Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Естественные силы природы и гигиенические факторы

Классификация физ. упражнений.

Естественные и аналитические: Прыжки, метание, плавание, кросс.

К естественным относятся упражнения, кото­рые возникли из трудовой, боевой и бытовой деятельности, например: ходьба, бег, лазанье, ползанье, прыжки, метания, переноска тяжестей, плавание и т.д. Однако существуют упражнения, специально созданные в процессе развития теории и практики физической культуры. Это так называемые аначитические упражнения. Их применяют для обучения основам движения, развития основ­ных физических качеств, решения специальных педагогических и лечебных за­дач. К этой группе упражнений относятся упражнения на большинстве гимна­стических снарядов, упражнения с разнообразными снарядами и предметами и др. Характерной особенностью такого рода упражнений является их значитель­ная отвлечённость от движений и действий, встречающихся в практической по­вседневной жизни.

На сегодняшний день в теории физической культуры к числу основных классификаций физических упражнений относятся следующие:

1. Классификация упражнений по преимущественной целевой на­правленности их использования. По этому признаку упражнения подразде­ляются на: общеразвивающие, профессионально-прикладные, спортивные, вос­становительные, рекреационные, лечебные, профилактические и др.

2. Классификация упражнений по преимущественному воздействию на развитие отдельных качеств человека. По этому признаку выделяют уп­ражнения для развития силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости, а также сенсорно-перцептивных, интеллектуальных, эстетических, волевых ка­честв и т.д.

3. Классификация упражнений по преимущественному проявлению определённых двигательных умений и навыков. Здесь обычно выделяют ак­робатические, гимнастические, игровые, беговые, прыжковые, метательные и другие упражнения.

4. Классификация упражнений по структуре движений. В этом слу­чае упражнения подразделяются на циклические, ациклические и смешанные.

• К циклическим упражнениям относятся: ходьба, бег, плавание, гребля, продвижение на велосипеде, лыжах, коньках и т.д. Характерным при­знаком циклических упражнений является закономерная последовательность, повторяемость и взаимосвязь самих циклов.

К ациклическим упражнениям относятся: метание диска, толкание цв. метание молота, прыжки с места, гимнастические упражнения на снаря-

I, рывок и толчок штанги и др. В этом случае каждое упражнение представ- шкт собой законченное действие, повторение которого не вытекает из сути са- шого действия.

• К смешанным упражнениям относятся: прыжки в длину с разбега,

. шестом, бег через барьеры, метание копья с разбега и т.д. То есть это

упражнения, в которых сочетаются действия циклического и ациклического ха-

5. Классификация упражнений по преимущественному воздействию

вл развитие отдельных мышечных групп. В зависимости от того, на какие

:печные группы влияют те или иные упражнения, выделяют: упражнения сиш мышц шеи и затылка, спины, живота, плечевого пояса, плеча, предплечья, Еэетн. таза, бедра, голени, стопы. Пример:

Такая классификация широко применяется при составлении мплексов силовых упражнений в процессе проведения занятий по бодибил-атпетической гимнастике, пауэрлифтингу, гиревому спорту и т.п.

6. Классификация упражнений по особенностям режима работы

мыши. При этом выделяются динамические упражнения, статические, комби-

■фованные.

Динамические - упражнения, в процессе выполнения которых «ышцы. сокращаясь, укорачиваются или удлиняются.

Статические (изометрические) - упражнения, при выполнении которых длина мышцы при сокращении остаётся неизменной.

Комбинированные - упражнения, сочетающие оба режима работы мышц.

7. Классификация упражнений по различию участвующих в работе

механизмов энергообеспечения мышечной деятельности. В этом случае раз-

лют упражнения: аэробные, анаэробные, аэробно-анаэробные.

Аэробные - упражнения, в процессе выполнения которых энерго-сюеспечение мышечной работы осуществляется в основном за счёт процессов окисления с участием кислорода.

Анаэробные - упражнения, в процессе выполнения которых энер­гообеспечение мышечной работы осуществляется в основном в бескислород­ных условиях (на клеточном уровне).

Аэробно-анаэробные - упражнения смешанного характера.

8. Классификация упражнений по интенсивности работы. Как пра­

вило, в этом случае упражнения подразделяются на упражнения максимальной,

р■бмаксимальной, большой, средней, малой и умеренной интенсивности.

Помимо указанных классификаций существуют и иные, например:

• по воздействию на различные системы и функции организма (на разви­тие органов дыхания, кровообращения, вестибулярного аппарата и т.д.);по снарядовому признаку (без снаряда, со снарядами);

 

 

Естественные силы природы (солнечные лучи, воздух, вода) являются важным средством укрепления здоровья и повышения работоспособности. В физической культуре естественные силы могут быть использованы в двух на­правлениях:

во-первых, как сопутствующие условия занятий физическими уп­ражнениями, когда естественные факторы среды дополняют, усиливают и оп­тимизируют воздействие физических упражнений (пр., занятия физическими упражнениями на свежем воздухе, при облучении солнечными лучами, в воде и т.п.).

во-вторых, как основное средство закаливания организма зани­мающихся. В этом случае естественные силы природы используются в виде специальных процедур (воздушные и солнечные ванны, купание и др.), в ходе которых воздействие естественных факторов дозируется определённым обра­зом.

Пребывание на открытом воздухе ускоряет обменные процессы в орга­низме, укрепляет сосуды, улучшает работу сердца, возбуждает мозговую дея­тельность, повышает общий тонус организма. В процессе занятий физическими упражнениями на свежем воздухе повышается приспособляемость организма человека к климатическим факторам и устойчивость к заболеваниям и стрес­сам.

В процессе целенаправленного использования естественных сил приро­ды для закаливания организма выделя ют четыре метода:

аэропрофилактика - обеспечение организма чистым воздухом с доста­точным количеством кислорода; закаливание организма прохладным и холод­ным воздухом при наличии одежды; закаливание воздухом открытого тела (воздушные ванны);

гелиопрофилактика - закаливание организма солнечным облучением (солнечные ванны);

гидропрофилактика - купание в открытых водоёмах при воздействии воздушной среды и солнечной радиации;

смена климатических условий как способ закаливания организма (пр., систематическое раздражение кожи и слизистых холодным воздухом повыша­ют устойчивость организма к неблагоприятным условиям внешней среды).

Благоприятные условия внешней среды усиливают положительное влияние физических упражнений, позволяют применять значительную нагруз­ку, организовывать рациональный отдых, вызывают у занимающихся положи­тельные эмоции, бодрость и жизнерадостность.

 

Пример:

Известно, что в высокогорных районах естественные силы природы оказывают наиболее благоприятное воздействие на организм челове­ка. В частности, установлено, что во время тренировок спортсменов в этих условиях повышаются функциональные возможности их организма. Так, Зим­няя Олимпиада в Солт-Лейк-Сити (2002), который расположен высоко в го- гаг~. славится количеством мировых и олимпийских рекордов, установленных спортсменами.

С помощью физических упражнений и естественных сил природы мож-

0 развить имеющую большое значение сопротивляемость организма к неспе-

хифическим воздействиям: укачиванию, вибрации, перегрузкам, состоянию не­

весомости и др.

К разряду гигиенических факторов относятся мероприятия по личной ■ общественной гигиене труда, быта, отдыха, питания, окружающей среды и т.п. В процессе выполнения физических упражнений, оказывающих разносто­роннее влияние на организм занимающихся, соблюдение гигиенических норм и тглвил является обязательным, т.к. оно повышает эффект воздействия физиче­ских упражнений. Кроме того, при создании необходимых гигиенических усло­вий большое значение имеет состояние материально-технической базы, спор­тивного оборудования, инвентаря, одежды. Существенную роль в процессе сис­тематических занятий физическими упражнениями играет также научно обос­нованный режим.

Таким образом, грамотное использование физических упражнений, есте­ственных сил природы и гигиенических факторов позволяет успешно развивать физические и духовные качества людей, подготавливая их к успешной профес­сиональной и личной деятельности.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Факторы, определяющие воздействие физ. упражнений | Этапы развития теории физ-ры
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 652; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.