Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура правовой нормы – это внутреннее строение правовой нор­мы,деление её на составные элементы (части) и взаимосвязь этих частей междусобой

Тесты

Тесты

1. Подберите надлежащее понятие к следующему определе­нию: «Система общеобязательных, формально определенных правил поведения, выражающих волю и интересы определенных слоев населения либо большинства общества, устанавливаемых и обеспечиваемых государством и направленных на урегулирование общественных отношений».

1. Позитивное право.

2. Система нормативного регулирования.

3. Система законодательства.

2. Подберите надлежащее понятие к следующему определению: «Правило поведения, регулирующее отношения между людьми».

1. Техническая норма.

2. Социальная норма.

3. Индивидуальное предписание.

3. По какому основному признаку социальные нормы отличают­ся от технических?

1. По времени возникновения.

2. По предмету регулирования.

3. По формам закрепления.

4. Назовите общую для любых разновидностей социальных норм функцию.

1. Регулирование общественных отношений.

2. Регулирование моральных отношений.

3. Регламентация отношений в сфере правового регулиро­вания.

5. Какая из перечисленных функций права не относится к специально-юридическим?

1. Охранительная.

2. Информативная.

3. Регулятивная.

6. Для каких нормативных регуляторов характерны общеобя­зательность и формальная определенность?

1. Для правовых норм.

2. Для моральных норм.

3. Для религиозных норм.

7. Общеобязательность, нормативность, системность, формальная определенность, обеспеченность государством – это:

1. Основные признаки правового государства.

2. Основные принципы права.

3. Основные признаки права.

8. Какие из социальных норм неразрывно связаны с государством?

1. Корпоративные.

2. Моральные.

3. Правовые.

9. Сторонники какой концепции правопонимания утверждают, что, кроме позитивного права, издаваемого государством, существует общее для всех людей право, свойствен­ное им по природе?

1. Нормативистской.

2. Социологической.

3. Естественно-правовой.

10. Основные направления правового воздействия на общественные отношения, в рамках которых выражается социально-юридическая природа права – это

1. Принципы права.

2. Признаки права.

3. Функции права.

Тема 11. Источники права

 

Учебные вопросы:

1. Понятие и виды источников права.

2. Нормативно-правовой акт: понятие и виды.

3. Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Понятие и виды источников права

Термин «источник права» юриспруденции известен давно. Ещё римский историк Тит Ливии называл Законы 12 таблиц источником всего публичного и частного права. Здесь слово источник употреблено в смысле основы, корня, от которого произошло все римское право.

Понятий источника права в современной отечественной и зарубежной литературе приводится огромное множество. Например, Г. Шершеневич в своей книге «Общая теория права» утверждает, что под термином источник права понимаются:

1. Силы, творящие право; например, источником права считают «волю Бога», «волю народную», правосознание, идею справедливости, государственную власть;

2. Материалы, положенные в основу того или иного законодательства; например, существует утверждение, что римское право было источником при подготовке Германского Гражданского Кодекса или, что труды Потье использовались при разработке Кодекса Наполеона; сюда можно включить и Законы 12 таблиц, которые, как уже было сказано выше, являлись основой для всего римского права;

3. Исторические памятники, которые когда-то имели значение действующего права; о таких правовых памятниках как об источниках права говорят, когда пользуются в исследованиях Русской правдой, Corpus juris civilis и т. д.;

4. Средства познания действующего права; этот смысл источника права используется тогда, когда говорят, что право можно познать из закона.

Если исходить из общепринятого значения слова «источник» как «вся­кого начала или основания, корня и причины, исходной точки», то применительно к юридическим явлениям следует понимать под источником права три фактора:

1) источник в материальном смысле (материальные усло­вия жизни общества, формы собственности, интересы и потреб­ности людей и т.п.), сюда включают экономические, социальные, политические (как внешние, так и внутренние) и другие виды отношений, которые различными способами влияют на создание и изменение правовой системы; так, например, в обстановке накала страстей в стране, когда население с помощью митингов, забастовок, акций протеста и других мероприятий стремятся "достучаться до государственных властей с тем, чтобы те решили назревшие в обществе проблемы, законодатель делает определенные изменения в правовой системе государства, тем самым пытаясь повлиять на нестабильную ситуацию в обществе, уступая ему или проводя контрмеры; в этом примере очевидно, что источником права являются политические отношения населения страны с государственной властью, социальное и экономическое положение людей;

2) источник в идеальном смысле (различные право­вые учения и доктрины, правосознание и т.д.), т.е. речь идет о концепциях, идеях, теориях, представлениях людей о действующем и желаемом праве, о юридической деятельности, под воздействием которых создается, изменяется и действует право; господствующая правовая идеология, ведущие национальные идеи - это очень часто главные источники формирования и развития права; в качестве примера можно привести советское право, источником которого являлись идеи марксизма-ленинизма, или российское право, источником которого являются идеи о создании демократического общества;

3) источник в формально-юридическом смысле – результат определенного процесса, закрепление которого регламентируется государством, по установлению правовых предписаний, обязательных для всего общества, либо отдельной его части и носящих официальный характер (это правовой обычай, нормативно-правовой акт, юридический прецедент, договор нормативного содержания и другие источники права).

Источник права в формально-юридическом смысле – это форма зак­репления и выражения правовых норм, придания им общеобязательного официального характера.

Источник права в формально-юридическом смысле – воплощенное в определенной внешней форме и наделенное юридической силой государственно-властное предписание посредством которого регулируются и охраняются общественные отношения.

Очень часто понятию «источник права» в формальном смысле дают определение «форма права». Большинство ученых считают, что эти два определения тождественны. Но при этом они не учитывают тот факт, что определение «форма права», как и определение «источник права», имеет несколько значений. Для того, чтобы в этом разобраться требуется понять, что же такое форма вообще.

Форма – это важное философское понятие, оно определяет, прежде всего, внешнее очертание, внешнее выражение какого-либо содержания, а также и внутреннее строение, структуру, определенный порядок предмета или порядок протекания процесса.

Парной для категории форма выступает философская категория содержание. Содержание, будучи определяющей стороной целого, представляет собой единство всех составных элементов объекта, его свойств, связей, состояний, тенденций развития. Форма же есть способ существования, выражения и преобразования содержания.

Существуют 2 категории: форма права и правовая форма.

Правовая форма отражает всю правовую реальность. В этом случае речь идет о правовых явлениях, опосредующих экономические, политические, бытовые и иные фактические отношения, конкретные виды деятельности. Это понятие формы применимо, когда показывается связь права с иными социальными отношениями. Например, правовая форма экономического отношения купли-продажи или правовая форма политических отношений различных партий и государственной власти.

Категория «форма права» есть форма именно права как отдельного, самобытного явления и, соотносится она только с содержанием права. Её назначение – придать ему свойство государственно-властного характера, упорядочить содержание права.

Выделяют внешнюю и внутреннюю формы права.

Внутренняя форма права – это структура права, система элементов и связи между ними.

Относительно того, что следует понимать под внешней формой права в современной литературе единого мнения нет. Во многом это определяется тем, что тот или иной автор считает содержанием права. Существует довольно общее определение, которое не рассматривает то, как понимается содержание права:

Внешняя форма права – это объективированное закрепление и проявление содержания права в определенных актах государственных органов, решениях суда, обычаях и других источниках.

Делая вывод из всего этого можно сказать, что понятие источника права в формально-юридическом смысле и понятие внешней формы права совпадают, т.е. источник права в формально-юридическом смысле – это и есть форма права.

Поэтому в некоторых учебниках употребляют выражение: источники (формы) права.

Именно в этом значении – источника права в формально-юридическом смысле и внешней формы выражения права – будут в дальнейшем рассматриваться источники права.

Под формой (источником) права принято понимать способы придания официальной юридической силы правилу поведения и ее внешнее официальное выражение. Форма показывает, каким способом государство создает, фиксирует ту или иную норму права, в каком виде эта норма доводится до сознания людей.

История человеческого общества выработало следующие формы (источники) права:

1. Нормативный-правовой акт

2. Правовой обычай

3. Судебный прецедент

4. Нормативный договор

5. Принципы права

6. Правовая доктрина

1. Нормативно-правовой акт – это официальный документ, прини­маемый от имени государства, в порядке установленной государством процедуры, содержащий обобщенное правило поведения (норму права) и распространяющий свое регулятивно-охранительное воздействие на не­персонифицированный круг субъектов.

Нормативно-правовой акт – это официальный документ, исходящий от компетентного органа, принятый в установленном порядке, содержа­щий правовые нормы, обеспечиваемый силой государственного принуж­дения.

Иными словами, это документ, принимаемый в определенном порядке компетентным государственным органом, в котором содержатся нормы права.

Нормативно-правовой акт как источник права можно охарактеризо­вать, обратив внимание на следующие его основные признаки:

норматив­ный акт издается компетентным государственным органом в определенном процедурном порядке;

нормативный акт носит государственно-властный характер;

нормативный акт охраняется средствами государственного при­нуждения;

нормативный акт обладает юридической силой - свойством ре­ально действовать, фактически порождать юридические последствия;

нор­мативный акт документально оформлен, имеет установленную форму и реквизиты.

Правовые нормы, которые содержатся в нормативных актах, называют писаным (позитивным) правом.

В рабовладельческих и феодальных государствах нормативные акты были относительно немногочисленны, регулировали относительно неболь­шой круг общественных отношений и не имели того значения, которое они имеют в настоящее время.

Нормативный акт как источник права имеет и свои преимущества, и свои недостатки. Все же при помощи писаного права дос­таточно удобно регулировать общественные отношения, поэтому в настоя­щее время издаваемые государством официальные документы являются основным либо одним из основных источников права практически во всех правовых системах мира.

Нормативные акты имеют различные названия, они также отличаются друг от друга по юридической силе, по органам, их издающим и т. д.

Все другие формы (источники) права относятся к так называемым незаконодательным. То есть они формируются не специальными законотворческими органами государства.

2. Правовой обычай – юридически значимое правило поведения, сло­жившееся в результате многократного повторения, признанное в силу своего повторяющегося характера закономерным и получившее официаль­ное одобрение (санкцию) государства.

Правовой обычай – общеобязательное правило поведения, соблюдае­мое в установленных случаях субъектами права в силу целесообразности, традиции или привычки и обеспечиваемое мерами государственного при­нуждения.

Обычай – исторически первый ис­точник права, связанный с устоявшимися в данном обществе представле­ниями и правилами поведения. Государство обеспечивает реализацию тех обычаев, которые считает целесообразными, т.е. полезными (либо не вред­ными для государства). Таким образом, государством санкционируются не все обычаи, а только те, которые отвечают государственным интересам. Содержание правового обычая прямо не закрепляется в действующем зако­нодательстве. Для обеспечения действия правового обычая в качестве юри­дической нормы в нормативно-правовом акте необходима отсылка на допустимость его применения. Например, обычаи морских портов прямо не за­крепляются в законодательстве, однако в международных соглашениях со­держатся нормы, разрешающие их применение. Также примером этому может служить статья 5 Гражданского кодекса РФ, опре­деляющая возможность применения обычаев делового оборота.

Обычай консервативен, закрепляя результаты обществен­ного опыта, воспринятые культурой народа. Неслучайно большинство норм обычного права совпадают с религией и моралью, выражая их ценности. Так, первые законы античного и феодального обществ были по существу сводами обычного права отдельных племен. Примерами могут служить так называемые «варварские правды» (Русская, Салическая, Алеменская. Баварская, Саксонская), Судебник Альфреда Вели­кого в Англии, законы Этельстана. Древнейшими памятниками обычного права являются своды обы­чаев – Законы Хаммурапи, Законы Ману и т.д. В ходе истории обычное право посте­пенно вытесняется другими юридическими источниками.

Советское право обычай практически не восприняло. По­следние отсылки к обычаю содержал Земельный кодекс РСФСР 1922 г. в главе, регулирующей раздел крестьянского двора.

В России правовой обычай используется ограниченно и сохраняет свое значение в морском праве, где для каждого морского порта установлены свои обычаи.

Правовые обычаи имеют наибольшее распространение в гражданском, семейном, аграрном праве, а также в международном праве, в частности, во внешнеторговом обороте.

Существуют правовые системы, где роль правового обычая и вообще обычаев достаточно велика. Правовые системы, в основу которых были положены определенным об­разом систематизированные обычаи, получили название систем обычно­го права. К ним относится обычное право африканских государств, где обычаями регулируются брачно-семейные, земельные отношения и отношения в области наследования. Эти традиционные отношения и в наши дни регулируются нормами обычного права, а судебные органы решают такого рода споры на основе местных обычаев, придавая им юридический, государством защищенный характер.

В условиях рыночных отношений достаточно широкое рас­пространение получили «обыкновения», сложившиеся (институционализировавшиеся) в хозяйственной практике.

Деловое обыкновение – это правило, которое складывается в процессе делового обмена, оно связано с торгово-деловыми отношениями. В отличие от правового обычая, деловое обыкновение не имеет глубоких корней в опыте человеческого бытия. Как правило, это признаваемая в данный момент наиболее оптимальная модель поведения в торговом обороте. Например, с появлением общедоступных телефонных сетей появилось деловое обыкновение, в соответствие с которым признавалось правомерным заключение гражданско-правовых сделок по телефону. Примером признания в России делового обыкновения в качестве источника права может служить часть 2 статьи 478 ГК РФ. Согласно данной норме, «в случае, если договором купли-продажи не определена комплектность товара, продавец обязан передать покупателю товар, комплектность которого определяется обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями».

3. Юридический прецедент – решение компетентного государственно­го органа по конкретному юридическому делу, являющееся образцом при рассмотрении аналогичных дел одноуровневыми либо нижестоящими ор­ганами государства.

Правовой прецедент – (от лат. praecedens, род.падеж praecedentis – предшествую­щий) решение компетентного государственного органа по конкретному юридическому делу, используемое в качестве эталона (образца) при рассмотрении последующих аналогичных дел этим же, либо нижестоящим органом.

От имени государства прецеденту придается юриди­чески значимый характер. Таким образом, он становится самостоятельным источником права. Различают два вида юридических прецедентов – адми­нистративный и судебный (по органу, принявшему решение: суд или адми­нистративный орган).

Признание прецедента источником права позволяет судебным и административным органам выполнять правотворческие функции, так как они фактически обладают правом создавать новые нормы права. Тем самым устраняются противоречия между развивающейся практикой и действующим законодательством, что позволяет решать дела при отсутствии норм права.

Российская юридическая практика не признает прецедент в качестве официального источника права, поскольку исходит из того, что судебные и административные органы призваны применять нормы права, а не создавать их.

Судебный прецедент – это решение по конкретному делу, являю­щееся обязательным для судов той же или низшей инстанции при ре­шении аналогичных дел, либо служащее примерным образцом толко­вания закона (прецедент толкования).

Судебный прецедент – это общее официальное правило, которое устанавливается судьей при решении конкретного дела (в тексте судебного решения по конкретному делу), в том случае, когда он обнаруживает, что из всех действующих правовых норм ни одна из них не подходит к данному случаю. Это общее правило становится обязательным, частью действующего права, которое подлежит применению судами, равными по статусу данному суду, а также всеми нижестоящими судами. Судебный прецедент – один из основных источников права в странах, принадлежащих к англосаксонской правовой семье.

Условно примером фактического применения судебного прецедента (хотя юри­дически этот источник права в России не может быть использован) в на­шем государстве могут служить решения Конституционного Суда Россий­ской Федерации по вопросам толкования Конституции РФ или признания положений Законов противоречащими Конституции РФ, а также постановления Пленума Верховного Суда РФ по отдельным категориям дел, которые выносятся на основе обобщений судебной практики. Но вопрос о юридической природе этих документов остается дискуссионным, до сих пор не решено имеют ли эти документы нормативный характер или их следует отнести к актам толкования.

Административный прецедент – решение органа управления или должностно­го лица по конкретному административному делу, которому придана нормативная сила.

Критики признания судебного и административного пре­цедентов источниками права обычно ссылаются на то, что решений компетентных органов по конкретным казусам на­капливается с течением времени такое количество, что не­специалист не в состоянии ориентироваться в море этих юри­дических документов, что здесь возможен произвол и даже злоупотребления должностных лиц, что если уж и включать в правотворческий процесс государство, то лучше это делать путем расширения функций законодательных органов, кото­рые в целом подготовлены лучше, чем судьи, и т.д. Напротив, сторонники прецедентного, или, как его иногда называют, «свободного» права, критикуют нормативные системы за консерватизм, неспособность адекватно и вместе с тем оперативно реагировать на события 6ыстротекущей жизни и т.д.

4. Нормативный договор – это соглашение между двумя и более субъ­ектами права, заключаемое для достижения целей и решения задач, имеющих юридическое значение для договаривающихся сторон, и содержащее норму права.

Нормативный договор – соглашение между правотворческими субъектами, в результате которого возникает новая нор­ма права (например, Федеративный договор РФ 1992 г.).

В от­личие от договоров-сделок данные соглашения не носят индивидуально-разового характера, их содер­жание составляют общие правила поведения (нормы). В отли­чие же от нормативно-правовых актов, принимаемых государ­ственными органами, данные договоры – результат соглаше­ния равноправных субъектов по поводу деятельности, представ­ляющей их общий интерес. Правила поведения (нормы), закрепленные в нормативных договорах, являются обя­зательными только для субъектов его заключивших. При этом, во-первых, круг договаривающихся субъектов носит персонифицированный (опреде­ленный) характер, а во-вторых, конкретизированы субъективные права и юридические обязанности, которые реализуются субъектами в рамках уре­гулированного договором правоотношения. Обязательными условиями за­ключения нормативного договора являются равенство, взаимная ответст­венность сторон, согласие участников по всем существенным аспектам со­глашения. Сторонами нормативного договора могут выступать индивиду­альные и коллективные субъекты. Примером нормативного договора с уча­стием индивидуального субъекта может быть трудовой договор (контракт). Примером нормативного договора с участием коллективного субъекта яв­ляется международный договор. Спецификой данного вида договоров явля­ется то, что в качестве коллективного субъекта – договаривающейся сторо­ны – выступает государство в целом.

В соответствие с Конституцией Рос­сии 1993 г. международные договоры, подписанные Российской Федераци­ей, являются источниками российского права, причем при возникновении противоречий между международными договорами и национальным зако­нодательством приоритетом обладают именно международные правовые акты.

К числу нормативных договоров, являющихся источником права в Российской Федерации относятся также федера­тивные договоры Российской Федерации с ее субъектами: республиками; краями и областями; автономными областями и автономными округами. Кроме того, заключаются особые договоры с отдельными субъектами фе­дерации, например с республиками Татарстан, Башкортостан, Свердловской и иными областями и т. п. Например, в 1992 г. был заключен Федеративный договор между Российской Федерацией и ее субъектами о разграничении между ними предметов ведения и полномочий. В 1994 г. был заключен Договор между Российской Федерацией и Татарстаном, где были определены предметы взаимного делегирования полномочий. В дальнейшем такие договоры были заключены и с другими субъектами Федерации.

К числу нормативных договоров следует отнести также коллективные договоры, заключаемые между администраци­ей предприятий и трудовым коллективом, которые по сфере действия являются локальными.

Нормативные договоры имеют широкое распространение в междуна­родном (здесь это вообще основной источник права), конституционном, гра­жданском, трудовом и некоторых других отраслях права. Они могут назы­ваться по-разному: «контракт», «соглашение», «договоренность» и т. д., но главное – данный документ должен содержать нормы права.

Принципы права – это основные исходные начала, положения, руководящие идеи составляющие базовую основу процессов правотворчества и реализации права. П.п. выражают закономерности права, его природу и социальное назначение, представляют собой наиболее общие правила поведения, которые либо прямо сформулированы в законе, либо выводятся из его смысла. В зависимости от сферы распространения выделяют общеправовые, межотраслевые и отраслевые П.п.

Сегодня могут использоваться при принятии решений по конкретному юридическому делу в случае наличия пробелов в праве. В правоприменительной практике иногда возникают ситуации, когда необходимо юридическое решение проблемы, но при этом соответствую­щие нормы права, на которых было бы основано данное решение, нельзя обнаружить ни в одном из рассмотренных выше источников права. Тогда дело может быть разрешено на основе принципов права – общих начал права, отражающих его подчинение «велениям справедливости в том виде, как последняя понимается в определенную эпоху и определенный момент».

Принципы права могут находить выражение в законодательстве (см., например, закрепление на конституционном уровне основных прав, свобод и обязанностей граждан, основ общественного и государственного строя; см. также ч. 2 ст. 6 ГК РФ, ст. 5 Семейного кодекса РФ; в ГК РФ: содер­жится указание на общие начала и смысл гражданского законодательства, на требования добросовестности, разумности и справедливости, в Семей­ном кодексе РФ – на общие начала и принципы семейного или гражданско­го права, на принципы гуманности, разумности и справедливости). Однако в этом случае не вполне правомерно указывать на нормативный акт как на источник права, не признавая данное качество за принципами права. По­следние не поглощаются нормативными актами. Впрочем, в литературе отмечается различное понимание принципов права, равно как и невозмож­ность дать их четкий перечень. В последнее время некоторые авторы гово­рят о том, что принципы права начинают приобретать универсальное зна­чение и рассматриваться как своего рода «высшее право», особенно в об­ласти обеспечения прав человека.

Здесь же, наряду с доктриной и принципами права (или вместо них), возможно говорить еще об одном источнике права, который иногда указы­вают в качестве самостоятельного, – о правосознании. Проблема значения принципов права и правосознания в качестве источ­ников права нуждается в дополнительных исследованиях.

Правовая доктрина – это система взглядов, представлений о праве, о его принципах, изложенная признанными авторитетами в области юриспруденции. Правовая доктрина - это теоретические положения, научные теории юридического характера, в которых формулируются важнейшие принципы, юридические категории, понятия, воззрения юристов-ученых.

В Древнем Риме во время существования республики аргументы из сочинений юристов часто фигурировали в судах. В период принципата уже со времени правления Августа выдающиеся юристы получили специальное право (привилегию) давать официальные консультации по поручению им­ператора (jus publiсe respondendi). Ответы таких привилегированных юри­стов, представляющие собой разъяснения и толкования действующих пра­вовых норм, пользовались большим авторитетом и постепенно стали обяза­тельными для судей и других должностных лиц. В III в. на отдельные по­ложения юристов-классиков ссылались как на текст закона, а в 426 г. импе­ратором Валентинианом III был издан закон «о цитировании юристов», признававший обязательное значение за сочинениями Папиниана, Павла, Ульпиана, Гая, Модестина (и тех юристов, сочинения которых приводятся этими авторами). При различии мнений этих юристов предписывалось при­держиваться мнения, за которое высказалось большинство, а при равенстве голосов отдавалось предпочтение мнению Папиниана.

И в средние века трактаты известных юристов, толковавших нормы права, выступали в качестве источников права. Так, к примеру, в XIV-XV вв., когда в западноевропейской юриспруденции господствовала школа комментаторов, труды одного из корифеев этой школы - Бартола в Испа­нии и Португалии - считались для судов обязательными.

В XIX-XX вв. значение юридической науки как формального, офици­ального источника права падает, но ее роль как неформального источника права и для совершенствования государственно-правовых институтов воз­растает. В некоторых странах при вынесении судебных решений можно до сих пор встретить ссылки на труды известных юристов, но эти ссылки при­водятся в качестве дополнительной аргументации, а не обязательного ис­точника права.

Различная юридическая действительность государств, относящихся к романо-германской, англо-американской правовым семьям или к семье религиозно-традиционного права, обусловливает и разное положение науки.

Так, в мусульманском праве труды ученых-юристов до сих пор являют­ся официальными источниками права. «Мусульманское право представляет собой замечательный пример права юристов. Оно было создано и развива­лось частными специалистами. Правовая наука, а не государство играет роль законодателя: учебники имеют силу закона. При рассмотрении дела судья никогда не обращается к Корану или сунне - преданиям о пророке. Вместо этого он ссылается на авторы, авторитет которого общепризнан».

В английских судах при разрешении конкретных дел принято ссылаться на труды известных юристов в обоснование принятого судебного решения.

Интересны суждения известного французского компаративиста Рене Давида относительно значения науки как источника права в романо-германской и анг­ло-американской правовых семьях.

«В течение длительного времени доктрина была основным источником пра­ва в романо-германской правовой семье: именно в университетах были главным образом выработаны в период XIII-XIX вв. основные принципы права... Можно установить подлинное значение доктрины вопреки часто встречающимся упро­щенческим формулам, согласно которым она не является источником права... Сегодня все более и более стремятся признать независимый характер процесса толкования, которое перестало отыскивать исключительно грамматический и логический смысл терминов закона или намерения законодателя. Для тех, кто считается с реальностью и имеет более широкий и, с нашей точки зрения, более правильный взгляд на право, доктрина в наши дни, так же как и в прошлом, составляет очень важный и весьма жизненный источник права... Важна роль док­трины в установлении тех методов, с помощью которых открывают право и толкуют законы... Признание важной роли законодателя не должно вести нас к тому, чтобы закрывать глаза на реальные отношения между ним и доктриной и утверждать диктатуру закона. В действительности все гораздо более сложно. Доктрина влияет на законодателя; здесь она является лишь косвенным источни­ком права. Но доктрина играет также роль в применении закона. И было бы трудно, не искажая действительности, отрицать за ней в этой сфере качество ис­точника права» (Давид Р. Основные правовые системы современности. М, 1988. С. 142-143).

«Значение доктрины недооценивается в Англии еще больше, чем на конти­ненте, так как английское право меньше, чем на континенте, обязано ученым, а больше - судьям. Однако и здесь следует остерегаться окончательных формули­ровок. Англия - страна, где некоторые доктринальные труды, написанные, прав­да, судьями, получили квалификацию авторитетных книг (books of authority); произведения Глэнвилла, Литлтона, Кока имеют огромный престиж. Их изло­жение права своей эпохи имело в судах авторитет, равный авторитету закона во Франции» (Давид Р. Основные правовые системы современности. М., 1988. С. 332).

В России до 1917 г. в решениях различных судебных инстанций иногда можно проследить использование научной аргументации, однако оно носило несистематический, случайный характер.

В Российской Федерации юридическая наука не яв­ляется официальным источником права, однако все, что было сказано относи­тельно значения доктрины для деятельности по реализации правовых норм в романо-германской правовой семье, представляется возможным отнести и к этим государствам.

Религиозные тексты (религиозные догмы) как источник права.

Источником права в отдельных странах выступают и своды религиоз­ных правил, юридическая сила которых может превосходить силу офици­альных документов, издаваемых государственными органами. Во всех ра­бовладельческих и феодальных государствах роль религии была велика, она оказывала существенное влияние на право той или иной страны.

В настоя­щее время в этом аспекте говорится прежде всего о шариате - своде норм мусульманского права. Каноны религиозного права (мусульманского, буддистского) не могут не учитываться системой законодательства тех государств, где данные каноны являются господствующими среди большинства населе­ния в силу устойчивости религиозных убеждений, имеющих многовеко­вую традицию.

В каждой стране, в зависимости от истории ее развития, особенностей этой истории, национальных традиций, общей и правовой культуры и т.д., принята та или иная совокупность источников права, установлена их иерархия.

 

Нормативно-правовой акт: понятие и виды

Основным источником российского права является нормативно-пра­вовой акт. Подавляющее большинство существующих в обществе норм закреплено именно в нормативно-правовых актах.

Нормативно-правовой акт – это официальный документ, исходящий от компетентного органа, принятый в установленном порядке, содержа­щий правовые нормы, обеспечиваемый силой государственного принуж­дения.

Характерные признаки нормативно-правовых актов

Нормативно-правовые акты есть результат правотворческой деятельности компетентных субъектов

Содержат в себе правила поведения общего характера (нормы права)

Принимаются и реализуются в особом процессуальном порядке

Имеют определенную документальную форму (закон, указ, постановление и т.д.)

Направлены на регулирование типичных общественных отношений

Обеспечиваются системой государственных гарантий и санкций (в том числе государственным принуждением)

1. Нормативно-правовые акты есть результат правотворческой деятельности компетентных субъектов.

Нормативно-правовой акт создается в результате правотворческой деятельности компетентных органов государства или всенарод­ным волеизъявлением (референдумом). Правотворческая деятельность представляет собой такую государственную деятельность, которая со­стоит в издании норм права, а также в совершенствовании и отмене устаревших правовых норм.

2. Содержат в себе правила поведения общего характера (нормы права).

В нормативно-правовых актах содержатся только нормы права, то есть правила общего характера, обладающие государственной обяза­тельностью. Поэтому нормативно-правовые акты необходимо отличать от индивидуальных правовых актов, которые источниками права не яв­ляются. Индивидуальный правовой акт (акт применения права) распространяет свое действие на конкретных субъектов права, которые находятся в сфере правового регулирования. Он рассчитан на одноразовое применение, относится пер­сонально к определенным лицам и прекращает свое действие с реализа­цией конкретного права или обязанности (например, назначение орга­ном социального обеспечения пенсий конкретному лицу, решение суда о принудительном возвращении долга обязанным лицом).

Индивидуальные правовые акты являются важным и необходи­мым средством реализации общих предписаний правовых норм, содер­жащихся в нормативно-правовых актах. Они имеют обязательный госу­дарственный характер, их осуществление обеспечивается компетентны­ми органами государства (судом, мэрией, арбитражем), однако источ­никами права они не являются, поскольку норм права не содержат. В отличие от правовых норм их предписания относятся к персонифициро­ванным лицам и конкретным жизненным ситуациям.

Его следует отличать и от актов толкования, в которых дается разъяснение норм права.

От нормативно-правового акта как источника права следует отличать источники правоведения, или источники нашего знания о пра­ве. Мы черпаем сведения о нормах права из различного рода сборников законодательства, из исторических правовых памятников, из произве­дений профессиональных юристов. Все это источники нашего познания правовых норм, а не источники права.

3. Принимаются и реализуются в особом процессуальном порядке.

В Российской Федерации законодательный процесс включает в себя четыре основные стадии: законодательная инициатива, обсуждение законопроекта, принятие закона, обнародование закона.

4. Имеют определенную документальную форму (закон, указ, постановление и т.д.).

Нормативно-правовой акт оформляется в виде официального го­сударственного документа, который имеет обязательные атрибуты: на­звание акта (закон, указ, постановление); наименование органа, при­нявшего акт (парламент, президент, правительство, местный орган власти).

В нормативных актах нормы права группируются по определен­ным структурным образованиям: разделам, главам, статьям (например, в Гражданском кодексе: раздел «Обязательное право», глава «Исполнение обязательств», статья «Досрочное исполнение обязательства»).

5. Направлены на регулирование типичных общественных отношений.

Регулируют определенный вид обще­ственных отношений; определяют общий, типовой вариант поведения людей.

6. Обеспечиваются системой государственных гарантий и санкций (в том числе государственным принуждением).

Устанавливается или санк­ционируется государством, охраняется от нарушений и обеспечивается мерами государственного воздействия (в том числе, принудительного ха­рактера).

Итак, нормативно-правовой акт – это официальный акт правотворчества, в котором содержатся нормы права.

Классификация нормативно-правовых актов

Нормативно-правовые акты классифицируются по различным основа­ниям:

По сфере действия

В зависимости от особенно­стей правового положения субъектов правотворчества

В зависимости от срока действия

По предмету правового регулирования

В зависимости от юридической силы

1. В зависимости от юридической силы нормативно-правовые акты Российской Федерации подразделяются на:

- законы;

- подзаконные нормативные акты.

Законы, в свою очередь, классифицируются (в порядке убывания юри­дической силы) на Основной (Конституцию), Федеральные Конституцион­ные и Федеральные.

Подзаконные нормативно-правовые акты включают в себя норматив­ные постановления Государственной Думы, Указы Президента, постанов­ления Правительства, акты Федеральных органов исполнительной власти (министерств и ведомств), нормативные акты органов государственной вла­сти субъектов Российской Федерации (включая и законы Субъектов РФ), нормативные акты органов местного самоуправления, локальные норма­тивно-правовые акты (например, правила внутреннего трудового распо­рядка какого-либо предприятия или учреждения).

Следует, правда, оговориться, что особенности российского законодательства относительно предмета исключительного ведения субъектов РФ предполагают верховенство актов субъекта Российской Федерации над за­конодательством Федерального центра. Однако это скорее исключение из общего правила.

Юридическая сила нормативно-правовых актов является наиболее существенным признаком их класси­фикации. Она определяет их место и значимость в общей системе госу­дарственного нормативного регулирования.

В соответствии с теорией и практикой правотворчества акты вы­шестоящих правотворческих органов обладают более высокой юриди­ческой силой, чем акты нижестоящих правотворческих органов. По­следние издаются на основе и во исполнение нормативных актов, изда­ваемых вышестоящими правотворческими органами.

2. В зависимости от особенностей правового положения субъектов правотворчества нормативно-правовые акты подразделяются на:

акты принятые в результате референдума;

акты изданные государственными органами;

акты органов местного самоуправления;

акты локального действия организаций, учреждений.

3. В зависимости от срока действия различаются постоянные и вре­менные акты.

постоянные – не ограничены в своем действии временным проме­жутком, действуют до отмены (Конституция)

временные (срочные) – ограничены конкретными сроками (календар­ной датой (годовой бюджет), либо конкретным обстоятельством (вводом и отменой чрезвычайного положения).

4. По сфере действия нормативно-правовые акты можно подразделить на:

общегосударственные, действующие на всей территории страны.

региональные, действующие на территории одной или нескольких ад­министративно-территориальных единиц.

локальные, действующие в рамках одного предприятия, учреждения, организации.

5. По предмету правового регулирования (по содержанию):

акты, регламентирующие отношения в государственно-правовой сфере;

акты, регламентирующие отношения в уголовно-правовой сфере;

акты, регламентирующие отношения в гражданско-правовой сфере и т.д.

Такое деление в известной мере условно. Условность эта объек­тивно объясняется тем, что не во всех нормативно-правовых актах со­держатся нормы однородного содержания. Имеются акты, содержащие нормы только одной отрасли права (например, трудовое, семейное, уго­ловное законодательство). Но наряду с отраслевыми нормативными актами действуют и акты, имеющие комплексный характер. Они вклю­чают нормы различных отраслей права, обслуживающих определенную сферу общественной жизни. Хозяйственное, торговое, военное, морское законодательство – примеры комплексных нормативно-правовых актов.

Существует несколько определений закона, как разновидности нормативно-правового акта.

Закон – это принятый в особом порядке акт законодательного орга­на, обладающий высшей юридической силой и направленный на регули­рование наиболее важных общественных отношений.

Закон – это нормативный акт, принятый высшим зако­нодательным органом или путем референдума, обладающий высшей юридической силой.

Закон – это нормативно-правовой акт, принимаемый выс­шим представительным органом государства в особом законодательном порядке, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения с точки зрения интересов и потребно­стей населения страны.

Это главный и преимущественный нормативно-правовой акт современного государства. Он содержит правовые нормы, которые регламентируют наиболее важные стороны общественной и государственной жизни.

Признаки закона:

нормативный акт, содержащий нормы права, основной источник права;

принимаются только высшими представительными органами государства или непосредственно народом в результате (в порядке) референдума;

обладает высшей юридической силой. Это означает, что другие органы не могут изменять законы, что все прочие норматив­ные акты, называемые подзаконными, должны издаваться в соответствии с законами, не нарушать их. Правоприменительные, индивидуальные акты также должны выноситься на ос­нове законов. Если при решении конкретного дела возникает ситуация, когда подзаконный акт (например, указ Президента или постановление Правительства РФ) противоречит закону, то правоприменитель должен отдать предпочтение закону;

принимаются по основным, наиболее существенным во­просам общественной жизни, которые требуют оптимального удовлет­ворения интересов личности;

принимаются и вводятся в действие в особом процессуальном порядке, что не присуще подзаконным нормативно-правовым актам. Принятие закона включает в себя четыре обязательные стадии: внесение законопроекта в законодательный орган; обсуждение законопроекта; принятие закона; его опубликование (обнародование). Принятие закона в результате ре­ферендума также осуществляется в законодательном порядке, пред­усмотренном Законом о референдуме;

не подлежат контролю или утверждению со стороны ка­кого-либо другого органа государства. Они могут быть отменены или изменены только законодательной властью. Конституционный или другой аналогичный суд может признать закон, принятый парламен­том, неконституционным, однако отменить его может только законода­тельный орган;

представляют собой ядро всей правовой системы госу­дарства, они обусловливают структуру всей совокупности нормативно-правовых актов, юридическую силу каждого из них, субординацию нормативно-правовых актов по отношению друг к другу.

Законы подразделяются на конституционные и обыкновенные (Хропанюк).

Конституционные законы определяют основные начала государственного и общественного строя, правовое положение личности и организаций. На основе конституционных законов строится и детали­зируется вся система нормативно-правовых актов. Конституция по от­ношению к другим нормативно-правовым актам, в том числе и законам, обладает высшей юридической силой.

Обыкновенные законы прини­маются и действуют в строгом соответствии с конституционными акта­ми, регламентируют определенные и ограниченные сферы общественной жизни.

Законы Российской Федерации можно подразделять:

по субъектам, их принимающим,

по юридической силе,

по от­раслям права.

По субъектам принятия законы делятся на:

принятые на референдуме;

принятые Федеральным Собранием РФ;

законы субъектов федерации.

По юридической силе законы делятся на: федеральные законы и законы субъектов федерации.

Путем референдума могут быть приняты как федеральные законы, так и законы субъектов федерации.

Федеральные законы подразделяются на федеральные конституционные законы и просто на федеральные (текущие) законы.

Конституционные федеральные законы принимаются по вопросам, прямо указанным Конституцией РФ. К их числу относятся законы об изменении Конституции, кроме гл. 1 и 2 (ст. 136 Конституции РФ), о введении чрезвычайного поло­жения (ст. 56), военного положения (ст. 87), о принятии и об­разовании новых субъектов федерации и об изменении их ста­туса (ст. 65, 66), о Государственном флаге, гербе, гимне (ст. 70), о правительстве, о судебной системе и высших судеб­ных инстанциях (ст. 118, 128). Законы, прямо не отнесенные к числу конституционных, таковыми не являются, несмотря на их важность и необходимость.

Законы субъектов федерации принимаются в пределах пол­номочий этих субъектов, определенных Конституцией РФ, федеральными договорами и специальными договорами, за­ключенными Российской Федерацией с отдельными субъек­тами.

Подзаконные нормативно-правовые акты – это правотворческие акты компетентных органов, которые осно­ваны на законе и не противоречат ему. Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы, они базируются на юриди­ческой силе законов и не могут противостоять им. Эффективное регули­рование общественных отношений имеет место тогда, когда общие ин­тересы согласуются с индивидуальными интересами. Подзаконные акты как раз и призваны конкретизировать основные, принципиальные по­ложения законов применительно к своеобразию различных индивиду­альных интересов.

По своему содержанию подзаконные акты, как правило, являются актами различных органов исполнительной власти.

Их юридическая сила определяется местом органа, их принявше­го, в иерархической лестнице государственного аппарата.

По субъектам изда­ния и сфере распространения они подразделяются на общие, местные, ведомственные и внутриорганизационные акты.

1. Общие подзаконные акты. Это нормативно-правовые акты общей компетенции, действие которых распространяется на всех лиц в пределах территории страны. По своей юридической силе и значению в системе правового регулирования общие подзаконные акты следуют за законами. Посредством подзаконных актов осуществляется государ­ственное управление обществом, координируются экономические, соци­альные и другие вопросы общественной жизни.

К общим подзаконным актам относятся нормотворческие пред­писания высших (центральных) органов исполнительной власти. Они исходят от президента страны или главы правительства.

В зависимости от формы государственного правления (президентской или парламент­ской республики) нормативно-правовые акты высшей исполнительной власти находят внешнее выражение в двух разновидностях подзаконных актов.

Нормативные указы президента (Акты Президента).

Президент РФ издает указы и распо­ряжения. Указы Президента РФ могут быть как нормативны­ми, так и индивидуальными правоприменительными (напри­мер, Указы о награждениях, назначениях на государственные должности и др.). Нормативные указы Президента занимают второе место после законов. Они не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам, обязательны для исполнения на всей территории РФ (см. ст. 90 Конституции РФ). Указы Президента принимаются по широкому кругу вопросов, входящих в компетенцию Президента. Распоряже­ния принимаются обычно по конкретным вопросам.

В системе подзаконных актов они обладают высшей юридической силой и издаются на основе и в развитие законов. Полномочия президента в правотворческой деятель­ности определяются конституцией страны или специальными конститу­ционными законами. Они регламентируют самые разнообразные сторо­ны общественной жизни, связанные с государственным управлением.

Постановления правительства (Акты Правительства РФ).

Это подзаконные нормативные ак­ты, принимаемые в контексте с указами президента и призванные в не­обходимых случаях урегулировать более дробные вопросы государ­ственного управления экономикой, социальным строительством, здра­воохранением, народным образованием, строительством вооруженных сил и т. д.

Постановления и распоряжения Правительства могут быть как нормативными, так и индиви­дуальными, правоприменительными. Распоряжения прини­маются обычно по конкретным вопросам. Нормативные пос­тановления Правительства принимаются по широкому кругу вопросов в пределах его компетенции, во исполнение законов и указов Президента РФ. Акты Правительства РФ могут быть отменены Президентом РФ.

Кроме этого к категории общих подзаконных актов можно причислить акты субъектов федерации.

Акты субъектов федерации по своей системе во многом совпадают с системой федеральных актов. В их числе следует назвать, прежде всего, законы, принимаемые законодательны­ми органами субъектов федерации, высшими из которых яв­ляются конституции республик и уставы краев, областей, ав­тономных округов. Законы, принимаемые субъектами феде­рации, по вопросам их исключительного ведения имеют пре­имущества перед федеральными актами. Ниже законов по юридической силе стоят указы и распоряжения президентов республик, губернаторов краев, областей, округов, далее – постановления и распоряжения правительств. Управления, департаменты, отделы, как правило, актов общего характера не принимают.

2. Местные подзаконные акты (нормативные акты органов местного самоуправления). Это нормативно-правовые акты органов представительной и исполнительной власти на местах. Их из­дают местные органы представительной власти и органы местного са­моуправления. Действие этих актов ограничено подвластной им территорией. Нормативные предписания местных органов государственной власти и управления обязательны для всех лиц, проживающих на дан­ной территории. Это могут быть нормативные решения или поста­новления совета, муниципалитета, мэрии, префекта по самым различ­ным вопросам местного характера.

Ор­ганы местного самоуправления действуют на территории районов, городов (кроме Москвы и Ленинграда, являющихся субъектами федерации), сел, поселков, микрорайонов и т. п.

К числу этих актов относятся акты представительных ор­ганов городов, районов, сел, поселков, акты, принимаемые на сельских, поселковых сходах (обычно там, где не создаются представительные органы), акты глав администрации местно­го самоуправления, а также акты, принимаемые путем рефе­рендума населением соответствующей самоуправляющейся территории (референдумы районные, городские, сельские и т. п.). Эти акты принимаются в пределах компетенции ука­занных органов, определяемой федеральными законами и за­конами субъектов федерации по вопросам управления муни­ципальной собственностью (городов, районов и т. п.), мест­ным налогам, сборам, вопросам местного жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства территорий, бытовому, торговому обслуживанию населения, охране общественного порядка, окружающей среды и т. п. Среди этих актов особо следует выделить уставы местных сообществ (городов, райо­нов и т.п.), принимаемые местным референдумом или пред­ставительным органом местного сообщества.

Акты органов местного самоуправления, принятые в пре­делах их компетенции, не могут быть отменены общегосудар­ственными органами или органами субъектов федерации, они могут быть только обжалованы в судебном порядке.

3. Ведомственные нормативно-правовые акты (акты федеральных органов исполнительной власти) могут носить разное название: инструкции, постановления, прика­зы, правила, положения, разъяснения и т. п.

В ряде стран определенные структурные подразделения правитель­ственных органов (министерства, ведомства) также наделяются правотворческими функциями, которые делегируются законодательной влас­тью, президентом или правительством. Это нормативно-правовые акты общего действия, однако они распространяются лишь на ограниченную сферу общественных отношений (таможенные, банковские, транспорт­ные, государственно-кредитные и другие).

В РФ эти акты принимаются министерствами, государственны­ми комитетами, комитетами, государственными службами. Приказы и постановления могут быть как нормативными, так и ненормативными. Указанные нормативные акты издаются в соответствии с компетенцией соответствующих органов по специальному кругу вопросов, им подведомственных, на ос­новании и во исполнение законов РФ, указов Президента и постановлений Правительства РФ.

Эти акты могут быть чисто внутриведомственного значе­ния, распространяться на органы и работников только дан­ного ведомства. Но многие из них имеют общее действие, выходят за рамки данного ведомства, распространяются на широкий круг субъектов, не входящих в данное ведомство, например инструкции Министерства финансов, Государст­венного банка, министерств охраны окружающей среды и природных ресурсов, связи, путей сообщения. Государствен­ного таможенного комитета. Комитета санитарно-эпидемиологического надзора. Комитета по патентам и товарным зна­кам, Федеральной службы лесного хозяйства и др.

В ряде случаев могут издаваться совместные акты, напри­мер министерств внутренних дел и юстиции РФ и др.

Согласно Указу Президента РФ № 763 от 23 мая 1996 г. нормативные акты министерств и ведомств, затрагивающие права, свободы и обязанности граждан и имеющие межведом­ственное значение, подлежат обязательной регистрации в Министерстве юстиции РФ и обязательному официальному опубликованию в «Российской газете» не позднее 10 дней после регистрации. Незарегистрированные и неопубликован­ные акты не имеют юридической силы и не могут применять­ся к гражданам. Это сделано в целях недопущения ограничения прав и свобод граждан, возложения на них обязанностей, противоречащих законам.

4. Внутриорганизационные подзаконные акты (локальные нормативные акты). Это такие норма­тивно-правовые акты, которые издаются различными организациями для регламентации своих внутренних вопросов и распространяются на членов этих организаций, это акты, регулирующие внутреннюю жизнь предприятий, учреждений, объединений, ассоциаций, союзов и других организаций. Основными акта­ми подобного рода являются прежде всего уставы этих орга­низаций, которые (за некоторым исключением) подлежат обязательной регистрации в государственных органах, прави­ла внутреннего трудового распорядка, коллективные догово­ры между администрацией предприятия, учреждения и орга­ном профсоюза (трудовым коллективом), различного рода другие акты (по технике безопасности, должностные инструк­ции и т. п.).

В рамках, определенных актами высшей юри­дической силы, внутриорганизационные нормативные акты регулируют самые разнообразные отношения, возникающие в конкретной деятель­ности государственных учреждений, предприятий, воинских частей и других организаций.

Система нормативно-правовых актов современных государств не­однородна. Это объясняется особенностями форм государственного правления, многовековыми традициями отдельных стран, националь­ными и другими факторами. Тем не менее, подавляющее большинство нормативно-правовых систем строится по признаку степени юриди­ческой силы акта. Нижестоящие акты в интересах стабильности обще­ственной жизни и ее оптимальной организованности должны соответ­ствовать предписаниям актов вышестоящих органов. Все коллизии, противоречия между подзаконными актами в цивилизованном госу­дарстве решает закон, обладающий высшей юридической силой.

Степень юридической силы нормативно-правовых актов может быть различна, но степень обязательности содержащихся в них норм абсолютно одинакова дня всех тех, к кому относятся их предписания. Это принципиальное положение составляет основу функционирования правового государства.

В нормативном регулировании общественных отно­шений главное и определяющее место занимает закон. Подзаконные же акты играют лишь вспомогательную и детализирующую роль. В право­вом государстве закон охватывает своим действием все основные сторо­ны общественной жизни, он является главным гарантом коренных ин­тересов, прав и свобод личности.

Общеобязательность нормативных актов, их действие не беспредельны, а ограничены пространством, временем и кру­гом лиц.

 


Действие нормативно-правовых актов во времени,
в пространстве и по кругу лиц

Действие нормативно-правового акта во времени рассматривается как юридическое понятие, включающее в себя:

а) момент вступления акта в законную силу;

б) момент прекращения его действия;

в) условия применения установленных нормативным актом юридичес­ких норм к отношениям, возникающим до его вступления в законную силу («обратная сила закона»).

В России нормативно-правовые акты вступают в силу:

в результате указания в нормативно-правовом акте даты, с которой юридический документ вступает в силу;

в результате указания на иные обстоятельства, с которыми связывает­ся вступление в законную силу документа («с момента подписания», «с момента опубликования»);

в результате приложения общих установленных государством правил и сроков.

Согласно Закону Российской Федерации от 25 мая 1994 г. «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» законы РФ вступают в силу через 10 дней после их опубликования.

Законы о поправках к Конституции вступают в силу со дня их опубликования (За­кон от 6 июня 1998 г.).

Согласно указу Президента РФ № 763 от 23 мая 1996 г. «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президен­та Российской Федерации, Правительства Российской Феде­рации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» нормативные акты Президента РФ вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 7 дней после их первого официального опублико­вания

Иные акты Президента РФ, в том числе акты, содержащие государственную тайну или сведения конфиденциального ха­рактера, вступают в силу со дня их подписания.

Акты Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие пра­вовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу через 7 дней после их опубликования.

Иные акты Правительства, в том числе акты, содержащие государственную тайну или конфиденциальные сведения, вступают в силу со дня их подписания.

Нормативные акты федеральных органов исполнитель­ной власти (министерств, комитетов, служб и т. д.) межве­домственного характера, а также затрагивающие права и обя­занности граждан после регистрации в Министерстве юсти­ции РФ должны быть опубликованы и вступают в силу через 10 дней после их опубликования на всей территории РФ од­новременно.

Контроль за правильностью и своевременностью опубли­кования нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти осуществляет Министерство юстиции РФ.

Особый порядок вступления в силу предусмотрен для на­логового законодательства. Федеральное законодательство о налогах вступает в силу по истечении месяца со дня его офи­циального опубликования. Федеральные законы, вносящие изменения в Налоговый кодекс РФ, вступают в силу не ранее 1 января, следующего за годом их принятия (ст. 5 НК РФ).

Нормативные акты Таможенного комитета РФ вступают в силу по истечении 30 дней после их опубликования. Акты, устанавливающие более льготные правила, могут вступать в силу и в более короткие сроки (ст. 11 ТК РФ).

Порядок вступления в силу актов субъектов федерации определяется самими субъектами в их уставах и в других нор­мативных актах. Например, законы Свердловской области вступают в силу через 7 дней, а Иркутской — через 10 дней после их опубликования, если иной порядок не установлен законом.

Акты, не подлежащие опубликованию, рассылаемые на места, вступают в силу с момента их получения адресатом.

Прекращение действия нормативно-правовых актов во времени про­исходит в результате:

- истечения срока, на который был принят юридический документ (бе­зусловная отмена);

- объявления об утрате им юридической силы (безусловная отмена);

- принятия компетентным органом нового юридического документа равной или большей юридической силы, регулирующий тот же круг обще­ственных отношений (условная отмена);

- устаревания юридических документов в связи с исчезновением обсто­ятельств, на регулирование которых был направлен нормативно-правовой акт (условная отмена);

- признание акта не конституционным и вследствие этого - юридически ничтожным по решению Конституционного суда (безусловно подразуме­вается и учитывается правоприменителями).

Обратная сила закона – это сумма принципов, определяющих возможность применения вновь принятого закона к отношениям, имевшим место в период, предшествовавший его принятию.

С действием нормативных актов во времени связаны воп­росы их обратной силы и переживания.

Правило «закон обратной силы не имеет» относится к числу юридичес­ких принципов, сложившихся в ходе исторического развития права, при­знанных всеми развитыми правовыми системами и воспроизведенных в большинстве своем международными декларациями и пактами о правах человека. Так, всеобщая декларация прав человека и гражданина ООН 1948 года устанавливает, что «не может налагаться наказание более тяжелое, нежели то, которое могло быть причинено в то время, когда преступление было совершено».

Конституция РФ предусматривает, что закон, устанавливающий или отяг­чающий ответственность, обратной силы не имеет. В частности, ст. 54 гла­сит: «Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения, не признавалось правонарушением». Это означает, что закон не рас­пространяется на факты, которые имели место до вступления его в силу.

Из этого правила имеются исключения: обратную силу имеют законы, смягчающие и отменяющие юридическую ответственность, а также законы, в которых прямо об этом сказано. Так, в Конституции России говориться о том, что «если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, приме­няется новый закон» (ст. 54 ч. 2).

Обратную силу могут иметь законы, отменяющие на­логи или снижающие размеры ставок налогов (сборов), если это прямо предусмотрено в законе (ст. 5 НК РФ).

Переживание закона – это применение отмененного, уже не действующего в момент применения закона к фактам, ко­торые были в момент его действия. Например, к преступле­ниям применяется, как правило, закон времени совершения преступления, если новый закон не смягчает ответственность.

Действие нормативных актов в пространстве распространяет­ся либо на всю территорию государства, либо на определенную часть тер­ритории государства.

Это зависит от органа, их принявшего. Федеральные нормативные акты действуют на всем пространстве, на которое распространяется суверенитет РФ, акты субъектов федерации действуют в пре­делах их территорий и т. д.

Пространственные пределы действия нормативно-правовых актов оп­ределяются, главным образом, территорией, ограниченной Г

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Теория естественного права | Внутрикорпоративный PR
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 515; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.