Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формы и методы социально-педагогической профилактики аддиктивного поведения школьников

Профилактика аддиктивного поведения предусматривает первичную, вторичную и третичную формы. Первичная профилактика представляет собой предупреждение возникновения у детей дефектов, отклонений в психическом развитии. Вторичная профилактика – предупреждение перехода нарушений развития в хронические формы, возникновения вторичных дефектов. Третичная профилактика – социальная адаптация лиц, страдающих дефектами.

Анализ литературы по проблеме аддиктивного поведения показывает необходимость осуществления профилактической работы. Однако, существующие в отечественных образовательных учреждениях формыпрофилактической работы недостаточно эффективны. Это связано прежде всего с тем, что все профилактические мероприятия рассматриваются отдельно друг от друга и не работают на одну общую идею – оздоровления общества. Для ее эффективной реализации необходима глобальная интеграция всех форм и методов профилактической работы, активизация человеческих ресурсов, сил и знаний.

Традиционно работа по профилактике аддиктивного поведения осуществлялась в рамках двух методологических подходов: информационного и поведенческого. Согласно информационной модели деятельности, если человек знает об опасности для здоровья «негативного» стиля поведения, то он начнет относиться к этому поведению отрицательно и будет от него воздерживаться. В качестве методов реализации главного принципа деятельности были использованы, в основном, мораль, давление и запугивание. Модель морализирования основана на утверждении безнравственности одурманивания, противоречащего постулатам и нормам общества. Модель запугивания всячески эксплуатирует идею опасности потребления наркотиков и алкоголя. Таким образом, в этих моделях потенциальному потребителю предлагается информация относительно действия психоактивных веществ и риска, с которым связано их потребление, но отсутствует развитие поведенческих навыков и привычек.

Согласно поведенческой модели деятельности, не исключающей первой, основной акцент сконцентрирован на личностных и социальных аспектах, зачастую более значимых для человека, нежели факторы, связанные с возможной будущей болезнью. В качестве методов использованы модели самооценки и самонастроенности на здоровый образ жизни. В рамках аффективно-просветительской модели с потенциальными потребителями проводится работа по формированию чувства самоуважения, системы личностных ценностей, в которых нет места наркотикам и алкоголю. Модель укрепления здоровья поощряет развитие альтернативных привычек (спорт, активный досуг, здоровый образ жизни, режим труда, питания и т.п.), которые могут стать барьером, препятствующим поведению, наносящему вред здоровью, и служить хорошей «заменой» наркотикам и алкоголю. Разновидностью этой модели является модель укрепляющих факторов или так называемая «копинг-стратегия». В ее основе лежат наблюдения о том, что здоровые люди обладают ресурсами, помогающими им справиться с нагрузкой, повышенными требованиями среды, стрессами и конфликтами без применения одурманивающих веществ.

Таким образом, в поведенческих моделях много внимания уделяется выработке с помощью социального тренинга навыков принятия решений, совладения с трудными ситуациями, с тревогой, навыков решения проблем общения и проблемы отказа от потребления наркотиков, несмотря на давление своего окружения.

Каждая из этих моделей имеет свои преимущества и недостатки. Но для успеха обучения здоровому образу жизни они должны применяться адекватно и в комплексе, а также необходимо поощрение активизации общественных объединений, которые играют не самую последнюю роль в профилактической работе. На сегодняшний день профилактическая работа обязательно должна включать следующие направления: информирование общества как о причинах употребления ПАВ, так и об их последствиях, активизацию общества и повышение квалификации и компетентности всех участников данной работы.

В обществе назрела огромная потребность в информировании населения на разных уровнях: медицинском, правовом и социальном. Например, информирование населения на медицинском уровне заключается в распространении сведений о последствиях злоупотребления наркотическими и спиртными веществами, об их вреде для здоровья, о симптомах интоксикации и зависимости. Правовой аспект предусматривает информирование о специальном законодательстве, о правовых последствиях злоупотребления наркотиками и т.д. Так, отсутствие целевой информации о последствиях употребления наркотиков рождает миф о том, что несовершеннолетние не привлекаются к уголовной ответственности. В свою очередь подростки уверены, что употребление наркотика – это личное дело каждого, но главное не попасться за их распространение. В связи с принятием нового закона о наркотических и психотропных веществах к уголовной ответственности привлекаются употребляющие их подростки. Отсутствие информации об этом создает в общественном сознании атмосферу страха, слухов и необъективной угрозы. В совокупности слагаемых наблюдаются процессы психической травматизации здоровых людей, дополнительной изоляции потребителей наркотиков и больных наркоманией (как маргинальной и полукриминальной группы). Все это затрудняет работу с людьми и ухудшает перспективу их реинтеграции в общество.

Следующее направление деятельности – активизация общественных структур, повышение удельного веса их сопричастности угрожающим размерам проблемам наркомании и алкоголизма. Очень важно насытить рынок печатной и аудио-видеопродукцией, научно выдержанными и художественно привлекательными антинаркотическими материалами (плакаты, буклеты, карикатуры, тематические беседы в диалоговом режиме, видеоклипы, листки диагностики и самодиагностики наркологических проблем и т. п.), а также методическими пособиями для родителей, воспитателей и преподавателей, самих детей и подростков. В быту повсеместно должна присутствовать антинаркотическая символика – на бытовых предметах, носильных вещах, сувенирах, тетрадях, марках и т.д., – способствующая пропагандистскому эффекту на подсознательном уровне.

Совершенно необходимо информировать население о способах самодиагностики и самоконтроля, то есть развивать психологический аспект профилактики и предупреждения наркомании и алкоголизма. Необходимы информационно-досуговые центры для молодежи, центры профессиональной ориентации и центры социальной помощи и реабилитации, ведущие целенаправленную, продуманную антинаркотическую и антиалкогольную политику. Нужны информационные службы, телефоны доверия и правовой помощи для подростков, где они могли бы получать социально полезную информацию, поддержку и защиту.

На сегодняшний момент в обществе наблюдается разобщенность в профилактической работе и отсутствие скоординированности действий школьных коллективов, родителей, детей и социальных учреждений. Поэтому следующим важным направлением должна стать активизация родителей и подростков, подкрепление их усилий по оздоровлению своего окружения. Заслуживает поддержки готовность специалистов, родителей и несовершеннолетних участвовать в практической деятельности, помогать знакомым, злоупотребляющим наркотиками, будь это сверстник, член семьи, сосед по подъезду или коллега по работе. Этот неоценимый ресурс следует всячески развивать и поощрять.

Очень важна активность родительских объединений и общественных организаций на уровне микрорайона, школы, муниципалитета. Она необходима как дополнение к личным знаниям родителей и вмешательству специалистов. Развитие и оформление такой инициативы требует также организационной поддержки и руководства, особенно на первых порах.

Активизация семьи в профилактике наркомании, алкоголизма достигается не только информированием или устрашением, но и организационными мерами. По многим причинам не складываются контакты родителей и подростков с организациями и госучреждениями по профилактике алкоголизма и наркомании. Важно предоставить родителям возможность привести ребенка в консультационный пункт, чтобы проверить свои подозрения, чтобы подкрепить и усилить эффекты своих бесед с ребенком встречей со специалистами: психологами, наркологами, терапевтами, юристами. Следует преодолевать тенденцию семьи к самоустранению и стремление передать свои профилактические функции специалистам, учреждениям, государству в целом. Это возможно путем повышения педагогической компетенции родителей подростков.

К сожалению, позиция подростков в вопросах профилактики характеризуется отгороженностью как от родителей, так и от представителей специализированных служб помощи. Они готовы все решать сами, хотя это им и не удается. Поэтому очень важно организовать некоторую опорную сеть учреждений, доступных даже для неуверенных в себе подростков (телефон доверия, анонимная приемная, анонимный клуб, безалкогольный бар и дискотека и т.п.), где они могут установить доверительный контакт. Следует предусматривать, чтобы взрослые руководители профилактических мероприятий были доступны для индивидуальной беседы.

Помимо информирования населения и активизации совместных усилий, необходима целевая адекватная подготовка всех категорий специалистов, работающих с детьми, родителей и самих несовершеннолетних к активному противодействию распространяющейся подростковой наркомании и алкоголизма. Население должно осознать угрозу обострения наркологической ситуации и выработать ответственное к этому отношение.

Работа с различными группами молодежи должна, по возможности, вестись специальными работниками, получившими соответствующую теоретическую и практическую подготовку. Для них необходимо организовать семинары, встречи со специалистами, мероприятия по обмену опытом.

Особая роль в развертывании профилактической работы принадлежит муниципальным образовательным учреждениям – средним школам. Традиционно в образовательных учреждениях профилактическая работа с ребенком была возложена на завучей по воспитательной работе, но эффективность от этой работы низкая. В настоящее время большая заслуга в решении данных вопросов принадлежит социальным педагогам.

Социально-педагогическая деятельность реализуется в виде комплекса профилактических, реабилитационных мероприятий, а также путем организации различных сфер жизнедеятельности детей.

Для работы с подростками, склонными к аддиктивному поведению, в различных образовательных учреждениях привлечены такие специалисты, как социальный педагог, психолог, валеолог и др. Взаимодополнение функций каждого позволяет обеспечить единую согласованность работников образовательных учреждений.

Валеолог – специалист, обучающий детей здоровому образу жизни. Он выполняет социально-медицинскую функцию, предусматривающую работу по профилактике здоровья ребенка, употребляющего наркотические вещества и спиртные напитки.

Школьный психолог оказывает различные виды психологического тестирования, консультирования ребенка и родителей, а также коррекции межличностных отношений в значимом для ребенка социуме. А воспитательную функцию, способствующую формированию и развитию личности ребенка, в полной мере должны реализовывать родители как наиболее значимые субъекты деятельности.

Деятельность социального педагога направлена на исследование «внешней среды обитания» подростка. На диагностическом этапе, предусматривающем ликвидацию факторов риска приобщения детей к спиртному, он осуществляет сбор информации о ребенке, склонном к употреблению наркотиков и спиртных напитков; изучает и оценивает реальные особенности его личности; выявляет информацию о семье ребенка; изучает источники негативного влияния на ребенка и устойчивости его к этому давлению; определяет алкогольных лидеров; изучает негативные факторы, провоцирующие наркотизацию и алкоголизацию ребенка; изучает влияние на ребенка микросреды. Сбор информации происходит посредством опроса (устного или письменного) самого подростка, его родителей, классного руководителя, при необходимости других значимых для ребенка людей. Применяется стандартизированное интервьюирование, наблюдение, изучение документации на семью и ребенка.

В результате социальный педагог «ставит» социальный диагноз развития ребенка, вовлеченности его в процесс наркотизации и алкоголизации, определяет конкретные задачи социально-педагогической деятельности. Ими могут быть: профилактика, коррекция, реабилитация или комплекс каких-то других мероприятий.

На прогностическом этапе он, на основе поставленного диагноза, разрабатывает конкретную социально-педагогическую программу деятельности с ребенком, склонным к наркомании и алкоголизму, которая предусматривает этапные изменения и конечный результат социальной адаптации, коррекции или реабилитации.

На образовательно-воспитательном этапе, предусматривается отбор содержания социально-педагогической деятельности, а также методов ее осуществления; определяются те социально значимые качества, которые должны быть воспитаны у ребенка в процессе его социальной реабилитации; обеспечивается целенаправленное педагогическое влияние на поведение и деятельность детей и взрослых; восполняются пробелы воспитания и образования ребенка, употребляющего наркотические вещества; формируются социальные умения и навыки, необходимые для преодоления проблемы.

На следующем этапе – правозащитном, обеспечивается правовое поле соблюдения и защиты прав ребенка.

На этапе организации деятельности требуется участие и координирование действий разных специалистов в зависимости от глубины проблемы; создаются условия для проведения свободного времени и досуга; организации социально значимой деятельности детей, взрослых, общественности в решении задач социально-педагогической помощи, поддержки, воспитания и развития ребенка, склонного к наркомании или алкоголизму.

На этапе коммуникации возникает необходимость установления множественных контактов между ее участниками с целью обмена информацией.

На предупредительно-профилактическом этапе закрепляются полученные положительные результаты и предотвращается возможность появления рецидивов наркомании и алкоголизма, что достигается социальным патронажем подопечных и оперативным реагированием в экстремальной ситуации.

В организации социально-педагогической деятельности необходимо рассмотреть основные и наиболее целесообразные формы, методы и средства, применяемые в рамках школьной и внешкольной работы.

Реализация содержания антинаркотических и антиалкогольных программ осуществляется по следующим направлениям:

1) клубная работа. Деятельность разнообразных клубов, их профессиональное методическое обеспечение направлено на развитие творческой и деловой активности подростков и значительное повышение коммуникативного и познавательного ресурса ребенка;

2) дополнительное образование. Воскресные школы (в том числе и религиозные), факультативы уменьшают запас свободного времени и увеличивают багаж заданий, который требует не только времени, но и занимает внимание подростка. Организация таких мероприятий в пределах одной школы, или одной территории позволяют поднять позитивный потенциал среди детей и их родителей;

3) в ременное или частичное трудоустройство подростков. Мера наиболее эффективная в тех слоях общества, которые обладают невысоким адаптационным потенциалом. Целесообразна для внедрения в небольших поселках, районах, где проживает большое число неквалифицированных рабочих, где концентрируются маргинальные и полумаргинальные личности. Проблема создания дополнительных рабочих мест для подростков решается путем муниципального финансирования;

4) антинаркотическое и антиалкогольное воспитание на уроках.

Антинаркотические и антиалкогольные программы реализуются в разных формах по всем направлениям деятельности: антинаркотический проект; конкурсы агитбригад; вечер вопросов и ответов; аукцион здоровья; конкурс сочинений.

Антинаркотический проект. Профилактические антинаркотические проекты успешно влияют на снижение активности употребления наркотиков и связанного с ним насилия. Эффективный профилактический антинаркотический проект может распространять информацию об опасности нелегальных наркотиков для детей, юношества и взрослых.

Существует много разных типов антинаркотических профилактических мероприятий, среди которых:

1) распространение информации об опасности и эффектах потребления алкоголя и наркотиков среди сверстников, детей более младшего возраста и среди взрослых. Работа проводится совместно с такими общественными организациями, как «Матери против наркотиков», с местными наркологическими учреждениями, чтобы получить от них эту информацию. Составляются информационные листки и распространяются в местной школе или досуговом центре, опубликовываются в газете;

2) создание в учебном заведении системы анонимного сбора сведений о том, кто, что, когда и где распространяет из наркотиков, или какие преступления совершаются в связи с этими наркотиками. Часто бывает, что власти не могут отреагировать на отдельные анонимные жалобы, но если собрать все жалобы вместе, то можно выявить какую-то систему, которая поможет задержать преступников;

3) составление списка антинаркотических и антиалкогольных лечебных программ, работающих в городе, с указаниями, как с ними можно связаться. Лечебные программы предполагают наличие профессиональной подготовки и интенсивной терапии. Именно этих навыков у участников проекта нет, а ведь речь идет о работе с нестабильными и вспыльчивыми людьми. Первой ступенькой помощи для них может оказаться получение информации о том, где такая помощь предоставляется. Это может сыграть серьезную роль в чьей-то реабилитации, в снабжении всех сверстников жизненно важной для них информацией;

4) прохождение соответствующего тренинга, который подготовит к консультационной работе среди сверстников и научит, как помогать молодым людям с их проблемами. Простое дружелюбное отношение к человеку, попавшему в беду, может оказаться для него очень полезным;

5) организация молодежных мероприятий (акций), которые демонстрируют, что жить без наркотиков – это здорово. Организация групповых походов, особенно насыщенных приключениями, только для тех, кто не употребляет наркотики, – наиболее целесообразная акция. Также можно принять участие в «Движении против наркотиков», в рамках которого школьники работают по специальным учебникам, подготавливают плакаты и афиши, пишут сочинения.

Конкурсы агитбригад можно проводить в школе, в районе и в городе. Любой подобный конкурс проводится в три этапа: 1-й этап – отбор лучшего сценария, артистов и постановки в школе для участия в районном конкурсе, 2-й этап – проведение районного конкурса для отбора 2-3 лучших агитбригад для участия в городском, 3-й этап – городской конкурс.

Задачами конкурса могут являться как пропаганда за здоровый образ жизни, так и увеличение знаний участников конкурса и зрителей на всех этапах о негативных последствиях наркозависимости (никотин, алкоголь, наркотики) и положительных моментах здорового образа жизни.

Вечер вопросов и ответов является другой интересной формой работы с учащимися и студентами по профилактике наркозависимости. Целью проведения данной антинаркотической работы является повышение информированности учащихся о развитии наркозависимости, формирование негативного отношения к вредным привычкам.

Вечер вопросов и ответов можно проводить как для смешанной аудитории, так и для раздельной.

Аукцион здоровья – также одна из форм работы по профилактике наркотической и алкогольной зависимостей группы учащихся. Мероприятие такого плана является формой повышения знаний подростков по данному разделу, проверкой эффективности всей работы по профилактике наркозависимости, по формированию здорового образа жизни. Аукцион является подведением итогов всей работы, проводимой учителями в течение учебного года, или определенного блока воспитательной работы.

Конкурс сочинений. В результате проведения этой акции можно оценить уровень знаний учащихся о наркозависимости, выяснить отношение подростков и молодежи к наркопотреблению, уточнить пути коррекции знаний и профилактики наркопотребления, создать негативное общественное мнение о наркозависимости. Учащиеся, привлеченные к такой акции, должны хорошо понимать, что сочинения анонимны для этого привлекаются независимые эксперты, поэтому эта акция не может проводиться в отдельном классе. Очень важна информация, которую преподаватель предоставляет учащимся перед написанием сочинения. При информировании не рекомендуется углубляться в рассказ о наркотиках, способах их потребления, приготовления. После сбора сочинений начинается обработка сочинений и анализ полученных материалов.

Таким образом, организация работы социального педагога по профилактике аддиктивного поведения с детьми и подростками является составной частью того социально-педагогического процесса, который направлен на выявление детей и подростков, имеющих различного рода отклонения в поведении; диагностику причин и условий таких отклонений в развитии и поведении; определение своеобразия формирования личности подростка, особенностей его взаимодействия с окружающей средой; на разработку специальных мероприятий по предупреждению и преодолению негативных тенденций в развитии и формировании личности детей и подростков.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Для лекции №12
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 3158; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.04 сек.