Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Равновесная цена – это цена, уравновешивающая спрос и предложение в результате воздействия конкурентных сил




Колебания прибыли - барометр рынка, подающий сигнал про­изводству. Товаропроизводитель в своей хозяйственной деятельнос­ти неизбежно руководствуется интересами прибыли. Прибыль зави­сит от цен, роста объема производства и скорости оборота капита­лов.

Сам рыночный меха­низм содержит элементы: 1) саморазвития и 2) государственного регулирования путем воздействия государства на спрос, предложе­ние, цены и конкуренцию.

Особенность рыночного механизма состоит в том, что каждый его элемент теснейшим образом связан с ценой, которая служит основным инструментом, бездействующим на спрос и предложе­ние.

Рынок как механизм («большой» рынок») состоит из отдельных («малых») рынков - капитала, труда, продовольствия и т. д.. «Малые» рынки бывают двух видов: ресурсов и продукции.

Экономические агенты возникают на «большом» рынке как собственники экономических ресурсов. Через соответствующие рынки они продают фирмам свои ресурсы, получая за это доходы.

Производители используют приобретенные ресурсы для организации производства продукции, которую затем продают на рынках продукции. Здесь она приобретается потребителями за их доходы.

По мере разложения натурального хозяйства и развития производства товаров на продажу менялось само представление о рынке. Современный рынок, оставаясь механизмом взаимодействия покупателей и продавцов, превратился в систему регулирования хозяйственной жизни (экономики).

2. Факторы рыночного саморегулирования. К основным факторам рыночного саморегулирования относят: спрос и предложение; цены; конкуренцию.

Спрос - это количество товара, которое хотят и могут приобрести покупатели за определенный период времени при всех возможных ценах на этот товар. Спрос - это форма выражения потребности, сумма денег, которую покупатели могут и намерены заплатить за нужные им товары. В западной экономической литературе спросом называют то, что связывает покупаемые блага с «жертвами», которые приходится приносить для их приобретения. Поэтому между потребностями и спросом существует разница. Потребность - это желание приобрести что-либо, а спрос - это желание, подкрепленное деньгами покупателей.

Удовлетворение потребностей любого экономического субъекта (индивидуальный спрос или спрос на микроуровне) осуществля­ется при следующих важных условиях: а) большинство товаров и услуг не бесплатны; б) у любого товара есть заменители (субституты); в) неизбежный выбор между субститутами требует сопоставле­ния дополнительных затрат и дополнительных выгод.

На макроуровне говорят о совокупном спросе - общем объеме спроса на товары и услуги не на отдельном рынке, а на всем рынке в экономике в целом. Он характеризует реальный объем национального производства, который субъекты экономики (предприятия, домохозяйства, государство и др.) готовы произвести при различ­ных уровнях цен.

Иначе говоря, спрос - это планы и намерения покупателя относительно покупки товара. Понятие «спрос» отражает желание и возможность приобрести товар. Если отсутствует одна из этих характеристик, отсутствует и спрос.

Для экономиста действительным представителем спроса является лишь тот, кто может предложить эквивалент за то, что получает. В современных условиях в качестве такого эквивалента выступают деньги. Отсюда платежеспособный спрос не равен по­требностям. Последние могут быть больше.

Механизм рынка позволяет удовлетворять только те потребнос­ти, которые выражены через спрос. Помимо них в обществе всегда есть и такие потребности, которые нельзя измерить деньгами и превратить в спрос. К ним, прежде всего, относятся блага и услуги коллективного пользования, особенно такие, в потреблении кото­рых участвуют все граждане без исключения (охрана общественно­го порядка, национальная оборона, государственное управление, единая энергетическая система, национальная сеть коммуникаций и т.д.). Эти блага в мировой экономической науке именуются обще­ственными товарами.

В условиях рынка действует так называемый закон спроса, суть которого можно выразить следующим образом. При прочих равных условиях величина спроса на товар тем выше, чем ниже цена этого товара, и наоборот, чем выше цена, тем ниже величина спроса на него. Действие закона спроса ограничено в следующих случаях:

- при ажиотажном спросе, вызванном ожиданием повышения цен;

- для некоторых редких и дорогих товаров, покупка которых является средством накопления (золото серебро, антикварные изделия и т. п.);

- при переключении спроса на более новые и качественные товары.

Обратная зависимость динамики спроса от уровня цен определяется тремя причинами:

- снижения цен увеличивает число покупателей;

- снижения цен расширяет покупательскую способность потребителей;

- насыщение рынка приводит к снижению полезности дополнительной единицы продукта (закон убывающей предельной полезности).

Экономисты различают:

- платежеспособный спрос на факторы производства (спрос производства) и на предметы потребления (спрос населе­ния). Последний во многом зависит от размеров денежных средств, находящихся на руках населения, в сберкассах, различных выплат и наследства, масштабов рынка, цены, полезности и качества то­варов, субъективных вкусов и предпочтений;

- действительный (реально предъявляемый спрос на товары и услуги);

- реализованный (это часть действительного спро­са, которая реализована на рынке в купленных товарах и услугах);

- неудовлетворенный спрос (это нереализованная часть действитель­ного спроса в виду отсутствия нужных товаров или несоответствия их ассортимента и качества требованиям покупателей). Неудовлет­воренный спрос приобретает самые различные формы: скрытый, явный, текущий, мобильный и накопленный;

- экзогенный и эндогенный спрос. Экзо­генный спрос - спрос, изменение которого вызвано вмешатель­ством правительства или каких-либо сил извне системы свободного рынка. Эндогенный, или внутренний, спрос - это спрос, который образуется внутри общества благодаря факторам, существующим в обществе;

- индивидуальный – спрос одного покупателя (предполагается, что покупатель и потребитель – это один и тот же индивид, т е. между ними нет посредников);

- рыночный спрос – это суммарный спрос на товар всех индивидуальных потребителей при любой возможной цене в течении определенного периода времени.

Американский экономист Х. Лейбенстайн делит потребительский спрос на функциональный и нефункциональный.

Функциональным спросом является такая часть спроса, которая обусловлена потребительскими свойствами, присущими самому экономическому благу.

Нефункциональным спросом является такая часть спроса, которая обусловлена факторами непосредственно не связанными с присущими экономическому благу факторами. К такому спросу относят: социальный, спекулятивный и нерациональный спрос. Социальный представлен: эффектом присоединения к большинству, эффектом сноба, эффектом Веблена.

«Парадокс Гиффена». Спрос на товары, потребление которых составля­ет основу жизни малоимущих слоев населения, проявляет нетипичную функциональную зависи­мость от цены данных товаров. Повышение об­щего уровня цен приводит к увеличению спроса на них. Объясняется это тем, что удорожание жизни побуждает определенную часть населения изменять структуру своего потребления. Со­кращается потребление более дорогих товаров в пользу более дешевых, низкокачественных благ. Данная закономерность была сформулирована английским экономистом Робертом Гиффеном (1837-1910 гг.),изучавшим особенности спроса бедных слоев населения в Англии.

Эффект присоедине­ния к боль­шинству. Проявляется в желании каждого быть не х уже других, не отставать от моды. Эффект обуслов­лен увеличением рыночного спроса и, как след­ствие этого, с ростом цены индивидуальный спрос также повышается.

Эффект сноба. Наблюдается уменьшение спроса индивидуума на товар вследствие того, что его покупают другие. В данном случае взаимосвязь между це­ной и объемом спроса подтверждает содержание закона спроса, но причина поведения покупа­теля объясняется не экономическими интере­сами, а желанием «выделиться из толпы».

Эффект Веблена. Речь идет о феномене демонстративного потреб­ления, характеристику которого впервые дал в своей работе «Теория праздного класса» осно­воположник американского институционализма Т. Веблен. В определенных условиях цена товара становится показателем его престижно­сти. Отсюда и возникло противоречащее зако­ну спроса явление: снижение цены на опреде­ленные товары побуждает некоторых потреби­телей отказываться от покупок данных то­варов. Для правильного пони­мания рыночной ситуации, разработки эффективных мер по лик­видации неудовлетворенного спроса необходимо стремиться к бо­лее точной оценке всех форм такого спроса и по объему, и по структуре, и по отдельным товарам, и по регионам, и по социально-экономическим группам населения (семей), различающимся уровнем материальной обеспеченности.

А. Маршалл выдвинул три причины, обуславливающие значимость первоочередного изучения спроса, а не предложения, хотят в настоящее время лидирующие позиции занимает на рынке сторона предложения.

Постулаты А.Маршалла:

1. В работах классиков (Рикардо и его последователей) при анализе категории стоимости чрезмерное значение прида­валось издержкам производства (т.е. фактору предложе­ния). На самом деле факторы спроса играют такую же роль в формировании стоимости, как и факторы предложения.

2. Теория спроса (по сравнению с теорией предложения) пре­бывает в младенческом возрасте. Относительно слабо раз­виты методы измерения спроса. Для развития же экономи­ческой теории необходимо использовать точность аргумен­тации, что предполагает возможность использовать мате­матический анализ, систему четких показателей.

3. Состояние общества в развитой стране уже на этапе перехо­да от XIX к XX в. подошло к тому уровню, когда требуется выполнять цели повышения общего благосостояния насе­ления. Изучение потребностей, спроса - одна из задач в деле решения благосостояния нации.

Рыночный спрос определяется путем суммирования величин спроса, предъявляемого каждым покупателем при разных ценах. Он обозначается знаком «D». Исходя из того, что спрос - это желание и способность покупателей приобретать товары и услуги по определенным ценам, формула спроса будет иметь следующий вид:

D = P х Q, (1)

где D (demand) - спрос; Р (price) - цена; Q - количество товара, на которое, предъявляется спрос

Изменение количества товара, которое покупатели хотят и могут купить, в зависимости от изменения цены этого товара называют изменением величины спроса. Изменение величины спроса - это движение по кривой спроса.

Количество товаров, которые покупаются людьми, всегда зави­сит от цен на них. Между рыночной ценой товара и тем его количе­ством, на которое предъявляется спрос, всегда существует опреде­ленное соотношение. Высокая цена товара ограничивает спрос на него, уменьшение цены на этот товар, как правило, обусловливает возрастание спроса на него. Эту взаимосвязь цены и количества покупаемого товара можно отразить на графике.

Предположим, что при цене 5 дол. за единицу товара, всеми потребителями будет куплено на рынке 10 единиц товара, при цене 4 дол. за единицу товара - 11 единиц, при цене 3 дол. соответствен­но 12 единиц, при цене 2 дол. -15 единиц и при цене 1 дол. за единицу товара будет нужно 20 единиц. Если цены за единицу това­ра отложим на оси ординат, а количество товара, на которое предъявляется спрос, - по оси абцисс, то получим следующий график (рис.1).

Соотношение рыночной цены товара и денежного выражения спроса на него называется графиком, или кривой спроса (рис. 2).

 

 

Р

 

Рисунок 1. - Зависимость спроса от цены Рисунок 2. - Кривая спроса

На рисунке 3 представлен индивидуальный спрос, а на рисунке 4 – совокупный рыночный спрос.

Рисунок 3. - Кривые индивидуального спроса Рисунок 4. - Совокупный спрос

 

Кривая спроса - кривая, показывающая, какое количество това­ра готовы купить покупатели по разным ценам в данный момент. На графике (рис. 2) кривая DD опускается сверху вниз. Это обусловлено законом падающего спроса.

Суть данного закона состоит в том, что если цена какого-либо товара повышается при неизменности других условий рынка, то спрос на этот товар уменьшается. Или, что то же самое, если на рынок поступает большое количество товаров, то при прочих равных усло­виях цена на него уменьшается.

Этот закон впервые сформулировал французский математик О. Курно в работе «Исследование математических принципов теории богатства». В соответствии с его формулировкой закона спроса на товар составляет некоторую функцию цены, причем, как пра­вило, убывающую. Такое положение вполне обосновано и не про­тиворечит рынку. Закон падающего спроса О. Курно формулируется так:

D = f(P), (2)

где f(P) > 0; D - спрос; f - функция; Р - цена.

Данный закон выражает следующую зависимость. Цены имеют тенденцию к снижению. При этом количество товаров, на которое предъявлен спрос, наоборот повышается. Но повышение количе­ства товаров, на которое предъявляется спрос, происходит в мень­шей степени, чем снижение цены. Отсюда кривая спроса - убывающая.

Закон падающего спроса под воздействием многочисленных фак­торов действует как тенденция. Желание покупателя приобрести тот или иной товар зависит не только от того, сколько он может потратить денег, но и от того, в какой степени ему нужен этот товар, т.е. от полезности этого товара.

Характеристику названного экономического закона можно представить тремя способами:

1. Табличный (путем построения шкалы спроса). Шкала таблица спроса - это ряд взаимосоответствующих значений цены и объема спроса.

2. Алгебраический (путем определения функции спроса): функция спроса может быть прямой (Q - функция, Р - аргумент) или обратной (Р - функция, Q - аргумент).

3. Графический (построение графика спроса, например рис. 1).

Цена не является единственным фактором, оказывающим влияние на желание и готовность потребителей приобрести товар. Изменения, которые вызваны воздействием всех других факторов, кроме цены, называют изменением спроса. Все другие факторы (так называемые не ценовые) воздействуют как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения спроса. К неценовым факторам относятся:

- изменения в доходах населения;

- изменения в структуре населения

- изменение цен на другие товары;

- изменение вкусов потребителей, национальные особенности;

- реклама;

- изменение числа покупателей и др.

Неценовые факторы (детерминанты) сдвигают кривую спроса: вправо, если спрос увеличивается, и влево, если он уменьшается. Рассмотрим неценовые факторы подробнее:

а) доходы населения. Как правило, при росте дохода увеличи­вается спрос на более дорогие, качественные товары. Товары, спрос на которые изменяется в прямой связи с изменением дохо­да, называются товарами высшей категории или нормальными товарами. Вместе с тем существуют товары, потребление которых с ростом дохода уменьшается. Они называются товарами низшей категории. Спрос на них изменяется в противоположном направ­лении при изменении дохода: при росте дохода происходит сни­жение потребления, а при уменьшении дохода - увеличение по­требления;

б) спрос и цены на сопряженные товары. Когда цена на один товар-субститут повышается, то спрос на него снижается, одно­временно повышается спрос на другой товар-заменитель перво­го. Например, если выросла цена на сливочное масло, спрос на него снижается, но одновременно растет спрос на растительное масло. Взаимодополняемые товары сопутствуют друг другу в про­цессе потребления или использования. В этом случае изменение спроса на один товар вызывает такое же изменение спроса на другой. Так, если увеличивается спрос на велосипеды, то растет спрос и на спортивную одежду;

в) размер рынка. Как правило, чем в большем объеме предла­гается товар, тем меньше его цена (сказывается конкуренция про­изводителей) и, следовательно, тем больше спрос на него;

г) число покупателей. Здесь прямая зависимость: чем больше на рынке потребителей, тем выше спрос, и наоборот. При этом совокупный спрос может быть определен путем сложения индивидуальных спросов;

д) вкусы, предпочтения покупателей, национальные особенно­сти. Вкусы или предпочтения потребителей формируются под влиянием общества, обычаев, образования, рекламы и т.д. Напри­мер, растущая забота о здоровье во многих странах породила спрос на диетические продукты, пищевые добавки, сжигающие жиры, на спортивный инвентарь, на одежду и обувь для занятия спортом и т.д.

е) ожидания. Потребительские ожидания связаны с изменени­ем цен на товары и услуги или с изменением доходов. Ожидание высоких цен в будущем заставляет покупать больше товаров сего­дня. И наоборот, ожидания падения цен может сократить теку­щие траты. То же можно сказать и о будущих доходах: если ожидается их рост, то люди не экономят, а больше тратят на текущие потреб­ности, увеличивая тем самым спрос, и наоборот;

ж) реклама часто формирует спрос, особенно это касается но­вых товаров, с которыми потребитель еще плохо знаком. Как по­казывает опыт, хорошо организованная реклама способствует расширению спроса на определенные товары, что сдвигает кривую спроса вправо.

Спрос является функцией всех факторов:

D = F (P, I, Z, W, Psub, Pcom, N, B), (3)

где - I доход; Z - вкусы; W - ожидания; РтЬ - цена на товары - субституты; Ртт - цена на комплементарные товары; N - ко­личество покупателей; В - прочие факторы. Отсюда функция спроса - это функция, определяющая величину спроса в зависимости от влияющих на него различных факторов.

Спрос - величина переменная. При этом следует разли­чать изменение величины спроса, или объема спроса, и изменение характера спроса. Величина спроса меняется тогда, когда переменна только цена данного товара. Характер же спроса меняется тогда, когда изменяются факторы, имевшие ранее постоянные величины. Графически изменение объема спроса выражаются в «движении» по кривой спроса вниз или вверх (рис. 2). Изменение же характера спроса выражается в «движении» кривой спроса, ее смещении впра­во (позитивное воздействие) или влево - отрицательное влияние) (рис. 5).

 

Рисунок 5. - Кривая изменения спроса (характеристика спроса)

Такая ситуация возможна, например, если доход населения уве­личится, каждой цене товара будет соответствовать больший объем спроса, произойдет сдвиг прямой вправо из положения DD в положение D2D2. Напротив, уменьшение дохода приведет к смещению линии спроса влево в положение D1D1. Сдвиг линии спроса ведет к изменению объема спроса при некоторой постоянной цене Р и, при этом одному и тому же объему спроса при сдви­ге линии спроса соответствуют разные цены спроса.

Под предложением западные экономисты понимают чье-либо желание продать товар. Объем предложения при этом составляет то количество товара, которое продавцы готовы предложить покупа­телю в конкретном месте и в конкретное время.

Предложение - это товары, которые находятся на рынке или могут быть туда доставлены. Следует различать натурально-веще­ственную (по ассортименту) и стоимостную (выраженную в день­гах, ценах сумму товаров) формы товарного предложения.

Объем и структура предложения характеризуют экономическую ситуацию на рынке со стороны продавцов (производителей) и оп­ределяются размерами и возможностями производства, а также той долей товаров, которая направляется на рынок, ибо часть про­изводимой продукции потребляется в производстве.

К товарному предложению относятся все товары, находящиеся на рынке, включая товары в пути. Оно формируется за счет объема структуры товарной продукции производства, товарных запасов и импорта. На него оказывают влияние возмещение естественной убы­ли в торговле, расходы на уценку и снижение цен.

Предложение - это количество товара, которое хотят и могут предложить на рынок продавцы за определенный промежуток времени при все возможных ценах на этот товар. Это совокупность товаров и услуг, которые находятся на рынке или могут быть доставлены на него.

Предложение обозначается буквой S. Иначе, предложение - это желание и способность продавцов поставлять на рынок товары и услуги для продажи в зависимости от их цены. Объем предложения обычно увеличивается с ростом цены товара. Цена стимулирует рост производства и реализации товаров. Предложение товаров на рынке во многом зависит от издержек производства - производственных затрат, которые многие эконо­мисты определяют как важнейший фактор, воздействующий на предложение.

Закон предложения выражает прямую связь между величиной предложения и ценой товара. Он состоит в том, что при прочих равных условиях количество предлагаемого продавцами товара тем выше, чем выше цена этого товара, и наоборот, чем ниже цена, тем ниже величина его предложения.

Графическое изображение зависимости между ценой товара и его количеством, которое продавцы готовы предложить на продажу называется кривой предложения (рис. 6). Движение вдоль кривой называют изменением величины предложения (рис. 7).

 

 

Рисунок 6. - Зависимость величины

предложения от цены Рисунок 7. - Кривая предложения

 

Кривая предложения показывает, какое количество продукции готовы продать производители по разным ценам в данный момент времени. На графике кривая предложения представляет собой плавно изогнутую и поднимающуюся кверху кривую. Она иллюстрирует за­висимость между рыночными ценами и количеством продукции, ко­торое производители изъявляют готовность произвести и продать. Эту зависимость Курно описал математически в виде формулы:

S = f(P), (4)

где S - предложение; Р- цена; f - функция.

Курно назвал ее законом изменения предложения. Суть закона изменения предложения состоит в том, что объем предложения то­вара увеличивается при росте цены и уменьшается при ее снижении.

На кривую предложения всевозрастающее влияние оказывает тех­нический прогресс. Он позволяет снижать издержки производства и изменить предложение товара. Форма кривой предложения товара обусловлена во многом технологией его производства, доступнос­тью ресурсов, используемых при изготовлении данного товара. Если мобильность производства и используемых в нем ресурсов высока, то кривая предложения имеет более пологий вид, т.е. незначитель­ное изменение цен означает существенное увеличение предложе­ния товара. Когда же увеличение производства требует больших зат­рат ресурсов и труда, кривая предложения более крутая.

Предложение является функцией всех факторов, определяющих его изменение:

S = f(P, Pr, К, Т, N, В), (5)

где Рr - цены ресурсов; К - характер применяемой технологии; Т - налоги и субсидии; N - количество продавцов; В - прочие факторы. Таким образом, функция предложения определяет предложение в зависимости от влияющих на него различных факторов (неценовых детер­минантов).

Помимо цены на предложение оказывают влияние и другие неценовые факторы:

- цены на ресурсы;

- технология производства;

- налоги и дотации;

- цены на другие товары;

- ожидание предложения;

- конкуренция.

Если применена более прогрессивная технология, снизились цены на экономические ресурсы, государство предос­тавило потоварную субсидию производителям, издержки произ­водства товара снизятся. Производитель поставит на рынок больший объем продукции. Предложение товара увеличится при любой возможной цене, что выразится сдвигом вправо кри­вой предложения. Снижение цены альтернатив­ного товара заставит производителя уменьшить его производство и уве­личить предложение данного товара. Ожидаемое снижение цены товара в будущем стимулирует производителя увеличить его предложение в настоящем. Произойдет сдвиг вправо кривой предложения.

Если повысятся цены на экономические ресурсы и государ­ство станет взимать потоварный налог с производителя товара, то издержки производства повысятся. Предложение товара уменьшится при любой возможной цене, что выразится сдви­гом влево кривой предложения. К такому же результату приведет повышение це­ны альтернативного товара и ожидаемое повышение цены то­вара в будущем периоде.

На графике влияния неценовых факторов на предложение может быть изображено как сдвиг кривой предложения вправо (рост предложения) или влево (сокращение предложения). В данном случае говорят об изменении предложения (рис. 8).

Как и спрос предложение может быть индивидуальным (на микроуровне) и рыночным (совокупным) – на макроуровне. Нарынке один и тот же товар предлагают многие произво­дители.

Рыночное предложение (market supply) -это суммар­ное предложение товара всеми индивидуальными производите­лями при любой возможной цене в течение определенного перио­да времени.

Рисунок 8. - Кривая изменения предложения.

Рыночное предложение зависит от тех же факторов, что и индивидуальное предложение, а также от числа производите­лей товара. Чем больше производителей данного товара, тем более пологой будет кривая рыночного предложения.

Если известны индивидуальные функции предложения, то рыночное предложение (при фиксированном количестве произ­водителей) можно получить аналитически, а также графически, путем суммирования кривых индивидуаль­ных предложений при любой возможной рыночной цене (сум­мирование по горизонтами).

Для понимания функции предложения важное значение имеет фактор времени, обычно различают кратчайший, краткосрочный (короткий) и долгосрочный (длительный) рыночные периоды. В кратчайшем периоде все факторы производства постоянны, в краткосрочном некоторые факторы (сырье, рабочая сила и др.) яв­ляются переменными, в долгосрочном - все факторы переменны (включая производственные мощности, число фирм в отрасли и т.д.). В условиях (рис. 9):

- кротчайшего рыночного периода повышение (понижение) спроса приводит к повышению (понижению) цен, но не отражается на величине предложения (а).

- короткого периода повышение спроса обуславливает не только рост цен, но и увеличение объема производства, так как фирмы успевают изменить некоторые факторы производства в соответствии со спросом (б).

- длительного периода увеличение спроса приводит к значительному росту предложения при постоянных ценах или несущественном повышении цен (в).

 

 

а) б) в)

 

Рисунок 9. - Изменение цен и объема предложения в кратчайший (а), короткий (б) и длительный (в) периоды

3. Полезность, ценность, понятие и сущность цены. Равновесная цена. Испытывая потребности в тех или иных благах, потребители вынуждены постоянно определять полезность этих благ, так как в условиях их ограниченности приходится делать выбор. Для этого потребители постоянно сравнивают полезность тех благ, которые им необходимы и доступны.

Полезностью называется то удовлетворение, которое благо приносит потребителю. Определяя для себя степень полезности того или иного блага, потребитель оценивает размер той пользы, которую принесет ему потребление этого блага. Желание покупателя приобрести тот или иной товар зависит не только от того, сколько он может потратить денег, но и от того, вкакой степени ему нужен этот товар, т.е. от полезности этого товара.

Каждый человек может измерить полезность блага в деньгах, но при этом надо иметь в виду, что и сами деньги, подобно другим товарам, для каждого покупателя обладают разной полезностью, а также предельная полезность денег тоже изменяется. Если же допу­стить, что полезность любой единицы денег будет одной и той же, например один рубль имеет полезность равную двум единицам, тогда таблица полезности, выраженной в денежных единицах, будет сле­дующей (табл. 1).

1. Полезность, выраженная в денежных единицах

Количество блага, единиц Общая полезность, руб. Предельная полезность, руб.
  5 (10:2)  
  9 (18:2)  
  12 (24:2)  

 

Чтобы определить объем спроса потребителя на данный товар (при прочих равных условиях), допустим, что цена одного товара равна 5 руб. Покупатель будет сопоставлять полезность денег, кото­рую он теряет при покупке товара, с полезностью приобретаемого товара. Так, покупая одну единицу товара, покупатель теряет по­лезность, равную 5 руб., и приобретает полезность, также равную 5 руб. От этого обмена он не терпит убытка. Покупая вторую едини­цу товара, он теряет полезность денег, равную опять-таки 5 руб., но приобретает полезность товара, равную 4 руб. Он теряет полез­ность величиной 1 руб. Следовательно, он откажется от покупки второго товара. Если же цена этого товара на рынке будет равна 4 руб., то покупатель купит две единицы товара и получит увеличе­ние полезности на 1 руб. (в результате разности полезности при покупке первого товара), третья же единица принесет убыток.

Предполагая последовательно цену единицы товара, равной 3, 2, 1 руб., мы получим результаты, приведенные в таблице 2.

2. Спрос на товар

Цена товара, руб. Объем спроса, единиц
   
   
   
   
   

 

Используя данные таблицы, можно построить линию спроса по­требителя, которая совпадает с уже известным нам графиком - кривой спроса и с линией предельной полезности, если полезность выражается в денежных единицах и полезность денежной единицы остается постоянной. Таким образом, теория субъективной полезности выводит за­кон убывания спроса с ростом цены из аксиомы (закона) сниже­ния предельной полезности.

Ценность - это денежная оценка потребителем полезности блага. Обычно она определяется потребителем так: к цене лучшего из доступных ему альтернативных товаров (цена такого товара называется ценой безразличия) потребитель прибавляет (отнимает) свою денежную оценку положительных и отрицательных отличий данного товара от базового. Ценность имеет синоним - стоимость. Оба термина взаимозаменяемы.

Ценой называется количество денег, за которое продается и покупается экономическое благо. Цена устанавливается на рынке в результате взаимодействия покупателей и продавцов в зависимости от изменения факторов, влияющих на спрос и предложение.

Равновесная цена (рыночная) устанавливается под воздействием спроса и предложения. Равновесие означает, что все покупатели, которые могут и хотят приобрести данный товар по цене Р, приобретут его, а все продавцы, которые желают и готовы продать товар по цене Р, продадут его. При этом на рынке не будет ни дефицита, ни излишков данного товара. Иначе, рыночное равновесие означает такое состояние рынка, которое при определенной цене характеризуется равенством спроса и предложения.

На графике конкурентного рынка цена равновесия находится в точке пересечения кривых спроса и предложения (рис. 10). В этой точке совпадает количество товаров, которое потребитель желает купить, а производитель - продать. Прослеживается некоторая закономерность: высокая цена побуждает производителей увеличивать производство товаров, но отбивает у потребителей желание приобретать предлагаемое количество товара. При такой цене лишь небольшое количество покупателей могут позволить себе покупку, поэтому реализована будет лишь меньшая часть предложения. Остальная часть становится избытком. При низкой же цене оказывается, что спрос превышает предложение и не будет удовлетворен, ибо желающих купить товар по низкой цене оказывается больше, чем предложение данной продукции. В этом случае образуется избыточный спрос или дефицит.

Рисунок 10. - Цена равновесия и отклонение от нее

Равновесная рыночная цена устраивает продавца и покупателя. Понижение цены вызовет превышение спроса над предложением, а рост цены - превышение предложения над спросом. Таким образом, если рыночная цена не равна равновесной, то действие покупателей и продавцов дви­гают ее к направлению к равновесной цене.

Однако соблюсти все условия конку­ренции невозможно. Механизм рыночного равновесия цен - это ме­ханизм приближения к совершенству, которое полностью никогда не достигается. Ивсе же на практике, согласно закону равновесия спроса и предложения, формируется цена любого товара. Все товарные рын­ки близки к конкурентному равновесию, если не возникают эле­менты монопольного вмешательства в рыночный механизм, изме­няющие модель конкурентного равновесия.

Монопольное вмешательство -это вмешательство в рыночный механизм конкурентного равновесия отдельных лиц, товаропроизво­дителей, профсоюзов, разнообразных ассоциаций и государства, ко­торые способны изменить цену равновесия. Так, Административное вме­шательство в механизм спроса и предложения даже с благими на­мерениями (например, с целью достижения справедливости в распределении доходов или решения иной социальной цели), как правило, неэффективно. Эту цель с успехом можно достичь путем введения налогов, не затрагивая механизма образования цен. Налогообложение может влиять: на механизм равновесия цен; состояние эластичности; объем производства товара; уровень дохо­дов в обществе и распределение этих доходов между производителями и потребителями обложенных налогом товаров.

Говорят о законе рыночного ценообразования, который состоит в следующее:

1. Цена на рынке стремится к такому уровню, при котором спрос равен

предложению.

2. Если под воздействием неценовых факторов произойдет изменение в спросе или

предложении, то установится новая равновесная цена, соответствующая новому состоянию спроса и предложения.

Выводы:

1. В рыночной экономике существует механизм, обеспечи­вающий согласование интересов продавцов и покупателей на рынках:

- фирмы могут расширять и сужать производство в зависи­мости от изменения спроса, иными словами, они свободны в вы­боре объема и структуры выпуска;

- цены гибкие, изменяются под воздействием спроса и пред­ложения;

- наличие конкуренции, без которой рыночный механизм спроса и предложения действовать не будет.

2. Если на рынке произойдет какое-то событие, которое нару­шит сложившееся равновесие (например, изменение вкусов по­требителей и соответствующее изменение спроса), то:

- фирмы-производители обязательно среагируют на измене­ние рыночных условий (например, увеличение спроса приведет к росту цены данной продукции, поскольку спрос покажет произво­дителям, куда следует направить свои усилия);

- начнется процесс приспособления производителей и потре­бителей к новым условиям, в результате сформируются новая ры­ночная цена и новый объем производства, соответствующие изме­нившимся условиям.

4. Равновесие и его виды. Излишки производителя и потребителя. В условиях совершенной кон­куренции происходит быстрое взаимное приспособление цен спро­са и цен предложения, объема спроса и объема предложения. В результате установления равновесия выигрывают и потребители, и производители. Поскольку цена равновесия обычно ниже макси­мально предлагаемой потребителями цены, величину излишка (вы­игрыша) потребителя {consumes surplus) графически можно изо­бразить через площадь РтахЕРЕ (см. рисунок 11 а)).

а) б)

Рисунок 11. - Излишек потребителя, издержки и излишек производителя (1 – СS, 2 – РS)

В свою очередь, равновесная цена обычно выше минимальной цены, которую могли бы предложить наиболее передовые фирмы. Если Е - точка равновесия, то цена, по которой продаются и покупаются товары, равна РЕ, а объем проданного товара равен Qe. Следовательно, совокупная (общая) выручка (total reve­nue) равна TR = РЕ * QE. Совокупные издержки (затраты) произво­дителей равны площади фигуры 0PmjnEQ.. Разница между общей выручкой РЕ х QE (площадью прямо­угольника 0PEEQE) и совокупными издержками (площадь 0PminEQЕ) и составляет излишек (выигрыш) производителя (площадь PEEPmiп). Возможны как установление точной равновесной цены, так и небольшие отклонения от нее. Рыночное равновесие существует там и тогда, где и когда уже исчерпаны возможности изменения рыноч­ной цены или количества продаваемых товаров.

На совершенно конкурентном рынке сделка состоится, если она выгодна покупателям и продавцам. Выгоду можно оценить посредством излишка потребителя СS и излишка производителя РS (рис. 11 б)). Кривая спроса показывает максимальные цены, которые потребители готовы были заплатить за каждую единицу товара. Фактически потребители заплатили равновесную цену за каждую единицу товара.

Излишек потребителей СS определяется как разность между максимальной ценой, которую они готовы были заплатить за данную единицу товар, и ее фактической рыночной ценой. Общая величина излишка потребителей равна сумме излишков по каждой единице товара. Суммарную выгоду всех потребителей можно оценить площадью фигуры, ограниченной кривой спроса, осью цен и уровнем равновесной цены.

Излишек потребителей можно оценить по формуле:

СS = ½ (Рd – P*)Q*




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2510; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.132 сек.