Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Оценка рыночной власти




Для оценки величины рыночной власти, которой обладают субъекты рынка, используются две группы показатели:

1. Первая группа показателей используется для оценки рыночной власти отдельного продавца:

1.1. Доля рынка - это объем продаж отдельной фирмы в общем объеме продаж отрасли. Чем больший объем продаж приходится на отдельно взятую фирму, тем больше возможностей она имеет для контроля за ситуацией на рынке, для контроля за ценой на свой товар, тем большей монопольной властью она обладает.

В российском антимонопольном законодательстве по показателю доли рынка оценивается монопольное положение предприятия на товарном рынке. Предприятие может быть признано монополистом в следующих случаях:

- безусловным монополистом признается предприятие, доля которого на товарном рынке составляет 65 и более процент;

- в отдельных случаях монополистом может быть признано предприятие, доля которого на товарном рынке составляет 35 и более процентов (при условии, что все остальные предприятия имеют меньшую долю рынка).

1.2. Коэффициент Лернера (Kl) - показатель монопольной власти фирмы, который характеризует насколько цена (Р) превышает предельные издержки (МС):

P - MC

Kl = -----------. (4)

P

 

Чем на большую величину цена превышает предельные издержки, тем большей монопольной властью обладает продавец. В условиях совершенной конкуренции фирмы устанавливают цены на уровне предельных издержек, то есть коэффициент Лернера равен нулю, что означает отсутствие у фирм какой-либо монопольной власти.

Кроме этого, величина монопольной власти продавца обратно пропорциональна эластичности спроса по цене, то есть, чем более эластичен спрос по цене, тем меньшей монопольной властью обладает производитель. На рис. 5 рассмотрена ситуация, когда фирмы в условиях равных предельных издержек обладают разной монопольной властью. В случае, когда спрос более эластичен (см. рис. 5а), цена превышает предельные издержки на меньшую величину, чем в случае, когда спрос менее эластичен (см. рис. 5б), то есть в первом случае, согласно формуле 4.

 

а) б)

Р, ден. ед. Р, ден. ед.

Р - МС

МС Р - МС МС

Р Р

D

D

Q, шт. Q, шт.

MR MR

 

Поэтому коэффициент Лернера можно рассчитывать следующим образом:

 

1

Kl = - -----, (5)

Еd

 

где Еd - эластичность спроса по цене.

В случае невозможности расчета показателя предельных издержек (МС) или, если МС величина постоянная, в отдельных случаях в формуле 4 их можно заменить значением средних суммарных издержек (АТС):

P - АТС

Kl = -----------. (6)

P

 

В этом случае коэффициент Лернера будет соответствовать показателю рентабельности продаж. Чем выше рентабельность продаж в условиях одинакового уровня цен, тем ниже значение средних издержек, тем эффективней используются на предприятии ресурсы. Если же уровень средних издержек разных предприятий примерно одинаков, а цены существенно различаются, тем выше в глазах покупателя престиж и полезность товара с более высокой ценой. Поэтому, достаточно часто, считают, что коэффициент Лернера характеризует степень приверженности покупателя к товару.

Также существуют особенности расчета этого показателя в условиях олигополии. /Авдашева/.

1.3. Коэффициент Бэйна, который показывает отношение экономической прибыли предприятия к собственному капиталу.

1.4. Коэффициент Тобина, который характеризует отношение рыночной и восстановительной стоимости активов предприятия. При этом рыночная цена фирмы зависит от ее успехов на рынке, а восстановительная стоимость активов, определяется стоимость активов в ценах на момент переоценки.

1.5. Коэффициент Папандреу, который учитывает действие двух факторов: степень взаимозаменяемости товара одного производителя товаром другого производителя и количества предприятий на рынке. Чем больше действует на рынке предприятий, тем выше взаимозаменяемость товаров различных производителей, тем ниже их рыночная власть. Соответственно, чем меньше предприятий действует на рынке тем, меньше взаимозаменяемость между их товарами, а в условиях отсутствия товаров-заменителей при монопольном рынке, рыночная власть производителя максимальна.

Также этот необходимо учитывать производственные мощности производителей товаров-заменителей. Вполне возможна ситуация, что в условиях высокой взаимозаменяемости товаров, ни один из производителей не может существенно повлиять на ситуацию на товарном рынке вследствие ограниченности производственных мощностей. Для этих целей рассчитывается коэффициент проникновения (показатель монопольной власти Папандреу) (PI):

 

D Qi Pj

PI = lj ----------- * --------, (7)

D Pj Qi

 

где Qi - объем спроса на товар предприятия, обладающего монопольной властью;

Pj - цена конкурента (конкурентов), ден. ед.;

lj - коэффициент ограниченности производственной мощности конкурента, как отношение потенциального увеличения объемов выпуска в случае увеличения спроса на товар при снижении цены (0 <= lj <= 1);

j - конкурент.

Однако последних три коэффициента широкого применения не имеют.

 

2. Вторая группа показателей характеризует общий уровень монополизации отрасли. Считается, что, чем выше уровень монополизации отрасли, тем большей монопольной властью облада ют фирмы, действующие в этой отрасли, по крайней мере самые крупные предприятия отрасли.

2.1. Индекс Герфиндаля-Гиршмана (HHI):

n

HHI= å Х2i, (8)

i = 1

где Х i - доля фирмы в отрасли, %;

n - число фирм в отрасли.

Этот показатель одновременно учитывает количество фирм в отрасли и их долю на рынке. Чем меньше фирм в отрасли, чем больше их доля, тем больше значение этого показателя, тем выше монопольная власть фирм в отрасли. Если значение данного индекса равно 10000, то это означает, что отрасль является абсолютной монополией. Для американской экономики считается, что, если значение индекса Херфиндаля-Хиршмана в какой-либо отрасли превышает 1800 (то есть доля крупнейшей фирмы в отрасли не менее 45% и значит, что как минимум одна фирма в ней имеет возможность "диктовать" свои условия на рынке), то отрасль считается высоко концентрированной. В такой отрасли любые слияния и объединения фирм, увеличивающие значение этого показателя более, чем на 50 пунктов, запрещаются. Если значение индекса колеблется от 1000 до 1800, то отрасль считается средне концентрированной, и в ней запрещены слияния и объединения фирм, увеличивающие значение показателя более, чем на 100 пунктов. Если значение индекса ниже 1000, то отрасль считается слабо концентрированной, и в ней разрешены любые слияния и объединения предприятий

2.2. Коэффициент концентрации продаж (CRI), приходящихся на 3 - 8 крупнейшие фирмы отрасли.

k

CRi= å Хi, (9)

i = 1

 

где k – количество фирм, для которых рассчитывается коэффициент концентрации.

По существу это доля рынка, занимаемая 3 - 8 крупнейшими фирмами в отрасли. Данная ситуация, часто встречается на практике в условиях олигополии и, если на 3 крупнейшие фирмы отрасли приходится свыше 70-80% рынка, то считается, что эти фирмы обладают большей монопольной властью, чем оставшиеся фирмы.

В Российской практике эти два показателя используются в совокупности для оценки уровня концентрации в отрасли. При этом используются следующие критерии:

1. HHI < 1000, СR3 < 45% - уровень концентрации в отрасли низкий;

2. 1000 < HHI < 2000, 45% < СR3 < 70% - уровень концентрации в отрасли средний;

3. HHI > 2000, СR3 >70% - уровень концентрации в отрасли высокий.

В зависимости от уровня концентрации используются различные методы антимонопольного регулирования.

Одновременно существует показатель общего уровня монополизации экономики: удельный вес объема производства, приходящегося на 5% крупнейших предприятий народно-хозяйственного комплекса. По этому показателю уровень монополизации экономики России оценивается в 8 раз выше, чем уровень монополизации экономики США.

2.3. Индекс энтропии показывает среднюю долю предприятий на рынке, взвешенную по натуральному логарифму. Значение индекса представляет собой показатель, обратный коэффициенту концентрации предприятий в отрасли: чем выше значение индекса энтропии, тем ниже уровень концентрации продавцов в отрасли, тем меньше они могут влиять на ситуацию в отрасли.

2.4. Индекс Джини, который характеризует равномерность распределения рыночных долей между предприятиями и др.

Однако, последних два коэффициента широкого применения не имеют.

 

Итак, стремление фирмы к увеличению прибылей практически всегда означает необходимость усиления ее рыночной власти на рынке.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1296; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.