Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Установление крепостного права в России: причины, сущность и последствия. Переяславская Рада. Из статейного списка русского посла на Украину в




Переяславская Рада. Из статейного списка русского посла на Украину В. Бутурлина. 4-9 января 1654 г.

«...И стал гетман посреди круга... начал речь гетман ко всему народу говорить:...Для того ныне собрали мы есмя раду, явную всему народу, чтоб есте себе с нами обрали государя из четырех, которого вы хощете. Первый царь есть турский, который многижды через послов своих призывал нас под свою область; второй — хан крымский; третий — король польский, который, буде сами похочем, и теперь нас еще в прежнюю ласку Припяти может; четвер­тый есть православный Великия Русии самодержец восточный, которого мы уже 6 лет бес­престанными молениями нашими себе просим — тут которого хотите избирайте. Царь тур­ский есть бусурман; всем вам ведомо, как братия наши, православнии християне греки, беду терпят и в каком суть от безбожных утеснений. Крымской хан тож бусурман, которо­го мы по нужди и в дружбу принявши, каковые нестерпимые беды приняли есмя. Какое пленение, какое нещадное пролитие крови христианские от польских панов утеснения — никому вам сказывать не надобеть... А православный христанский великий государь, царь восточный, есть с нами единого благочестия греческого закона, единого исповедания... Той великий государь царь христианский, зжалившися над нестерпимым озлоблением право­славные церкви в нашей Малой Росии, шестьлетних наших молений безпрестанных не пре­зревши, теперь, милостивое свое царское сердце к нам приклонивши, своих великих ближних людей к нам с царскою милостию своею прислати изволил, которого естьли со усердием возлюбим, кроме его царския высокия руки, благотишнейшего пристанища не обрящем. А будет кто с нами не согласует теперь, куды хочет вольная дорога.

К сим словам весь народ возопил: волим под царя восточного, православного, крепкою рукою в нашей благочестивой вере умирати, нежели ненавистнику христову поганину достати. Потом полковник переяславский Тетеря, ходячи по кругу, на все стороны спрашивал: вси ли тако соизволяете? Рекли весь народ: вси единодушно. Потом гетман молвил, буди тако. Да господь бог наш сукрепит под его царскою крепкою рукою. А народ по нем вси единогласно возопил: боже, утверди, боже, укрепи, чтоб есми вовеки вси едино были...» (Хрестоматия... С. 191-192).

ИСТОРИЯ В АФОРИЗМАХ

«Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!» Этой поговорке уже больше четырех столе­тий. Она появилась в конце XVI в., по-видимому, после первой отмены права перехода крестьян от владельца к владельцу. Историки спорят: был ли специальный царский указ в 1581 г., который отменил «правило Юрьева дня», или эта отмена проходила ад­министративным порядком. Неизвестно и то, к какой именно бабушке обратился бе­зымянный автор знаменитой фразы. Народ как бы «выдохнул» эту поговорку. И она прижилась. Потому что обозначила часто повторяющуюся ситуацию — высшая власть неожиданно меняет «правила игры». При этом положение населения ухудшается. Во времена дефолта в августе 1998 г., когда российское правительство «нагрело» зарубеж­ных и российских покупателей государственных краткосрочных обязательств, заморо­зило счета многих вкладчиков в банках, россияне в очередной раз вспомнили знамени­тую поговорку.

РУССКИЙ ЧЕЛОВЕК В ИСТОРИЧЕСКОМ КОНТЕКСТЕ

«Русский человек того времени, если имел достаток, то старался казаться беднее, чем был, боялся пускать свои денежки в оборот, чтобы, разбогатев, не сделаться предметом доносов и не подвергнуться царской опале, за которой следовало отобра­ние всего его достояния "на государя" и нищета его семьи; поэтому он прятал деньги где-нибудь в монастыре или закапывал в землю про черный день, держал под замком вышитые золотом дедовские кафтаны и охабни, собольи шубы и серебряные чарки, а сам ходил в грязной потертой однорядке из грубого сукна или в овчинном тулупе и ел кое-что из деревянной посуды. Неуверенность в безопасности, страх грозы, каждую минуту готовой ударить его сверху, подавляли в нем стремление к улучшению своей жизни, к изящной обстановке, к правильному труду, к умственной работе. Русский человек жил как попало, приобретал средства к жизни как попало; подвергаясь все­гда опасности быть ограбленным, предательски погубленным, он и сам не затруднялся предупреждать то, что с ним могло быть, он также обманывал, грабил, где мог поживиться на счет ближнего ради средств к своему, всегда непрочному, существованию. От этого русский человек отличался в домашней жизни неопрятностью, в труде — ленью, в сношениях с людьми — лживостью, коварством и бессердечностью».

Костомаров Н. И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. М., 1991. С. 341.

СПРАВОЧНИК

С сентября 1648 по январь 1649 г. работал Земский собор, рассмотревший Соборное уло­жение. В работе Собора участвовала «верхняя палата»: 14 членов Освященного собора (верхи духовенства) и 40 членов Боярской думы (представители родовой титулованной знати). «Нижнюю палату» составили 153 представителя провинциального дворянства, 12 выборных от московских торговых сотен, 15 человек от стрелецких полков и 79 выбор­ных от посадского населения.

Соборное Уложение подготовила специальная комиссия (приказ) во главе с боярином князем Никитой Ивановичем Одоевским. В работе также участвовали князь Семен Про­зоровский, окольничий Федор Волконский, дьяки Гаврила Леонтьев и Федор Грибоедов. Это был закон, объединявший в себе все писаное уголовное, административное, процессу­альное и светское гражданское право и включавший 967 статей в 25 главах. В Европе того времени ни в одной из крупных стран подобного свода не было. Россия опередила всех по уровню кодификации законодательства. Соборное уложение было переведено на латин­ский, французский, немецкий и датский языки. Подлинный список представлял собой свиток длиной в 309 м. Но это был первый свод законов в России, который напечатали в типографии и разослали для использования в виде книги. Соборное уложение действова­ло до введения в действие в 1835 г. Свода законов Российской империи, составленного М. М. Сперанским. Отдельные нормы вошли в СЗРИ и действовали до 1917 г.

 

 

***

В 1607 г. при подавлении восстания И. И. Болотникова войсками В. И. Шуйского было утоплено до 45 тыс. мятежников. Сам И. И. Болотников был отвезен в Каргополь, где ослеп­лен и утоплен. При подавлении «медного» бунта в 1662 г. было казнено 2000 человек. За подделку денег в царствование Алексея Михайловича было казнено свыше 7000 человек. В 1698-1699 г. по приказу Петра I было казнено свыше 2000 стрельцов, в 1707-1708 — свыше 400 участников восстания под руководством К. Булавина, который успел застре­литься. С. Т. Разин был четвертован на Болотной площади в Москве. Ему последовательно отрубили руки и ноги, а затем и голову.

ХРЕСТОМАТИЯ

Суд о крестьянах. Глава XI // Соборное уложение 1649 г.

«...Будет кто вотчинники и помещики учнут государю бити челом о беглых своих крестья­нех и о бобылях и скажут, что их крестьяне и бобыли выбежав из за них живут в государе­вых и дворцовых селах, и в черных волостях, или на посадех в посадских людех, или в стрельцах, или в казаках, или в пушкарях, или в ыиых в каких ни будь служилых людех в замосковных и в украинных городех, или за патриархом, или за митрополиты, или за архи­епископом, или за бояры, и за околничими и за думными и за комнатными людьми, и за столпики, и за стряпчими, и за дворяны московскими, и за дьяки, и за жилцы, и за городо­выми дворяны и детми боярскими, и за иноземцы, и за всякими вотчинниками и помещи­ки, и тех крестьян и бобылей по суду и по сыску отдавать по писцовым книгам... буде те их беглые крестьяне или тех их беглых крестьян отцы в тех писцовых книгах за ними написа­ны, дети по новым дачам написаны за кем в отдельных или в отказных книгах. А отдавать беглых крестьян и бобылей из бегов по писцовым книгам всяких чинов людям без уроч­ных лет.

А кому доведутся беглые крестьяне и бобыли по суду и по сыску отдать, и тех крестьян отдавать з женами и з детьми и со всеми их животы и с хлебом стоячим и с молоченым... И которые крестьяне будучи в бегах дочери свои девки, или сестры, или племянницы вы­дали замуж за крестьян тех вотчинников и помещиков, за кем они жили, или на сторону в иное село или в деревню, и того в вину не ставить и по тем девкам мужей их прежним вот­чинникам и помещикам не отдавать потому, что о том по нынешний государев указ госуда­ревы заповеди не было, что никому за себя крестьян не приимати, а указаны были беглым крестьянам урочные годы, да и потому, что после писцов во многие годы вотчины и поме­стья за многими вотчинники и помещики переменилися...

А которые крестьяне и бобыли за кем написаны в переписных книгах... и после тех пе­реписных книг из за тех людей, за кем они в переписных книгах написаны, збежали или впредь учнут бегать, и тех беглых крестьян, и бобылей, и их братью, и детей, и племянни­ков, и внучат з женами и з женами и з детьми и со всеми животы и с хлебом стоячим и с молоченым отдавать из бегов тем людям, из которых они выбежат, по переписным книгам без урочных лет, а впредь отнюдь никому чюжих крестьян не приимать и за собою не дер­жать...

А которые крестьянские дети от своих отцов и от матерей учнут отпираться, и тех пытать» (Фортунатов В. В. История отечественного государства и права. СПб., 1999. С. 17-18).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 257; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.