Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ожидания потребителей




Рассмотрим подробнее некоторые из перечисленных. Важным моментом, оказывающим воздействие на эластич­ность спроса, является наличие товаров-заменителей. Чем больше на рынке продуктов, призванных удовлетворять одну и ту же потребность, тем больше возможностей для покупателя отказаться от приобретения данного конкретного продукта в случае повыше­ния его цены, тем выше эластичность спроса на данный товар.

Например, спрос на хлеб относительно неэластичен. В то же время спрос на отдельные сорта хлеба является относительно эластичным, так как с повышением цены, к примеру, на бородин­ский хлеб покупатель может перейти на другой сорт ржаного хлеба и т.п. Спрос на сигареты, лекарства, мыло и другие подобные про­дукты относительно неэластичен. Однако если рассматривать эластичность по отношению к отдельным видам сигарет, сортам мыла и т.п., то она будет значительно выше.

Фактор времени. В краткосрочном пе­риоде спрос имеет тенденцию быть менее эластичным, чем в дол­госрочном. Например, спрос на бензин со стороны индивидуальных владельцев автомобилей относительно неэластичен, и по­вышение цены, особенно в летний сезон, вряд ли сократит спрос. Однако можно предположить, что осенью значительная часть авто­владельцев поставят свои машины в гаражи, спрос на бензин сни­зится, сократится объем продаж его. Кроме того, к следующему лету часть из них начнут пользоваться пригородными электричка­ми. Несмотря на то, что спрос на бензин относительно неэласти­чен в обоих случаях, в долгосрочном периоде эластичность выше.

Такая тенденция изменения эластичности во времени объяс­няется тем, что с течением времени каждый потребитель имеет возможность изменить свою потребительскую корзину, найти то­вары-заменители.

З начи­мость того или иного товара для потребителя. Спрос на пред­меты первой необходимости неэластичен; спрос на товары, не иг­рающие важной роли в жизни потребителя, обычно эластичен. Действительно, при повышении цен мы можем отказаться от до­полнительной пары обуви, драгоценностей, мехов, но вряд ли со­кратим покупки хлеба, мяса и молока. Как правило, спрос на про­дукты питания неэластичен, и сейчас, при снижающемся уровне жизни населения, на их приобретение тратится все большая часть доходов средней российской семьи.

Перекрестная эластичность спроса. Понятие перекрестной эластичности спроса используется для определения степени влияния на величину спроса на данный товар изменения цены другого товара. Коэффициент перекрестной эластичности - это отношение процентного изменения спро­са на товар А к процентному изменению цены товара В.

Коэффициент перекрестной эластичности - это отношение процентного изменения спро­са на товар А к процентному изменению цены товара В.

(9)  

Значение коэффициента перекрестной эластичности зависит от того, какие товары рассматривают: взаимозаменяемые или взаимодополняемые.

Если Eda,b>0, то перед нами взаимозаменяемые блага (субституты), если Eda,b<0 - взаимодополняемые. Причем чем больше эластичность спроса на благо А, тем выше степень заменяемости благ (крайний случай отражает блага совершенные субституты) и, наоборот, чем меньше эластичность, тем больше взаимодополняемость (крайний случай отражает пример жесткой взаимодополняемости).

Измерив перекрестную эластичность, можно определить, как изменение цены на какой-то один вид продукции, производимой фирмой, может отразиться на спросе на другие виды продукции той же фирмы. Такие расчеты помогут оценить решения по изменению цен на выпускаемую продукцию.

Эластичность спроса по доходу. Для оценки эластичности спроса может быть выбрана не толь­ко цена, но и другие экономические переменные. Эластичность спроса по доходу измеряется как отношение изменения спроса на товар к изменению доходов потребителей. Измерив, эластичность по доходу, можно определить, относится ли данный товар к кате­гории нормальных (когда рост доходов приводит к росту спроса) или низших (когда реакция обратная).

Основная масса потребительских товаров относится к катего­рии нормальных. С ростом доходов мы больше покупаем одежды и обуви, высококачественных продуктов питания, товаров дли­тельного пользования. Однако есть товары, спрос на которые об­ратно пропорционален доходам потребителей. К ним относится вся продукция «second hand», некоторые виды продовольствия (крупы, сахар, хлеб и т.п.)- это низшие товары.

Эластичность предложения. Коэффициент ценовой эластичнос­ти предложения рассчитывается по той же формуле, что и коэф­фициент ценовой эластичности спроса. Различие лишь в том, что вместо величины спроса берется величина предложения.

Предложение, поскольку оно связано с изменением производ­ственного процесса, медленнее адаптируется к изменению цены, чем спрос. Поэтому фактор времени является важнейшим в опре­делении показателя эластичности. Обычно при оценке эластичности предложения рассматрива­ются три временных периода: краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный.

Под краткосрочным понимается период, слишком короткий для осуществления каких-либо изменений в объеме выпускаемой продукции. В этом случае предложение является неэластичным.

Среднесрочный период достаточен для расширения или сокра­щения производства на уже существующих производственных мощностях, но недостаточен для введения новых мощностей. Эластичность предложения в этом случае повышается.

Долгосрочный период предполагает расширение или сокраще­ние фирмой своих производственных мощностей, а также приток новых фирм в отрасль при расширении спроса на данную продук­цию или уход из нее при сокращении последнего. Эластичность предложения будет выше, чем в двух предыдущих случаях.

Применение теории эластичности. Теория эластичности спроса и предложения имеет важное практическое значение. Для фирмы важно иметь в виду, что эластичность спроса на ее продукцию и эластичность рыночного спроса не совпадают. Пер­вая всегда (за исключением абсолютной монополии фирмы на рынке) выше второй. Рассчитать ценовую эластичность спроса на продукцию фирмы достаточно сложно, так как необходимо при­нимать во внимание и реакцию конкурентов на повышение или понижение фирмой цены. Помочь в этом может использование математических моделей или опыт руководителей фирмы.

Если фирма при принятии решения о цене будет руководство­ваться только данными об эластичности рыночного спроса, то по­тери сбыта от повышения цен могут стать более значительными, чем ожидались. Например, если примем эластичность рыночного спроса на табачные изделия 0,46, то это совершенно не означает, что эластичность спроса на сигареты фабрики «Ява» или «Дукат» будет иметь то же значение. Конкуренция повысит коэффициент эластичности спроса на сигареты каждой из этих фабрик.

Эластичность спроса является важным фактором, влияющим на ценовую политику фирмы. Предположим, что какая-то фирма построила стоквартирный дом и решает вопрос, по какой цене следует предлагать квартиры съемщикам. Расходы на строительст­во и эксплуатацию фактически не зависят от того, сколько квар­тир будет сдано (за исключением расходов на текущий ремонт, ко­торые составляют небольшую долю от общих расходов).

Если фирма знает спрос на квартиры и его эластичность, она может определить, по какой цене следует сдавать эти квартиры, чтобы обеспечить максимальную выручку. При этом максималь­ная выручка может достигаться даже в том случае, если часть квар­тир останется пустовать. При арендной плате 8 тыс. руб. в месяц цено­вая эластичность спроса равна единице и сумма поступлений от аренды наибольшая.

Другим примером практического использования теории элас­тичности является государственная налоговая политика. При вве­дении косвенных налогов государство преследует цель увеличить объем налоговых поступлений в бюджет для перераспределения ресурсов в экономике, перераспределения доходов населения и поддержки малоимущих, развития социальной сферы, инфра­структуры, обороны и т.п. В зависимости от эластичности спроса и предложения на отдельные виды товаров и услуг налого­вое бремя будет распределяться по-разному между производителя­ми и потребителями продукции (рис. 22).


 

Рисунок 22. - Распределение налогового бремени

Когда государство вводит налог, кривые пред­ложения переместятся влево вверх на величину налога. Возникнет новая ситуация равновесия (рис. 23).

а) б)

Рисунок 23. - Налоги и эластичное предложение (а) и неэластичное предложение (б)

При эластичном предложении налоговое бремя ляжет в основном на потребителя, рост цены и сокращение объема производст­ва будут значительными, сумма налога будет относительно мень­ше, чем при неэластичном предложении, потери общества - выше. При неэластичном предложении наблюдается обратная картина.

В случае если спрос эластичен, потери производителя будут выше, бремя налога ляжет в основном на него (рис. 24).

а) б)

Рисунок 24. – Налоги и эластичный спрос (а) и неэластичный спрос (б)

Кроме того, производитель будет вынужден сократить производ­ство, потеряв часть покупателей своей продукции за счет более высокой цены на нее.

В случае если спрос неэластичен, налоговое бремя ляжет пре­имущественно на потребителя. Кроме того, абсолютный размер налога также будет выше при неэластичном спросе. Именно по­этому государство облагает акцизными и другими косвенными на­логами товары, спрос на которые неэластичен (сигареты, алко­гольные напитки и т.п.).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 928; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.