Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные тенденции развития Советского права в 30-е гг

СТРОИТЕЛЬСТВО В КОНЦЕ 40-Х - НАЧАЛЕ 50-Х ГГ.

НАЦИОНАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ

Расширение конституционных прав союзных и автономных республик в послевоенный период связывалось с экономи­ческими преобразованиями, происходящими в них. В 1954— 1956 гг. из союзного подчинения в ведение союзных респуб­лик было передано большое количество промышленных предприятий. Были расширены права министерств союзных республик по управлению промышленностью: в мае 1955 г. был изменен порядок планирования и финансирования хо­зяйств союзных республик. Их Советы министров стали сами утверждать планы производства и распределения, титульные списки капитального строительства, темпы увеличения чис­ленности работающих, роста производительности труда и фонда зарплаты.


488 X.

В 1953—1960 гг. возрастает удельный вес республиканских бюджетов в союзном бюджете, а также доля республиканских налогов. С 1955 г. в союзном бюджете стали определяться лишь основные направления республиканских бюджетных расходов без их детализации.

Для координации межреспубликанской экономической политики в феврале 1957 г. была образована Экономическая комиссия Совета Национальностей (для подготовки законо­проектов, предложений и планов). В задачи комиссии входи­ло также согласование экономических интересов автоном­ных республик.

В феврале 1957 г. Верховный Совет СССР принял законы «Об отнесении к ведению союзных республик законодатель­ства об устройстве судов союзных республик, принятия граж­данского, уголовного и процессуальных кодексов» и «Об от­несении к ведению союзных республик разрешения вопросов областного, краевого административно-территориального устройства». За верховными органами СССР закреплялось право установления основ по этим отраслям законодательст­ва. На основании этих актов союзные республики провели ряд территориальных преобразований и изменений в статусе национально-государственных образований. После Двадца­того съезда КПСС и реабилитации «осужденных народнос­тей» в феврале 1957 г. была восстановлена Чечено-Ингушская АССР (в составе РСФСР), образованы Калмыцкая автоном­ная область (в составе РСФСР), преобразованы Кабардин­ская АССР в Кабардино-Балкарскую АССР, Черкесская авто­номная область в Карачаево-Черкесскую автономную об­ласть. Остался нерешенным вопрос территориального рассе­ления немцев Поволжья и крымских татар.

На основе Конституции СССР вся полнота власти сосредото­чивалась в Верховном Совете, принцип разделения властей отвергался как «буржуазный». В ряду правовых источников первенствующая роль отводилась закону. Закон в формаль-


й>сударство и право • вериод государственно-партийного социализма 489

ном смысле — всякий акт, принятый представительным орга­ном, в материальном смысле — это акт, который не обязатель­но исходит от законодательной власти, но содержит в себе нормы общего значения, устанавливающие определенные правила поведения. По смыслу Конституции 1936 г. формаль­ный и материальный аспекты советского закона всегда совпа­дают. На практике Верховный Совет делегирует свои функ­ции (на период между сессиями) Президиуму. СНК также при­нимает постановления и решения на основании и во испол­нение действующих законов. Процесс делегирования законо­дательной власти от одного органа другому облегчался тем, что эти государственно-властные структуры были консолиди­рованы партийно-политическим единством. Руководящие партийные органы принимали самое активное участие в их формировании. С 30-х гг. все больше постановлений прави­тельства стало приниматься совместно с руководящим пар­тийным органом (ЦК ВКП(б)). Партийные решения приоб­ретали фактически характер нормативных актов. Такая трансформация была обусловлена также представлением о праве как об инструменте государственной политики (поэто­му акты, которыми регламентировались наиболее серьезные политические акции, например коллективизация сельского хозяйства, исходили из двух источников: правительства и ЦК).

Доктрина «социалистической законности», сложившаяся в 30-е гг. и опиравшаяся па марксистско-ленинскую идеоло­гию, исходила из нормативистского представления о праве. Первоначальные психологическая и социологическая тео­рии права 20-х гг. были отвергнуты. Победа нормативизма, однако, не означала установления верховенства закона: со­хранялись принципы целесообразности, аналогии и объек­тивного вменения. На практике имели место многочислен­ные нарушения законности. Вместе с тем советское право носило императивный характер, требуя толкования закона в строгом соответствии с намерениями его авторов, а не сво­бодного или буквального толкования (как в западном праве).

Процессы концентрации политической власти внутри уз­кого круга партийных и государственных чиновников (но­менклатуры) сопровождались сужением гражданских прав


490 X.

для основной массы населения. В сферах трудового, колхоз­ного и уголовного права это было особенно очевидно.

Введение паспортов и института прописки усиливало ад­министративный контроль над населением. Сельские жите­ли, часто не получавшие паспортов, были фактически привя­заны к месту проживания и ограничены в праве передвигать­ся по стране.

В сфере сельского хозяйства был принят ряд мер, направ-ленных на усиление плановых начал. В мае 1939 г. ЦК ВКП(б) и СНК СССР приняли постановление «О мерах охраны обще­ственных земель колхозов от раздробления», закреплявшее колхозные земли в установленных пределах и ограничиваю­щее процесс нарастания приусадебных земель колхозников. В январе 1940 г. те же органы принимают постановление «Об обязательной поставке шерсти государству», в марте «Об из­менении в политике заготовок и закупок сельскохозяйствен­ных продуктов». Еще в сентябре 1939 г. была изменена систе­ма сельхозналога, включавшая прогрессивно-подоходное об­ложение приусадебных участков и освобождение от налога получаемых колхозниками трудодней. Для колхозов устанав­ливался погектарный принцип обложения (с количества земли), стимулирующий более интенсивное использование колхозами земельных владений. Одновременно с этими ме­роприятиями в апреле 1939 г. принимается постановление «О запрещении исключения колхозников из колхозов». Госу­дарство стремилось закрепить рабочую силу на колхозных землях и в колхозном производстве.

Схожие процессы происходили в сфере промышленного труда. В декабре 1939 г. ЦК ВКП(б), СНК и ВЦСПС приняли постановление «О мероприятиях по упрочению трудовой дисциплины...», в котором устанавливались дифференциро­ванные нормы страхового обеспечения, зависящие от стажа работы на данном предприятии ^учреждении). Одновремен­но правительство вводило на производстве трудовые книж­ки, в которых фиксировались занимаемая должность, поощ­рения и взыскания, налагаемые на работника. В июле 1940 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР была повыше­на обязательная мера труда: вместо существовавшего семи- и шестичасового рабочего дня устанавливался восьмичасовой рабочий день; вместо пятидневной рабочей недели — шести­дневная рабочая неделя. Через месяц новым Указом запре-


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Государство и право в период государственно-партийного социализма 485 | Изменения в праве в период отечественной войны
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 407; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.