Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие права в начале XX в

Государство и право в период перехода к буржуазной монархии 817

дукты продавались несколько раз в неделю, ограничивался отпуск товара в одни руки, карточки лимитировались.

В годы войны происходили частные перемены в составе высшего эшелона власти — за это время сменились четыре председателя Совета министров, шесть министров внутрен­них дел, три министра, четыре обер-прокурора Синода, три министра иностранных дел, четыре министра земледелия, три министра путей сообщения.

В декабре 1916 г. правительство начало наступление на политическую оппозицию: прерывается заседание Государст­венной думы, запрещается деятельность Земгора, проводят­ся аресты рабочих групп военно-промышленных комитетов, члены которых обвинялись в саботаже. В свою очередь, оп­позиционная буржуазия начинает все активнее проникать в военно-промышленные органы, различного рода союзы и об­щественные организации, активизируется «прогрессивный блок» в Думе.

Система источников права в этот период пополняется новы­ми элементами — постановлениями Совета министров и мне­ниями Государственного совета. Эти формы хотя и носили подзаконный характер, однако имели обязательную силу для всех исполнительных органов. Появляется большое число актов, именуемых «временные правила». Возникая как чрез­вычайные, направленные на вполне конкретную ситуацию, акты приобретали характер законов. Определение «времен-ные»наиболее адекватно отражало направленность законо­творчества в период реформ.

Наряду с постановлениями Совет министров издавал также положения, носившие статусный, правоустанавливаю-щий характер и часто определявшие структуру и функции новообразуемых органов власти и управления.

В большом количестве издавались указы, как правило, на­правленные на проведение вполне конкретных правовых акций и преобразований. При реформировании системы го­сударственных органов или создании новых принимались


 

;.»^

 


 


акты, носившие названия учреждений. В наименованиях наи­более фундаментальных актов используется термин «закон».

Кодификационная работа проводилась в ряде учрежде­ний: особое отделение государственной канцелярии (по изда­нию Свода Законов), департаменты Сената, Государствен­ный совет и Государственная дума. Совет министров и от­дельные министерства и управления. Руководство этой рабо­той осуществлял Сенат, наряду с ним было создано Юриди­ческое совещание, руководившее всей кодификационной де­ятельностью.

В 1882 г. указом была учреждена комиссия для составления Гражданского уложения, которая подготовила к 1905 г. два проекта, учитывающих новый характер торгово-промышлен­ных отношений. Как общее правило поведения для всех граж­дан закон в рассматриваемый период становится главным источником права. Закон в материальном смысле отличался от закона в формальном смысле, т. е. распорядительной меры, принимаемой в конкретном случае. Закон должен был выражать общую волю трех субъектов, которым принадлежа­ла совместная власть, — Государственной думы. Государст­венного совета и императора (указ мог исходить от одного монарха). По своему содержанию законы делились на пред­писывающие (в форме повеления или запрещения) и воспол-нительные (дополнявшие волю частных лиц).

По пространству действия законы делились на общие (действовавшие на всей территории империи), местные (дей­ствовавшие на ее части), особенные (действующие в отноше­нии особого рода дел) и специальные (действующие в отно­шении особых категорий лиц). Действие закона во времени начиналось с момента его опубликования, но в силу он всту­пал с момента получения на данной территории листа сенат­ского издания Собрания Узаконений и Распоряжений прави­тельства (если в самом законе не был указан срок вступления его в силу).

Правило, что закон не имеет обратной силы, было рассчи­тано на суд, а не на законодателя. Толкование законов осу­ществляли сам законодатель, Сенат, суд, правоведы.

Правовое регулирование экономики становится одной из основных задач законодателя, развитие юридической техни­ки в этом направлении указывает на актуальность этой задачи.


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Государство и право в период перехода к буржуазной монархии. ъ ^ Война с Германией обусловила милитаризацию экономики России | Государство и право в период перехода к буржуазной монархии 319
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 685; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.