Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

МОСКВА – 2009

Общий курс безопасности в чрезвычайных ситуациях

Б.Н. Рубцов

ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

(МИИТ)


Кафедра «Безопасность жизнедеятельности»

Рекомендовано редакционно – издательским советом университета в качестве конспекта лекций для студентов специальности «Безопасность жизнедеятельности в техносфере»

УДК 6583

Р82

 

 

Рубцов Б.Н. Общий курс безопасности в чрезвычайных ситуациях: Конспект лекций. - М.: МИИТ, 2009. – 166 с.

 

Конспект лекций разработан для студентов специальности «Безопасность жизнедеятельности в техносфере» - 280101 кафедры «Безопасность жизнедеятельности». По своему содержанию он охватывает основные программные вопросы обучения студентов по дисциплине «Общий курс безопасности в чрезвычайных ситуациях». Будет полезен для преподавателей, аспирантов, студентов всех специальностей МИИТа по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности».

 

Рецензенты:

доцент РГТЭУ Рушанский В.Я.,

к.т.н., доцент МИИТа Федосов В.Д.

 

Ó Московский государственный университет путей сообщения (МИИТ), 2009.


Оглавление

Предисловие. 4

Лекция № 1 (Вводная). Человек и его среда обитания. 7

Лекции № 2,3. Основные опасности и угрозы на территории России 16

Лекция № 4. Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени (ЧСМ и ВВ) 27

Лекция № 5. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) 39

Лекции № 6, 7 Взрывы. Оценка воздействия поражающих факторов взрывов на людей и различные объекты. 47

Лекции № 8, 9. Аварии на радиационно опасных объектах. 68

Лекция № 10. Аварии на химически опасных объектах. 79

Лекции № 11,12. Основы защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. 93

Лекция № 13. Повышение устойчивости функционирования объектов железнодорожного транспорта в чрезвычайных ситуациях. 107

Лекция № 14. Специальная обработка. 127

Лекция № 15. Предупреждение и ликвидация ЧС.. 136

Лекция № 16. Состав, типовые положения, планирующие документы основных структур объектового уровня РСЧС и ГО. 149

Лекция № 17. Обучение населения в области защиты населения от ЧС природного и техногенного характера и гражданской обороны. 154

Лекция № 18. Государственная противопожарная служба (ГПС) 159

 


 

Предисловие

 

Главной целью развития цивилизации на различных этапах ее существования было достижение все более высокого уровня жизни, обеспечение благополучия и безопасности. Голод и холод, болезни, неблагоприятные, опасные природные явления и процессы, войны и военные конфликты сопровождали человечество во все времена. Желание избежать или ослабить воздействие связанных с подобными явлениями неблагоприятных факторов, добиться лучших условий существования людей, сохранить их здоровье в конечном счете определяло поступательное развитие общества, его прогресс. Эти приоритеты сохранятся и сейчас, в 21 веке. Значение безопасности, ее вес в общей характеристике качества жизни в настоящее время значительно возросли. Обеспечение всесторонней безопасности личности, общества, государства и мирового сообщества в целом стало важнейшим приоритетом ближайших десятилетий, превратилось в одну из главных целей стратегии существования цивилизации в современных и прогнозируемых условиях.

Научно-технический и социально-экономический прогресс последних столетий радикально изменил мир, улучшились условия труда, качество жизни, образования, культуры. Вместе с этим технологический прогресс проявил свою негативную сторону. Истощаются ресурсные возможности Земли, появился ряд кризисных явлений в социальной, экономической, политической сферах, возникли новые техногенные и экологические угрозы. Усилилась взаимозависимость природной и техногенной сфер. Глобальными для всего человечества являются природные катастрофы, ухудшение качества природной среды, демографические вопросы, проблемы войны и мира, международный терроризм, организованная преступность, миграция населения, техногенная безопасность и другие явления и процессы. Сложилась ситуация, когда традиционный путь развития человечества умножал и продолжал умножать различные опасности и угрозы, а защита от них становится все менее эффективной. Подобный путь развития ставит под сомнение саму возможность существования цивилизации. Решить подобные глобальные проблемы можно только усилиями всего человечества с привлечением его научного, технического и материального потенциала. Комплексный характер угроз современности, их глобальный масштаб требует новых подходов к обеспечению безопасности стран и регионов, изыскание более эффективных путей развития цивилизации. Поэтому в настоящее время наблюдается целый спектр интеграционных процессов в сфере обеспечения безопасности жизнедеятельности населения. Россия (да и большинство других стран мира) рассматривает данную проблему как важный элемент обеспечения национальной безопасности.

Решением ООН была создана Международная комиссия по окружающей среде и развитию для выработки «глобальной программы изменений». Основное содержание программы Комиссия обозначила термином «устойчивое развитие». Идея предлагаемого пути развития состоит в согласованном решении проблем окружающей среды и социально-экономического развития в рамках всемирного сотрудничества. Основное внимание в программе первоначально обращено на парирование экологических и экономических угроз.

Глубокий анализ концепция «устойчивого развития» получила в 1992 г. На 2-ой Конференции ООН.

Справка. Этапы развития проблем «устойчивого развития». 1972 г., Стокгольм. 1-ая Конференция ООН по окружающей среде (доклад Римского клуба). 1987 г. доклад «Наше общее будущее» (введено понятие «Устойчивое развитие»). 1992 г. Рио-де-Жанейро. 2-ая Конференция ООН по окружающей среде (конкретные программные формы). 2002 г. Йоханнесбург. Всемирный саммит по устойчивому развитию (конкретные практические действия).

На 2000 г. взаимодействие человечества с биосферой оценивалось как

где JSД – индекс устойчивого развития мира (отношение фактической плотности мощности антропогенной нагрузки на сушу Земли к допустимой, равной 70 кВт/км2);

JД – индекс социально-экономической дисгармонии мирового сообщества (отношение доходов 20% населения Земли в богатейших странах к доходам 20% населения Земли, проживающего в беднейших странах).

 

Количественные показатели устойчивого развития определены ООН как

JSД < 1; JД < 15; JН > 15,

где JН – индекс грамотности взрослого населения - среднее количество лет жизни человека, затрачиваемое на обучение.

Т. о. под устойчивым развитием понимается управляемое, научно и духовно организованное, неограниченное во времени развитие, протекающее в условиях внутренней гармонии самого общества (JД < 15) и нацеленное на раскрытие и совершенствование творческих и духовных начал человека (JН > 15).


Наиболее частые сокращения, принятые в лекциях:

БЖД – безопасность жизнедеятельности;

ОТ – охрана труда;

ЧС – чрезвычайная(ые) ситуация(и);

БЧС – безопасность в ЧС;

ГО – гражданская оборона;

МЧС России – Министерство по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий;

РСЧС – единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС;

ЖТСЧС – железнодорожная транспортная система предупреждения и ликвидации ЧС;

ОУ ГОЧС – орган(ы) управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС и ГО при органах местного самоуправления (введены Постановлением Правительства РФ от 27.05.2005 г. №335);

КЧС ПБ – комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и предупреждению пожарной безопасности;

СБ – стихийные бедствия;

ТАК – техногенные аварии и катастрофы;

ССП – современные средства поражения при ведении войны;

АХОВ (СДЯВ) – аварийно химически опасные вещества (сильнодействующие ядовитые вещества);

АСДНР – аварийно-спасательные и другие неотложные работы;

ПУФО – повышение устойчивости функционирования (работы) объекта;

ИТМ – инженерно-технические мероприятия;

ГОСТ, СанПиН, СНиП – Государственный стандарт России, санитарные правила и нормы, строительные нормы и правила.

 

«…Теория безопасности жизнедеятельности человека – основа новых мировоззренческих подходов к организации жизни общества и стратегии развития…»

«Концепция национальной безопасности России», Указ Президента от 10.01.2000 г. №24)

 

Раздел первый. Чрезвычайные ситуации

Безопасность жизнедеятельности (далее БЖД) является сложной интегральной областью научных знаний. Она объединила в одно целое разрозненные области научных знаний как «Техника безопасности», «Промышленная экология», «Охрана окружающей среды», «Безопасность труда», «Безопасность в чрезвычайных ситуациях», «Гражданская оборона» и другие области научных знаний. Этому способствовало то, что все упомянутые области знаний имеют дело со многими однотипными негативными факторами среды обитания, от которых требовалась и требуется защита человека, объектов экономики и природной среды.

БЖД охватывает такие сферы как космос и биосферу, техносферу, социальную сферу, так и частные(временные) среды обитания человека – природную, производственную, бытовую, городскую и другие временные сферы обитания.

Вопросы безопасности жизнедеятельности закреплены Конституцией РФ, рядом Федеральных законов, Указами Президента РФ, Постановлениями Правительства РФ и другими юридическими документами. Государство определяет вопросы безопасности как важный элемент обеспечения национальной безопасности России, то есть совокупности личной, общественной и государственной безопасности. В этом определены роль и значение БЖД как науки в целом и общего курса БЧС в частности. Как специальная и общепрофессиональная читаемая дисциплина БЖД включена во все Государственные образовательные стандарты России. Она способствует повышению уровня общей подготовки и эрудиции дипломированного специалиста.

Говоря о безопасности жизнедеятельности, необходимо дать некоторые определения основных (базовых) понятий – опасность, безопасность, жизнедеятельность, безопасность жизнедеятельности.

Опасность – «возможность нанесения вреда, любого вида ущерба личности, обществу, государству»[44]. Опасности по масштабу могут быть глобальными, федеральными, межрегиональными, региональными, местными, локальными. Опасность перерастает в угрозу тогда, когда она реализуется и может причинить ущерб какому-либо объекту.

Безопасность – «состояние защищенности жизненноважных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз»[44]. Эта общенаучная категория выступает интегральной формой выражения жизнеспособности и жизнестойкости различных объектов конкретного мира – в политике, экономике, обороне, экологии, здравоохранения и т.п.

Толковый словарь русского языка[49] определяет «опасность» и «безопасность» как «возможность какого-нибудь несчастья, вреда, угроза чего-нибудь очень плохого» и «состояние, при котором не угрожает опасность, есть защита от опасности» соответственно.

Жизнедеятельность – «существование и деятельность человека» [44] или «совокупность всех форм человеческой деятельности и отдыха, способ существования человека».

БЖД (общее понятие) – «благоприятное, нормальное состояние окружающей среды человека – условий труда и учебы, питания и отдыха, при которых снижена возможность возникновения опасных факторов, угрожающих человеку…»; как учебная дисциплина – наука, дающая знания, навыки и умения обеспечения собственной безопасности и выживания в неблагоприятных или угрожающих условиях»[44] или «…наука о безопасном взаимодействии человека (общества) со средой обитания и защиты жизни и здоровья людей, объектов экономики и природной среды от негативных факторов среды обитания…»[51].

Главной целью развития должно считаться достижение должных (приемлемых) уровней рисков состояния безопасности нашей жизнедеятельности.

 

Глава 1. Человек и его среда обитания

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Внешняя (атрибутивная) составляющая | Среда обитания человека. Поражающие факторы среды обитания
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 353; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.