Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы оценки стоимости инновации и стоимости лицензии




Содержание и основные стадии инновационного процесса

В наиболее общем смысле инновационный процесс представляет собой подготовку и осуществление инновационных изменений. В результате этого процесса появляется реализованное использованное изменение – инновация. Инновационный процесс – процесс динамично развивающейся научно-производственной и социально-экономической деятельности, существенно отличающийся от уже сформировавшихся процессов и структур и тесно связанный с ними. Инновационный процесс состоит из отдельных стадий, тесно взаимосвязанных между собой, которые можно представить схемой (рис. 10.1.):

 
 

 

 


 

Рисунок 10.1 – Стадии инновационного процесса

Инновационный процесс связан с подготовкой и преобразованием научного знания в инновацию и представляет собой освоение и внедрение нововведений в области обновления продукции, в производственной технологии, в технике, организации труда и производства, формах и методах управления. Инновационный процесс носит циклический характер: по мере диффузии новшество усовершенствуется и, как правило, приобретает новые потребительские свойства, что значительно расширяет области его применения, сегментацию рынка.

 

Непосредственными целями инновационного процесса являются:

1) уменьшение стоимости, а, значит, и цены продукции, услуг, сокращение рабочего времени, необходимого для их производства;

2) максимальное увеличение выпуска продукции за счет экономии совокупных затрат живого и овеществленного труда.

Инновационная деятельность, как правило, представляет собой целый комплекс научных, технологических, производственных, орга­низационных, финансовых и коммерческих мероприятий, совокуп­ность которых приводит к инновациям в виде нового или усовер­шенствованного продукта.

Общепринято считать, что процесс инновационной деятельно­сти состоит из четырех основных стадий:

- научная деятельность;

- освоение;

- серийное или массовое производство;

- потребление.

Под научной деятельностью следует понимать деятельность, направленную на получение новых знаний о чело­веке, природе, обществе, технике и на использование этих зна­ний для разработки новых способов их применения.

Научная деятельность включает в себя:

- научные исследования;

- разработки;

- научное обслуживание.

Научные исследования или научно-исследовательская работа (НИР) определяются как творческая деятельность, результатами кото­рой являются новые знания и способы их применения.

Научные исследования могут быть классифицированы в зависимости от области (сферы) использования и в зависимости от цели исследования. В зависимости от области использования они относятся к тем или другим наукам: естественным, техническим, медицинским, сель­скохозяйственным, социальным, гуманитарным и т.д.. А в зависимости от цели исследования и способа применения результатов научные исследования подразделяются на фундаментальные, поисковые и прикладные.

Фундаментальные исследования направлены на получение но­вых знаний об основах явлений и наблюдаемых фактов и не связа­ны непосредственно с практическим применением этих знаний.

В отличие от фундаментальных поисковые исследования на­правлены на определение принципов, областей и путей эффектив­ного применения новых знаний.

Прикладные исследования существенно отличаются от пер­вых двух. Они направлены на повышение эффективности конк­ретного объекта или процесса в областях практической деятель­ности. Они связаны с подготовкой необходимых данных для разра­ботки новой продукции и технологий.

Понятие «разработка новой продукции и технологий»вклю­чает опытно-конструкторские и опытно-технологические работы, разработку технической документации, изготовление и испытание макетов.

При этом под новой продукцией понимается впервые изготов­ленная продукция, которая отличается от выпускаемой:

• конкурентоспособностью (т.е. по совокупным свойствам удовлетворяет сложившимся требованиям конкретного рынка);

• наукоемкостью;

• улучшенными показателями качества;

• более высокими экономическими показателями.

Важнейшую роль в научной деятельности выполняет научное обслуживание.

К научному обслуживанию относятся:

•патентно-лицензионная деятельность (оформление, поддержа­ние и передача патентов и лицензий);

•организационно-методическое обеспечение научной деятельности (разработка планов, программ проведения исследования и раз­работок методических рекомендаций и т.д.);

• информационное обслуживание, которое включает услуги, пре­доставляемые научным учреждениям, предприятиям и организаци­ям, сбор информации, консультации и т.д.;

• метрологическое обеспечение (экспертиза новой продукции и
технологий, разработка и метрологическая аттестация методик и средств
измерения, создание и передача размеров единиц, эталонов, образцов);

• техническое обеспечение научных исследований (разработка,
изготовление и испытание экспериментальных образцов изделий,
материалов, веществ и т.д.).

Научное обслуживание обесценивают технические центры, информационные центры, научные и научно-техни­ческие библиотеки, банкидан­ных, архивы, экспериментальные базы, лаборатории, венчурные предприятия,опытные заводы, опытные хозяйстваи др.

Второй стадией является освоение производства новых из­делий, которое включает научное и производственное освоение, ис­пытания новой (усовершенствованной) продукции, а также техни­ческую, конструкторскую и технологическую подготовку производства.

Третьей стадией инновационной деятельности является стадия произ­водства. На этой стадии знания находят свое материальное вопло­щение, а исследования - свое логическое завершение. Производство новой продукции представляет собой непосред­ственный выпуск (общественное производство) материализованных научно-технических разработок в масштабах, определенных запросами по­требителей.

Целью и содержанием стадии потребления является до­ведение новой техники до потребителейв объемах и по ценам, которые диктуются потребительским спросом.

На стадии потребленияосуществляются несколькоодновременно протекающих процессов:

- реализация (продажа) новой продукции потребителям;

- непосредственное использование благ, произ­веденных на основе инноваций;

- сервисное обслуживание, включающее технические и органи­зационные мероприятия, обеспечивающие поддержание новой техники
в работоспособном состоянии в течение нормативного срока службы.

Для стадии потребления характерна диффузия инновации, т.е. ее широкое распространение.

 

 

В современных условиях важное значение, особенно для малых и средних предприятий, имеет оценка стоимости инноваций (объектов интеллектуальной собственности и пр.) и определение на этой основе стоимости лицензии как дополнительного источника дохода для фирмы, разработавшей и создавшей инновацию. Фирма, разработавшая инновацию (лицензиар), продает право использовать свое нововведение другому субъекту хозяйствования (лицензиату), т.е. продает лицензию, и получает за это от лицензиата вознаграждение в виде лицензионных платежей. Фирма-лицензиат, приобретающая лицензию, т.е. право использовать нововведение (новшество) в своей производственно-хозяйственной деятельности, производит на этой основе новую продукцию, продает ее на рынке и получает от этого экономическую выгоду – прибыль от реализации, рост выручки.

Таким образом, инновация служит источником дохода как для предприятия, создавшего ее, так и для предприятия, купившего право пользоваться ею (приобретающего лицензию). Существует три основных способа (подхода) к определения стоимости инновации (объектов интеллектуальной собственности) и лицензии:

1) Затратный метод;

2) Рыночный метод;

3) Доходный метод.

Затратный метод определения стоимости инновации и лицензии.

Затратный метод оценки стоимости лицензии основан на исчислении затрат патентообладателя на исследования и создание инновации. В данные затраты включаются все затраты на разработку, производство, создание инновации, маркетинговые исследования и затраты по выведению новшества на рынок, затраты на патентную защиту и охрану объекта интеллектуальной собственности. Все эти затраты лицензиара должны быть компенсированы платежами фирмы, приобретающей лицензию – лицензиата.

Стоимость инновации (объекта интеллектуальной собственности), и, следовательно цена лицензии при затратном методе определяется по формуле:

Цл = Зс ∙ Кмс ∙ Кт ∙ Ки, (10.1)

где Цл – цена лицензии (стоимость инновации, объекта интеллектуальной собственности);

Зс – сумма всех затрат, связанных с созданием, приобретением и введением объекта интеллектуальной собственности, руб.;

Кмс – коэффициент, учитывающий степень морального старения объекта интеллектуальной собственности;

Кт – коэффициент технико-экономической значимости объекта интеллектуальной собственности (определяется только для изобретений и полезных моделей);

Ки – коэффициент инфляции.

Сумма всех затрат, связанных с созданием, приобретением и введением объекта интеллектуальной собственности (Зс) определяется по формуле:

(10.2)

где – стоимость фактической разработки объекта промышленной собственности, рассчитанной с учетом рентабельности (для промышленных образцов или товарного знака – затраты на дизайн), руб.;

– затраты на правовую охрану объекта промышленной собственности (оформление заявочных материалов на получение патента, оплата пошлин за подачу заявки и проведение экспертизы, получение патента, поддержание патента в силе).

В свою очередь стоимость фактической разработки объекта промышленной собственности определяется:

(10.3)

где Знир – затраты на проведение НИР, связанные с созданием объекта промышленной собственности;

Зктд – затраты на разработку конструкторско-технической, технологической, проектной документации, связанные с созданием объекта промышленной собственности;

Р – рентабельность, %;

Кдис – коэффициент дисконтирования.

Коэффициент, учитывающий степень морального старения объекта промышленной собственности (Кмс):

Кмс = 1 – Тф/Тн, (10.4)

где Тф – фактический срок действия охранного документа по состоянию на расчетный год (момент заключения лицензионного соглашения);

Тн – нормативный срок действия охранного документа.

Затратный метод имеет следующие недостатки:

- в затратном методе учитываются общие затраты на успешные, результативные исследования. При этом не учитываются издержки на неудачные НИОКР. Затраты на успешные исследования должны быть скорректированы с учетом издержек на неудачные НИОКР;

- затраты на исследования не связаны с оценкой технологии через прибыль конкурента и ожидаемые экономические результаты фирмы, приобретающей лицензию. Количество вложенных в исследования и создание инновации усилий может намного превысить оценку созданного этими усилиями рынка, размер прибыли, полученной в результате коммерциализации новшества. Возможна также и противоположная ситуация, когда полученный эффект от вложенных затрат недооценен. Это означает, что размер полученной прибыли и оценка созданного инновацией рынка могут оказаться существенно больше, чем размер затрат на исследования, создание и выведение инновации на рынок;

- в затратном методе игнорируется мастерство изобретателя, уникальность и индивидуальность созданного новшества. Предполагается, что такое же новшество (продукт, технология) может быть воссоздано конкурентом.

Рыночный (сравнительный) метод определения стоимости лицензии.

Рыночный (сравнительный) метод определения стоимости инновации и лицензии основан на учете как затрат на создание объекта интеллектуальной собственности, так и экономических результатов от использования данного новшества. При этом в патентно-лицензионной торговле выделяются две основные формы платежа:

1) Платежи по роялти - согласованные в лицензионном договоре процентные ставки и выплачиваемые лицензиатом процентные отчисления от экономических результатов своей деятельности, осуществляемых на основе приобретенной лицензии (например, отчисления от стоимости реализуемой лицензиатом продукции, изготовленной по лицензии), через согласованные интервалы времени, начиная с года использования предмета лицензии и до конца срока действия лицензионного соглашения. Эти отчисления лицензиат осуществляет компании – лицензиару, т.е. компании, у которой он приобрел лицензию.

2) Паушальный платеж - единовременное вознаграждение (единовременный платеж) за право пользоваться предметом лицензионного соглашения (а именно - инновацией, объектом интеллектуальной собственности), твердо установленная в процессе переговоров цена лицензии, не зависящая от фактического объема производимой и реализованной по лицензии продукции.

В качестве базы для определения роялти могут выступать:

- выручка от реализации продукции (объем продаж), произведенной по лицензии;

- прибыль от реализации выпускаемой по лицензии продукции;

- цена продукции, которая будет изготавливаться по лицензии;

- себестоимость лицензионной продукции (а именно, экономия от снижения себестоимости, полученная от производства продукции по лицензии);

- специально установленная база, например, с установленной мощности нового запатентованного оборудования, с объема переработанного по запатентованному способу сырья и т.д. Эта база установления роялти особенно важна в случаях, когда изобретение (новшество) не связано напрямую с конечным продуктом, а используется только на какой-либо отдельной стадии технологического процесса.

Цена лицензии (стоимость инновации) по рыночному методу определяется по следующей формуле:

Цлиц = Зс ∙ Кт ∙ Кмс + Аг ∙ t ∙ р ∙ Кр, (10.5)

 

где Цлиц – цена лицензии (стоимость объекта интеллектуальной собственности);

Зс – сумма всех затрат, связанных с созданием, приобретением и введением объекта интеллектуальной собственности, руб.;

Кт – коэффициент технико-экономической значимости объекта интеллектуальной собственности (определяется только для изобретений и полезных моделей);

Кмс – коэффициент, учитывающий степень морального старения объекта интеллектуальной собственности;

Аг – годовой объем продаж (планируемый либо фактически достигнутый) новой продукции;

t – срок, на который заключается лицензионное соглашение, лет;

р – ставка роялти (от объема продаж);

Кр – коэффициент риска, учитывающий наличие конкурирующих товаров на рынке; 0 < Кр < 1.

 

Доходный метод определения стоимости инновации и лицензии.

 

Доходный подход к определению стоимости лицензии зависит от того, какой экономический результат деятельности лицензиата берется в качестве базы роялти. Так в качестве базы для определения роялти выступают годовая прибыль от реализации продукции и выручка от реализации продукции, произведенной по лицензии. Если за базу определения роялти выбирается прибыль от реализации о созданной по лицензии продукции, то обычно ставка роялти (то есть, размер роялти) составляет 25-30 % от прибыли. Если за базу определения роялти берется выручка от реализации продукции, произведенной по лицензии, то размер роялти обычно составляет 3-10 % от объема продаж. При этом ставка роялти зависит от того, насколько наукоемка и технологична отрасль и как высока конкуренция в данной отрасли. Чем более высокотехнологична отрасль и чем более высока конкуренция в ней, чем сложнее разработать инновацию, тем выше ставка роялти.

Доходный метод определения стоимости инновации и лицензии включает в себя метод дисконтирования и метод капитализации.

Метод дисконтирования.

Метод дисконтирования исходит из того, что стоимость инновации и лицензии зависит от ожидаемых в будущем размеров экономических результатов деятельности лицензиара (выручки от реализации или прибыли) и оговоренной ставки роялти. Стоимость инновации зависит от будущей стоимости поступлений (результатов деятельности), которая, естественно, будет меньше, чем в настоящий момент. Поэтому поступления каждого года, т.е. экономические результаты деятельности лицензиата, дисконтируются. Для каждого года будет соответственно свой коэффициент дисконтирования. Коэффициент дисконтирования определяется исходя из процентной ставки банка по долгосрочным кредитам и рассчитывается по годам действия лицензионного договора.

(10.6)

где Пг – годовая прибыль, планируемая от использования объекта промышленной собственности;

Рп – ставка роялти (от прибыли) обычно Рп ≈ 25% = 0,25;

Кдис – коэффициент дисконтирования для каждого соответствующего года действия лицензии;

Т – срок действия лицензии, т.е. период, на который заключается лицензионное соглашение.

Если в качестве результата выступает выручка от реализации продукции, то стоимость лицензии будет равна:

(10.7)

где Врг – планируемая годовая выручка от реализации продукции, производимой по лицензии;

Рв – ставка роялти от выручки, Рв ≈ 3-10%, т.е. 0,03 – 0,1;

Кдис – коэффициент дисконтирования для каждого соответствующего года действия лицензии.

 

Коэффициент дисконтирования рассчитывается по формуле:

 

, (10.8)

где, Кдис – коэффициент дисконтирования для каждого соответствующего года, в течение которого действует лицензия;

r – процентная ставка банка по долгосрочным кредитам;

t – соответсвующий год действия лицензии.

 

Метод капитализации.

Экономический смысл метода капитализации состоит в том, что прибыль, полученная от использования и продажи инновации (объекта интеллектуальной собственности) может быть переведена в реинвестицию, т.е. использована в качестве источника инвестиции. Расчет стоимости лицензии (стоимости инновации) по методу капитализации осуществляется по следующей формуле:

(10.9)

где Пг – годовая прибыль от реализации новой продукции;

Скап – ставка капитализации.

При этом ставка капитализации определяется по формуле:

 

Скап = Нр + На, (10.10)

 

где Нр – уровень рентабельности реализованной продукции на предприятии, или внутренняя норма доходности инвестиционного проекта;

На – годовая норма амортизации на данный актив.

Контрольные вопросы к главе 10

1. Сформулируйте понятие инновации.

2. Какие объективные и субъективные предпосылки обуславливают необходимость инновационного развития организации?

3. Какие преимущества дает организации инновационная деятельность?

4. В чем заключается содержание концепции непрерывного совершенствования организации?

5. На что требуется обращать особое внимание при разработке программы непрерывного совершенствования?

6. Каковы основные особенности оценки эффективности инновационной деятельности?

7. Дайте характеристику основным методам оценки экономической инноваций.

8. В чем заключается сущность инновационного менеджмента и его основные цели?

9. Какие функции выполняет инновационный менеджмент?

10. Какие организационные формы могут использоваться для управления инновационным процессом?

11. Дайте характеристику высокоэффективных организаций.

12. Что такое инжиниринг?

13. Что такое реинжиниринг?

14. Для чего необходим процесс реинжиниринга в организации?

15. Охарактеризуйте кризисный реинжиниринг.

16. Охарактеризуйте реинжиниринг развития.

17. Что такое инновационная политика предприятия?

 

 

 


Литература

1. Аакер Д. Стратегическое рыночное управление, 7-е изд. / Пер. с англ.- СПб.: Питер, 2007.-496 с.

2. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия.-СПб.: Питер, 1999.-416 с.

3. Велесько Е.И., Логинов П.П., Неправский А.А. Стратегический менеджмент.- Минск: БГУ, 2003.-271 с.

4. Виханский О.С. Стратегическое управление.- М: Экономисте, 2006.- 296 с.

5. Гапоненко А.А., Панкрухин А.П. Стратегическое управление. — М.: Омега-Л, 2004. – 472 с.

6. Зуб А.Т. Стратегический менеджмент: Теория и практика, 2-е изд.- М.: Аспект Пресс, 2004.-416 с.

7. Ильин А.И. Планирование на предприятии: В 2 ч. 4.1. Стратегическое планирование: Учеб. пособие.- Минск: Новое знание, 2000.- 308 с.

8. Кемпбелл Э., Саммерс Лачс К. Стратегический синергизм.- СПб.: Питер, 2003.- 416 с.

9. Кох Р. Стратегия. Как создавать и использовать эффективную стратегию.- СПб.: Питер, 2003-320 с.

10. Кузнецов Б.Т. Стратегический менеджмент.- М.: Юнити-Дана, 2007.- 624 с.

11. Маркова В.Д., Кузнецов С.А. Стратегический менеджмент: Курс лекций.- М.: Инфра- М, 2006.-288 с.

12. Маслянчиков Ю.С., Тронин Ю.Н. Стратегический и кризисный менеджмент фирмы. — М.: Дашков и Ко, 2005.

13. Портер М. Конкурентная стратегия. Методика анализа отраслей и конкурентов.- Альпина Бизнес Букс, 2007.- 454 с.

14. Томпсон-мл. А., Стрикленд. А. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа, 12-е изд.: Пер. с англ.- М.: Вильяме, 2002.- 928 с.

15. Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент.- 6-е изд., доп.- М.: Дело, 2004.- 448 с.

16. Хасси Д. Стратегия и планирование: путеводитель менеджера / Д. Хасси; [пер. с англ. Т. Еремеевой; общ. науч. ред. Л. А. Трофимовой].- М.: [и др.]: Питер, 2001. – 378 с.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1346; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.105 сек.