Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система государственной власти и управления по Конституции РСФСР 1918 года




Судебная система: не подвергалась существенным изменениям. Только при Павле 1 несколько упростилась структура сословных судов. Отпало верхнее звено трех сословных судов: верхний земский суд, губернский магистрат, верхняя расправа. Нижнее звено сословных судов замкнулось непосредственно на губернские судебные палаты. Судебная система в целом оставалась сложной, зараженной волокитой и взяточничеством.

Армия: активное ведение внешней политики заставило увеличить армию Была попытка поставить армию на самообеспечение. Были созданы военные поселения – в некоторых губерниях стали переводиться на режим военных поселенцев. Инициатор – Аркачеев. С 1815 года – треть армии стала жить в военных поселениях.

 

В целом государственный аппарат можно охарактеризовать как феодальный, приспособленный к защите устоев феодального общества, но заметны изменения, отвечающие веяниям времени – неизменное развитие капиталистического уклада.


Государство и право России 1900 – 1903 гг., революция 1905-1907гг.

Столыпинские реформы 1900 – 1914гг.

 

  1. Кризис 1900-1903 годов, революция 1905-1907 годов, образование Советов рабочих депутатов
  2. Общественный строй и Столыпинские реформы
  3. «Основные законы Российской империи от 23 апреля 1906 года».
  4. Избирательный закон в Государственную Думу от 11 декабря 1905 года
  5. Государственный переворот. 3 июня 1907 года. Новый избирательный закон.
  6. Законодательство царизма в период революции и Столыпинских реформ.

 

 

=2= Общественный строй и Столыпинские реформы

В 1905 – 1914 годах изменений в правовом положении дворянства не произошло. Роль и значение буржуазии в политической жизни страны постепенно возрастала. Буржуазия стала объединяться в общества, союзы. Стали создаваться партии. Буржуазия правила экономикой страны. Рабочий класс вырос и окреп. Растет рабочее движение, а стачки и забастовки приобретают все более политический характер. С 1 января 1906 года были на половину сокращены выкупные платежи 1861 года.

 

Столыпинские реформы.

Столыпин являлся председателем совета министров внутренних дел. Он старался проводить политику авторитарную, направленную на обновление страны. Согласно концепции Столыпина, модернизация требовала 3х условий: сделать крестьян полновластными собственниками, чтобы наиболее крепкие могли избавиться от опеки общины. Осуществить всеобщее обучение грамоты в обязательной 4х летней начальной школе. Добиться роста промышленности, подкрепленной развитием внутреннего рынка. Он провел аграрную реформу. Разрушению крестьянской общины способствовал указ от 9 ноября 1906 года, который наделял крестьян правом в любое время выйти из общины:

  1. Отруб – крестьянин отдельно получал только полевую землю, а усадьба оставалась в деревне.
  2. Хутор – крестьянин переносил на полученный в собственность участок земли свой двор и совершенно отрывался от деревни.

Государство помогало многим крестьянам в приобретении земли, выдавали кредиты, поощряли переезд в Сибирь.

За 10 лет только 2,5 млн крестьянских хозяйств избавились от общины. В ходе революций между 1917-21 г. община снова окрепла. Не хватило время и для проведения в намеченные 10 летний срок школьной реформы, утвержденной законом от 3 мая 1908 года, по которой предполагалось ввести бесплатное обучение для детей от 8-12 лет, но все же за 1908 –1914 было открыто 50 новых школ.Иными словами для реализации планов нужно еще 10 лет.

Преимущества:

1. Экономические – В России возобновился рост промышленности. В период с 1908 – 1914 г. можно назвать золотым веком капитализма. И все же уровень промышленного производства в 2 раза меньше, чем во Франции, Германии, США.

2. Политические – спад напряжения

  1. Небывалый рассвет культуры.

Ошибки:

  1. Не была продумана политики по отношению к рабочим.
  2. Разорение крестьян
  3. Столыпин проводил сложную политику и восстановил против себя национальные меньшинства.

18 сентября 1911 года убит в Киеве – провал попытки реформы.


=3= «Основные законы Российской империи от 23 апреля 1906 года».

Государственный строй.

23 апреля 1906 года были утверждены основные законы российской империи в новой редакции согласно ст. 4 «Императору Российскому принадлежит верховная самодержавная власть». Тем самым из характеристики власти устранено ее определение как неограниченной. Согласно ст. 7 «Государь император осуществляет законодательную власть в единении с Государственным Советом и Государственной Думой». Вместе с тем царю в полном объеме принадлежит власть исполнительная. Царь руководит иностранными делами, определяет направление внешней политики, является верховным главнокомандующим вооруженных сил, назначает и увольняет должностных лиц органов государственной власти и управления.

Царь издает указы:

  1. Чрезвычайные – сила законы и издается в основном в период прекращения действия ГД
  2. Обычные – указы не моги вносить изменения в основные законы, а также положения о выборах а ГД.

 

Государственная Дума (ГД)

В июле 1905 года Министерство Внутренних Дел под руководством Булыгина разработало проект положения о выборах в ГД. Обсуждение проекта проходило при активном участии царя. 6 августа 1905 года был издан Манифест об учреждении ГД и положении о выборах в ГД.

ГД должна была стать законосовещательным органом. Булыгинская Дума не была созвана по причине нарастания революционного движения. 17 октября 1905 года издает Манифест об усовершенствовании государственного порядка. В нем указывалось, что ГД становится законодательным учреждением. Выборы в Думу проводились сложной системе. Избирательным правом обладали только лица, владеющим собственностью. Были установлены 3 курии по выборам:

  1. Съезд уездных землевладельцев, его образовывали лица, владевшие на праве собственности землей в размере от 125 до 800 десятин. Курия давала 34% выборщиков.
  2. Съезд городских избирателей. В данную курию входили лица, имевшие на праве собственности в пределах городского поселения и уездов недвижимое имущество.
  3. Съезд уполномоченных от волостей. В нем участвовали выборные от волостных сходов, по двое от каждого схода.

Голосование было тайным. Согласно положению избирательного права лишались женщины, лица моложе 25 лет, военнослужащие, лица, обучающие в учебном заведении, бродячие инородцы, иностранцы, рабочие.

 

=4= Избирательный закон в Государственную Думу от 11 декабря 1905 года

 

11 декабря 1905 года - указ об изменении положения по выборам в ГД:

  1. По земледельческой курии предоставлялось право принимать участие в выборах. Управлять дворовыми имениями, купцами, кулаками, имевшим купчую на землю в размере не менее 1/10 от земельного ценза.
  2. По городской курии – был снижен имущественный ценз – к выборам допускались все владельцы недвижимостью и плательщики налога.
  3. Создана рабочая курия. Для них 3х ступенчатые выборы: первоначально выбирались уполномоченные. Уполномоченные на съезде избирали выборщиков. Последние в составе губернского собрания избирали членов ГД.

Избирательного права лишались еще 2 категории лиц: безработные, рабочие мелких мастерских с числом работ менее 50ти. Был введен ценз оседлости для крестьян, проживавших в сельской местности. Он составлял 1 год, а для рабочих 6 месяцев.

 

Структура ГД:

1. Общее собрание. Избирало председателя, отделы.

  1. Канцелярия. ГД ежегодно собиралось на сессии, продолжительность которых утверждалась царем.

 

Компетенция:

  1. Принятие законопроектов, внесение в них изменений и дополнений.
  2. Рассмотрение государственного бюджета
  3. Заслушивание отчета об исполнении бюджета
  4. Утверждение уставов.

Цари имел право досрочно распустить ГД в любой момент без мотивации.

1 ГД: 27 апреля 1906 – 8 июля 1906 года.

2 ГД: 20 февраля 1907 – 3 июня 1907 года.

3 июня – указ о роспуске ГД.

 

=5= Государственный переворот 3 июня 1907 года. Новый избирательный закон.

 

Издание нового закона – нарушение манифеста 17 октября и основных государственных законов 1906 года. Царь не имел право вносить изменения в основные государственные законы и положения о выборах без одобрения ГД и ГС (Совета). Т.о. принятие нового положения о выборах считалось государственным переворотом. Новое положение о выборах предусматривало следующие изменения:

1.Сокращено представительство крестьян в Думе и общее количество выборщиков по крестьянской курии. 22%.

2.Уменьшилось общее число депутатов

  1. Купля городских избирателей была изменен на 2 разряда: а) владельцы крупной недвижимостью, б) все остальные

Общее количество избирателей по первому в 6 раз меньше, чем по первому.

 

3 ГД с ноября 1907 – 9 июня 1912 года.

 

Государственный Совет:

До революции 1905 года – совещательный орган при императоре особой роли не играл. 20 января 1906 года – указ о переустройстве учреждения ГС. В соответствии с этим нормативным актом ГС становится законодательным органом. Т.о. появляется своего рода вторая (верхняя) законодательная палата. Любой закон не мог иметь силы без одобрения ГС. Реорганизация ГС с одной стороны ограничивала власть царя в сфере законодательства. С Другой – существенно ограничились права ГД.

 

ГС состав:

  1. Лица назначаемые
  2. Выборные члены – на 9 лет каждые 3 года. Избрание членов ГС проводилось по 5 куриям:

- духовенство

- губернские земские собрания

- дворянские общества

- академия наук и университеты

- совет торговли т промышленности, биржевые комитеты и купеческие управы.

Ежегодно царь назначал председателя и вице-председателя из числа его совета. При ГС существовала государственная канцелярия во главе с государственным секретарем.

Совет Министров:

19 сентября 1905 года был опубликован манифест «о мерах к укреплению единства и деятельности министерств и главных управлений». В соответствии с ним возлагалось руководство и координация деятельности всех министерств и ведомств. Т.о. из совещательного органа совета министров стал правительственным органом. Возглавлялся председателем, который назначался царем из числа министров и др. лиц.

В состав входили министры, руководители ведомств, государственный контроллер, обер-прокурор Синода.

 

=6= Законодательство царизма в период революции и Столыпинских реформ

 

19 июля (1 августа) 1914 года Россия вступила в войну на стороне Антанты против тройственного союза, главную роль в котором играла Германия, а союзниками были Италия и Австро-Венгрия. Глубинные причины 1 МВ начали складываться еще в конце 19 века. В связи с изменением в политике и экономике великих держав, а также в связи с активизацией их колониальных экспансии. Россия стремилась решить вопрос о черноморских проливах и Константинополе, а также хотела уменьшить военно-политическое могущество Германии.

 

Изменения в государственном аппарате:

1. Во время войны 50 губерний России были переведены на военное положение, а остальные – на чрезвычайное. Управление губернией в период положения сосредотачивалось в руках военного командования. Военные власти имели право регулировать въезд и выезд из губернии, осуществлять реквизиции и запрещать вывоз средств, которые могут потребоваться для военных целей.

2. Во время войны продолжала действовать ГД 4 созыва, избранная в 1912 году на основе избирательного закона от 3 июня 1907 года, в ней явно преобладали дворяне – землевладельцы. Император созывал думу нерегулярно, заседания проводились с большим перерывом. Дума поддерживала планы правительства относительно ведения войны, одобряла законопроекты, связанные с утверждением военного бюджета и повышением налогов.

3. Законом от 17 августа 1915 года создавались Особые совещания. Их было 5 видов:

· По обороне государства – председатель военный министр, который назначал уполномоченных на местах

· По обеспечению топливом путей сообщения – возглавлял министр топлива. Занимался вопросами распределения имеющегося топлива между потребителями.

· По продовольственному делу – министр продовольствия. Продовольственные проблемы не решало, т.к. проводило лишь проверку наличия продуктов и в случае необходимости реквизировала.

· По перевозкам – министр путей сообщения. Установления очередности перевозок.

· По устройству беженцев.

4. Создавались общественные организации для содействия ведению войны: а) военно-промышленные комитеты (ВПК) б) земгор. 30 июня 1914 года был организован всероссийский Земский союз помощи больным и раненым, а 8 августа 1914 года – союз городов, т.к. они имели одинаковую структуру, они были объединены в общий союз земель и городов (земгор). Дни:

- организация госпиталей

- поставка медикаментов

- подготовка медперсонала

- распределение военных заказов

Юридической основой земгора стали договора, заключенные между собой. Чиновники земгора освобождались от военной службы. 27 августа 1915 года было утверждено положение о ВПК, которые создавались для того, чтобы оказывать содействие правительству в деле снабжения армии.

Создавались центральные и местные ВПК: центральный ВПК был создан в Петр. и имел право приобретать всякого рода движимое и недвижимое имущество, заключать договоры как с частными лицами, так и с государством. Регулировал рынок труда.

5. В ноябре 1916 года было принято постановление о введении продразверстки. Продукты изымались, расчет за них производился в твердых ценах, а в случае реквизиции цены были на 15% ниже твердых. Для населения установлена карточная система.

6. В годы войны происходили частые изменения в составе эшелона власти. За время войны сменилось 4 председателя Совмина, 3 министра Ин. Дел, 4 прокурора, 3 министра путей сообщения. В декабре 1916 года правительство начало выступление на политическую оппозицию. Прерывались заседания ГД, запрещалась деятельность земгора, проводились аресты рабочих групп ВПК, но это не могло спасти царскую власть. В стране назревала революция.


Государство и право России во время февральской революции

(февраль – октябрь 1917 года)

 

  1. Февральская революция, свержение царизма, установление «двоевластия», отречение Николая 2
  2. Изменения в государственном строе
  3. Законодательство в период февральской революции.

 

 

=2= Изменения в государственном строе

 

В системе государственных органов временное правительство, которое было создано 2 марта 1917 года занимало положение высшего органа власти и управления. Политика была направлена на изживание советов и установление единовластия буржуазии. Временное правительство длительное время оставляло нерешенным вопрос о форме правления. Оно откладывало его до созыва Учредительного собрания и надеялось на восстановление монархии в конституционно – парламентской форме. И только под давлением рабочего движения произошла смена формы правления. 1 сентября 1917 года Россия была объявлена буржуазной республикой. В основе был сохранен старый государственный аппарат. Длительное время не были распущены ГС и ГД, временно сохранился Сенат, Министерство, особое совещание и комитеты, созданные во время войны. В министерство и другие центральные ведомства были назначены новые министры и начальники ведомств, но порядки в них сохранялись старые. В этот период были уничтожены должности губернатора, градоначальника, полицмейстера, были установлены новые наименования должностей и органов (комиссар, милиция)

 

Новые органы:

1. Московское государственное совещание. Создано решение временного правительства 12 августа 1917 года - мобилизация всех сил для разгрома революции.

  1. Всероссийское демократическое совещание. Было созвано в Петрограде 14 сентября 1917 года.
  2. Предпарламент – совещательный орган
  3. Экономический совет. 21 июня 1917 года – вопросы регулирования экономической жизни. Орган почти ничего не сделал, 13 октября 1917 года – был упразднен
  4. Главный экономический комитет. Должен был служить исполнительным органом экономического совета, но фактически превратился в независимое учреждение.
  5. Юридическое совещание.22 марта 1917 года. Функции: а) обсуждение правовых вопросов, б) подготовка правовых заключений по мероприятиям, проводимым временным правительством.
  6. Главный земельный комитет. 27 апреля 1917 года. Состав: председатель – министр земледелия + его заместители + 25 членов, назначенных временным правительством. А) разработка проектов земельных реформ, б) руководство деятельностью земельных комитетов.

 

=3= Законодательство в период февральской революции.

В этот период продолжал действовать Свод Законов Российской Империи. Он действовал за исключением тех статей, которые относились к царской монархии. Большую роль играло юридические советы и созданные при сенате кодификационный отдел. При издании новых законов временное правительство почти всегда указывало на их связь с прежним царским законодательством.

Акты:

1. Об общей политической амнистии, на основе которого из тюрем были выпущены большевики и другие борцы за революцию

  1. 12 марта 1917 года – отменена смертная казнь и заменена срочной и бессрочной каторгой. После июльских событий смертная казнь – восстановлена.
  2. Изменение в уголовном праве. Пересмотру подвергались виды наказаний. 26 апреля 1917 года ссылка на поселение как вид наказания отменялась, заменялась заключением в крепость на срок не меньше 3х лет.
  3. 6 июля 1917 года – было принято постановление, которое вводило наказание за публичный призыв к разбою – заключение в исправительных домах или крепость до 3х лет.
  4. Была повышена дисциплина ответственности военнослужащих, усилена ответственность за военные преступления.
  5. 13 июля 1917 года было принято постановление о закрытии государственной границы, установлен запрет на въезд и выезд в Россию и за границу.

 


Разработка и принятие К РСФСР 1918 г

 

Левые СР. предлагали любую область объявить федерацию, тем самым провести децентрализацию, т.е. обособить область от центра.. Они предлагали положить территориальный принцип без учета национального состава населения.

Сталин отстаивал идею состава федерации по национально-территориальному принципу. Представитель Наркома юстиции Рейспер считал, сто РСФСР должен объединить трудовые коммуны – местные федеральные общины коммун должны входить в особые федеративные союзы, которые объединены в республики, а последние в РСФСР.

Таком образом, территориальными единицами по проекту Рейспера были:

1. местные коммуны

2. провинции

3. области

Основные идеи Рейспера:

1. областничество

2. децентрализация

3. отрицание национального принципа государственного устройства

Окончательные текст проекта конституции был принят на 5 всероссийском съезде советов 10 июля 18 года. Конституция вступила в действие 19 июля 18 года.

Состояла:

I раздел: Декларация

II раздел: Общие положения

III раздел: Конструкция Советской власти (организация Советской власти) в центре и на местах

IV раздел: Активное и пассивное избирательное право

V раздел: Бюджетное право

VI раздел: О гербе и флаге РСФСР.

 

Раздел III Конституции – гос. строй, разделение власти в центре и на местах.

Высший орган

1. Всероссийский съезд советов рабочих, крестьян, казацких депутатов(гл.6, раздел III)

2. ВЦИК (гл. 7 раздел III)

3. СНК (гл. 8 раздел III)

4. Наркоматы – центральные отраслевые органы управления (ст. 43 раздел III), 17 наркоматов, но эта цифра указана ошибочно, она не соответствует количеству наркоматов, перечень которых дан за цифрой (18).

5. органами государственной власти на местах являются областные, губернские, областные, уездные, волостные съезды советов, а в период между съездами избираемые ими исполкомы советов. В городах и селениях создавались городские и сельские советы.

В основу построения системы органов – принцип демократического централизма, означающий подчинение нижестоящих звеньев системы управления вышестоящих по вертикали и предоставлены широкие полномочия + полномочий в пределах компетенции по горизонтали.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 502; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.083 сек.