­ности, расширение сферы ее взаимодействия с окружением.

Итак, несмотря на качественную разнородность факторов, опреде­ляющих возрастные изменения психических свойств и черт личности, заметно хронологическое совпадение периодов, наиболее этому спо­собствующих, что подчеркивает необходимость выявления истинных психологических механизмов возрастных изменений психики человека. "

 

В детерминации как общественного развития, так и жизни отдельного человека большое значение придается социально-классовым различиям между людьми. Существуют разные подходы к определению клас­совой структуры общества. В настоящее время чаще различают высший, средний и низший классы. В высший класс обычно включают самых состоятельных и известных людей, лиц, обладающих наибольшим социальным статусом. Средний класс включает предпринимателей среднего уровня, людей интеллектуального труда, мелких торговцев и высококвалифицированных, высокооплачиваемых рабочих. Малоквалифи-цированные и низкооплачиваемые рабочие наряду с другими катего­риями мало- и неимущих причисляются к низшему классу.

Изучение особенностей детского воспитания показывает, что среди мальчиков и девочек из семей более высокого социально-экономиче­ского уровня больше ценится конформизм по отношению к стандартам взрослых и традиционным правилам поведения, в то время как у детей представителей низкого социально-экономического статуса в большем почете самоутверждение и агрессивность. У школьников низшего со­циального статуса значительно чаще проявляются невротические со­стояния, эмоциональная неуравновешенность и возбудимость. Для представителей низшего класса в целом для всех возрастов характерна большая частотность психозов. У представителей высшего социально-экономического уровня количество психозов существенно уступает количеству возникновения невротических состояний.

Исследование установок обнаружило тесную связь более высокого социально-экономического уровня с более консервативными установ­ками и низшего — с более радикальными. Так, по данным Р. Центерса, среди представителей крупного бизнеса ультраконсерваторов и кон­серваторов оказалось около 90%, а радикалов — около 10%; в мелком бизнесе — 70 и 10%; среди специалистов высшего уровня — 65 и 10%; служащих учреждений («белые воротнички») — 55 и 20%; квалифици­рованных рабочих — 45 и 30%; малоквалифицированных рабочих -30 и 50%; неквалифицированных рабочих — 30 и 40% соответственно. Существуют данные, указывающие на положительную связь между социально-экономическим статусом человека и уровнем его интеллек­та. Это касается и детей из семей, относящихся к разным классам, в том числе и по показателям невербального интеллекта. Но следует учиты­вать, что из-за значительно большего количества людей, входящих в низшие классы, общее число интеллектуалов среди них оказывается более значительным.

 

 

Тема 9. Социально-классовые различия

В пределах отдельной нации обычно существуют классы людей, или субкультуры, каждая со своими отличительными традициями, образом жизни, эмоциональными реакциями и типами склонностей. Начиная от крупной столицы в направлении к городу средних размеров, маленькому городу, деревне с ее общим универмагом и почтой до изолированного горного поселения можно обнаружить различия в психологии и физической среде. Особенно важная культурная дифференциация представлена социальными классами. Исследование в американских сообществах продемонстрировало глубокое влияние, оказываемое классовой принадлежностью индивида на развитие его поведения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 326; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.