КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Излишек производителей РS определяется как разность между фактической рыночной ценой и минимальной ценой, за которую они готовы были продать данную единицу товара
Излишек производителей можно оценить по формуле: РS = ½ (P* - Рs) Q*, Рd и РS определяются при QD и QD = 0, где P*, Q* - соответственно равновесная цена и равновесный объем. Равновесие называется устойчивым, если отклонение от него сопровождается возвращением к первоначальному состоянию. В противном случае имеет место неустойчивое равновесие. Рыночное равновесие изменяется во времени. Для его изучения используют метод сравнительной статики (comparative statics). Экономисты сравнивают состояния равновесия на рынке в разные моменты времени, что позволяет обнаружить произошедшие изменения. Метод сравнительной статики абстрагируется от того, как происходил процесс установления равновесия во времени. Период времени называется краткосрочным SR (short-run), если хотя бы один фактор производства не меняется. Чтобы изменить объемы применяемых экономических ресурсов, особенно капитала, фирме требуется время. Поэтому продолжительность краткосрочного периода (дни, недели, месяцы) зависит от особенностей отрасли. Период времени называется долгосрочным LR (long-run), если изменяются все факторы производства. В долгосрочном периоде фирма увеличит объемы экономических ресурсов, чтобы значительно расширить производство. Равновесная цена в долгосрочном периоде ниже, чем в краткосрочном периоде. При этом равновесное количество товара в долгосрочном периоде больше, чем в краткосрочном периоде. Устойчивое равновесие достигается тогда, когда отклонения цен спроса от цен предложения постепенно погашаются, стремясь к равновесной цене РЕ, а объем предложения приспосабливается к объему спроса. В точке равновесия цена спроса совпадает с ценой предложения (PD = Pg) и объем спроса равен объему предложения (QD = Qs). Равновесие может быть устойчивым и неустойчивым, локальным и глобальным. Устойчивое равновесие, в свою очередь, бывает абсолютным и относительным. Отложим на оси абсцисс время - Т, а на оси ординат – цену (Р). Когда отклонения от равновесной цены (например, Р1 и Р2) постепенно выравниваются на уровне РЕ, на рынке складывается устойчивое равновесие. Абсолютное равновесие имеет место в случае установления единой равновесной цены (см. рис. рис. 12 а)), относительное - при небольших отклонениях от нее (рис. 12 б)).
а) б) Рисунок 12. - Абсолютно-устойчивое (а) и относительно устойчивое равновесие (б). Если равновесие достигается лишь в определенных пределах колебания цены, то говорят о локальной устойчивости. Но при этом (рис. 13 а)) устойчивость достигается лишь в интервале от Р2 до Р3, Если же равновесие устанавливается при любых отклонениях цен от равновесной цены (рис. 13 б)), то устойчивость носит глобальный характер.
а) б) Рисунок 13. - Локальная (а) и глобальная (б) устойчивость равновесия Установление равновесия может происходить в результате циклических колебаний. Если колебания носят затухающий характер, равновесие устанавливается по истечении времени ТЕ (рис. 14 а)). Если колебания носят равномерный или взрывной характер (рис. 14 б) и в) соответственно), то цена равновесия не формируется.
а) б) в) Рисунок 14. - Колебания: затухающие (а), равномерные (б) и взрывные (в)
Паутинообразная модель. Простейшей динамической моделью, показывающей затухающие колебания, в результате которых формируется равновесие, является паутинообразная модель (cobweb model) (рис. 15). Она отражает формирование равновесия в отрасли с фиксированным циклом производства (например, в сельском хозяйстве), когда производители, приняв решение о производстве на основании существовавших в предыдущий год цен, уже не могут изменить его объем:
Qst = S(Pt-1), где Qst - объем предложения в период времени t; Pt -1 - фактическая цена экономического блага в период времени, предшествующий периоду t. Паутинообразная модель абстрагируется от естественных колебаний урожайности и других стихийных, непредсказуемых явлений, типичных для сельскохозяйственного производства. Другим упрощением является предпосылка об отсутствии запасов и резервов и их возможной реализации в условиях изменяющейся конъюнктуры рынка. Равновесие в паутинообразной модели зависит от углов наклона кривой спроса и кривой предложения. Равновесие устойчиво, если угол наклона кривой предложения S круче кривой спроса D (рис. 15 а)). Движение к общему равновесию проходит ряд циклов. Избыток предложения (АВ) толкает цены вниз (ВС), и в результате возникает избыток спроса (CF), который поднимает цены вверх (FG). Это приводит к новому избытку предложения (GH) и так далее до тех пор, пока не устанавливается равновесие в точке Е. Колебания носят затухающий характер.
а) б) в) Рисунок 15. - Устойчивое (а) и неустойчивое (в) равновесие в паутинообразной модели и регулярные колебания {б) вокруг него. Движение может, однако, приобрести иное направление, если угол наклона кривой спроса D круче угла наклона кривой предложения S (рис. 15 б)). В этом случае колебания носят взрывной характер и равновесие не наступает. Возможен, и такой вариант (рис. 15 в)), когда цена совершает регулярные колебательные движения вокруг положения равновесия. Это возможно в том случае, если углы наклона кривых спроса и предложения равны. Паутинообразная модель наводит на мысль о том, что углы наклона кривых спроса и предложения имеют существенное значение для понимания механизма рыночного равновесия, определения закономерностей поведения на рынке покупателей и продавцов. Чтобы глубже разобраться в законах функционирования и развития рыночной экономики, введем понятие эластичности. 5. Концепция равновесной цены А.Маршала и Л.Вальраса. Маршалл разработал концепцию, явившуюся своего рода компромиссом между различными направлениями экономической науки, и в частности теориями стоимости. Его концепция и работы получили широкое распространение в конце XIX - начале XX в. (до Кейнса). Ключевая идея Маршалла состоит в переключении усилий с теоретических споров вокруг стоимости на изучение проблем взаимодействия спроса и предложения как сил, определяющих протекающие на рынке процессы. Он обстоятельно проанализировал, как складываются и взаимодействуют спрос и предложение, ввел понятие эластичности спроса, предложил свою, «компромиссную» теорию цены.
Маршалл использовал понятие равновесной цены: когда «цена спроса равна цене предложения, объем производства не обнаруживает тенденции ни к увеличению, ни к сокращению; налицо - равновесие. Когда спрос и предложение пребывают в равновесии, количество товара, производимого в единицу времени, можно назвать равновесным количеством, а цену, по которой он продается, «равновесной ценой». График равновесной цены, предложенный Маршаллом, используется во многих учебниках по экономическим наукам, в том числе и нами (рис. 16б)). К основному подходу к установлению устойчивой цены относят также подход Л.Вальраса. Главным в подходе Вальраса является разница в объеме спроса Q2 – Q1, при цене P1, в результате конкуренции покупателей происходит повышение цены до тех пор, пока не исчезает избыток. В случае избытка предложения (при цене Р2) конкуренция продавцов приводит к исчезновению избытка (рис. 16а)).
а) По Л. Вальрасу б) По А. Маршаллу Рисунок 16. - Концепция формирования равновесной цены Рынок стихийно, автоматически способствует формированию равновесных цен (этот процесс А. Смит назвал механизмом «невидимой руки»). Превышение цены спроса над ценой предложения способствует перераспределению ресурсов в пользу отраслей с высоко платежным спросом. Высокие цены свидетельствуют об относительной редкости благ, побуждая к расширению их производства и тем самым к лучшему удовлетворению общественных потребностей. Несовершенство общественной структуры производства на поверхности выступает как несовершенство системы цен и создает плодотворную почву для государственного вмешательства (установление минимальных и максимальных цен).
Если установленная государством максимальная цена (потолок цен) находится ниже равновесного уровня, то образуется дефицит, ели установлен минимум цены выше равновесного объема (так называемая субсидируемая цена). то образуется излишек (рис.). Фиксация цен означает отключение рыночного механизма. Регулирование цены. Цены пола и потолка. Изменения на рынке происходят постоянно, поэтому понятие равновесной цены может быть применимо только к данному конкретному моменту. Рыночный механизм действует таким образом, что любое нарушение равновесия влечет за собой его автоматическое восстановление. Однако иногда равновесие нарушается искусственно либо в результате вмешательства государства, либо вследствие деятельности монополий, заинтересованных в поддержании монопольно высоких цен. «Цена пола» - установленная минимальная цена, ограничивающая дальнейшее ее снижение. «Цена потолка», напротив, ограничивает повышение цены. Цены пола и потолка могут быть установлены государством, регулирующим ценообразование на рынке. Например, государство при осуществлении социальной политики может установить максимальные цены на отдельные виды продуктов питания (потолок цен), выше которых продавцы не вправе устанавливать свои цены (рис. 17).
Рисунок 17. - Затраты потребителя в условиях законодательно установленного потолка цен Примером цены пола может служить запрет на торговлю товарами по ценам ниже их себестоимости. Можно указать на многочисленные случаи завышения цен на продовольственные товары, в частности на пшеницу и кукурузу в США, посредством предоставления субсидий фермерам с тем, чтобы спасти их от разорения и обеспечить им достаточный уровень жизни. Однако при завышении цены образуются излишки непроданного товара. В Соединенных Штатах Америки излишки зерновых скупаются федеральным правительством за счет средств госбюджета и в дальнейшем экспортируются. В противном случае одно лишь декларативное установление завышенной цены не дало бы никакого результата. В России в качестве цен потолка можно рассматривать устанавливаемые ограничения на железнодорожные тарифы, стоимость топлива и электроэнергии и т.п. Цены потолка занижены по сравнению с равновесной ценой и препятствуют повышению рыночной цены до уровня равновесия. Заниженные цены обычно устанавливаются в результате политики государства, направленной на «замораживание» цен, т.е. фиксирование их на определенном уровне с тем, чтобы приостановить инфляцию и воспрепятствовать снижению жизненного уровня. Нехватку товаров, которая возникает как результат занижения цен по сравнению с уровнем равновесия, обычно решают с помощью рационирования спроса путем введения карточной системы или других систем нормированного распределения. Многие экономисты - сторонники неолиберального направления в экономике, т.е. приверженцы ничем не ограниченной свободы рыночных отношений, возражают против применения цен пола и потолка, поскольку это нарушает рыночный механизм. Они полагают, что рыночное ценообразование автоматически устраняет излишки и дефицит. Пока цены могут свободно достигать своего уровня равновесия, объем спроса и объем предложения отменить нельзя. Приверженцы других направлений экономической науки, нисколько не умаляя роли рынка и его законов, предлагают не дожидаться автоматического регулирования спроса и предложения. Одни считают, что надо регулировать спрос посредством управления занятостью, кредитом и денежной массой (неокейнсианцы); другие рекомендуют регулировать предложение с помощью изменений в налоговой политике и инвестициях (сторонники экономики предложения). Так или иначе, но фирмы, вступающие в дело, должны считаться с уровнем цены, сложившимся на основе взаимодействия спроса и предложения и, возможно, скорректированным путем установления государством верхнего и нижнего (одного или обоих) пределов колебаний. Разрабатывая рыночную стратегию, фирма не может существенно отклониться от этого уровня (если только она не владеет значительной частью рынка, дающей ей право стать монополистом) и при расчете возможной прибыли основу калькуляции должна заложить рыночную цену. Для бесперебойной работы рыночной системы необходимы дополнительные условия: 1) наличие резервов роста экономики; 2) обеспечение подвижности ресурсов; 3) функционирование инфраструктуры рынка, организующей движение товарных и денежных потоков и обеспечивающей участников рынка необходимой информацией. Резервами роста экономики являются свободные (не занятые в производстве) капиталы, которые могут быть задействованы в инвестиционном процессе, инициирующем экономический рост. Кроме того, рыночная система должна обладать определенным запасом трудовых ресурсов для привлечения дополнительных работников в развивающиеся отрасли. Поэтому рыночной экономике необходим определенный уровень безработицы, используемый как резерв развития экономики. Для развития экономики имеют значение запасы природных ресурсов, хотя в современных условиях обладание природными богатствами не является гарантом экономического процветания, а все большее значение приобретает использование современных технологий. Кроме того, необходимым условием развития рыночного хозяйства является наличие конкурентной среды. Сюда относятся: свободное ценообразование; многообразие форм собственности; отсутствие монополизации рынка; действие законов, охраняющих права частной собственности. 6. Эластичность: понятие, содержание, показатели. Изучение спроса на продукцию является первейшей задачей фирмы в условиях рынка. Одной из важнейших характеристик спроса является его эластичность. Оценка эластичности спроса (по цене, доходам покупателей и другим параметрам) позволяет фирме выбрать верную стратегию поведения на рынке. Эластичность – мера реакции одной величины на изменение другой. Эластичность показывает, на сколько процентов изменится одна переменная экономическая величина при изменении другой на один процент. Практическое значение при этом имеют не абсолютные, а относительные величины. Различные товары отличаются друг от друга по степени изменения спроса под воздействием того или иного фактора. Степень реакции спроса на эти факторы поддается количественному измерению с помощью коэффициента эластичности спроса. Коэффициенты (показатели) эластичности спроса и предложения дают возможность определить положение кривых спроса и предложения и прогнозировать изменение объема. Примером может служить эластичность спроса по цене, или ценовая эластичность спроса, которая показывает, на сколько в процентном отношении изменится величина спроса на товар при изменении его цены на один процент. Если обозначить цену Р, а величину спроса Q, то показатель (коэффициент) ценовой эластичности спроса ЕdР равен:
Аналогично можно определить показатель эластичности по доходам или какой-то другой экономической величине. Показатель ценовой эластичности спроса для всех товаров является отрицательной величиной. Действительно, если цена товара снижается - величина спроса растет, и наоборот. Однако для оценки эластичности часто используется абсолютная величина показателя (знак «минус» опускается). Если абсолютная величина показателя ценовой эластичности спроса больше 1, то мы имеем дело с относительно эластичным спросом: изменение цены в данном случае приведет к большему количественному изменению величины спроса. Если абсолютная величина показателя ценовой эластичности спроса меньше 1, то спрос относительно неэластичен: изменение цены повлечет за собой меньшее изменение величины спроса. При коэффициенте эластичности равном 1 говорят о единичной эластичности. В этом случае изменение цены приводит к такому же количественному изменению величины спроса. Существует два крайних случая (рис. 18). Первый случай - существование только одной цены, при которой товар будет приобретаться покупателями. Любое изменение цены приведет либо к полному отказу от приобретения данного товара (если цена повысится), либо к неограниченному увеличению спроса (если цена снизится). При этом спрос является абсолютно эластичным, показатель эластичности бесконечен. Графически этот случай можно изобразить в виде прямой, параллельной горизонтальной оси. Например, спрос на помидоры, продаваемые отдельным торговцем на городском рынке, абсолютно эластичен. Однако рыночный спрос на помидоры не является эластичным.
Рисунок 18. – Абсолютно эластичный (Е = ∞) и абсолютно не эластичный спрос (Е = 0) Другой крайний случай - изменение цены не отражается на величине спроса. График абсолютно неэластичного спроса выглядит как прямая, перпендикулярная горизонтальной оси. Примером может служить спрос на отдельные виды лекарств, без которых больной не может обойтись, и т.п. Таким образом, абсолютная величина показателя ценовой эластичности спроса может изменяться от нуля до бесконечности: На участках эластичного спроса снижение цены и рост объема продаж приводят к увеличению общей выручки от реализации продукции фирмы, на участке неэластичного спроса - к уменьшению выручки (рис. 19). Поэтому каждая фирма будет стремиться избегать того участка спроса на свою продукцию, где коэффициент эластичности меньше единицы (табл. 3). 3. Основные формы эластичности спроса
Рисунок 19. - Эластичность и общая выручка
Измерение эластичности спроса. Различают точечную и дуговую эластичность. Точечная может быть определена, если провести касательную к кривой спроса. Значение точечной эластичности обратно пропорционально тангенсу угла наклона (рис. 20). Точечная эластичность (или эластичность в точке) характеризует относительное изменение объема спроса при бесконечно малом изменении цены. При малых значениях цены и величины спроса используют точечную эластичность:
Рисунок 20. - Точечная эластичность Рисунок 21. - Свойства дуговой эластичности При относительно больших изменениях цены и величины спроса целесообразно использовать дуговую эластичность:
Дуговая эластичность – показатель средней реакции спроса на изменение цены товара, выраженной кривой спроса на некотором отрезке Д1Д2 (рис. 21). К факторам, влияющим на эластичность спроса относят: - наличие заменителей; - удельный вес товара в бюджете потребителей; - размер дохода; - качество товара; - размеры запаса;
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 482; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |