Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Функции управления инновациями




Классификация и жизненный цикл инноваций

 

Инновации, имея четкую ориентацию на конечный результат и обеспечивая определенный технический или социально-экономичес­кий эффект, существенно отличаются друг от друга и обладают мно­жеством разновидностей. Используя различные классификационные признаки, можно выделить следующие группы инноваций (табл. 10.3)

 

Таблица 10.3. – Классификация инноваций

 

Классификационный признак Виды инноваций
1. По технологическим параметрам (виду новшества) Продуктовые и процессуальные
2. По типу новизны для рынка Новые в мире; Новые в стране; Новые для данного предприятия
3. По глубине вносимых изменений Радикальные (базисные); Улучшающие; Модификационные (псевдоинновации, частные)
4. По содержанию новаций, инновационных процессов (в зависимости от объектов инновационной деятельности) Научные; Технические; Технологические; Производственные; Экономические; Управленческие; Маркетинговые; Торговые; Организационные; Информационные.
5. По вариантам организации Внутрикорпоративные; Программные; Конкурсные.
6. По особенностям инновационных процессов Внутриорганизационные; Межорганизационные.
7. По сфере разработки и распространения нововведений Промышленные; Финансовые; Торгово-посреднические.
8. По масштабности и широте воздействия Глобальные; Отраслевые; Локальные.

Инновации охватывают новые продукты и процессы, а также их значительные технологические изменения (не только в промышленном производстве, но и в других отраслях чело­веческой деятельности, например, новые лекарства, новые методы лечения болезней и т.д.).

По технологическим параметрам различают два типа инноваций: продуктовые и процессные.

Продуктовые инновации охватывают внедрение новых или усовершенствованных продуктов (например, замена парового двигателя двига­телем внутреннего сгорания, индикаторы на жидких кристаллах и т.п.).

Процессная инновация - это освоение новой или значительно усовершенствованной технологии, оборудования, организации про­изводства для выпуска продукции, обеспечивающее принципиально новый уровень качества товара.

По степени радикальности, глубине вносимых изменений инновации можно подразделить на базисные (радикальные), улучшающие и модификационные.

Базисные (радикальные) инновации – инновации, которые реализуют крупные изобретения, открытия, и становятся основой формирова­ния новых поколений и направлений техники.

Улучшающие инновации обычно реализуют мелкие и средние изобретения, значительно совершенствующие уже существую­щие продукты и процессы их производства.

Модификационные инновации направлены на частичное улуч­шение устаревших поколений техники и технологий без заметного вли­яния на параметры, свойства, стоимость изделия и способы его произ­водства. Сюда же относится расширение номенклатуры продукции и технологий за счет освоения производства не выпускавшихся ранее в стране, отрасли или на данном предприятии, но уже известных на рын­ке продуктов с целью удовлетворения текущего спроса, в том числе с отказом от их импорта.

По типу и масштабам новизны для рынка инновации принято разделять на:

• новинки мирового масштаба (новые в мире) - это первые в мире внедренные изменения, не имеющие нигде аналога;

• новинки в масштабах страны (новые в стране) - инновации носят воспроизводяще-адаптационный характер: нет аналогов в стране, но они суще­ствуют за границей;

• новинки в масштабе данной отрасли, региона, предприятия -инновации, имеющие аналоги в других отраслях, регионах, на других предприятиях, но не применявшиеся ранее в данной отрасли, регионе, предприятии.

По месту в экономической системе предприятия выделяют:

а) инновации на входе предприятия, связанные с изменениями в выборе и использовании сырья, материалов и оборудования (процессуальные инновации);

б) инновации на выходе предприятия, касающиеся конечной продукции, услуг, технологий, информации (продуктовые);

в) инновации системной структуры предприятия – управленческой, технологической и производственной.

В зависимости от объектов инновационной деятельности можно выделить, например, следующие виды инноваций:

- маркетинговые – новые рынки, способы продвижения това­ров на рынок, сбытовой деятельности и т.д.;

- технические – новые или более совершенные виды средств труда;

- технологические – новые материалы, технологические про­цессы, приемы и методы работы и т.д.;

- организационные – новые решения в области организации производства, управления, труда.

Временный период, который начинается с выполнения теорети­ческих и поисковых исследований и включает последующую разра­ботку, освоение и применение новой научно-технической идеи, улуч­шение технико-экономических параметров выпускаемой техники, ее ремонтное и иное обслуживание, а заканчивается моментом, когда эта техника подлежит замене качественно новой, более эффектив­ной, называется жизненным циклом. Жизненный цикл инноваций включает пять этапов и для каждого из них используется свой вариант кредитования.

Первый этап – рождение. Новинка пока находится на стадии научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, которые обычно занимают весь первый год жизни новшества. Специалисты конструкторских бюро оценивают осуществимость идеи с технической и экономической точек зрения, исследуют основные технологические тенденции, планирование производства и сбыта. Из числа проектов выбраковывается примерно 70%. Основные источники финансирования на данном этапе: стартовый капитал, займы у родственников и знакомых, личные сбережения.

Второй этап – начало производства и сбыта. Главное внимание уделяется налаживанию серийного выпуска и достижению минимального объема реализации, обеспечивающего прибыль. Отсеивается около 20% новаций. Финансовый источник –наращивание акционерного (паевого, уставного) капитала.

Третий этап – нарастание риска. Продолжительность – до нескольких лет. Основные задачи – увеличение объема продукции, ее дифференциация. Изделие пользуется спросом на рынке, но сбытовая система не полностью отлажена, поэтому конкурентоспособность остается неустойчивой. Как правило, на четвертом году после начала массового производства и сбыта предлагается второе поколение продукта.

Из-за частых банкротств фирм на данной стадии ее часто называют «долиной гибели». Несмотря на популярность товара, жесткая конкуренция заставляет идти на новые затраты на НИОКР, маркетинг, рекламу и т.д. Для покрытия издержек требуется все время увеличивать объем продаж. Своих собственных средств, как правило, не хватает; возникает нужда в кредитах для инвестиций. Однако собственный капитал, который служит банкам гарантией для возврата ссуд, невелик. Финансовое положение слишком ненадежно, чтобы удовлетворять жестким критериям платежеспособности, которые коммерческие банки применяют к заемщикам. Поэтому на данном этапе они применяют совместное финансирование с другими коммерческими банками, инвестиционными фирмами и предприятиями, чтобы распределить риск.

Четвертый этап - рост. Доход от новации на единицу продукции стабильно увеличивается при одновременном расширении производства. Предприятие старается развить уже обеспечившие ему базу выпуска и сбыта товары, совершенствует их, вносит другие улучшения. Денежные источники: ссуды коммерческих банков. Возможно включение в состав более крупных предприятий. Расширяется технологическая база, совершенствуется система управления, увеличивается доля предприятия на рынке.

Пятый этап – зрелость и затухание. Расширяется технологическая база, совершенствуется система управления, увеличивается доля предприятия на рынке. Однако объем спроса на товар стабилизировался и темпы роста рынка низкие. Рынок практически полностью насыщен данным товаром. Конкуренты активно реализуют подделки и товары – имитаторы. Интерес потребителей к данному товару уменьшается. Объем продаж фактически не изменяется и даже начинает снижаться. Главная задача для предприятия – защититься от давления конкурентов, активно производящих и реализующих аналогичные, похожие товары – имитаторы, начать разрабатывать новые продукты. Основные источники финансирования для предприятия на данном этапе - рынки ссудного капитала и ценных бумаг.

 

 

Функция управления инновациямиэто конкретный вид управленческой деятельности работников, осуществ­ляющих инновационную деятельность специальными прие­мами и способами, основанный на разделении и кооперации управленческого труда, характеризующийся определенной од­нородностью, сложностью и стабильностью воздействий на объект и субъект управления. Эти функции имеют специфиче­ский характер, особое содержание и могут осуществляться само­стоятельно, быть как не связанными между собой, так и нераз­рывно связанными, более того, они как бы взаимопроникают друг в друга, т.е. они объединены в единый целостный процесс.

В процессе инновационной деятельности осуществляются пять общих функций управления: планирование и прогнозирование, организация, координация, контроль, мотивация. Эти классические пять функций присущи любому виду управленческой деятельности.

Функции управления инновациями целе­сообразно рассматривать также с позиции факторов инновацион­ной деятельности. Соответственно выделяются специальные функ­ции управления инновациями: научные, технические, экономиче­ские, организационные, социальные, которые в общем случае име­ют место на всех этапах инновационного цикла предприятия:

- научные функции связаны с управлением НИР и разработ­ками, необходимыми для эффективного осуществления различ­ных видов деятельности по созданию и реализации новшеств.

- технические функции обеспечивают решение комплекса во­просов, связанных с техническим и технологическим обеспечени­ем инновационной деятельности, в том числе основного и вспомо­гательных производств, сферы управления, всех хозяйств и служб предприятия, участвующих в освоении новых изделий. Основным содержанием технических функций управления продуктовыми инновациями являются конструкторская, технологическая, транспортная, складская, метрологическая и другие виды подго­товки производства;

- экономические функции управления инновациями, разра­ботка планов производства предполагают: проведение маркетин­говых исследований продукции, определение необходимого объе­ма капитальных вложений, расчет затрат на производство, расчет экономических норм и нормативов, доходов и прибыли, формиро­вание системы учета выпуска продукции (и других работ, выпол­няемых в инновационном цикле), решение вопросов оплаты тру­да, его материального стимулирования;

- организационные функции предполагают решение вопросов организации производства новой продукции (организации рабо­чих мест, бригад, участков, цехов, производств), организации труда работников и коллективов, организации управления произ­водством, кадрового обеспечения производства;

- социальные функции предусматривают подготовку, перепод­готовку и повышение квалификации кадров, создание нормально­го социально-психологического климата в коллективах, улучше­ние условий труда и быта работников, преодоление социально-пси­хологических барьеров к нововведениям.

Инновация является реализованным на рынке результатом, полученным от вложения капитала в новый продукт или опера­цию (технологию, процесс). Исходя из этого, можно сказать, что сама инновация, как объект управления, выполняет следующие три функции:

· воспроизводственную;

· инвестиционную;

· стимулирующую.

Воспроизводственная функция инновации означает, что инновация представляет собой важный источник финансирования расши­ренного воспроизводства. Денежная выручка, полученная от про­дажи инновации на рынке, создает предпринимательскую при­быль, которая выступает источником финансовых ресурсов и од­новременно мерой эффективности инновационного процесса и может направляться на расширение объемов производственно-торговой, инвестиционной, инновационной и финансовой дея­тельности, что и составляет содержание воспроизводственной функции инновации.

Инвестиционная функция инновации означает, что прибыль, полученная за счет реализации инновации, может использоваться по различным направлениям, в том числе и в ка­честве капитала. Этот капитал может направляться на финанси­рование как всех инвестиций, так и конкретно новых видов инноваций, что и составляет содержание инвестиционной функции инновации.

Стимулирующая функция инновации состоит в следующем. Получение предпринимателем прибыли за счет реализации инновации прямо соответствует целевой функции любого ком­мерческого хозяйствующего субъекта. Это совпадение служит стимулом предпринимателя к новым инновациям; побуждает его постоянно изучать спрос, совершенствовать организацию марке­тинговой деятельности, применять более современные приемы управления финансами (реинжиниринг, брэнд-стратегия, бенчмаркинг и др.), что составляет содержание стимулирующей функции инновации.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 4555; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.