Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Крещение Руси. «1. Если убьет свободный человек свободного, то (за него имеют право) мстить брат за брата, или сын за отца

Русская Правда

«1. Если убьет свободный человек свободного, то (за него имеют право) мстить брат за брата, или сын за отца, или отец за сына, или сыновья брата и сестры (племянники); если кто из них не пожелает или не может мстить, то пусть получит 40 гривен за убитого; если убитый будет русин, или гридин, или купчина, или ябедник, или мечник, если он изгой бу­дет, или Словении, то уплатить за него 40 гривен.

2.Если кто будет избит до крови или синяков, то (для получения вознаграждения) ему не надо представлять свидетеля; если на нем не будет явных знаков избиения, то он дол­жен представить свидетеля, а если не может — делу конец; если же он не может за себя отомстить (обидчику), то получает за обиду 3 гривны и плату лекарю.

3.Если кто кого ударит батогом, или жердью, или пястью, или чашей, или рогом, или тупой стороной меча, то должен заплатить за это обиженному 12 гривен; если обидчика не настигнут, то он должен заплатить (эту сумму), и делу конец.

4.Если ткнет кого мечом, не вынимая из ножен, или рукоятью меча, то платить оби­женному 12 гривен.

5.Если же ударит руку и рука отпадет или высохнет, то заплатить потерпевшему 40 гри­вен. Если нога останется целой или потерпевший станет хромать, то пусть дети его отом­стят обидчику.

14. Если где-нибудь кто потребует от другого остатка похищенного, а тот начнет отпи­раться (отказываться), то явиться ему (с ответчиком) на разбирательство спора перед 12 мужами; и если они установят, что ответчик виноват, не вернул истцу остатка, то он обязан вернуть его имущество и заплатить ему за обиду 3 гривны»

ИСТОРИЯ В АФОРИЗМАХ

«Путята крестил Русь огнем, а Добрыня — мечом». Христианизация Древней Ру­си была длительным, сложным и противоречивым процессом. В ряде мест население оказывало крещению упорное сопротивление, возглавляемое волхвами. В Новгороде дядя Владимира Добрыня в «диспуте» с местным волхвом использовал убедительный прием. Он спросил волхва о его планах на вечер. Волхву не удалось в присутствии дру­гих новгородцев закончить рассказ, ибо Добрыня разрубил его пополам.

УДИВИТЕЛЬНЫЕ СУДЬБЫ

Владимир I был сыном князя Святослава и Малуши, рабыни, ключницы княгини Ольги. Он княжил в Новгороде. В ходе борьбы за великокняжеский престол в Киеве убил полоцкого князя Рогволда с сыновьями, погубил брата Ярополка. После занятия Киева в 980 г. создал языческое капище. Воевал с Польшей, ятвагами, булгарами. При­соединил земли в Прикарпатье (Перемышль, Нервен), в Прикамье — вятичей

Провозгласил христианство государственной религией. Построил в Киеве церковь Богородицы («Десятинную»), ввел отчисления от княжеских доходов (десятину) в поль­зу церкви. Основал школы для детей знати. Воевал с печенегами, строил крепости. Лю­бил пиры, праздненства, отличался хлебосольством. Умер в l0l5 г. Причислен к лику святых. Герой легенд, былин. При нем древнерусское государство вступило в фазу сво­его расцвета и широкого признания.

ИСТОРИЯ В АФОРИЗМАХ

«Реки, наполняющие вселенную». Так в Повести временных лет говорится о книгах. «Великая польза бывает человеку от учения книжного. Книгами ведь мы наставляемся и учимся на пути покаяния, мудрость и воздержание обретаем от книжных словес. Это ведь реки, напояющие вселенную, это источник мудрости. В книгах ведь неисчерпа­емая глубина; ими в печали утешаемся». Трудно не согласиться с Нестором. Даже в век всеобщей информатизации и компьютеризации книги сохраняют свое значение глав­ного «хлеба культуры», а библиотеки остаются «вместилищами мудрости».

УДИВИТЕЛЬНЫЕ СУДЬБЫ

Митрополит Илларион был священником церкви Святых апостолов в селе Бере­стове — загородной резиденции Ярослава Мудрого. На месте молений Иллариона («пещерки малой») позже возник Киево-Печерский монастырь — центр восточносла­вянской православной культуры. Предполагают, что Илларион получил высшее обра­зование в Византии, участвовал в посольстве во Францию. В 1051 г. по воле Ярослава Мудрого стал киевским митрополитом — высшим русским церковным иерархом.

«Слово о законе и благодати», написанное между 1037 и 1050 гг., является первым известным памятником древнерусского торжественного красноречия. Илларион впер­вые высказал патриотическую идею права Руси на равенство среди других христиан­ских народов. Его представления о соотношении права и нравственности, о роли и за­конности полномочий верховной власти, об ответственности правителя перед народом и другие на протяжении веков влияли на формирование политического сознания ин­теллектуальной элиты русского общества. «Слово о законе и благодати» определило направление русской средневековой богословской, философско-общественной и поли­тико-правовой мысли, явилось отправной точкой в развитии отечественной духовной культуры. Причины оставления своего поста Илларионом, дата смерти и место захоронения служат предметом споров. «Слово» же сохранило свою актуальность на протяжении тысячелетия.

МУЖЧИНА И ЖЕНЩИНА

С принятием христианства семья стала моногамной. Запрещались многоженство, наложничество (конкубинат). Возросла ответственность отцов за воспитание детей и материальное благополучие семьи, но усилилась зависимость женщины от мужчины. В брак девушкам разрешалось вступать с 12 лет, юношам — с 15, но летописи сохра­нили немало фактов оформления браков в более юном возрасте, в основном из по­литических соображений. Принуждать к вступлению в брак запрещалось, но наруше­ния были довольно частыми. Брак запрещался между родственниками (до четвертого колена), с монашествующими, в четвертый раз. Жена приносила в семью мужа при­даное.

Брак прекращался в случае смерти или ухода в монастырь одного из супругов. Развод допускался в случае прелюбодеяния, покушения жены на жизнь мужа. Инициатора­ми развода обычно выступали мужья. Для этого было достаточно, если жена без сво­его мужа будет ходить к посторонним и там есть и пить или спать вне своего дома, а также, если жена будет днем и ночью ходить на игрища и не послушает увещеваний мужа. Причиной развода могла служить бездетность брака, в том числе и из-за импо­тенции мужчины: «Аше муж не лазит на жену свою, про то их разлучити». Однако разводных грамот, связанных с неисполнением мужем супружеских обязанностей, не сохранилось'.

Законодательно предусматривались большие денежные штрафы за прелюбодеяние между братом и сестрой, с двоюродными сестрами, свекра со снохой, кума с кумой, с двумя сестрами, двух братьев с единой женой, с мачехой, с монахиней, а также двоеженство. Строго наказывались скотоложество, педофилия, гомосексуализм. Если дочь рожала в доме отца и матери вне брака, то ее забирали в церковный дом для покаяния и последующего выкупа родом2.

РУССКИЙ ЧЕЛОВЕК В ИСТОРИЧЕСКОМ КОНТЕКСТЕ

«Народная масса охотно слушала своих скоморохов, предавалась "бесовским" уве­селениям язычества — но оставалась совершенно глуха к церковной проповеди и христианской легенде. Когда надо идти в церковь, говорит проповедник в одном па­мятнике, написанном около 1400 года, мы "позевываем, и почесываемся, и потяги­ваемся, дремлем и говорим: холодно или дождь идет... А когда плясуны, или музы­канты, или иной какой игрец позовет на игрише или сборише идольское, то все туда бегут с удовольствием... и весь день стоят там, глазеют", хотя и нет там ни крыши, ни какой-либо зашиты от дождя и вьюги. "Это все мы охотно выносим, губя душу зрели­щами. А в церкви есть и крыши, и зашита от ветра, а не хотят придти на поученье, ле­нятся"»'.

СПРАВОЧНИК

С принятием христианства на Руси вводится юлианский календарь с римскими наиме­нованиями месяцев, которые сохранились до наших дней, и семидневной неделей. Этот календарь был введен в 46 г. до и. э. римским консулом Юлием Цезарем (отсюда и его название «юлианский»). Но христианство было принято Русью от Византии, где счет годам шел не от Рождества Христова, как в Западной Европе, а от сотворения мира. По Библии считалось, что Христос родился через 5508 лет после сотворения мира. Поэто­му разница между двумя календарями была равна 5508 годам. Если Ледовое побоище произошло по летописи в 6750 году от сотворения мира, то современное летосчисление определяет это событие в 1242 г. от Рождества Христова (6750 - 5508 = 1242). В совре­менных изданиях русских летописей (например, Повести временных лет) приводятся обе даты. До 1492 г. год на Руси мог начинаться и в марте, и в сентябре. С 1492 г. новый год на Руси начинался только с 1 сентября. В декабре 1699 г. реформу календаря предпринял Петр I.

ХРЕСТОМАТИЯ

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Русские земли в условиях феодальной раздробленности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2232; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.