Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конкуренция и конкурентоспособность как движущие силы экономического развития




Конкуренция, конкурентоспособность, конкурентное преимущество, конкурентоспособность товара, конкурентоспособность предприятия

На современном этапе развития мировой экономической системы конкуренция как движущая сила вынуждает производителей товаров и услуг постоянно искать новые пути повышения их качества, снижения цены, повышения качества сервиса. В связи с дефицитностью ресурсов встает новая проблема – экономия ресурсов у потребителей товаров за счет упрощения конструкции и повышения качества товаров и управления всеми процессами. Поэтому одними из главных задач стратегического развития предприятия являются: обеспечение эффективности производства, достижение выпуска необходимого количества продукции и повышение качества, а также достижения его конкурентоспособности на отечественном и мировом рынках.

Конкуренция – процесс соперничества субъектов по поводу реализации ими своих конкурент­ных преимуществ на конкретном рынке в конкретное время для одержания победы или достижения других целей в рамках действующего зако­нодательства. Как было доказано многими экономистами, конкуренция является движущей силой развития общества, главным инст­рументом экономии ресурсов, повышения качества товаров и уровня жизни населения.

Исходя их этого, главным направлением финансово-экономической и производственно-сбытовой стратегии каждого предприятия становится повышение конкурентоспособности для закрепления его позиций на рынке в целях получения максимальной прибыли.

Конкурентоспособность товара можно определить как его комплексную и многоаспектную характеристику, определяющую его предпочтение на рынке по сравнению с аналогичными изделиями-конкурентами как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение, которое обеспечивает возможность реализации этого товара в определенный момент времени на конкретном рынке.

Конкурентоспособность обусловливается качественными и стоимостными особенностями товара, которые учитываются покупателем согласно их непосредственной значимости для удовлетворения потребностей. При этом среди товаров аналогичного назначения большей конкурентоспособностью (К) на рынке обладает тот, который благодаря своим свойствам обеспечивает наибольший полезный эффект (Р) по отношению к цене потребления (С). Поэтому условие предпочтения одного из товаров всем иным имеет вид:

Конкурентоспособность товара и предприятия - тесно связанные понятия. Однако понятие «конкурентоспособность товара» отличается от понятия «конкурентоспособность предприятия». Если первое характеризуется способностью товара максимально удовлетворять конкретные нужды потребителя, то второе – теми экономическими, техническими или организационными преимуществами, которыми предприятие обладает перед конкурентами и которые дают ему возможность снижать издержки производства, повышать качество продукции, более часто обновлять ассортимент, расширять производство, устойчиво занимать определенную долю рынка и получать высокие доходы.

Конкурентоспособность предприятия это способность и возможность конкретного производителя выпускать и реализовывать пользующуюся спросом у потребителя продукцию, получая при этом прибыль.

Конкурентоспособность предприятия зависит от пяти групп факторов, показанных на рис. 5.1

Рисунок 5.1– Факторы конкурентоспособности предприятия

Высокая конкурентоспособность предприятия обусловливается наличием следующих трех признаков:

- потребители довольны и готовы купить повторно продукцию этой фирмы (потребители возвращаются, а товары нет);

- общество, собственники, партнеры не имеют претензий к фирме;

- работники гордятся своим участием в деятельности фирмы, а посторонние считают за честь трудиться в этой компании.

Для того, чтобы разработать пути повышения конкурентоспособности предприятия необходимо провести ее оценку, следовать принципам и факторам, влияющим на конкурентоспособность, учитывать влияние конкурентоспособности на эффективность деятельности предприятия, а также выбрать необходимый подход и воспользоваться соответствующими методами повышения уровня конкурентоспособности. Все это обеспечит предприятию стабильное и устойчивое функционирование в перспективе.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 726; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.