Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государство и право в переход от капитализма к социализму 433

IX.

КОНСТИТУЦИЯ СССР 1924 Г.

Государство и право в переход от капитализма к социализму 431

казья. В марте 1922 г. в Тифлисе был образован Высший эко­номический Совет республик Закавказья, принявший в свое ведение вопросы общей обороны, финансов, внешних свя­зей, управления экономикой и транспортом трех республик (Грузии, Армении, Азербайджана). Сложился территориаль­ный союз (конфедерация), имевший своим высшим органом Конференцию центральных исполнительных комитетов рес­публик. В декабре 1922 г. конфедеративный союз был преоб­разован в Закавказскую советскую федеративную социалис­тическую республику (ЗСФСР). Высшими органами власти стали Съезд Советов и ЦИК. Возникла новая (по сравнению с РСФСР) форма федерации, в которой составляющие ее со­юзные республики обладали более широкими правами, чем автономные в РСФСР (в области конституционного стро­ительства, вопросах гражданства и т. п.)

В августе 1922 г. для разработки модели новой федерации была создана комиссия из представителей ЦК РКП (б) и ЦК компартий республик. Предложенный для обсуждения про­ект Наркомнаца предусматривал вхождение Украины. Бело­руссии, Грузии, Азербайджана и Армении в состав РСФСР, сохранив органы последней в качестве федеративных («про­ект автономизации»). Тезисы были приняты комиссией ЦК РКП(б) в конце сентября. Однако В.И. Ленин отверг идею автономизации и предложил другой вариант: федеративные органы власти ставились над республиканскими, а в федера­цию объединялись равноправные, а не подчиненные РСФСР республики. В октябре новый проект был одобрен ЦК РКП(б). Утвержденные в конце ноября «Осчовные пункты Конституции», разработанные специальной комиссией, были направлены на обсуждение в союзные республики.

Е декабре 1922 г. Первый съезд Советов СССР утвердил Дек­ларацию и Договор об образовании СССР, подписанные че­тырьмя республиками: РСФСР, Украиной, Белоруссией и ЗСФСР. Каждая из республик уже имела свою конституцию.


Съезд Советов СССР принял решение о разработке общесо­юзной конституции (проект был разработан в течение 1922 г.), которая и была утверждена Вторым съездом Советов СССР в январе 1924 г. Возникшие в ходе ее разработки раз­ногласия по вопросам национально-государственного стро­ительства были урегулированы решением Двенадцатого съез­да РКП(б).

В феврале 1923 г. в проектной комиссии было сделано предложение преобразовать Совет национальностей (до этого входящий в Наркомнац как представительный орган разных национальностей) в орган СССР, превратив его во вторую палату ВЦИК. По одному проекту Совет должен был состоять из представителей всех (федеральных, автоном­ных) республик и автономных областей, по второму—только из представителей четырех федеративных республик. Была принята более сложная модель, позднее закрепленная в Кон­ституции.

Конституция Союза Советских Социалистических Рес­публик состояла из двух разделов: Декларации об образова­нии СССР и Договора об образовании СССР. В Декларации указывалось на особый характер национальной политики Со-. ветского государства, на причины объединения советских республик, принципы их объединения (добровольность и равноправие). Договор состоял из одиннадцати глав: I. О предметах ведения верховных органов власти СССР; II. О суверенных правах союзных республик и о союзном граждан­стве; III. О Съезде Советов СССР; IV. О Центральном Испол­нительном Комитете СССР; V. О Президиуме ЦИК СССР; VI. О Совете Народных Комиссаров СССР; VII. О Верховном суде СССР; VIII. О народных комиссариатах СССР; IX. Об Объединенном Государственном политическом управлении;

X. О союзных республиках; XI. О гербе, флаге и столице СССР.

По Конституции в исключительное ведение Союза входи­ли внешние сношения и торговля, решение вопросов о войне и мире, организация и руководство вооруженными силами, общее руководство и планирование экономики и бюджета, разработка основ законодательства (общесоюзная юстиция). Утверждение и изменение основных начал Конституции на­ходились в исключительной компетенции Съезда Советов СССР. За союзной республикой сохранялось право выхода из


Союза, территория могла быть изменена только с её согла­сия. Устанавливалось единое союзное гражданство.

Высшим органом власти СССР объявлялся Съезд Советов СССР, избиравшийся от городских Советов (1 депутат от 25 000 избирателей) и от губернских съездов Советов (1 депу­тат от 125 000 избирателей).

В период между съездами высшим органом власти был Центральный Исполнительный Комитет СССР (ЦИК СССР). ЦИК состоял из Союзного Совета, который избирал­ся съездом из представителей республик пропорционально их населению, и Совета Национальностей, составленного из представителей союзных и автономных республик (пять де­путатов от каждой) и автономных областей (по одному депу­тату от каждой). ЦИК работал в сессионном порядке, число председателей ЦИК СССР соответствовало числу союзных республик.

В промежутках между сессиями ЦИК СССР высшим зако­нодательным и исполнительным органом был Президиум ЦИК СССР, избиравшийся на совместном заседании палат. Президиум ЦИК мог приостанавливать действие постановле­ний съездов Советов союзных республик и отменять поста­новления СНК СССР, Наркоматов СССР, ЦИК и СНК союз­ных республик.

ЦИК СССР формировал высший исполнительный и рас­порядительный орган — Совет народных комиссаров СССР (СНК СССР), в который входил председатель СНК, его замес­тители и десять наркомов. Наркомы руководили отдельными отраслями государственного управления. Пять наркоматов были общесоюзными: иностранных дел, военных и морских дел, внешней торговли, путей сообщения, почт и телеграфов. Пять наркоматов были объединенными: ВСНХ, продовольст­вия, труда, финансов, РКИ. Общесоюзные наркоматы дейст­вовали на территории союзных республик через уполномо­ченных (уполномоченные общесоюзных наркоматов входи­ли с правом совещательного голоса в СНК республики), объ­единенные — через одноименные наркоматы союзных рес­публик. Ряд наркоматов были республиканскими: юстиции, внутренних дел, земледелия, здравоохранения, просвеще­ния, социального обеспечения.

Каждая республика, входящая в СССР, имела свой Совет народных комиссаров (из несоюзных и объединенных комис-


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Создание нового социалистического федеративного государства | Государство и право в переход от капитализма к социализму 4Э5
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 240; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.