Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Влияние ига на культуру и менталитет русских людей

ИСТОРИЯ В АФОРИЗМАХ

«Чтобы свеча не погасла». Слова из духовной грамоты Симеона Гордого на протя­жении веков воспринимались как уверенность и надежда на сохранение русской само­бытности, русского православия, русского духа, которые находили свое воплощение в многочисленных произведениях русской культуры. В начале XXI в., в эпоху глобализа­ции угроза растворения русской, российской культуры в космополитичном культур­ном и информационном пространстве снова стала реальной.

Нашествие Батыя и другие монгольские карательные экспедиции XIII в. на­несли колоссальный ущерб не только политическому и экономическому разви­тию страны, но и тяжелейший удар культурной жизни страны. Были истреблены или уведены в плен ремесленники, забыты многие технические приемы и навы­ки, некоторые виды ремесла вообще исчезли. Пострадало русское зодчество: раз­рушению подверглись многие храмы, из-за отсутствия материальных средств и мастеров-строителей на полвека прекратилось каменное строительство. Вместе с храмами погибали мозаики и фрески, иконы. Расхищались библиотеки, унич­тожались рукописи. Упадок пережило прикладное искусство. Но, несмотря на столь разрушительные прямые последствия монголо-татарского нашествия, в це­лом сфера русской духовной культуры устояла, оказалась менее деформирован­ной, чем политическая или социально-экономическая система Руси.

В первые десятилетия ига создавшаяся обстановка почти не оставляла места для художественного творчества. Однако уже со 2-й половины XIII в. положение меняется. Первые военные победы, успехи хозяйственного строительства способ­ствовали оживлению культуры, особенно в городах. Увеличивается удельный вес ремесел, возрождаются многие технические навыки, преданные длительному заб­вению после монголо-татарского вторжения, совершенствуется мастерство ремес­ленников и художников. В свою очередь, наметившийся духовный подъем помо­гал объединению русских людей и, следовательно, положительно- влиял на ход военных действий, на экономическое развитие. В сознании порабощенных рус­ских людей никогда не угасала мысль о необходимости борьбы с завоевателями. Постепенно формировалась высокая общенациональная идея, вокруг которой про­исходила консолидация русского народа. Большое значение для возрождения на­ционального сознания Руси имела победа русского войска на Куликовом поле. Она доказала русским людям не только необходимость, но и возможность вести успешную борьбу за освобождение от ига. Стремление к независимости, объеди­нение Руси, рост национального самосознания, духовный подъем — вот те основ­ные компоненты, которые характеризуют русскую культуру периода золотоордынского ига. Развитие всех отраслей культуры, всех видов искусства в эту эпоху шло от возрождения к расцвету.

Идея объединения древнерусских земель, обращение к историческому про­шлому Руси, когда страна была едина, сильна, а потому независима, особенно характерны для раннемосковского искусства. Это объясняется тем, что московские князья, претендуя на роль политического центра такого объединения, стреми­лись поставить себе на службу идеологию, Церковь, все подвластные ей виды ис­кусства. В XV в. Москва выступает уже не только как политическая столица но­вого крупного государства, но и как культурный центр всех русских земель.

Официальное летописание, литература и устное народное творчество периода золотоордынского ига призывали жителей русских земель к объединению. В на­чале XV в. при участии митрополита Фотия в Москве был составлен новый лето­писный свод, главной идеей которого являлся союз московской великокняже­ской власти с городским населением феодальных центров в целях политического объединения Руси. Причем новый летописный свод начинался Повестью времен­ных лет с целью подчеркнуть продолжение Москвой традиций киевского и владимиро-суздальского периодов в истории страны.

О нашествии монголо-татар, героическом сопротивлении русских людей со­общают исторические повести, написанные современниками событий («О битве на Калке», «Повесть о разорении Рязани Батыем»). Под воздействием победы на Куликовом поле в 1380 г. возник цикл литературных произведений: «Задонщи-на», «Летописная повесть о Куликовской битве», «Сказание о Мамаевом побои­ще». Их объединила одна главная мысль — о единстве русской земли как основе победы над врагом. В этот же период оформляется новый жанр устного народного творчества — жанр исторической песни как непосредственного отклика на кон­кретные события. В песнях отражены подвиги простых людей, пытавшихся оста­новить врагов («Повесть об Авдотье-рязаночке», «Песня о Щелкане Дудентьевиче»).

В XIV-XV вв. на русских землях начинается процесс возрождения каменной архитектуры. Особенно быстрыми темпами строятся монастыри. Это объясняет­ся тем, что монастыри были освобождены от выплаты дани. В монастырях укры­вались от гонений властей, кровопролитных набегов многочисленных врагов, по­стоянных усобиц князей. В период монголо-татарского ига заметно увеличилось число монастырей и был дан импульс к последующему его увеличению: если в XI-XIII вв. на Руси имелось не более 70 монастырей, то к середине XV в. их ста­ло более 180. За последующие полтора столетия было построено около 300 новых монастырей, а лишь в один XVII в. — 220.

Войско Батыя уничтожило, разрушило многие русские города. Уже в конце XIII в. и особенно в XIV-XV вв. восстанавливаются, отстраиваются вновь круп­ные русские центры. Ранее других каменное строительство возобновилось в Нов­городе и Пскове. В XIV в. первые каменные храмы появляются и в Московской земле (в Москве, Звенигороде и др.).

Для зодчества второй половины XIV в. характерно усиленное возведение кре­постных сооружений, что было вызвано необходимостью обеспечения условий для последующей борьбы с Золотой Ордой. В этой связи на первый план выдви­галась идея укрепления южнорусских рубежей. В 70-е гг. XIV в. сначала в Ниж­нем Новгороде, а затем в Серпухове строятся каменная и дубовая крепости. Обе крепости должны были стать серьезным препятствием для продвижения ордын­цев в глубь страны.

При князе Дмитрии Ивановиче впервые отстраиваются из камня стены Мос­ковского кремля. Огромный по своим размерам кремль (протяженность стен до­стигала почти 2000 м), был построен за очень непродолжительный период: заго­товка камня началась в 1366 г., собственно возведение крепости осуществлялось в 1367-1368 гг. Московский каменный кремль стал важнейшим укреплением Се­веро-Восточной Руси. В XV в., когда большее распространение получили матема­тические знания, практически все крепости на границах Руси строились на осно­ве математически проработанного плана.

В начале XV в. Москва приобретала все большее политическое значение как центр объединения всех русских земель. Московские великие князья, обустраивая свою резиденцию, хотели, чтобы она не уступала во внешнем блеске Владимиру. Потому многие каменные храмы XIV-XV вв. строятся по образцам владимиро-суздальского зодчества: Успенский, Архангельский, Благовещенский соборы Мос­ковского Кремля, Успенский собор в Звенигороде (1400), Троицкий собор Троице-Сергиевого монастыря (1422).

Освобождение Московской Руси от иноземного ига, становление ее как неза­висимого единого государства выдвигало необходимость обустройства столицы с учетом европейского опыта. С этой целью Иван III пригласил в Москву зару­бежных, в первую очередь итальянских, мастеров: Аристотеля Фиораваити, Бона Фрязина, Марко Руффо, Пьетро Антонио Солари, Алевиза Нового. Приглашенными, а также русскими зодчими в последней четверти XV в. был создан новый ансамбль Московского Кремля, который в основном сохранился до настоящего времени. Строительство кремлевских соборов итальянскими архитекторами спо­собствовало появлению в русской архитектуре новых технических приемов, ко­торые были заимствованы из зарубежного архитектурного опыта эпохи Возрож­дения. Так, при возведении Аристотелем Фиораванти Успенского собора впервые а Руси были использованы так называемые железные связи. Новым являлось создание обширного внутреннего пространства храма, установление больших оконных проемов. Архангельский собор (Алевиз Новый) внешне был оформлен в духе итальянского Возрождения.

Помимо реконструированных храмов в ансамбль Московского Кремля вошли также и постройки гражданского значения: Каменная палата для государевой каз­ны, новый великокняжеский дворец, кирпичные кремлевские стены с башнями, мосты через реки Неглинную и Москву. В новом ансамбле Кремля получила во­площение идея величия и силы единого Московского государства.

Особенно ярко духовный подъем второй половины XIV-XV вв. выразился в живописном искусстве. Именно этот период считается «золотым веком» сред­невековой русской живописи. Творчество Феофана Грека, Андрея Рублева, Дио­нисия, мастеров их школ радовало современников, продолжает восхищать и сегодня. Важно отметить, что появление в 70-е гг. XIV в. такого самобытного, виртуозного византийского иконописца, как Феофан Грек, не привело к слепому подражанию великому мастеру со стороны русских художников. А ведь Феофан попал в Нов­город зрелым мастером, уже расписавшим много церквей в Константинополе, Халкидоне и Галате, Кафе и в некоторых других византийских городах. Совре­менники понимали, что Феофан Грек «среди иконописцев отменный живописец» (так о нем отзывался церковный писатель начала XV в. Епифаний Премудрый). Он принимал участие в росписях важнейших храмов сначала Новгорода, затем Москвы. Феофан Грек работал бок о бок с русскими мастерами, воспитал группу талантливых учеников, среди которых был и Андрей Рублев. Московская Русь, формируя свою государственность в условиях жесткого подчинения Золотой Орде, оказалась отторгнутой от европейской цивилизации. В результате монголо-татарского нашествия и ига, продолжавшегося почти два с половиной столетия, собственные древнерусские социально-политические ин­ституты были уничтожены, а зарождение новых происходило при непосредствен­ном участии представителей монгольских ханов, с учетом примера азиатского сюзерена. Именно поэтому существенным структурным изменениям в первую очередь подверглось политическое и социально-экономическое развитие русских земель. Духовная сфера, как уже отмечалось, была деформирована в меньшей степени. Здесь и в условиях ига сохранялись и приумножались древнерусские традиции, позже обогащенные элементами западноевропейского творчества, осо­бенно итальянского Возрождения

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Многие историки считают 1497г. началом юридического закрепощения, прикрепления крестьян к земле и владельцу | Реформы и контрреформы Ивана Грозного. «царь указал, а бояре приговорили»
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2228; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.