Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

По дисциплине. «Защита интеллектуальной собственности»




Конспект лекций

 

«Защита интеллектуальной собственности»

 

 

Направление: 150400 – «Технологические машины и оборудование»  
Специальность: 150201 - «Машины и технология обработки металлов давлением»
Форма обучения: Очная.

 

 

Тула, 2010 г.


Рассмотрено на заседании кафедры протокол № _____ от _____________ 200____ г.

 

Зав. кафедрой _________________ С.С. Яковлев

 

 

СОДЕРЖАНИЕ.

АННОТАЦИЯ. - 4 -

Лекция №1. - 5 -

Лекция №2. - 15 -

Лекция №3. - 27 -

Лекция №4. - 44 -

ЛЕКЦИЯ №5. - 58 -

Лекция №6. - 71 -

ЛЕКЦИЯ №7. - 82 -

Лекция №8. - 103 -

Лекция №9. - 112 -

Лекция №10. - 124 -

Лекция №11. - 141 -

Лекция №12. - 154 -

Лекция №13. - 168 -

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. Ошибка! Закладка не определена.


АННОТАЦИЯ.

 

В данном конспекте лекций рассматриваются общие положения права интеллектуальной собственности и кратко характеризуются его основные институты – авторское и патентное право, правовая охрана товарных знаков и иных средств индивидуализации, институт коммерческой тайны и др.

Их анализ ведется как с позиций требований основных международных соглашений в рассматриваемой области и принятого в мире понимания главных проблем права интеллектуальной собственности, так и с позиций российского законодательства и его соответствия международным стандартам.


Лекция №1.

Результаты интеллектуальной деятельности как объекты правовой охраны. Понятие авторского права. Источники авторского права.

План лекции.

1) История развития права интеллектуальной собственности.

2) Результаты интеллектуальной деятельности, как объекта правовой охраны.

3) Источники авторского права.

 

Наиболее полным образом понятие интеллектуальной собст­венности раскрывается в пункте VIII ст. 2 Конвенции, учреждающей Всемирную организацию интеллектуальной собственности (ВОИС), от 14 июля 1967 г. В ней указывается, что интеллектуальная собствен­ность включает права, относящиеся к:

— литературным, художественным и научным произведениям;

— исполнительской деятельности артистов, звукозаписи, радио- и телевизионным передачам;

— изобретениям во всех областях человеческой деятельности;

— научным открытиям;

— промышленным образцам;

— товарным знакам, знакам обслуживания, фирменным наимено­ваниям и коммерческим обозначениям;

— защите против недобросовестной конкуренции;

— а также все другие права, относящиеся к интеллектуальной соб­ственности в производственной, научной, литературной и художест­венной областях.

В названной Конвенции, как и в ГК РФ, термин “интеллектуаль­ная собственность” используется в собирательном смысле, обозначая собой все права на результаты творческой деятельности и некоторые приравненные к ним объекты. Содержащийся в Конвенции перечень конкретных видов исключительных прав носит примерный характер и может быть легко дополнен иными результатами интеллектуальной деятельности. Очевидным является и то, что на членов ВОИС не на­лагается обязательство обеспечить в своих странах охрану всех пере­численных в Конвенции прав и они сами определяют круг охраняемых объектов интеллектуальной собственности. Наконец, даже при слишком сильном желании в приведенном выше определении трудно ус­мотреть какую-либо связь (кроме чисто терминологического сходст­ва) понятия интеллектуальной собственности и права собственности в его традиционном смысле.

Подводя определенный итог сказанному, можно отметить, что и современное российское законодательство, и международные согла­шения понимают под интеллектуальной собственностью совокуп­ность исключительных прав как личного, так и имущественного харак­тера на результаты интеллектуальной и в первую очередь творческой деятельности, а также на некоторые иные приравненные к ним объек­ты, конкретный перечень которых устанавливается законодатель­ством соответствующей страны с учетом принятых ею международ­ных обязательств.

Российское законодательство помимо закрепления права интеллектуальной собственности в целях её роста и развития рассматривает результаты интеллектуальной деятельности как объекты правовой охраны.

Однако все вышеперечисленные составляющие не исчерпывают всего содержания понятия “интеллектуальная собственность”. Существует не­мало результатов интеллектуальной деятельности, которые пользуются правовой охраной, но вне рамок авторского и патентного права и зако­нодательства о средствах индивидуализации. К ним, в частности, отно­сятся топологии интегральных микросхем, служебная и коммерческая тайна, селекционные достижения и некоторые другие объекты правовой охраны. Поэтому понятие интеллектуальной собственности шире по объему, чем понятия литературной (художественной) собственности и промышленной собственности вместе взятые.

Отношения, связанные с охраной и использованием объектов ин­теллектуальной собственности, входят в предмет регулирования рос­сийского гражданского права (ст. 2 ГК РФ). Нормы ГК РФ, и прежде всего те из них, которые будут сосредоточены в части третьей Кодекса, вместе с правилами, содержащимися в специальных законах, посвя­щенных охране исключительных прав на отдельные результаты ин­теллектуальной деятельности и приравненные к ним объекты, образу­ют в своей совокупности особую подотрасль российского гражданского права. Указанная подотрасль вполне может именоваться правом ин­теллектуальной собственности, что будет означать систему правовых норм о личных и имущественных правах на все те результаты интел­лектуальной деятельности и приравненные к ним объекты, которые признаются и охраняются законом. С учетом общности ряда объектов интеллектуальной собственности и сложившейся в данной области системы источников права рассматриваемую подотрасль можно под­разделить на четыре относительно самостоятельных института. Несмотря на тесную взаимосвязь и наличие целого ряда общих момен­тов, каждый из этих институтов имеет присущие лишь ему черты, задачи, а иногда и принципы, которые находят отражение в закреплен­ных ими нормах.

Прежде всего необходимо выделить институт авторского права и смежных прав. Им регулируются отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и ис­кусства (авторское право), фонограмм, исполнений, постановок, пере­дач организаций эфирного и кабельного вещания (смежные права). Объединение в едином институте, который в дальнейшем для краткости будет именоваться просто авторским правом, двух указанных групп норм объясняется теснейшей зависимостью возникновения и осуществления смежных прав от прав авторов творческих произведений, а также урегу-лированностью соответствующих отношений единым законом.

В качестве основных задач (функций) авторского права в юридиче­ской литературе называют чаще всего две следующие задачи. С одной стороны, авторское право должно стимулировать деятельность по со­зданию произведений науки, литературы и искусства. В этих целях авторское право способствует созданию условий для занятия творче­ским трудом, обеспечивает правовое признание и охрану достигнутых творческих результатов, закрепление за авторами прав на использова­ние созданных ими произведений и получение доходов и т.д. С другой стороны, задачей авторского права считается создание условий для широкого использования произведений в интересах общества. Иными словами, повышение уровня охраны прав авторов ни в коем случае не должно препятствовать использованию их произведений в целях об­разования и просвещения или служить помехой в стремлении самой широкой аудитории читателей, зрителей, слушателей знакомиться с ними.

Указанные задачи авторского права тесным образом связаны с его принципами. Принципы авторского права — это его основные начала, отправные идеи, которые обладают универсальностью, высшей импе­ративностью и общезначимостью. Они пронизывают содержание всей системы авторского права, предопределяют всю юрисдикционную де­ятельность и воплощаются в субъективных правах и обязанностях участников авторских правоотношений. Не будучи закрепленными в конкретных статьях закона, принципы авторского права выводятся из анализа всей совокупности авторско-правовых норм. Знание принци­пов позволяет ориентироваться в обширном авторском законодательст­ве, правильно толковать и применять на практике отдельные его нормы, а также решать вопросы, на которые нет прямого ответа в действующем законодательстве. К числу основных принципов российского автор­ского права, отраженных в содержании его норм на современном этапе развития, относятся следующие.

Во-первых, принципом авторского права может и должен считать­ся принцип свободы творчества, который прямо закреплен ст. 44 Конституции РФ. Данный принцип, лишь недавно наполненный ре­альным содержанием, пронизывает собой все авторское законодатель­ство и конкретизируется в целом ряде его норм. Так, свобода творчест­ва несовместима с цензурой произведений науки, литературы и искусства. В настоящее время цензура в России запрещена в законода­тельном порядке.

Обеспечивая свободу творчества, авторское право охраняет все произведения науки, литературы и искусства независимо от их назна­чения, достоинств и способа выражения. В этих же целях закон не ограничивает круг охраняемых произведений каким-либо перечнем и охраняет любые результаты творческой деятельности, существующие в объективной форме. Творцы произведений свободны в выборе темы, сюжета, жанра и формы воплощения создаваемых ими понятий или художественных образов, а также самостоятельно решают вопросы о выпуске своего произведения в свет, придании произведению оконча­тельной формы и т.п.

Во-вторых, принципом авторского права является сочетание лич­ных интересов автора с интересами общества. Хотя данный принцип, безусловно, проявляется и в других институтах права интеллектуаль­ной собственности и гражданского права в целом, в авторском праве он имеет особое значение. Общеизвестно, что в основе авторского права лежит признанное за автором монопольное право на использование созданного им произведения. Определение разумных границ этой мо­нополии на протяжении веков являлось одной из главных проблем авторского права. В настоящее время уже никто не утверждает, что авторы должны иметь неограниченный контроль за использованием своих произведений. Ничем не ограниченная монополия необходима и возможна лишь в отношении необнародованных произведений. Ес­ли же произведение с согласия автора стало доступно для всеобщего сведения, его права на произведение не могут быть столь обширными, чтобы полностью игнорировались интересы других граждан и обще­ства в целом. Законы демократического общества не только гаранти­руют охрану интеллектуальной собственности, но и закрепляют право членов общества на участие в культурной жизни и пользование дости­жениями культуры (п. 2 ст. 44 Конституции РФ).

Общество в равной степени заинтересовано как в свободном досту­пе к творческим произведениям своих членов, так и в том, чтобы созда­ваемые произведения эффективно охранялись нормами авторского права. В этой связи в авторском законодательстве России, как и в законодательстве других стран, за авторами закрепляется широкий круг исключительных личных и имущественных прав, устанавливает­ся, что произведения могут быть использованы, по общему правилу, лишь на основании договоров с их авторами на согласованных с ними условиях, определены сроки действия субъективного авторского пра­ва и т.д. В то же время, с учетом интересов общества, установлены случаи, когда произведения могут свободно использоваться указанны­ми в законе заинтересованными лицами.

В-третьих, в качестве одного из принципов российского авторского права может быть выдвинуто положение о неотчуждаемости личных неимущественных прав автора. В этом состоит одно из существенных отличий российского авторского права от авторского права ряда зару­бежных стран. По российскому авторскому законодательству личные неимущественные права автора (право авторства, право на имя и пр.) не могут перейти к другим лицам, хотя бы сам автор и выразил на это свое согласие. Подобное соглашение не будет иметь юридической си­лы и является недействительным. Поэтому даже в тех случаях, когда произведение создано в порядке выполнения служебного задания, личные неимущественные права сохраняются за автором и должны быть во всех случаях обеспечены. Этими же соображениями продик­тованы нормы российского законодательства, устанавливающие, что право авторства, право на авторское имя, право на защиту репутации автора не переходят по наследству, что в случаях так называемого “свободного” использования произведений обязательно указание имени автора и т.д. Что же касается имущественных прав авторов, то они могут передаваться другим лицам по авторскому договору, в по­рядке наследования, а также в силу закона (служебные произведения).

В-четвертых, для современного российского авторского права ха­рактерен принцип свободы авторского договора. Данный принцип за­менил собой присущий ранее действовавшему авторскому праву принцип нормативной регламентации основных прав и обязанностей сторон по авторским договорам. Наиболее ярким выражением послед­него было существование так называемых типовых авторских догово­ров (издательских, сценарных, постановочных и др.), которые имели нормативное значение и подробно регламентировали отношения авто­ров и пользователей произведений. Конечно, было бы неверно сводить роль типовых договоров лишь к ограничению свободы сторон в распо­ряжении принадлежащими им правами. Одной из главных функций типовых договоров было ограждение авторов от произвола пользова­телей произведений, стремление гарантировать авторам определен­ный минимальный уровень прав. Условия конкретных авторских до­говоров, ухудшающие положение авторов по сравнению с соответствующим типовым договором, признавались недействитель­ными и заменялись условиями, закрепленными в типовом договоре.

Вместе с тем присутствие в законодательстве правил, детально ре­гулирующих сферу отношений, которая в принципе должна опреде­ляться прежде всего свободным волеизъявлением самих сторон, труд­но признать нормальным явлением. В этой связи новое российское авторское законодательство отказалось от жесткой регламентации от­ношений сторон авторского договора. В нем закрепляются лишь воз­можные типы авторских договоров, а также указываются условия, ко­торые должны быть в обязательном порядке согласованы сторонами. Что касается законных интересов авторов, то они обеспечиваются, с одной стороны, запретом включать в авторские договоры явно кабаль­ные для авторов условия, например, условие о передаче прав на произ­ведения, которые автор может создать в будущем, и, с другой стороны, правилами, предоставляющими авторам определенные права, напри­мер, на расторжение авторского договора по истечении пяти лет с даты его заключения, если конкретный срок договора сторонами не опреде­лен.

 

В иерархии нормативных актов, посвященных регулированию ав­торских отношений, главенствующая роль принадлежит правовым актам высших органов государственной власти, т. е. законодательным актам в точном смысле этого слова. Центральное место среди них занимает Закон РФ “Об авторском праве и смежных правах” от 9 июля 1993 г. В соответствии со ст. 1 указанного Закона им регулиру­ются две большие группы относительно самостоятельных отношений. Первую из них образуют отношения, возникающие в связи с создани­ем и использованием произведений науки, литературы и искусства и составляющие предмет регулирования авторского права в его точном и традиционном смысле. Во вторую группу входят отношения, связан­ные с созданием и использованием фонограмм, исполнений, постано­вок, передач организаций эфирного и кабельного вещания (смежные права). Эти отношения не являются авторскими, но настолько тесно взаимосвязаны с последними, что их регулирование отдельным зако­ном едва ли было бы оправданным.

По своей юридической природе Закон РФ “Об авторском праве и смежных правах” носит моноотраслевой характер, являясь частью российского гражданского законодательства. Нормы иной отраслевой принадлежности в Законе практически не представлены. Исключение составляют правила, содержащиеся в ст. 50, которые носят граждан-ско-процессуальный характер, а также отсылочные нормы к уголовному и административному законодательству (ст. 48). Указанное обстоятель­ство, безусловно, усиливает целостность нового Закона и обеспечивает более тесную взаимоувязку его норм.

Закон РФ “Об авторском праве и смежных правах” впервые подробно регламентировал основные их аспекты с учетом гарантий, которые обеспечиваются Бернской конвенцией об охране литературных и художественных произведений.

Далее, характерной чертой Закона является его рыночная направ­ленность. Имущественные права авторов стали своеобразным товаром, который может свободно отчуждаться и пере­даваться на основании гражданско-правовых сделок.

Закон РФ “О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных” относительно невелик по объему, так как включает всего 20 статей.

Изучение Закона показывает, что большая часть содержащихся в нем норм полностью или в существенной части совпадает с нормами Закона РФ “Об авторском праве и смежных правах”. Специфика про­граммных средств как особых объектов авторского права отражена лишь в нормах, посвященных отдельным имущественным правам правообладателей, а также правилам регистрации программ для ЭВМ и баз данных в специально созданном Российском агентстве по право­вой охране программ для ЭВМ, баз данных и топологий интегральных микросхем.

К иным нормативным актам того же иерархического уровня зако­нодательства об авторском праве могут быть отнесены и другие акты, имеющие силу закона, например Закон РСФСР “О средствах массо­вой информации” от 27 декабря 1991. Другим примером является Закон РФ “Об архитектурной дея­тельности в Российской Федерации” от 17 ноября 1995 г., в котором авторскому праву на произведения архитектуры посвящена специаль­ная глава (ст. 16—19), хотя вопросы авторского права затрагиваются и во многих других статьях Закона (ст. 2, 12,14,15, 21 и др.).

Наконец, в авторское законодательство входят отдельные статьи законодательных актов, регулирующих в целом иные общественные отношения. Сюда относятся, например, ст. 2, 9, 10 Закона РФ “О гео­дезии и картографии” от 26 декабря 1995 г., в которых затрагиваются вопросы авторского права на картографические материалы, ст. 146 Уголовного кодекса РФ, предусматривающая уголовную ответствен­ность за нарушение авторских и смежных прав, ст. 385 ГПК РСФСР, которая посвящена порядку обращения взыскания на авторское воз­награждение, и др.

Особого внимания заслуживает вопрос о применении к авторским отношениям норм ГК РФ. Авторское право рассматривается доктри­ной как составная часть гражданского права, хотя авторские отноше­ния и регулируются специальным законом. Из этого теоретического положения вытекает важный практический вывод, суть которого сво­дится к тому, что к авторским отношениям применимы все те правила ГК РФ, которые носят общий характер и рассчитаны на регулирова­ние всех гражданско-правовых отношений. В частности, не вызывает сомнений, что на авторские отношения распространяются нормы раз­дела “Общие положения”, которые содержат правила о сделках, право- и дееспособности, средствах и способах защиты нарушенных прав и т. д. К авторскому праву применимы и такие разделы Кодекса, как “Наследственное право” и “Правоспособность иностранных граж­дан и лиц без гражданства. Применение гражданских законов ино­странных государств и международных договоров”. Юридической наукой сделан вывод о том, что к авторским правоотношениям должна полностью применяться и общая часть обязательственного права, если только специальные нормы авторского права прямо не вносят в нее коррективы или если необходимость таких корректив не вытекает из особенностей авторских правоотношений. Это, в частности, означает, что в соответствии с общими положениями обязательственного права в авторском праве должны трактоваться такие понятия, как убытки, множественность лиц в обязательстве, прекращение обязательств и т. д. Сказанное позволяет сделать вывод, что хотя ГК РФ и не относит­ся непосредственно к источникам авторского права, его правила широ­ко применяются при регулировании авторских отношений.

Помимо законов, источниками авторского права являются подза­конные акты. Основанные на законе и призванные развивать содержа­щиеся в нем правила, подзаконные акты не совпадают друг с другом по юридической силе, что позволяет провести их дальнейшую дифферен­циацию. Все они могут быть подразделены на три основные группы: подзаконные акты общего характера, ведомственные нормативные акты и локальные акты.

Общий характер имеют подзаконные акты, изданные органами общей компетенции либо теми ведомствами, которые наделены пра­вом принимать акты, обязательные для всех лиц, в том числе и тех, которые им прямо не подведомственны. Прежде всего к таким актам относятся постановления Правительства РФ.

Важнейшим источником российского авторского права являются международные договоры и соглашения. Статья 3 Закона РФ “Об ав­торском праве и смежных правах” закрепляет принципиальную норму о том, что “если международным договором, в котором участвует Рос­сийская Федерация, установлены иные правила, чем те, которые со­держатся в настоящем Законе, то применяются правила международ­ного договора”. Такое решение вопроса, содержащееся и в других законодательных актах, посвященных охране иных объектов интел­лектуальной собственности, имеет большое практическое значение. Оно означает, что нормы международных договоров РФ имеют пре­имущество перед внутренним российским законодательством, в связи с чем их роль в регулировании авторских отношений чрезвычайно высока.

К числу международных договоров РФ в рассматриваемой области относятся как те из них, что были заключены еще бывшим Советским Союзом, так и те, что подписаны уже Россией как самостоятельным государством. Как известно, СССР с 1968 г. был членом Всемирной организации интеллектуальной собственности, с 1973 г. участвовал во Всемирной (Женевской) конвенции об авторском праве 1952 г., а также имел ряд двусторонних соглашений о взаимной охране автор­ских прав со странами Восточной Европы, Швецией, Австрией, Мала­гасийской Республикой и некоторыми другими странами.

В связи с прекращением существования СССР встал вопрос о том, в какой мере указанные выше международные договоры связывают независимые государства, возникшие после распада Советского Союза. Данный вопрос осложнялся тем, что СССР не был участником Венской конвенции о правопреемстве государств в отношении догово­ров от 23 августа 1978 г., которая содержит достаточно четкое его решение. Поэтому приходилось исходить из общепринятых принци­пов и норм международного права, в частности принципов равнопра­вия и самоопределения народов, суверенного равенства государств, добросовестного выполнения государствами обязательств, принятых ими в соответствии с Уставом ООН.

Представляется, что ни одно из независимых государств — субъек­тов бывшего СССР, включая Российскую Федерацию, не могло авто­матически считаться участником международных договоров и соглашений по авторскому праву, заключенных Советским Союзом. Чтобы стать их участниками, новые независимые государства должны были, во-первых, выполнить юридические условия, установленные соответст­вующими соглашениями, и, во-вторых, официально присоединиться к ним. Российская Федерация, для присоединения которой к междуна­родным договорам, заключенным бывшим СССР, не существовало никаких юридических препятствий, пошла, однако, иным путем. 26 де­кабря 1991 г. Постоянный представитель РФ передал Генеральному директору ЮНЕСКО вербальную ноту Министерства иностранных дел РФ следующего содержания: “Министерство иностранных Дел РФ... имеет честь сообщить, что членство Союза Советских Социалис­тических Республик... во всех заключенных в ее [ЮНЕСКО] рамках или под ее эгидой конвенциях, соглашениях и других международно-правовых инструментах продолжается Российской Федерацией (РФ) и что в этой связи в ЮНЕСКО вместо названия "Союз Советских Социалистических Республик" должно использоваться наименование "Российская Федерация"”. Одновременно Россия приняла на себя все финансовые обязательства СССР, вытекающие из его участия в международных договорах и соглашениях. Указанная нота была встречена в ЮНЕСКО с соответствующим пониманием, и Россия стала рассматриваться как правопреемница СССР по всем заключен­ным последним международным договорам в области авторского права. Поэтому, например, Российская Федерация считается связан­ной Всемирной конвенцией об авторском праве, принятой в Женеве в 1952 г., с 27 мая 1973 г., когда она вступила в силу для Советского Союза.

Однако принятие Россией международных обязательств в том их виде, в котором они существовали для бывшего СССР, не решило кардинальным образом проблему участия России в международной системе охраны авторских прав, так как в наиболее важных междуна­родных соглашениях в рассматриваемой сфере Советский Союз не участвовал. Кроме того, распад СССР создал в области охраны автор­ских прав новые проблемы, которых раньше не существовало. Наибо­лее актуальной из них стала задача по обеспечению признания и охра­ны авторских прав в отношениях между новыми независимыми государствами — бывшими республиками единого СССР. Вначале эту задачу РФ пыталась решить путем заключения двусторонних согла­шений с отдельными государствами, однако 24 сентября 1993 г. один­надцатью государствами — бывшими республиками СССР было под­писано многостороннее Соглашение о сотрудничестве в области охра­ны авторского права и смежных прав. Данное Соглашение создало правовую базу для охраны прав российских авторов в ближнем зару­бежье, равно как и обеспечило охрану прав авторов из этих республик в Российской Федерации.

Что касается подключения России к международной системе охра­ны авторских прав, то руководством страны еще в середине 1993 г. было заявлено о намерении России стать участницей всех основных международных конвенций по авторскому праву. Так, в соответствии с Указом Президента РФ от 7 октября 1993 г. “О государственной политике в области охраны авторского права и смежных прав” Ми­нистерству иностранных дел РФ совместно с заинтересованными ми­нистерствами, ведомствами и РАО было поручено в 3-месячный срок внести предложения по присоединению России к Бернской конвен­ции об охране литературных и художественных произведений (в ре­дакции 1971 г.), Всемирной конвенции об авторском праве (в редак­ции 1971 г.), Международной конвенции об охране интересов артистов-исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций 1971 г., Конвенции по охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм 1971 г., а также Многосторонней конвенции об избежании двойного налогооб­ложения выплат авторского вознаграждения 1979 г.

Результаты проделанной работы нашли отражение в распоряже­нии Президента РФ от 25 марта 1994 г. “Вопросы присоединения РФ к ряду международных конвенций в области авторского права”. На­званный акт констатировал необходимость и готовность России под­писать лишь три из указанных выше конвенций, а именно Бернскую конвенцию об охране литературных и художественных произведений (в редакции 1971 г.), Всемирную конвенцию об авторском праве (в редакции 1971 г.) и Конвенцию об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм 1971 г.

 


Лекция №2.

Объекты авторского права. Срок действия авторского права.

План лекции.

1) Объекты авторского права.

2) Теоретические основы охраны авторских прав.

3) Международные договоры об охране авторских прав.

 

Действующее законодательство не содержит легального определе­ния понятия произведения, хотя указывает на те признаки, которыми оно должно обладать, чтобы пользоваться правовой охраной. Соглас­но ст. 6 Закона РФ “Об авторском праве и смежных правах” авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искус­ства, являющиеся результатом творческой деятельности независимо от назначения и достоинств произведения, а также способа его выра­жения. Кроме того, подчеркивается, что законом охраняются как обна­родованные, так и необнародованные произведения, существующие в какой-либо объективной форме.

В юридической литературе предложено немало научных определе­ний произведения, однако наибольшее распространение получило оп­ределение, сформулированное В. И. Серебровским. “Произведение, — писал он в 1956 г., — это совокупность идей, мыслей и образов, полу­чивших в результате творческой деятельности автора свое выражение в доступной для восприятия человеческими чувствами конкретной форме, допускающей возможность воспроизведения”'. В этом и иных определениях подчеркивается, что произведение — благо нематери­альное. Произведение как реально существующее явление окружа­ющего нас мира выступает в качестве комплекса идей и образов, получивших свое объективное выражение в готовом труде, индиви­дуальное и неповторимое отражение объективной действительности. Произведение является результатом мыслительной деятельности че­ловека, а человеческий мозг может производить только нематериаль­ные объекты.

В связи с этим всегда важно различать само произведение, имею­щее нематериальную сущность, и форму его воплощения, т. е. ту вещественную форму, которая является материальным носителем произве­дения (например, рукопись, рисунок, нотная запись и т. д.). Связь про­изведения со своим материальным носителем может быть неразрыв­ной. Так, картина и скульптура как результат труда художника настолько тесно связаны с формой, в которую они облечены, что со­ставляют с ней одно неразделимое целое. Е.Л. Вакман и И. А. Грингольц совершенно справедливо отмечали, что не существует даже двух разных понятий для обозначения картины как продукта духовного творчества художника и как покрытого красками холста. Но, несмот­ря на это единство, картина и скульптура выступают одновременно как объекты авторского права и как объекты права собственности. Материальные предметы — “носители” произведений — могут быть уникальны. Но авторское право охраняет произведение как систему идей, мыслей и образов именно в связи с возможностью его воспроиз­ведения. Поэтому авторское право на произведение науки, литерату­ры и искусства сохраняется даже в случае гибели того материального носителя, в котором оно было воплощено. Конечно, практическое зна­чение это имеет лишь тогда, когда, например, сохранилась копия или репродукция утраченного произведения искусства, когда литератур­ное или музыкальное произведение может быть кем-либо воспроизве­дено по памяти и т. д.

Авторское право на произведение не связано с правом собственно­сти на материальный объект, в котором оно выражено. Поэтому пере­ход права собственности на материальный объект или право владения материальным объектом сами по себе не влекут за собой перехода авторских прав на произведение как благо нематериальное.

В этой связи следует критически отнестись к получившей распро­странение практике заключения авторских договоров, когда в целях ми­нимизации налоговых платежей в договорах указывается, что автор про­дает (дарит), а пользователь покупает (принимает) рукопись или другой материальный носитель, на котором зафиксировано произведение. Такая практика чревата опасностью не только признания подобных сделок при­творными по искам заинтересованных лиц, но и констатацией того, что пользователи не приобрели по ним никаких авторских прав на использо­вание произведений и поэтому, в частности, не могут выступать в их защиту в случае нарушений со стороны как авторов, так и третьих лиц.

Единственное исключение в этом плане представляет собой прави­ло, касающееся произведений изобразительного искусства. При пере­даче права собственности (права владения) на произведение изобра­зительного искусства к приобретателю переходят и отдельные авторские права, например, право помещать произведение на публич­ных выставках без выплаты особого вознаграждения автору, право на распространение произведения и т. д. Автору произведения наряду с безусловной охраной его личных неимущественных прав обеспечива­ется лишь право доступа, в соответствии с которым он вправе требо­вать от собственника произведения предоставления возможности осу­ществления права на воспроизведение своего произведения (ст. 17 Закона РФ “Об авторском праве и смежных правах”).

Таким образом, произведениями являются “не материальные про­дукты, а творческая мысль, ставшая в них объективной реальностью”. Однако не всякое произведение как результат мыслительной деятель­ности человека охраняется нормами авторского права. Объектами ав­торского права признаются лишь такие произведения, которые обла­дают предусмотренными законом признаками. Такими признаками являются творческий характер произведения и объективная форма его выражения.

В самом законе признак творчества не раскрывается, в связи с чем в юридической литературе дается немало его определений. Так, В. И. Серебровский отмечал, что творчество — это сознательный и в боль­шинстве случаев весьма трудоемкий процесс, имеющий своей целью достижение определенного результата. По мнению О. С. Иоффе, творчество является интеллектуальной деятельностью, завершаю­щейся производящим актом, в результате которого появляются новые понятия, образы и (или) формы их воплощения, представляющие со­бой идеальное отражение объективной действительности. Э.П. Гаврилов определяет творчество как деятельность человека, порождаю­щую нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и уникальностью.

В литературе справедливо отмечается, что для авторского права важен не столько творческий характер деятельности, сколько анало­гичный признак результата, хотя, видимо, следует исходить из того, что только творческая деятельность может привести к творческому результату. В этом смысле всякое творческое произведение характеризуется ориги­нальностью, новизной, неповторимостью и уникальностью.

В авторском праве, охраняющем форму произведения, признак новизны как самостоя­тельный критерий его охраны является излишним, поскольку он пол­ностью поглощается признаком творчества.

Произведение как результат творческой деятельности автора ста­новится объектом авторского права лишь при условии, что оно выра­жено в какой-либо объективной форме. До тех пор, пока мысли и обра­зы автора не проявились вовне, а существуют лишь в виде творческого замысла, они не могут быть восприняты другими людьми и, следовательно, не существует и практической надобности в их правовой охра­не. Чтобы творческий результат приобрел общественную значимости и характер объекта авторского права, он должен быть воплощен в какой-либо объективной форме: письменной (рукопись, машинопись нотная запись и т.д.), устной (публичное произнесение, публичное исполнение и т.д.), звуко- или видеозаписи (механической, магнит­ной, цифровой, оптической и т.д.), изображения (рисунок, эскиз, кар­тина, план, чертеж, кино-, теле-, видео- или фотокадр и т. д.), объемно-пространственной (скульптура, модель, макет, сооружение и т.д.) или другой форме. Иными словами, произведение должно существовать в форме, которая отделена от личности автора и приобрела самостоя­тельное бытие. При этом для признания произведения объектом ав­торского права вовсе не требуется завершенности работы. Закон в равной степени охраняет как законченные, так и незавершенные про­изведения, в частности эскизы, планы и иные промежуточные резуль­таты, используемые авторами при создании произведений.

Объективная форма выражения произведения тесным образом связана с возможностью его воспроизведения. Относительно характера данной связи в российской юридической литературе существуют две позиции. По мнению одной группы авторов, объективная форма и воспроизводимость произведения составляют единый признак охранноспособного произведения. Иначе, с их точки зрения, о воспроизво­димости произведения нет необходимости говорить особо, так как са­мо наличие у произведения объективной формы свидетельствует о возможности его воспроизведения. Так, по мнению Н. Л. Зильберштейна, музыку можно воспроизвести с того момента, как она прозвучала, хотя бы автор не прибегнул к записи. Точно так же можно воспроизвести новую научную мысль, если она выражена устно. В подтверждение ска­занного Н.Л. Зильберштейн приводит пример с увертюрой к опере “Князь Игорь”, которую А. П. Бородин проиграл в кругу друзей, но не успел записать и скончался. А. К. Глазунов восстановил по памяти увертюру в том виде, в каком она исполнялась автором.

Иными словами, законодатель признал, что авторским правом охраня­ются любые выраженные вовне произведения, в том числе и те, объек­тивная форма которых не связана с материальным носителем. Конечно, защита подобных произведений, например, публично произнесенных, но нигде не зафиксированных речей, лекций, докладов, особенно за­щита их от искажения, представляется более сложной, чем защита произведений, связанных с каким-либо материальным носителем. Но в принципе она может быть обеспечена, в связи с чем исключение из закона специального упоминания о возможности воспроизведения ре­зультата творческой деятельности как особого признака охраняемого произведения представляется оправданным.

К юридически значимым (охраняемым) элементам произведения относятся образы и язык произведения. Под художественным образом понимается специфическая для искусства форма отражения действи­тельности и выражения мыслей и чувств художника. Художественный образ рождается в воображении художника, воплощается в создавае­мом им произведении в той или иной материальной форме (пластиче­ской, звуковой, жесто-мимической, словесной) и воссоздается вообра­жением воспринимающего искусство зрителя, слушателя, читателя. В науке авторского права созданные художником образы именуются внутренней формой произведения.Она пользуется правовой охраной, так как является результатом творческой деятельности и отражает индивидуальность своего творца. Считается, что в принципе образы произведения могут быть заимствованы для создания нового, творче­ски самостоятельного произведения при условии придания им новой внешней формы. В этом случае, однако, закон требует обязательного согласия автора первоначального произведения и указания источника заимствования.

Внешней формой произведения является язык произведения, под которым понимаются свойственные автору средства и приемы созда­ния художественных образов, т. е. совокупность используемых им изобразительно-выразительных средств. Язык произведения заимство­ван быть не может, в данном случае прибегают к цитированию с указанием источника заимствования.

Теоретическое разграничение элементов произведения на охраня­емую законом форму и не охраняемое содержание проводится в отно­шении не только художественных, но и научных произведений. Так, считается, что такие образующие содержание научного произведения элементы, как постановка научной проблемы, метод научного иссле­дования, научные факты, интерпретация, систематизация, гипотеза и теория и др., самостоятельного правового значения не имеют и не охраняются сами по себе, вне определенной формы. В обоснование этого справедливо указывается, что научное открытие, составляющее элемент содержания научного произведения и не получившее в каче­стве этого элемента правовой охраны, было выделено как самостоя­тельный объект гражданского права. Если бы открытие получало до­статочную правовую охрану по авторскому праву, то не было бы нужды в создании самостоятельного правового института в виде права на открытие.

Что же касается охраняемых элементов научного произведения, то к ним относятся: 1) внешняя форма, т. е. его язык, включающий особые научные знаки и символы, и 2) внутренняя форма, которую образуют принятая автором последовательность изложения научных понятий, логика, система раскрытия научных идей и расположение материала.

В связи с тем что авторское право охраняет форму произведения, для установления случаев нарушения авторских прав путем заимство­вания решающее значение имеют буквальные совпадения, для уста­новления которых составляются таблицы совпадений (“текст на та­кой-то странице в одном произведении соответствует тексту на такой-то странице в другом произведении”).

К числу объектов, не охраняемых авторским правом, относятся прежде всего те из них, которые не обладают хотя бы одним из призна­ков произведения науки, литературы и искусства. Так, если лицом в ходе проделанной работы достигнут не творческий, а чисто техниче­ский результат, он нормами авторского права не охраняется. К такого рода результатам относятся, в частности, телефонные справочники, расписания движения, адресные книги и т. п. при условии, что состави­телем не была применена оригинальная система изложения справочных данных. В спорных случаях наличие творческого вклада устанавливается экспертизой, проводимой соответствующими специалистами. Приведем характерное дело из практики Санкт-Петербургского городского суда. Б. обратился с иском о признании соавторства на сборник песен “Зем­ля Брянская”, мотивируя свое требование тем, что он осуществил нотацию включенных в сборник песен. В соответствии со ст. 487 ГК РСФСР 1964 г. к объектам, охраняемым авторским правом, относи­лись записи произведений народной музыки, подвергнутые специаль­ной обработке. В заключении экспертизы, проведенной по делу, ука­зывалось, что нотация не является обработкой народной песни. С учетом данного заключения суд пришел к выводу, что Б. проделана техническая, а не творческая работа, и отказал в иске.

В связи с тем что доктрина российского авторского права предпо­лагает охрану лишь формы произведения, а не его содержания, в лите­ратуре неизменно отмечалось, а ныне нашло прямое отражение в п. 4 ст. 6 Закона “Об авторском праве и смежных правах” положение о том, что авторское право не распространяется на идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия, факты. Некото­рые из перечисленных результатов творческой деятельности охраня­ются в рамках иных институтов права, например патентного права;

Вопросы охраны других творческих результатов обсуждаются в науч­ных кругах. Но сами по себе идеи, принципы, факты и подобные им результаты творческой деятельности авторское право не охраняет. Если, однако, такие результаты выражены в оригинальной форме, пос­ледняя пользуется правовой охраной. Так, московское издательство “Аурика” выпустило в свет книгу “Домашнее консервирование”, за­имствовав б6лыпую'часть советов по заготовке овощей и фруктов из книги Р. Лойко “Консервируем сами”. Хотя рецепты сами по себе авторским правом не охраняются, охраноспособна та форма, в которой они выражены. Поскольку последняя не подверглась никакой перера­ботке, суд пришел к правильному выводу о нарушении авторских прав Р. Лойко.

Наряду с подобными объектами существуют произведения, обла­дающие всеми необходимыми признаками, но не охраняемые автор­ским правом в силу прямого указания закона. К их числу относятся следующие четыре категории произведений.

Во-первых, не пользуются правовой охраной произведения, в отно­шении которых истек срок действия авторского права. Вопрос о сроке действия авторского права будет рассмотрен ниже. Здесь же отметим, что истечение срока охраны никак не влияет на охрану авторства, имени автора и неприкосновенности произведения.

Во-вторых, из сферы правовой охраны исключены официальные документы, их официальные переводы, а также государственные сим­волы и знаки. К числу официальных документов относятся законы и иные акты нормативного характера — инструкции, указания, стандар­ты, методические рекомендации, уставы юридических лиц и т.п., су­дебные решения и иные акты правоприменительных органов — обви­нительные заключения, представления прокуратуры, акты органов предварительного следствия и т. п., а также иные официальные доку­менты, исходящие от организаций и должностных лиц, — отчеты, справки, патентные описания, иски и т. п. Государственными символа­ми и знаками считаются флаги, гербы, гимны, ордена, денежные знаки и т. п. Большинство из названных документов являются творческими произведениями, авторы которых известны. В этом смысле они ничем не отличаются от обычных произведений, охраняемых авторским пра­вом. Однако как только данное произведение в результате его приня­тия (утверждения, одобрения) получает статус официального документа, знака или символа, оно изменяет свой правовой режим. Это и понятно, так как указанные объекты могут эффективно выполнять свою роль лишь в том случае, если они используются широко и без каких-либо ограничений.

Момент изменения правового режима произведения имеет боль­шое практическое значение для правильного разрешения возникаю­щих споров. Так, Э. П. Гавриловым приводится пример подобного спо­ра, возникшего между группой авторов и организацией в связи с подготовкой методического материала. Указанный материал был из­дан организацией, однако вознаграждение авторам не было выплаче­но. Авторы доказали, что написание этого материала не входило в круг их служебных обязанностей и потому они должны получить вознаг­раждение. Организация в ответ на это выдвинула довод о том, что этот материал представляет собой методические указания, утвержденные должностным лицом организации, т. е. является нормативным актом, который не охраняется авторским правом. Суд с такой аргументацией организации не согласился, указав, что во время сдачи в организацию этого материала он еще не был официальным документом и потому пользовался авторской охраной. Что касается условий дальнейшего использования этого материала, то после придания ему официального статуса он может использоваться свободно, как и всякий официаль­ный документ.

В-третьих, в силу прямого указания закона не охраняются автор­ским правом произведения народного творчества. К ним относятся произведения фольклора — частушки, поговорки, анекдоты, танцы и т.п., произведения народных художественных промыслов, народные костюмы, традиционная архитектура и т. п. При этом имеются в виду прежде всего произведения современного народного творчества, по­скольку выделение в особую группу ранее созданных произведений такого рода не имело бы большого смысла, ибо они не охраняются автор­ским правом в силу истечения срока охраны. Причиной исключения произведений народного творчества из сферы охраны является то, что авторство на них не может быть объективно индивидуализировано, так как их автором является народ. Их следует отличать от произведений, бесспорно имеющих конкретных авторов, имена которых, однако, не из­вестны в силу тех или иных причин, например, при анонимном опуб­ликовании произведения. Совершенно очевидно, что подобные произ­ведения охраняются авторским правом без каких-либо изъятий.

В-четвертых, не признаются объектами авторского права сообще­ния о событиях и фактах, имеющие информационный характер (ст. 8 Закона РФ “Об авторском праве и смежных правах”).

Виды объектов авторского права:

Произведения науки – любые произведения, основное содержание которых состоит в выработке и систематизации объективных знаний о действительности, включая произведения научной литературы.

Произведения литературы – художественные произведения, выраженные в словесной форме.

Произведения искусства – все остальные произведения художественного творчества, включая произведения архитектуры, живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, музыки, кино и театра и т.д.

Переводы.

Программы для ЭВМ – объективная форма представления совокупности данных и команд, предназначенных для функционирования ЭВМ и других компьютерных устройств с целью получения определённого результата, включая подготовительные материалы, полученные в ходе разработки программы для ЭВМ, и порождаемые ею аудиовизуальные отображения.

Драматические произведения во всех их жанровых разновидностях, методах сценического воплощения и формах объективного выражения.

Музыкальные произведения с текстом и без текста, музыкально-драматические произведения (мелодия, аранжировка, оркестровка, вариации).

Копии произведений изобразительного искусства.

Произведения декоративно-прикладного искусства и дизайна.

Фотографические произведения.

Произведения архитектуры, градостроительства, садово-паркового искусства.

Произведения хореографии и пантомимы.

Картографические произведения.

Сборники и другие составные произведения.

СРОК ДЕЙСТВИЯ АВТОРСКОГО ПРАВА

По общему правилу, авторское право действует в течение всей жизни автора и 50 лет после его смерти. Указанный 50-летний срок исчисляется с 1 января года, следующего за годом смерти автора, и соответственно истекает в конце последнего, пятидесятого года срока.

Из этого общего правила устанавливается ряд исключений. Первое из них касается произведений, обнародованных анонимно или под псев­донимом. По понятным причинам срок их охраны не может быть осно­ван на дате смерти их авторов. Поэтому авторское право на такие произведения действует в течение 50 лет, считая с 1 января года, сле­дующего за годом их правомерного обнародования. Если, однако, ав­тор произведения, выпущенного анонимно или под псевдонимом, рас­кроет свою личность в течение указанного срока или его личность не будет далее оставлять сомнений, то срок действия авторского права на это произведение будет исчисляться по общим правилам.

Второе исключение связано с произведениями, созданными в соав­торстве. Авторское право на такое произведение действует в течение всей жизни и 50 лет после смерти автора, пережившего других авто­ров. В данном случае имеются в виду, конечно, авторские права на коллективное произведение в целом. Сроки охраны частей коллектив­ного произведения, которые имеют самостоятельное значение и ис­пользуются обособленно от других частей произведения, зависят от продолжительности жизни их авторов.

На практике нередко встречаются случаи, когда произведения умерших авторов обнародуются и начинают использоваться за преде­лами указанных выше сроков или в самом их конце. На этом основа­нии наследники часто обращались в государственные органы с прось­бами о продлении срока действия авторского права, однако ранее действовавшее законодательство такой возможности не предусматри­вало. Данный вопрос обычно решался путем заключения наследника­ми и заинтересованными организациями договоров купли-продажи о приобретении неопубликованных рукописей и иных материальных носителей как вещественных объектов. Это, конечно, не было опти­мальным выходом из ситуации, так как наследники лишались возмож­ности получать вознаграждение за повторное использование произве­дений, их использование иными организациями и т. д. Учитывая это, новый авторский Закон установил еще одно исключение из общих правил исчисления сроков охраны авторских произведений. В соот­ветствии с п. 5 ст. 27 Закона авторское право на произведение, впервые выпущенное в свет после смерти автора, действует в течение 50 лет после его выпуска. К рассмотренному случаю близка ситуация, касаю­щаяся сроков охраны произведений репрессированных авторов. Если автор был репрессирован и реабилитирован посмертно, то 50-летний срок охраны прав на произведение начинает действовать с 1 января года, следующего за годом реабилитации.

Наконец, Закон РФ “Об авторском праве и смежных правах” пре­дусматривает увеличение на 4 года срока охраны авторских прав на произведения тех авторов, которые участвовали в Великой Отечест­венной войне или работали в этот период.

Установленный новым авторским Законом срок охраны авторских прав, равно как и особый порядок его исчисления в указанных в законе случаях, применяется тогда, когда 50-летний срок действия авторско­го права не истек к 1 января 1993 г. (п. 3 постановления Верховного Совета РФ “О порядке введения в действие Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах"” от 9 июля 1993 г.). Данное весьма своеоб­разное правило выпадает из ряда обычно принимаемых решений и порождает далеко идущие юридические последствия.

Чтобы пояснить, о чем идет речь, напомним, что до 1 июня 19-73 г. общий срок действия авторских прав на произведение составлял у нас в стране период жизни автора и 15 лет после его смерти, а с 1 июня 1973 г. по 3 августа 1992 г. — период жизни и 25 лет. Основы гражданского законодательства 1991 г., вступившие в действие на территории Рос­сии 3 августа 1993 г., впервые увеличили срок охраны авторских прав до 50 лет. Однако при этом было установлено, что новый 50-летний срок охраны применяется лишь к тем произведениям, срок действия авторских прав на которые не истек к моменту вступления Основ в силу. Иными словами, если произведение по причине истечения дей­ствовавшего ранее срока охраны уже перешло в разряд неохраняемых, то восстановление его охраны в связи с увеличением Основами срока охраны авторских прав не предусматривалось. Именно таким образом обычно решается данный вопрос при изменении законодательства. Данное решение было, в частности, реализовано при введении в дейст­вие Патентного закона РФ, который увеличил срок действия патентов на изобретения и промышленные образцы.

При введении в действие Закона РФ “Об авторском праве и смеж­ных правах” законодатель отступал от этого правила, что создало до­вольно сложную юридическую ситуацию. Многие произведения, ко­торые уже давно использовались свободно в связи с истечением сроков их охраны по ранее действовавшему законодательству, вновь стали пользоваться правовой охраной. В эту категорию попали произ­ведения всех российских авторов, которые умерли после 1 января 1943 г., так как на 1 января 1993 г. еще не истек установленный законом 50-лет­ний срок охраны их произведений. Как видно из стенограммы заседа­ния Верховного Совета РФ, на котором обсуждались поправки к про­екту Закона РФ “Об авторском праве и смежных правах” и проекту постановления Верховного Совета о порядке введения данного Закона в действие, этот результат был достигнут вполне осознанно. Посколь­ку, как отмечалось на заседании, вопрос на деле касался двух-трех десятков выдающихся авторов, депутаты, руководствуясь соображе­ниями гуманности и справедливости, сознательно внесли соответст­вующее изменение в п. 3 указанного постановления, первоначальная редакция которого не предусматривала возможности восстановления охраны произведений, срок охраны которых уже истек'. Поэтому пользователи произведений обязаны впредь заключать договоры на использование таких произведений с наследниками авторов и выпла­чивать последним согласованное вознаграждение. Поскольку правила нового Закона применяются лишь к отношениям по созданию и ис­пользованию произведений, возникающим после введения указанного Закона в действие (т.е. с 3 августа 1993 г.), за предшествующее этой дате использование произведений, которые согласно ранее действо­вавшему законодательству могли использоваться всеми заинтересо­ванными лицами свободно, вознаграждение наследникам выплачи­ваться не должно.

Вопрос об обратной силе Закона РФ “Об авторском праве и смеж­ных правах”, который, на наш взгляд, решен в постановлении Верхов­ного Совета РФ от 9 июля 1993 г. достаточно определенно, получил неожиданную интерпретацию в трудах Э.П. Гаврилова. По мнению ученого, рассматриваемый Закон не имеет обратной силы, так как в п. 3 постановления о введении его в действие говорится о применимости новых сроков охраны только к тем произведениям, которые охраня­лись на 1 января 1993 г. Иными словами, если произведение уже пере­шло в общественное достояние в связи с истечением срока его охраны по ранее действовавшему законодательству, то никакого восстановле­ния его охраны не происходит.

Такая трактовка постановления Верховного Совета от 9 июля 1993 г., расходящаяся с его буквальным текстом и истинным смыслом, не по­лучила поддержки ни у специалистов, ни в судебной практике. Так, судами г. Москвы рассмотрено несколько дел по искам наследников А. Толстого к издательствам, выпустившим в первой половине 90-х годов без согласования данного вопроса с наследниками и без выпла­ты причитающегося им вознаграждения ряд произведений А. Толсто­го, в частности сборник русских народных сказок “Пойди туда — не знаю куда”, в который вошло семь сказок в литературной обработке А. Толстого, пятитомное собрание его сочинений и др. Первоначаль­но в иске наследников было отказано со ссылкой на переход произведе­ний А. Толстого, умершего в 1945 г., в разряд общественного достояния, а также на постановление Совета Министров РСФСР от 28 ноября 1958 г. № 1308, которым произведения А. Толстого признаны достоянием го­сударства. В дальнейшем, однако, суды пришли к правильному выводу о том, что поскольку 50-летний срок охраны произведений А. Толстого на момент их издания ответчиками не истек, их требования подлежат удовлетворению.

Как уже указывалось, Закон РФ “Об авторском праве и смежных правах” отказался от конструкции авторства на произведение юриди­ческих лиц. В этой связи надлежало решить вопрос об авторских правах юридических лиц, которые возникли до введения в действие нового За­кона. Напомним, что согласно ранее действовавшему законодательст­ву (ст. 498 ГК РСФСР 1964 г.) авторское право, принадлежавшее юридическому лицу, действовало бессрочно и не прекращалось даже в случае реорганизации или ликвидации юридического лица, так как переходило к правопреемнику или государству. В постановлении Вер­ховного Совета РФ, посвященном введению в действие авторского Закона, отмечается, что авторское право юридических лиц, возникшее до 3 августа 1993 г., прекращается по истечении 50 лет с момента правомерного обнародования произведения или создания произведе­ния, если оно не было обнародовано. Что же касается радио- и телепере­дач (передачи в эфир), в отношении которых не истек 50-летний срок с момента их правомерного обнародования или создания, если они не были обнародованы, то с момента введения в действие Закона они охраняются в течение оставшегося срока как объекты смежных прав.

По истечении срока действия авторского права произведение счи­тается перешедшим в общественное достояние. Такого рода произве­дения, равно как и произведения, которым на территории России ни­когда не предоставлялась охрана, могут свободно использоваться любым лицом без выплаты авторского вознаграждения. При этом, од­нако, должны соблюдаться право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора. В отличие от ранее действовавшего законода­тельства (ст. 502 ГК РСФСР 1964 г.) новый Закон не предусматривает возможности объявления произведения, в отношении которого истек срок охраны, достоянием государства и определения особых условий его использования. Но Правительством РФ могут устанавливаться случаи выплаты специальных отчислений за использование на территории Рос­сии произведений, перешедших в общественное достояние. Такие отчис­ления выплачиваются в профессиональные фонды авторов, а также орга­низациям, управляющим имущественными правами авторов на коллективной основе, и не могут превышать одного процента от прибы­ли, полученной за использование таких произведений.

 


Лекция №3.

Субъекты авторского права, Переход авторского права по наследству.

 

План лекции.

1) Субъекты авторского права.

2) Охрана прав несовершеннолетних и недееспособных авторов.

3) Осуществление авторских прав на коллективное произведение.

 

Субъектами авторского права являются лица, которым принадле­жит субъективное авторское право в отношении произведения. Со­гласно российскому законодательству обладателями субъективных авторских прав могут быть российские граждане, лица без гражданст­ва и иностранцы, их наследники, иные правопреемники, а также Рос­сийское государство в целом. Права на произведение для каждой кате­гории субъектов возникают в связи с различными юридическими фактами — созданием произведения, переходом авторских прав по на­следству, авторскому договору и т. д.

Важнейшими субъектами авторского права являются авторы про­изведений науки, литературы и искусства. Авторами признаются ли­ца, творческим трудом которых создано произведение. Творцом произ­ведения может быть любое физическое лицо, независимо от пола, возраста, гражданства и состояния дееспособности. Авторские права у создателя произведения возникают сразу, как только достигнутый творческий результат облекается в объективную форму, обеспечиваю­щую его восприятие иными лицами. При этом не имеет значения, обнародовано произведение или нет, является ли оно полностью за­конченным или представляет собой лишь эскиз или набросок. Не вли­яют на признание лица автором форма, назначение и достоинства созданного им произведения. Для признания лица автором от него не требуется выполнения каких-либо формальностей, чьего-либо согла­сия или какого-либо соглашения.

Авторами признаются не только творцы оригинальных произведе­ний, но и создатели производных (зависимых) произведений, в част­ности переводов, переработок, копий произведений изобразительного искусства и т.д. При этом для возникновения авторского права на производное произведение не имеет значения, охраняется ли законом оригинальное произведение. Разумеется, если оригинальное произве­дение законом охраняется, должно быть получено согласие его автора или иного обладателя прав на произведение для использования со­зданного на его основе производного произведения. Такое согласие может быть и не дано, однако это будет препятствовать лишь исполь­зованию произведения, но не признанию творчески переработавшего произведение лица автором этой переработки.

Охрана прав несовершеннолетних и недееспособных авторов

Нередко творческие произведения создаются гражданами, не до­стигшими совершеннолетия либо признанными в установленном за­коном порядке недееспособными или ограниченно дееспособными.

Например, Надя Рушева за свои 17 лет создала около 11 тыс. рисунков. При жизни Нади состоялось 15 выставок ее работ, в том числе за рубежом. Первый поэтический сборник Ники Турбиной вышел в свет, когда юной поэтессе было всего 8 лет. В России и за рубежом широко известны имена других юных дарований.

Возможность несовершеннолетних и недееспособных граждан иметь права авторов не вызывает каких-либо сомнений ни в юридиче­ской науке, ни на практике. Сама эта возможность входит в содержа­ние гражданской правоспособности, а последняя не зависит ни от возраста, ни от состояния здоровья человека. Для превращения этой абстрактной возможности в конкретное субъективное авторское право необходим юридический факт. Роль такого факта выполняет создание произведения науки, литературы и искусства, т. е. действие фактиче­ского характера, а не сделка. Но поскольку фактические действия могут совершаться и недееспособными лицами, конкретные субъективные авторские права возникают независимо от возраста и состояния дееспособности. Поэтому носителями авторских прав в отношении созданных ими произведений являются сами несовершеннолетние и недееспособные лица.

По-иному обстоит дело с осуществлением прав несовершеннолет­них и недееспособных. За малолетних, т. е. за лиц, не достигших 14 лет, а также полностью недееспособных граждан авторские права осущест­вляют их родители или опекуны как их законные представители (ст. 28 ГК РФ). В частности, именно родители (опекуны) заключают от име­ни малолетних авторов договоры, выступают в защиту их прав в слу­чае правонарушения и т.д. Это, однако, не означает, что родители принимают на себя какие-либо обязанности по этим договорам и несут ответственность за их исполнение. Стороной по договору является сам малолетний, а родители (опекуны) лишь выступают от его имени.

Граждане, которые вследствие злоупотребления спиртными на­питками или наркотическими средствами ставят свою семью в тяже­лое материальное положение и признаны в связи с этим ограниченно дееспособными, могут осуществлять свои авторск




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1243; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.147 сек.