Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности современной культуры




Функции культуры.

Структура культуры.

Социально-философские аспекты культуры.

Культура как социально-историческая категория.

Тема №1. Культура как социально-историческая категория

5. Значение культуры в жизни общества и отдельного человека, взаимосвязь категорий «человек» и «культура».

1. Культура – это система ценностей, жизненных представлений, образцов поведения, норм, совокупность способов и приёмов человеческой деятельности, объективированных в материальных носителях и передаваемых последующим поколениям.

Философия отражает исторический процесс как процесс развития культуры. Культура и человек наиболее популярные категории в рассуждениях о вечных философских проблемах. Независимо от времени и места культура – это такая часть общечеловеческого достояния, которая преднамеренно и старательно передается нам другими людьми.

История культуры насчитывает многие тысячи лет, хотя сам термин стал активно употребляться в Европе с 18 века. Но о проблемах бытия человека, получивших впоследствии обобщенное название «культура», размышляли еще древние греки и римляне. В самом общем виде «идея культуры» была сформулирована софистами Протагором, Антифонтом, Гиппием, которые первыми из философов стали говорить о том, что наряду с миром природы существует и мир, созданный волей, разумом и руками человека. Следует отметить, что термин «культура» замещался понятием «вторая природа». В рассуждениях древнегреческих философов поднимались проблемы качественного отличия двух миров, их взаимодействия, особенности становления и развития бытия, создаваемого самим человеком.

Итак, древнегреческие философы, размышляя о сущности мира человека, сформулировали представление о культуре как неком конгломерате нравственного, эстетического, интеллектуального, а в более широком смысле – разумного совершенствования человека в ходе его исторической эволюции.

Несмотря на то, что перевод с латинского термина «cultura» означает возделывание, обрабатывание, уход, а «сultor» – возделыватель, землепашец, виноградарь, скотовод, передовые мыслители рассматривали это явление прежде всего как духовное, подразумевая «обработку», «культивирование» души человека.

В Средневековье представления о культуре носили, в основном, религиозно-мистический характер, трактуя все явления с теологических позиций. Философия была насыщена размышлениями о божественном, культура как феномен не рассматривалась, знания о культуре не имели никакой ценности, а проблема личности человека, обозначенная античными философами, была предана забвению. В то же время, главный средневековый философ и теолог Ф.Аквинский признавал человека носителем культуры, размышляя о нем как существе общественном «самом благородном во всей разумной природе».

Эпоха Возрождения, как колыбель гуманизма, ознаменовала особый переходный период от средневековой культуры к культуре Нового времени. Человек воспринимался как самобытный центр культурного развития мира, рассматривался как цель общественной эволюции, его самоценность определяла право личности на свободу, счастье, творчество, созидание и деятельное преобразование окружающего пространства. Достижения Ренессанса в области искусства трактовались как свидетельство того, что красота в жизни людей имеет неоценимое значение и выполняет важные функции формирования высокоразвитой личности, а средством формирования идеальной универсальной личности - всесторонне образованной, воспитанной, благотворно влияющей на развитие наук и искусств, содействующей укреплению государства - философы эпохи Возрождения определяли культуру. Они, подобно античным мыслителям, интерпретировали культуру как образование динамическое, творимое и творящее, как результат целенаправленного воспитательного воздействия.

В данную эпоху социально-философ­ская концепция культуры конкретизировалась теорией и прак­тикой общественного развития, в процессе эволюции самой культуры, учения о человеке, политике, рели­гии, экономике, что послужило толчком к оформлению более или менее целостных социальных концепций, в которых культура ста­новится основным объектом философского осмысления.

К 18 веку смысл понятия изменился и расширился. Под культурой стали понимать процессы совершенствования в целом, очищение нравов, развитие общества в соответствии с потребностями «естественной» природы человека, рассматривать данное явление как особый социальный феномен, как базовое понятие «философии истории».

И.Г.Гердер обращает внимание на внутреннюю целостность культуры, на наличие различных типов культур. Его идеи положили начало сравнительно-историческому изучению культур, конкретному анализу традиций, обычаев, нравов. В немецкой классической философии (И.Кант, Г.В.Ф.Гегель) культура представляется как область свободы человеческого духа, подчиняющаяся единым внутренним законам.

В этот исторический период формируется критический подход к культуре, противопоставление культуры чистоте нравов «естественного» человека (Ж.Ж.Руссо), которое затем перерастает в противопоставление культуры и жизни. Культура начинает рассматриваться как притворство (А.Шопенгауэр), как средство подавления творческих витальных инстинктов человека (Ф.Ницше). Возникают идеи культурной самобытности (Н.Данилевский, О.Шпенглер), авторы которых отрицают единый исторический процесс культурной преемственности.

В России термин «культура» встречается в словарях с 1845 года. Согласно словарю В.Даля, культура означает обработку, уход, возделывание, образование умственное и нравственное.

С конца 19 века культура стала объектом внимания социологов, антропологов, психологов, этнографов, что дало толчок к разработке новых культуроведческих проблем.

Русский философ, учёный, художник, мыслитель Н.К. Рерих смысл понятия «культура» возвёл к истокам древнеиндийской мысли: в основе слова – санскритский корень «Ур», что означает: «Свет, огонь». Следовательно, культура – культ света, огня и почитание духа. Рерих считал, что культура есть высшее служение совершенствованию, что и является нашим обязательством по отношению к бытию, и начинается там, где люди знают, как использовать свой досуг. Он определял культуру как двигатель эволюции, как сочетание жизни и красоты, как сердце, как спасение, как синтез действенного Блага, являющего бессмертную, духовную

В наше время слово «культура» является одним из наиболее употребляемых в обыденном языке. В науке существует около тысячи определений культуры, что говорит как о многозначности термина, так и о многообразии самого феномена культуры. Культуру рассматривают как «социально унаследованный комплекс способов деятельности и убеждений, составляющих ткань нашей жизни» (Э.Сепир), как совокупность материальных и социальных ценностей любой группы людей (У.Томас), определяют культуру как «процесс и продукт духовного производства как систему по созданию, хранению, распространению и осво­ению духовных ценностей, норм, знаний, представлений, значений и символов. Она формирует духовный мир обще­ства и человека, обеспечивает общество в целом диффе­ренцированной системой знаний и ориентации, необходимых для осуществления всех видов деятельности, существую­щих в обществе» (Б.С.Ерасов).

В третьем тысячелетии культура приобретает, по существу, первосте­пенное значение, ибо выступает мощным фактором социального развития и взаимодействия.

Таким образом, культура является исключительно сложным, многоуров­невым и иерархически структурированным, полифункцио­нальным, самоорганизующимся образованием, в котором постоянно происходит взаимодействие, взаимопроникнове­ние традиций и инноваций. Это образ жизни и существования человека и общества, духовный и материальный мир. Это одновременно нравственно-интеллектуальный базис и условие существования человеческого общества, залог его прогрессирующего развития. Центральным образованием культуры выступает духовная деятельность человека, представленная наукой, искусством и нравственностью.

2. С оциально-философские аспекты культуры:

· культуру можно рассматривать как своеобразный результат развития человечества, где материальная деятельность выступает внешним показателем уровня развития общества, а духовная - отражает его внутреннее ценностное состояние;

· человек – ядро культуры, являющийся одновременно её носителем, творцом и творением;

· культура - это среда, искусственно созданная человеком при помощи языка, мышления и символических значений, выделяющая человека из животного мира и выступающая регулятором его как индивидуального, так и социального пространства;

· культура – это основа, позволяющая людям интерпретировать свой опыт и направлять свои действия; через индивидуальное совершенствование обогащать общество, способствуя его прогрессу посредством материально-производственной и духовной деятельности; очевидным является факт, что любое обнаружение социальной динамики начинается именно как сдвиг внутри культуры, как результат формирования и утверждения новых ценностных ориентаций;

· изучение культуры позволяет исследователям вскрывать и понимать сущность социальных явлений, механизмы функционирования социальных отношений, выступает основой прогнозирования развития человеческой цивилизации, взаимоотношений общества, природы, человека;

· духовность – уникальный феномен, представляющий совокупность идеально-абстактных понятий и нравственно-интеллектуальных интересов человека, возвышающих его над материальным пространством и способствующих развитию небиологических потребностей личности.

 

3. Структура культуры, предложенная отечественными учёными Ю.А. Ждановым и В.Е.Давидовичем.

К системным составляющим первого слоя - материальной культуре – относятся производственно-техническая культура, репродуктивная культура человека, культура физического развития и социально-политическая культура.

Культура производства – это исторически сформировавшиеся, динамичные, постоянно обновляющиеся способы производительной деятельности человека. Возможности и потребности производства, заданные исторической преемственностью, творческий потенциал работников производства, возможность вбирания в себя непосредственно производительного опыта и теоретических выводов науки, преломляемых через социальные условия осуществления производительного процесса, - всё это в целом характеризует производственно-техническую культуру.

Репродуктивная культура как культура воспроизводства человека включает в себя репродуктивное здоровье, детопроизводство, становление подрастающего поколения, способы поведения в сфере интимных отношений, межличностные взаимоотношения мужчины и женщины.

Культура физического развития может быть представлена физическими возможностями человека, гармонизацией его телесных проявлений, физических качеств, двигательных навыков и умений, видами спорта, а также процессом врачевания, деятельностью в области медицины, дающие возможность сохранять, восстанавливать и воспроизводить телесно-духовные потенции человеческого организма.

Системным элементом материальной культуры выступает и социально-политическая культура, в том смысле, что она вносит реальные изменения в материальное бытие социума. Важно, чтобы государственная власть целиком опиралась на культуру, науку, культивировала гуманные отношения в обществе. Культура власти обладает огромной созидательной силой, если не превращается в самоцель, не отчуждена от народа, не опирается только на насилие.

Второй морфологический слой – это то, что объединяют понятием «духовная культура», её механизмы, результаты. Вся она вырастает как идеальная сторона материальной деятельности, производна от неё, ею определяется. Духовность - это высшая ступень эмоционально-нрав­ственного развития человека, гармония его идеалов с об­щечеловеческими ценностями и высоконравственными поступками, в основе которых лежат потребность слу­жить людям и добру, постоянное стремление к самосо­вершенствованию. Человеческая духовность концентрирует в себе эти и другие человеческие достижения. Духовность как сущностная сила человека обладает огромной созидательностью, творит самого человека как человека разумного. Мужество быть постоянно на высоте истинной, настоящей духовности делает человека великим.

Третий морфологический слой культуры – художественная культура, которая зачастую трактуется как мир искусства. Художественная деятельность отражает действительность, воспроизводит её, как бы удваивая мир, создавая свою художественную действительность. Искусство, выступая как идеальная реконструкция бытия, воплощаемого в предметных формах, несёт в себе и то, что пришло от мира, и то, что приходит от человека, творящего искусство в процессе художественной деятельности.

4. Среди разнообразных функций, которые выполняет в обществе культура, главенствующая роль должна быть отведена гу­манистической, или человекотворческой функции. Речь идет о системе взглядов, в которой признается ценность челове­ка как личности, его неотъемлемое право на свободу и сча­стье, на развитие и проявление своих способностей. Гуманизм утверждает благо человека в качестве высшего крите­рия оценки социальных институтов и общественных отноше­ний. В гуманизме формулируются и отстаиваются принципы, основанные на равенстве и справедливости человеческого бытия. Индивид обретает человечность, гуманистические черты своего поведения и общения в процессе вхождения в обще­ство, данную социокультурную среду и только в ней и благо­даря ей становится личностью. Культура формирует и обра­зует человека. Ее масштабом определяются горизонты нрав­ственного и эстетического развития и совершенствования людей, уровень их общенаучной и профессиональной под­готовки.

Смыслообразующая функция выражает фундаментальную природу культуры, отличая ее от других социальных явле­ний, например, науки или религии. Данная функция культуры состоит в том, что люди наделяют свой внутренний и окру­жающий их внешний природный, социальный и духовный мир общезначимыми смыслами. Они и составляют культу­ру, сотворенную разумом, чувствами, волей и характером человека. В этом отношении мир как носитель смыслов и есть не что иное, как человеческая культура.

Гносеологическая (познавательная) функция как средство познания и самопознания человека, социальной группы, общества. В органическом сочетании научной рациональности и чув­ственных форм постижения собственной души и внешнего мира состоят важные гносеологические особенности и пре­имущества культуры.

Нормативно-регулирующая (управленческая) – выступает как средство социального контроля за поведением человека. Исходит из того, что нор­мы играют в обществе значительную роль. Они узакониваются государством либо становятся общепринятыми с точки зре­ния господствующей морали, традиций. Культура отбирает из них те, которые соответствуют ее гуманистическим требо­ваниям и принципам. В таком качестве они становятся нор­мами культуры, в целом и отдельных культурных направле­ний человеческой деятельности.

Коммуникативно-информационная – связана с трансляцией социального опыта, функцией социального общения. В современном обществе неуклонно возрастает роль информационной составляющей культуры. Ин­формация становится одним из важнейших ресурсов социокультурного и всего общественного развития.

Адаптационно-охрани­тельная функция культуры имеет существенное значение. Она связана с тем, что обще­ство, человек и культура развиваются разными темпами. Культура в названной триаде наиболее устойчива и консервативна. Если современное общество в цивилизо­ванном и особенно в формационном плане изменяется отно­сительно быстро и человек ныне в большой степени подвер­жен разного рода внешним влияниям природной и социаль­ной среды, то культура имеет иные по длительности истори­ческие циклы эволюции. Ввиду этого возникает сложная двуединая проблема: адаптация культуры к переменам в данном обществе и ми­ровом сообществе в целом и сохранение своей собствен­ной культурной идентичности.

Воспитательная функция предполагает передачу подрастающему поколению социально-культурного опыта, накопленного человечеством и способствующего развитию индивида, формированию человека как личности и индивидуальности. Задаёт систему ценностей, ориентирует на высокие духовные идеалы. Воспитательная функция культуры реализуется через ут­верждение идей и принципов, способных разумно регулиро­вать поведение человека и масс через систему нравствен­ных и иных норм и правил, посредством утверждения образ­цов человеческой жизнедеятельности, будь то сфера труда, социальных отношений или быта. Сама культура – важнейший институт воспитания и регулятор взаимодействия лю­дей, создаваемых ими общностей.

 

5. В каком бы аспекте мы ни анализировали культуру, мы везде обнаружим человека. Все культурные процессы проистекают из одного продуктивного источника – из человека и существуют только потому, что значимы для него.

Культура не существует вне своего живого носителя – человека. Индивид усваивает ее через язык, воспитание, живое общение. Картина мира, оценки, ценности, способы восприятия природы, времени, идеалы закладываются в сознание личности традицией и, незаметно для индивида, изменяются в процессе общественной практики. Биологически человеку дается только организм, обладающий лишь определенными задатками, потенциальными возможностями. Овладевая существующими в обществе нормами, обычаями, приемами и способами деятельности, индивид осваивает и изменяет культуру. Степень его приобщения к культуре определяет меру его общественного развития, меру человеческого в человеке. Будучи созданием человека, проявлением его социальной, разумной, креативной и духовной сущности, воплощением жизненного опыта человечества, она невозможна вне человека и зависит от него.

Культура выделяет человека из мира живой природы. Она дает ему, с одной стороны, большие преимущества по сравнению даже с самыми высокоорганизованными животными (продуктивные технологии деятельности, глубокая и разнообразная информированность, приспособление к экстремальным условиям жизни и пр.). А с другой стороны, ограничивает его свободу (нравственные табу, чувство ответственности, долга и пр.). Однако это не означает, что окружающая среда человека делится на два мира: природный, естественный и культурный, социальный. Напротив, через культуру и благодаря культуре происходит соединение этих миров. Культура выступает как связующее звено между природой и обществом. Культура выступает как способ и мера овладения человеком естественного и социального миров. Создавая культурные ценности, человек выходит за рамки природной и социальной детерминации, выступает творческим субъектом, дающим новые формы развития природе и обществу. В этом смысле культура равнозначна степени реализации человеческой свободы.

Ни бытие человечества, ни бытие отдельного человека невозможно вне материальной и духовной культуры. Их взаимосвязь обоюдная. Особое место в мире культуры занимает морально-этические и эстетические аспекты. Мораль регулирует жизнь людей в самых различных сферах. В нравственных принципах и нормах откладывается все то, что имеет всеобщее значение, что составляет культуру межчеловеческих отношений. Они регулируют поведение людей, характеризуют социальные явления. Усваивая нравственные воззрения и принципы, индивид превращает их в нравственные качества и убеждения.

Сфера эстетического отношения к действительности носит всеобъемлющий характер. Красота, прекрасное, гармоничное, изящное – все эти ценности человек находит и в природе и обществе. Эстетическое восприятие, эстетическое переживание, эстетический вкус – присущи каждому человеку. Конечно, степень развитости, совершенства у разных людей различна. Тем не менее, в обществе существуют определенные нормы эстетической, моральной, политической, духовной культуры. Эти нормы - невидимый каркас, скрепляющий общественный организм в единое целое. Культурные нормы есть определенные образцы, правила поведения или действия. Они складываются и утверждаются в обществе. В переработанном виде культурные нормы воплощены в идеологии, этических учениях, религиозных концепциях. Нормативность культуры поддерживается в ходе межличностных, массовых взаимоотношений людей и в результате функционирования различных социальных институтов.

Культура содержит в себе как устойчивые, так и изменчивые моменты. Устойчивость в культуре – это традиции, существующие во всех ее формах. Но культура не может существовать не обновляясь. Творчество, изменение являются другой стороной развития общества.

Каждый человек вступает во взаимодействие с культурой и значим для нее. Каждый способен делать какие-то вклады в нее, определять в той или иной степени ее судьбу. Различное соотношение традиций и обновления творчества в культуре дает основания для разделения обществ на традиционные и современные. В первых – традиция господствует над творчеством. В современном обществе базисной ценностью является обновление, новаторство. Единство традиций и обновления – универсальная характеристика любой культуры.

Мера обладания культурой, ее влияние на конкретного человека зависят от многих факторов. Среди них – тип господствующей культуры и образ жизни, субкультура ближайшего окружения.

Взаимоотношения культуры и человека – динамичный процесс. В разные периоды жизни у человека превалирует та или иная его позиция по отношению к культуре. В детстве и юности человек в основном потребляет и воспроизводит традиционную культуру и создает возрастную и авангардную. Во взрослом состоянии он либо продолжает быть новатором в культуре, либо становится ее разрушителем. В старости – хранит и передает ее. При этом степень осознанности, активности, эффективности деятельности в культуре может быть разная. Культура есть реализация человеческого творчества и свободы, отсюда – многообразие культур и форм культурного развития. Однако сложившаяся культура легко обретает подобие самостоятельной жизни: она закреплена в символических формах, которые достаются каждому поколению в готовом уже виде и выступают как общезначимые образцы. Складывается надындивидуальная логика культуры, не зависящая от прихоти отдельного человека и определяющая мысли и чувства большой группы людей.

Таким образом, культура – это сложное и многогранное понятие. Культура конгруэнтна человеку. Она интегрирует природу и общество, наследие человечества и жизнь отдельного человека. Она объединяет материальное и идеальное, время и пространство бытия человека. Она – проявление творческой природы человека, один из мощнейших факторов и важнейших условий его развития. Она динамична, является противоречивой целостностью и живым процессом осуществления, овеществления деятельности человека в материальной природе. Она охватывает как деятельность живущих ныне людей, так и наследие, в котором запечатлен труд всех предшествующих поколений. Однако сама человеческая деятельность, образующая ткань культуры, может быть как прогрессивной, так и регрессивной.

 

6. Самой заметной чертой развития культуры в начале нового столетия является ее поляризация. С одной стороны, усугубляется тенденция освобождения социальных субъектов от культа, от служения, сворачивания целей активности до удовлетво­рения первичных потребностей, реализации «основных ин­стинктов». С другой - возникает, все более определенно за­являет о себе в социальной жизни, в развитии культуры обращение к универсальным смыслам глобального суще­ствования социосферы. Вновь в социокультурном процессе разворачивается поиск категорического императива как ос­новы индивидуальной активности социальных субъектов и их нового договора о взаимодействии и, соответственно, взаимоответственности.

Специфика сегодняшней ситуации состоит ещё и в том, что практически любой человек, в силу развития информационных технологий, оказывается включен в различные субкультуры. Эффект пересекаемости субкультур, как отмечает Н.Б.Крылова, двойной. С одной стороны, человек оказывается в положении маргинала – существа, находящегося между культурами, поверхностно включенного в каждую из них, не имеющего серьезной базовой культуры. А с другой – человек получает возможность выработать установку на диалог культур, демократические формы общения с людьми, представляющими разные культуры, терпимость к «иным» людям. У него может сложиться более широкий круг знаний и интересов, сформироваться более гибкое мышление и толерантность.

Итак, современный человек находится в сложной социокультурной ситуации: усложняются межнациональные и межличностные отношения, национальная культурная интеграция ставит человека в позицию маргинала, этнические противоречия выступают «червоточинами» не только нравственности и морали, но и психологического состояния личности, отмечается девальвация объектов общечеловеческой культуры, снижение уровня духовности, приход визуальной культуры вызвал деинтеллектуализацию общественного сознания, появился культ нейтралитета, определяющий пассивную позицию, последствиями которой может стать формирование безразличного отношения к моральным ценностям и рост экономического интереса и т.д. Обозначенные проблемы указывают на кризис в культуре: ощущается определенная диспропорция материального и духовного, разрушаются традиции и принятые связи. Самым важным следствием этой диспропорции становится господство идеи антикультурности как таковой, что на уровне индивидуального поведения реализуется как феномен «неприятия другого». Это, в свою очередь, порождает агрессивность выразителей «высокой» или «низовой» культур по отношению к друг другу, вместо традиционно толерантного отношения.

Указанные кризисные явления культуры просматриваются и в российском обществе. Со сменой социально-политического и экономического устройства произошел пересмотр основных систем ценностей, принципов отношений между обществом и личностью, развития ведущих сфер социальной жизни. Стре­мительные и радикальные изменения, как указывает В.В.Сергеев, оказали неоднозначное воздействие на такой социальный институт, как культур­ное воспитание. Были отвергнуты старые и выдвинуты но­вые нравственные категории и ориентиры, культурные и ду­ховные ценности. Система социальных институтов, их целе­вые и регулятивные функции и механизмы продолжают транс­формироваться. Автор выражает обеспокоенность пограничностью культурно-исторического этапа в России: «Либо национальная культура выйдет на новый, более высокий уровень своего развития, либо в ходе очередной культурной революции эволюционный путь ее развития бу­дет нарушен, прерван на неопределенно продолжительное время».

Процессы в современной культуре российского общества противоречивы и нестабильны. Они характеризуются поис­ком путей для преодоления кризисных явлений, достиже­ния общественного согласия и прогресса, обновления и пре­образования, модернизации общественной системы. Основной задачей в области социализации, культурного вос­питания общества и личности на современном этапе явля­ется поиск новых морально-нравственных ориентиров при сохранении национальных культурных традиций. Еще более сложной дилеммой выступает вопрос создания своеобразного поликультурного пространства, где будут «соседствовать» разные по этническому и религиозному признаку культуры, что выступит залогом мирного эволюционирования человечества.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1839; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.