Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характеристика нестратегических барьеров входа в отрасль




Понятие входных барьеров

Барьеры входа на рынок

 

Так как предприятия могут сохранить свою рыночную власть в долгосрочном периоде только в условиях не появления на рынке новых конкурентов, то они стремятся установить так называемые " входные барьеры ", ограничивающие возможность проникновения на существующие товарные рынки новых фирм. Если на пути входа на рынок новых предприятий установлены достаточно высокие входные барьеры, то действующие на рынке предприятия могут не опасаться потенциальной конкуренции и возможного уменьшения своей рыночной власти.

Наличие высоких входных барьеров в сочетании с высоким уровнем концентрации продавцов в отрасли позволяет им устанавливать цены на уровне выше предельных издержек. Это обеспечивает им положительную экономическую прибыль, а также сохранение рыночной власти и в краткосрочном, и долгосрочном периодах. В отраслях с высоким уровнем концентрации в условиях отсутствия высоких входных барьеров предприятиям с целью сохранения рыночной власти обязательно учитывать потенциальную конкуренцию.

Все барьеры можно разделить на две большие группы /Авдашева, Розанова/:

1) стратегические барьеры, которые зависят от действий участников товарного рынка (например, сознательное занижение цен, создание приверженности к марке товара, широкое использование ценовой дискриминации, интеграция с единственным поставщиком какого-либо ресурса на рынок и т.п.) и обусловлены стратегическим поведением участников рынка;

2) нестратегические барьеры, которые зависят от макросреды предприятия (например, действие положительного эффекта масштабов производства, в результате которого действующие предприятия буду иметь низкие издержки, гарантирование авторских и патентных прав, контроль со стороны государства за использованием стратегических ресурсов и т.п.) и обусловлены объективными характеристиками отраслевого рынка.

Кроме этого, ряд авторов /Максимова/ все барьеры по причинам возникновения подразделяют на:

1) естественные барьеры, действие которых не зависят от поведения участников рынка или государственных органов;

2) искусственные барьеры, действие которых зависит от поведения участников отраслевого рынка и (или) государственных органов управления.

 

к нестратегическим барьерам входа на рынок новых предприятий относятся:

1) Действие положительного эффекта масштабов производства.

Действие положительного эффекта масштабов производства определяется снижением средних суммарных издержек (АТС) при увеличении объемов производства в долгосрочном периоде времени. Положительный эффект масштабов производства определяет минимально эффективный размер производства (МЭР) (Qмэр - на рис. 22). Достаточно часто МЭР не в натуральных показателях, а в отношении МЭР к емкости рынка или отраслевому объему выпуска, что соответствует показателю минимального размера доли рынка, которая обеспечит новому предприятию возможность закрепления на рынке.

 

 
 

Если в отрасль будет пытаться войти новое предприятие, объем производства которого меньше минимально эффективного, то уровень средних издержек, а в условиях затратного метода ценообразования и уровень цен будут значительно выше, чем у действующих в отрасли предприятий, что не позволит новому предприятию рассчитывать на достаточное количество покупателей. Кроме того, возможна такая ситуация, что уровень цен действующих предприятий окажется ниже уровня средних издержек потенциального конкурента, что автоматически исключит возможность его проникновения на этот отраслевой рынок. Также следует отметить, что в фондоемких отраслях, где МЭР достигается при значительных объемах производства, необходимы значительные капитальные вложения, что сопряжено с проблемой поиска источников финансирования.

По мнению западных экономистов минимально эффективный размер производства создает существенные барьеры входа в отрасль в том случае, если действующие предприятия имеют преимущество в издержках не менее 1,25 (то есть издержки потенциального конкурента не должны быть выше издержек действующих предприятий больше, чем в 1,25 раза).

2) Вертикальная интеграция.

В условиях, когда действующие на отраслевом рынке предприятия интегрированы либо с поставщиками, либо с покупателями, новое предприятие может столкнуться с проблемой доступа к этому поставщику или покупателю, что автоматически увеличивает рыночную власть действующих предприятий. Кроме этого, интеграция создает условия для снижения уровня средних издержек и расширения объемов производства действующих предприятий, что также говорит об усилении их рыночной власти.

3) Диверсификация производства.

Диверсификация производства действующих на отраслевом рынке предприятий, с одной стороны, позволяет увеличивать минимально эффективный размер производства и, как следствие снижать средние издержки, а, с другой стороны, увеличивать финансовую устойчивость предприятия за счет того, что появляется возможность компенсировать потери прибылей на одном товарном рынке доходами от реализации других товаров. Последнее дает возможность предприятиям использовать снижение цен в качестве недопущения на рынок новых предприятий.

Естественно, что если потенциальный конкурент является в свою очередь диверсифицированным предприятием, то создаст для него дополнительные возможности при входе на новый отраслевой рынок.

4) Дифференциации товара.

Дифференциации товара создает в первую очередь приверженность к марке товара и (или) производителя. В условиях, когда приверженность к товарам действующих на отраслевом рынке предприятий достаточно высокая, новому предприятию придется потратить большое количество средств, сил и времени только на то, чтобы заставить покупателей попробовать свой товар. Это не гарантирует завоевания новым предприятием минимальной доли, которой будет достаточно для того чтобы закрепиться на этом рынке.

Чем выше приверженность покупателей к марке товара, тем сложнее переключить их на потребление нового товара. Кроме того, дифференциация товара требует постоянного вложения средств в повышение качества товара, улучшение его функциональных свойств, репутацию предприятия и т.п., что также является дополнительным барьером.

5) Темпы роста и эластичность отраслевого спроса.

Чем выше темпы роста спроса в отрасли, тем легче новых предприятиям проникнуть в отрасль, тем меньше будет уровень концентрации продавцов отрасли. И чем выше чувствительность покупателей к изменению цены, тем проще проникнуть в отрасль новым предприятиям.

6) Иностранная конкуренция.

7) Институциональные барьеры.

Институциональные барьеры входа на рынок возникают вследствие каких-либо действий государства, связанных:

- с лицензированием, сертификацией, стандартизацией и метрологией, патентованием, гарантированием авторских и лицензионных прав и т.п.;

- с контролем за использованием стратегически важных ресурсов (например в области ядерных технологий), обеспечением секретности разработок в ряде отраслей, контролем в ВПК и т.п.;

- с государственным ценообразованием на ряд товаров; ограничение доходности предприятий в ряде отраслей и др.

Дополнительные затраты на преодоление некоторых видов институциональных барьеров, а ряде случаев и законодательные ограничения возможности появления на рынке новых конкурентов – все это является ограничениями входа в ряд отраслей.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1739; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.