Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Политические и правовые учения в период Возрождения и Реформации в 14 -16 века

1) общая характеристика идеологии возрождения

2) учение Макиавелли

3) политико- правовые учения Реформации

4) учение Жана Бодена

5) политико- правовые учения утопического социализма(Томас Мор, Томаса Кампанелла)

 

1. эпоха выхода из средневековья, появление первых национальных государств. Италия и Германия – только в 19 веке.

Родина Возрождения – Италия, напоминавшая античную Грецию. Термин Возрождения – с середины 16 века. Комплекс существенных перемен: развитие капитализма. Кризис католической церкви, формирование антисхаластического типа мышления, формирование гуманизма. В эпоху античности – общее дело народа, в эпоху Возрождения – детализация этого понятия, идея о соотношении права и закона.

 

 

2. Никола Макиавелли (1469 – 15 27), родился во Флоренции, в обедневшей семье юриста, занимал пост секретаря совета десяти в течение 10 лет. В 1512 происходит государственный переворот, Макиавелли брошен в тюрьму, папа Лев 10 спас его, ссылка в деревне. С 1513 первые произведения Макиавелли.. с 1513- 1515 – рассуждения о первой декаде Тита Ливия, потом работал над историей Флоренции. Исследует соотношение государства и права, личности и государства, церкви и государства. Пять сил: природа, небо, фортуна, сам человек и бог – влияет на ход истории.

Влияние судьбы громадно. Многое зависит от личности. Люди объединяются выбирают себе вождя и возникает государство. Насчитывает 6 форм правления: 3 – плохие, 3 – хорошие. Каждая дурная форма тем похожа на соответствующий хороший тип правления, что они легко переходят один в другой: аристократия – олигархия, демократия – охлохратия, монархия – тирания. Первое поколение аристократов еще правит по законам, их сыновья – уже олигархи, олигархов постигает участь тиранов (недовольная их правлением толпа превращалась в орудие всякого ….), люди вводили народное правление. Демократия самая недолговечная форма правления и она существует пока не угасло основавшее ее поколение и то потому что по началу всякий государственный порядок пользуется уважением. Полная распущенность где всякий жил по своему и все наносили друг другу 1000 обид. Смена форм правления связана с закономерными повторениями определенных ситуаций, соотношения борющихся сил в государстве. Смена форм правления в результате социальной борьбы. В каждом государстве: аристократы стремяться захватить власть и угнетать народ, народ стремится к тому чтобы не быть теснимыми знатью и уменьшить их власть. При этом верховная власть м б вручена государю или народом или аристократией, смотря кто воспользуется…

Поскольку народ хочет жить по законам, а знать хочет повелевать, то согласия между ними не будет. Самая худшая форма – демократия.

Его политический идеал умеренная цензовая республика. Необходимо равновесие соперничающих партий. Политическое выравнивание проще достичь в республике.

Монарх прийдя к власти должен создать социальную опору. Монарх не д забывать про народ: народ составляет большинство и хочет не многого.

Политическая раздробленность страны - угроза Италии. Необходимо создание единого сильного государства. Создание принципата – правления одного, единовластие.

Человек желающий быть во всех отношениях честным и чистым д рано или поздно погибнуть среди бесчестного большинства. Войско д б национальным а не наемным, кто пренебрегает войском тот рискует остаться без власти, князь д видеть реальные факты. Качества правителя:

- скорее скуп нежели щедр, ибо щедрость обращается в тяжесть для народа, скупость обогащает казну

- стремиться к тому чтобы боялись нежели любили: любовь не постоянна, страх более постоянное чувство

- самое страшное – наличие внутренних врагов, их источник - любовь к чужим женам и чужому имуществу

- д б и человеком и зверем: у зверей д заимствовать качества льва и лисицы, лев беспомощен против сетей, лисица против волков

- правильный выбор людей: избегать льстецов, окружать себя надо правдолюбцами

Соотношение целей и средств политики: ради цели (объединение Италии) все средства хороши.

Цезарь Бордже не пренебрегал никакими средствами для объединения Италии. Макиавелли показал политику без прикрас. Обвинял римских пап в том, что они натравливают правителей Италии друг на друга, решая свои задачи. Сравнивал язычество и христианство: первое воспитывало силу тела, второе силу духа. Насилие католической церкви над душами населения, критика официальной католической церкви. Христианство обескровило мир. Термин макеавелеизм - политика лжи, коварства, обмана. Показал реальный мир политики.

 

3. Термин Реформация уже в 14 -15 веках, необходимость совершения католической церкви, улучшение мирских порядков. Главный очаг – Германия.

1524-1526 - великая христианская война, пик Реформации.

Реформация – буржуазное движение против феодализма и католицизма. Свобода от католической церкви. По какому праву папа полагает нам законы, ни папа ни епископ не могут установить хотя бы единую букву над христианином если не будет его согласия.

Проповедь христианской свободы, избавление верующего от религиозных догматов. Основной догмат - о спасающей роли церкви, его сменяет спасение личной веры в Христа.

Реформация на основе развивающихся началах капитализма, на началах объединения страны.

Ян Гус, Джон Уикли – предшественники.

Уикли: римский папа – великий антихрист, главой церкви д б король, выступал с идеей секуляризации церковных земель и имуществ. Единственный религиозный источник – библия.

Гус: библия - единственный источник, общность всех верующих.

Мартин Лютер 1483 -1546 «время молчания прошло» критика института римских пап. Все христиане люди духовного звания. Все мы равные христиане. Идея всеосвещенства: каждый христианин не нуждается в посредничестве церкви, может сам толковать библию. два царства: земное и божественное. Порядки земного далеки от идеала. Задача светского царства - правовая безопасность граждан, обеспечение мира в государстве, носители порядка в духовном царстве – проповедники, в земном – начальство. Средства достижения: в духовном - проповедь, в земном - меч. Правители земного государства не д управлять душами людей. Мятеж запрещен христианским богом. Мятеж не разумен: вся тяжесть мятежа падает на невинных а не на виноватых. Гражданин м не подчиниться если имеет место попрание его религиозных прав. Создание христианской общины. Христиане сами выбирали себе проповедников из богатых мирян. Появление лютеранства: идея спасения человека личной верой в Христа, человек д занимать активную жизненную позицию.

Томас Мюнцер 1490 -1525 «12 статей», «Статейное письмо». Создание христианского союза и братства, которое включает территорию Германии, создание царства божьего на земле. Путь к такому государству - путь революции, поголовное имущественное равенство.

Жан Кальвин 1509 -1564 «наставление в христианской вере» судьбы людей богом предопределены, люди бессильны изменить волю бога. Долг человека целиком посвящать себя профессии, дух буржуазной бережливости. 24 года возглавлял консесторию. За горожанами слежка, процветало доносительство. Всякая власть божественна. Требуя от горожан слепого выполнения всех законов. Сопротивление тирану возможно после того как будут использованы все средства борьбы. Протестантизм: спасение личной верой.

В настоящее время в Швейцарии. регламентация общественной и личной жизни.

Культ ответственности человека за свое будущее, культ труда и предприимчивости.

Жан Боден 1530 -1596 адвокат в Париже, королевский прокурор, дважды избирался мэром г. Анжера «шесть книг о государстве» 1576г. республика - для обозначения государства вообще. Государство и семья. Происхождение государство выводит из семейных отношений: первый этап возникновения - появление общества, стремление к спокойной и удобной жизни, возникает в результате соглашения, родовое общество разрастается в общество политическое. семья – общество – государство.

Народ – это структурированная общность семей, связанных единством языка, культуры и обычаев. Отличия народа от государства: у народа горизонтальные отношения – нет правителей, законов, в государстве вертикальные отношения. семья - справедливое правовое управление несколькими лицами под властью одного или нескольких глав семейств и вещами.

Семья - источник и начало каждого государство, семья - истинное подобие государства. Государство правовой способ управления многими семьями и тем, что им принадлежит сообща. Публичный характер власти, управление на основе права и закона и наличия суверенной власти. Государство и семья два схожих института где существует управление и подчинение. Власть главы семьи: супружеская, родительская, господская. Деградация семьи ведет к деградации государства. Рабство развращает человеческую личность, подрывает государство, отмена рабства путем реформ. Особое внимание институту частной собственности. Суверенитет – верховная постоянная абсолютная власть государства. Границы этой власти естественные законы и божественные. Власть – государь- граждане. Правитель –посредник и выразитель воли государства. Носителем суверенитета является народ страны. Правитель является пользователем суверенных прав народа. Любой суверенный правитель - представитель государства. Суверенная власть носит надзаконный характер. Правитель свободен от власти законов поскольку закон - выражение через суверена воли государства, поэтому сам правитель олицетворяя государство стоит превыше него. Полновластие правителя в исключительно публичной сфере. Публичная власть: издание законов. Только суверенная власть является публичной, распространяется на все общество. Семья, частая собственность – та сфера куда не имеет право вторгаться государство. Неделимость государства. При демократии большая часть населения приобщена к созданию законов. В зависимости от того в чьих руках находиться суверенная власть выделяет формы правления. Признаки стабильности и нестабильности этих форм. Причины государственных переворотов: неравномерное распределение общества, пульверизация общества, религиозная нетерпимость. Борьба с ростовщичеством, принимать законы о наследовании с целью укрепления среднего класса. Концепция политической истории посвящена нейтрализации негативных процессов + анализ форм правления. Лучшая форма – абсолютная наследственная монархия. Понятие демократия и понятие власть – несовместимые понятия, демократические устои подрывают саму власть. Власть – управление и подчинение. Люди вообще не равны в своих политических возможностях. Народ – толпа, зверь многоголовый лишенный рассудка, толпа не любит то что возвышается над ее уровнем. Толпа испытывает неприязнь к уму, знатности и богатству. Демократия объективно способствует возникновению противоречий в области. Аристократическая форма: неустойчивая, постоянные раздоры в аристократическом семействе, находится тот кто хочет подчинить себе других, аристократы испытывают страх перед революцией.

Лучшая форма - монархия: хороша в периоды политических кризисов.

Идеализация законной или королевской монархии - такое государство в котором подданные пользуясь личной свободой и собственностью повинуются законам монарха, а монарх законам божьим. Арифметическая, гармоническая. Геометрическая – три правды. Государство – гарант прав и свобод людей. Либеральная монархия в 19 веке: подданные превращаются в граждан.

 

4. Томас Мор и Томаза Компанелла - утописты социалисты. Мор вводит термин утопия.

1516 г «Золотая книга столь же полезная как и забавная о наилучшем устройстве государстве и о новом острове утопия» утопия - место которого нет.

1478 - 1535 казнен, родился в Лондоне, воспитывался в доме кардинала Моргана. Оксвордский университет, оставляет его поступает в частную школу права, популярный адвокат. В 26 лет член английского парламента, против повышения налогов. В 1529 – лорд – канцлер. Отказался присягнуть королю, обвинен в государственной измене. В книге критика современной Англии. Господство частной собственности. Государство представляется ни чем иным как неким заговором богачей ратующих под вывеской государства о личных выгодах.

Утопия: основа труда – семейный труд, каждые два года обмен домами между жителями города и деревне. Сохранение патриархальных нравов, наказание за супружескую неверность. Труд – обязательное дело для каждого. Труд под контролем должностных лиц. Рабы – бывшие военнопленные и осужденные. Никакой роскоши, равенство, отсутствие частной собственности, товарно –денежного обмена, золотые цепи для рабов, драгоценные камни – игрушки для рабов. Все дети рождаемые сверх нормы – в другие семьи. Все необходимое на общественных рынках или складах. Принцип распределения по потребностям – каждый отец семейства получает столько товаров сколько нужно семье, для этого в государстве д б изобилие: 6 – часовой рабочий день, полное изживание социального паразитизма (священники, женщины, прислуга, юристов и др.)

Политический строй - сочетание непосредственной и представительной демократии. Выборность всех должностных лиц, во главе князь: каждые 30 семейств выбирают филарха, они выбирают 4, из них князь. Князь избирается пожизненно. Сенат, народное собрание. по всем вопросам филархи советуются с главами семей. в утопии осуждается полное неверие - атеизм, все боги уважаемы.

Мудрый просвещенный правитель заботящийся о своем народе, все правители д избираться из ученых.

Томаза кампанела 1568 – 1639 в ордене доминиканцев, арестован за участие в заговоре, приговорен к пожизненному заключению, произведение «Город солнца»: отсутствие частной собственности, всеобщий обязательный труд, общественный характер труда и распределения, 4-х часовой рабочий день, трудовое воспитание граждан. Начальники мастерства - должностные лица, освоившие несколько ремесел. Труд дело жизни каждого гражданина. Ввел термин «Герой труда». Остальное время – культуре, спорту, питание в общественных столовых. Весь день в коллективе. Частная собственность противоречит любви к ближнему. Правителями д б представители духовной аристократии. Сочетание черт жречества и наставничества. Во главе государства первосвященник, который опирается на трех помощников: Пон – военные дела, Син - культура, Мор – медицина, деторождение. Первосвященник и помощники - не сменяемы. Принцип демократии сочетающийся с правлением мудрых. Суд не отделен от администрации, законы просты и малочисленны, основные наказания - бичевание, выговор, отстранение от трапезы, смертная казнь.

Отсутствие частной собственности, распределение по труду или потребностям.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Политические и правовые учения в России в период 11 -16 веков | Политические и правовые учения в Голландии, Англии
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 357; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.