Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Спрос и предложение как факторы влияющие на уровень цены. Ценовая эластичность спроса и предложения и факторы ее определяющие

 

Для системы ценообразования характерны рыночное ценообразование, функционирующее на базе взаимодействия спроса и предложения, и централизованное государственное ценообразование – формирование цен государственными органами управления.

Необходимыми условиями рыночного ценообразования являются:

· Экономическая самостоятельность и свобода выбора поведения предприятий – субъектов хозяйствования, агентов рынка как собственников;

· Коммерческая основа отношений субъектов хозяйствования, реализуемая посредством взаимовыгодных договоров;

· Правовое обеспечение – содействие и защита договорно – контрактных отношений, других хозяйственных споров, убытков и упущенной выгоды;

· Наличие конкурентной среды и преодоление монополизма, обеспечивающих возможность выбора поведения субъектов хозяйствования, агентов рынка;

· Равновесное состояние рынка.

Анализ спроса дает возможность определить максимальное значение цены товара. Зависимость между устанавливаемой ценой и уровнем спроса обычно обратно пропорциональная. Однако бывают случаи, когда при повышении цен спрос не падает, а, наоборот, начинает расти. Поэтому, определяя величину спроса на свой товар, фирма должна провести оценку при разных уровнях цены и попытаться выяснить причины его изменения. Зависимость между объемом спроса и уровнем цены получила название ценовой эластичности спроса, а количественная зависимость характеризуется коэффициентом ценовой эластичности спроса. Коэффициент ценовой эластичности спроса определяется отношением темпа изменения объема спроса к темпу изменения цены и показывает, на сколько процентов изменяется объем спроса при изменении цены на один процент.

Коэффициент прямой эластичности спроса по цене:

 

, (1.10)

 

Коэффициент дуговой эластичности спроса по цене:

 

, (1.11)

 

где: Q1 и Q2 – значения объемов спроса (объемов продаж) соответствующего периода;

Р1 и P2 – соответственно старые и новые уровни цен.

 

Эластичный спрос имеет место в тех случаях, когда коэффициент эластичности больше 1. Это означает, что небольшие изменения в ценах на товар приводят к большим изменениям объемов его продаж. На величину спроса влияют разные факторы, среди которых выделяются потребность в товаре, отсутствие замены или конкурентов, платежеспособность потенциальных покупателей, покупательские привычки и т.п.

Изменение спроса на конкретный товар может влиять на изменение спроса других, связанных с ним товаров. Степень влияния цен одних товаров на спрос на другие товары называют перекрестной эластичностью спроса. Коэффициент перекрестной эластичности спроса показывает, на сколько изменится спрос на один товар при изменении цены другого товара на 1 процент при неизменности остальных цен и доходов покупателей:

 

, (1.12)

где: Q1i и Q2i – значения объемов спроса (объемов продаж) i – го товара;

P1j и P2j – соответственно старые и новые уровни цен j - го товара.

Анализ эластичности спроса имеет важное практическое значение. Если спрос на товар эластичен, то увеличить объем продаж, а соответственно и прибыль можно путем уменьшения цены, т.е. используя ценовую конкуренцию. В случае неэластичности спроса достигнуть ту же цель изменением цен невозможно. Для этого лучше активнее использовать рекламу, улучшать качество продукции, обслуживание покупателей, т.е. применять методы неценовой конкуренции.

Оценка издержек производства товара дает возможность определить его минимальную цену. Обычно издержки предприятия делятся на две относительно самостоятельные части- переменные и постоянные. Переменные издержки (VC) изменяются прямо пропорционально объему производства и в расчете на единицу товара остаются неизменными (сырье, материалы, зарплата производственных рабочих, упаковка). Постоянные издержки (FC) относительно стабильны и не зависят от изменения объема производства (зарплата служащих, аренда помещения, амортизация здания). Желательно цену устанавливать таким образом, чтобы она покрывала все издержки предприятия. Вместе с тем в условиях жесткой конкуренции в краткосрочном периоде считается, что производство имеет смысл даже в том случае, если цена возмещает только переменные издержки. В мировой практике используется два основных способа определения издержек: на основе полных и сокращенных затрат. При определении полных издержек все затраты независимо от характера их происхождения рассчитываются на единицу продукции. Этот способ применяется в нашей республике в расчетах себестоимости продукции.

Доход предприятия представляет собой сумму выручки от реализации продукции (работ, услуг), основных средств и иного имущества предприятия и доходов от внереализационных операций. В ценообразовании различают: совокупный (валовый) доход, средний доход и предельный доход. Совокупный (валовый) доход, получаемый предприятием от реализации товара, равен произведению цены товара на количество проданных единиц товара:

, (1.13)

 

Совокупный доход предприятия зависит от двух величин: цены и объема производства товара. Спрос и его эластичность в зависимости от цены самым непосредственным образом влияют на общий доход пред­приятия. Существуют различные варианты влияния ценовой эластичности на общий доход от реализации товаров (табл. 1.1).

Таблица 1.1.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Концепции ценообразования и модели цен на основе затратного метода | Влияние ценовой эластичности на общий доход предприятия
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 467; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.