Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государство и право Российской империи в период абсолютизма 227

имущества церкви и правового статуса духовенства. Необхо­димо было решить вопросы об административной власти епископов, местных органов управления и церковных судов. Важным фактором в этом урегулировании стала секуляриза­ция церковных земель в 1762—1764 гг.

Уже в первой четверти XVIII в. определилось правовое положение императора в церковной системе:

император стал источником и носителем высшей власти в православной церкви, власть церкви стала производной от государственной власти;

император осуществлял свою власть в церкви в рамках государственного законодательства;

Святейший Синод стал органом распорядительной влас­ти императора;

церковная организация стала частью государственного аппарата, его ведомством. Как и государственная, власть мо­нарха была поставлена над церковью.

Разработка положений о церкви, осуществленная Уложен­ной комиссией 1754 г., затронула ряд существенных вопросов господствующего положения православной веры. Отход от православия, совращение в нехристианскую веру, богохульст­во оставались тяжкими преступлениями и наказывались смертной казнью.

Правовой статус других вероисповеданий и церкви пола­гался ограниченным, их проповедь (не вероисповедание) за­прещалась. Также ограничивалось распространение нехрис­тианских вероучений, прежде всего мусульманства.

Приверженцы раскола получали право на равный с други­ми подданными суд. Они облагались обычным (не двойным) подушным налогом, но вступление их в государственные должности ограничивалось. Распространение вероучения раскольников запрещалось.

В области брачно-семейных прав православные получали определенные привилегии. Вполне законным признавался брак, заключенный между лицами одного вероисповедания. Допускались браки православных с лютеранами, но дети от этого брака могли быть крещены только в православии. Все незаконнорожденные от православных дети считались пра­вославными.

Наступление государства на имущественные права церкви

»•


выразилось уже в ограничении прав собственности церкви на землю и крепостных крестьян: духовные лица лишались права распоряжаться своим имуществом, за ними сохраня­лось лишь право сбора оброка.

В 1764 г. была проведена секуляризация церковных и мо­настырских земель. Церковь лишалась вотчинных прав, свыше 900 тысяч душ перешли в собственность казны и под управление Коллегии экономии.

Из 26 епархий только три оставались на прежнем матери­альном обеспечении, остальные переходили во второй и тре­тий классы обеспечения. Из 954 монастырей оставалось 385, остальные закрывались. Только пятая часть доходов с преж­них земель отводилась на содержание церкви.

В «Наказе»Ека1ерины II (1768 г.) наряду с тремя общест­венными слоями (дворянство, «средний род людей», крес­тьянство) духовенство не упоминалось как особое сословие, подчеркивался принцип свободы вероисповедания. Ограни­чено было и участие духовных лиц в работе Уложенной ко­миссии, высказывались даже предложения о полном упразд­нении Синода и замене его чисто государственным органом по делам церковного управления. Сокращалось влияние цер­ковных судов и давалась четкая регламентация их полномо­чий, чисто юридические принципы вытесняли нормы цер­ковные и нравственные. Многие правонарушения, касавшие­ся церкви, приравнивались к должностным, общеуголовным и утрачивали черты квалифицированного преступления. Зато причастность духовного лица к преступлению рассмат­ривалась как отягчающее обстоятельство.

Проекты, выработанные в Уложенной комиссии, опреде­лили дальнейшее развитие законодательства о церкви: в 1773 г. была провозглашена свобода вероисповедания. При проведении губернской реформы 1775 г. дела о суевериях передавались в совестные суды, с 1782 г. — в управы благочи­ния, подчиненные городским властям. Туда же передавались дела о волшебстве и богохульстве. С 1772 г. отменялись уго­ловные наказания за ересь.

На разборе 1769 г. многих духовных лиц, не имевших должностей священно- и церковнослужителей, в возрасте от 15 до 40 лет призвали в армию. Духовенство численно регули­ровалось по аналогии с государственной бюрократией: в 1786 г. хлебное жалованье было полностью заменено денежным, с


эд?

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Изменения в правовом положении церкви | Правовое положение окраин империи
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 217; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.