Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государство и право в период перехода к буржуазной монархии 275




VI.

Государство и право в период перехода к буржуазной монархии 273

нимальными гарантиями прав обвиняемого, приговаривая к самым суровым наказаниям.

Еще в 1866 г. у суда присяжных были изъяты дела о печати, административные органы понуждали прокуроров возбуж­дать дела против наиболее смелых публицистов и редакто­ров. Наступление на гласность началось задолго до 1881 г. В интересах конфиденциальности допрос высших должност­ных лиц с 1869 г. мог производиться на дому.

В 1887 г. суду предоставлялось право закрывать двери за­седаний, объявляя слушающееся дело «деликатным», «конфи-денциальным»или «секретным».

В 1889 г. вступает в действие «Положение о земских участ­ковых начальниках», разрушившее раздельность судебной и административной властей. Этим актом, прежде всего, был нанесен серьезный удар по системе мировых судов, их число существенно сократилось, а затем, вплоть до 1913 г., они ис­чезают вовсе.

В уездах вместо мировых судей вводился институт земских начальников, наделенных широкими административно-су­дебными правами в отношении крестьянского населения. Они осуществляли контроль над сельскими и волостными органами самоуправления, руководили полицией и надзира­ли за деятельностью волостных судов. В качестве ценза для должности земского начальника устанавливались: высшее об­разование или занятие кандидатом в течение нескольких лет должности мирового посредника, мирового судьи, высокий Имущественный ценз и звание потомственного дворянина. Сословный принцип подбора кадров проявился здесь со всей откровенностью.

Параллельно с земскими начальниками в уезде действова­ли уездные окружные суды, члены которого рассматривали дела, изъятые у мировых судей, но не перешедшие к земским начальникам. В городах вместо мировых судей появились го­родские судьи, назначаемые министром юстиции.

Второй инстанцией для этих судов стал уездный съезд, состоявший из члена уездного окружного суда, одного-двух городских судей и нескольких земских начальников. Съезд возглавлял предводитель уездного дворянства. Таким обра­зом, большинство мест в этих органах оказывалось за государ­ственными должностными лицами.

Кассационной инстанцией для вновь возникшей системы


судов стали губернские присутствия под руководством губер­натора и в основном состоявшие из государственных чинов­ников. Кассационная деятельность в ходе такой реорганиза­ции перестала быть исключительной компетенцией Сената. Кроме того, в 1885 г. наряду с кассационными департамента­ми Сената организуется специальное административное (Первое) присутствие, отобравшее у департаментов ряд дел кассационного производства.

Административное вмешательство в судопроизводство повлекло за собой отход от одного из важнейших принципов судебной реформы — гласности суда, в 1887 г. было провозгла­шено право суда рассматривать дела при закрытых дверях, в 1891 г. резко сужается гласность гражданского судопроизвод­ства.

Волостные суды, которые уже в ходе самой судебной ре­формы составляли особое звено судебной системы (специ­альный порядок судопроизводства, применение ими телес­ных наказаний, руководство нормами обычного права), с 1889 г. подпадают под непосредственный контроль земских начальников. Последние отбирали кандидатов для волост­ных судов, осуществляли ревизии, штрафовали и арестовыва­ли без особых формальностей волостных судей.

Апелляционной инстанцией для волостного суда стали уездные съезды, кассационной — губернские присутствия, т.е. органы по своему существу административные.

Волна контрреформ захватила в 80—90-е гг. и сферу орга­нов местного самоуправления. В 1890 г. было пересмотрено «Положение о губернских и уездных земских учреждениях». Сохранив куриальную систему выборов, правительство отка­залось от принципов представительства по первой курии: в нее входили теперь исключительно потомственные и личные дворяне. Для усиления их роли в земских органах в дворян­ской курии снижался имущественный ценз. Одновременно с этим ценз значительно увеличивался во второй (городской) курии. Соответственно изменялось число выборщиков от этих курий: от первой оно возрастало, от второй сокраща­лось. По отношению к крестьянской курии усиливался кон­троль администрации — земских начальников, губернатора:

губернатор по своему усмотрению назначал гласных в уезд­ное земское собрание. Закон предоставлял губернатору право приостанавливать любое постановление земского со-


брания, если оно «не соответствовало общим государствен­ным пользам и нуждам»либо «нарушало интересы местного населения».

В 1892 г. было принято новое «Городовое положение». Если прежде к выборам в органы городского самоуправления допускались практически все плательщики налогов, то со­гласно новому закону в число выборщиков могли попасть только лица с определенным имущественным цензом (в зави­симости от ценности принадлежащего им имущества).

Вынужденное под угрозой революционной ситуации про­вести в 60—80-е гг. ряд буржуазных по своему характеру ре­форм, правительство в 80—90-е гг. наносит удар почти по всем вновь возникшим институтам и принципам.

Эпоха контрреформ сделала существенный сдвиг «впра-во»по всем направлениям социального, политического и го­сударственного развития России.

41. РАЗВИТИЕ ПРАВА В УСЛОВИЯХ «НЕОАБСОЛЮТИЗМА»

На основе материалов кодификаций, проведенных в доре­форменный, период были изданы второе и третье Полное собрание законов. В него вошла значительная часть нового пореформенного законодательства. Новеллы были включе­ны и в Свод законов.

Десятый том Свода пополнился Судебными уставами. По- • ложением о земских начальниках. Временными правилами о волостном суде и другими актами и нормами. В ограниченном виде применялись нормы обычного права: в крестьянских волостных судах, в некоторых областях торгово-промышлен­ной деятельности. Применение обычая в случаях неурегули­рованности правом стало правилом, однако оно не должно было противоречить существующему законодательству.

Наиболее важные законодательные акты не могли всту­пить в силу без санкции императора. Тем не менее законода­тельная деятельность резко активизировалась. С 1863 г. под контролем Сената издается периодическое Собрание узако-


276 VI.

нений и распоряжений правительства. В него входили уставы акционерных обществ, кредитных обществ, постановления министров и сенатская практика.

Толкование законов и решение юридических коллизий находилось в ведении Сената. Разъяснения Сената стали обя­зательными для юридической практики. Отдельные поста­новления Сената, утвержденные императором, приобретали статус законов.

Правовое регулирование экономики осуществлялось на­бором правовых норм из различных отраслей права. В поре­форменный период в России происходил быстрый рост орга­низационно-правовых форм экономической деятельности. Предприниматели группировались в разнообразные общест­ва: в 1866 г. было создано Русское техническое общество, в 1867 г. — Общество для содействия развитию русской про­мышленности. В 1870 г. в Петербурге состоялся торгово-про­мышленный съезд с участием представителей правительства. В 70—80-е гг. проходит ряд отраслевых съездов, на которых согласовывались вопросы экономической политики, прово­димой правительством, предпринимателями и финансиста­ми. На съездах избирались постоянно действующие руково­дящие органы — советы съездор. Нормирование производст­ва и сбыта, осуществлявшееся правительством совместно с частными (и смешанными) предприятиями, отразило разви­тие государственно-монополистических тенденций.

В праве окончательно сформировалось понятие юриди­ческого лица. Вначале оно применялось к государству, монас­тырям, учебным заведениям. Развитие товарно-денежных от­ношений выдвинуло на первый план купеческие, промыш­ленные организации, товарищества, акционерные общества. Правоспособность юридических лиц определялась в соответ­ствии с целями их деятельности (соответствие мог устанавли­вать Сенат, предписывающий санкции против нарушителей).

Закон разделял все юридические лица на публичные, част­ные, соединения лиц, учреждения.

Вещи по закону делились на движимые и недвижимые, родовые и благоприобретенные. (Особую группу недвижи­мости составляли заповедные и майоратные земли. Заповед­ные земли могли принадлежать только потомственным дво­рянам и иметь соответствующие размеры; они не отчужда­лись ни в какой форме, не облагались налогами, на них не





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 220; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.