Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные направления развития экономической теории




CoolReferat.com

Рисунок в тетради.

Меркантелизм – преобладающее экон-ское течение в 17 в и до середины 18в. Пытались определить что такое богатство и как оно создается. Тезисы: а) критика феодализма; б) приоритет сферы обращения. Источник богатства – внешняя торговля и посредничество в международной торговле. Богатство – золото и серебро; в) теория торгового баланса – баланс должен быть положительным; г) исследовали механизм золотоденежных потоков, количественная теория денег; д) протекционистская политика государства; е) стимулирование денежной промышленности.

Физиократия 1758г.– (Кене, Тюрго). Тезисы: а) критика меркантелизма; б) внимание государства должно быть сосредоточено не только на развитии торговли и накопления денег, а на создание изобилия «произведений земли». Именно в этом состоит подлинное благосостояние нации; в) перенесли исследования богатства из сферы обращения в сферу сельхоз.промышленности. производственным трудом считали труд в земледелии, тк только в нем создается прибавочный продукт; г) деньги средство обмена товара, как средство накопления они бесполезны; д) создали модель общественного воспроизводства; е) единый налог на чистую ренту для обеспечения доходов гос. казны (налог с земли и ее продуктов)

Классическая школа – (Смит, Риккардо, Мальтус)

Смит 1776г. Тезисы: а) главная тема – экономическое развитие и силы, управляющие ростом богатства народа. Под богатством, чаще всего, Смит понимал доход, произведенный в течение определенного периода времени; б) рост дохода зависит от разделения труда; в) труд вообще – источник материального богатства. Ценность материальных благ определяется трудом. Соотношение цен товаров определяется соотношением затарт труда (закон стоимости); г) рыночная цена определяется спросом и предложением. Движение спроса и предложения вызывает колебания цен. Колебания сводят рыночные цены к естественному уровню или ценам. (естественные цены определяются затратами труда); д) принцип экономической свободы, свободы конкуренции. В результате действия «невидимой руки» достигается удовлетворение потребностей и оптимальное распределение ресурсов; е) рыночный механизм может как препятствовать благосостоянию общества так и способствовать его росту. Рыночный механизм устанавливает гармонию тогда, когда он включен в соответствующие правовые и институциональные рамки государства.

Риккардо 1817г. Стремился построить целостную эк-скую систему на основе трудовой теории ценности, преодолеть противоречия в теориях своих предшественников. 1. Трудовая теория ценности может объяснить как формируются цены в реальном мире. 2. Пытался свести все капитальные затраты к затратам труда. Показать, что капитальные затраты то же, что и труд. 3. Проанализировал распределение национального продукта и дохода, процесс накопления капитала. 4.Создал специальную теорию международной торговли, закон сравнительных преимуществ.

Мальтус 1798-1803гг. 1. Теория народонаселения – устанавливает жесткую зависимость роста населения от продовольственных ресурсов общества. Обосновывает теорию зарплаты, определенной прожиточным минимумом. 2. Теория оптимальной численности населения – оптимальна та численность населения, при кот. максимален доход на душу населения. 3. Теория перепроизводства – возможность не приходящего, а перманентного состояния перепроизводства всех товаров. Без экзогенных (независимые параметры) расходов непроизводственных потребителей процесс накопления капитала неизбежно приводит к вековой стагнации. 4. Отрицал чисто денежные причины кризиса. Была доктрина недопотребления: рабочие никогда не смогут выкупить всю производимую ими продукцию. Для обеспечения воспроизводства часть прибыли и ренты следует расходовать на предметы роскоши и непроизводственные услуги. 5. Для объяснения перепроизводства вводят понятие эффективного спроса. Общественные работы для смягчения безработицы.

Дж.Стюарт Милль 1848г. Стремился дать всесторонний анализ различных течений экономической мысли, поэтому в его теории приплетаются элементы классического и антиклассического направления. Рикардианское учение дополнено множеством уточнений, оговорк и критикой; закон ценностей классической школы дополнен новой теорией ценностей, основанной на полезности благ. Несмотря на теоретический эклитизм (все нравится) дает всесторонний обзор классической и экономической теории. Использовался как учебник до 2-й половины 20 века.

Карл Маркс. 1. Новый метод исследования – диалектический материализм. 2. Развитие теории ценностей, преодоление противоречий классической политической экономики и ее критика.3. Критика капиталистического общества: источник богатства – прибавочный труд наемных рабочих, полученный путем эксплуатации. 4. Гипотезы и предположения о будущем, более справедливом обществе.

 

Во второй половине, в конце 19в складываются предпосылки для изменения предмета исследований экономической теории. Разработка общих принципов и закономерностей экономического развития дополняется исследованием более конкретных практических аспектов, а преимущественно качественный анализ дополняется количественным. Важную роль в этом сыграли немецкая школа, австрийская школа предельной полезности и математическая школа. Понятие политическая экономия вытесняется термином экономикс или экономика и применяется предмет экономической науки. Все это привело к новому направлению – неоклассическому. Основоположник А. Маршалл 1842-1924гг. 1. Главное внимание уделяется не классической теории ценностей, а спросу и предложению. Ценообразование рассматривается исключительно с точки зрения спроса и предложения. 2. Спрос выводится из потребительской ценности товара с помощью теории предельной полезности, кардиналистской или орденалистской, т.е. количественная и порядковая теория. 3. Предложение основывается на теории факторов производства и их предельной производительности. 4. Рынок рассматривается как саморегулирующаяся система.

Теория Маршалла исследовала в основном рыночную систему свободной конкуренции и абстрагировалась от монополий, экстерналий (общественные блага и внешние эффекты) и экономической роди государства. Кризис 1929-33гг. нанес сильный удар по неоклассической теории В 1936г. Вышла книга Кейса «Общая теория занятости процента и денег», в которой провозглашался отказ от понимания рынка как саморегулирующегося механизма и обосновывается государственное вмешательство в экономику на макро уровне.

Кейнсианство – макроэкономическая теория, в соответствии с которой рыночная экономика сама по себе не может обеспечить полное использование всех ресурсов и для достижения полной их занятости нуждается во вмешательстве государства посредством фискальной политики. Цели кейнсианской экономической политики: 1. Устойчивые темпы экономического роста. 2. Высокий уровень занятости ресурсов, особенно трудовых. 3. Приемлемый уровень роста цен. 4. Относительно сбалансированный торговый и платежный баланс. Эти цели достигались путем стимулирования эффективного спроса, увеличением расходов государства (экспансианистская бюджетная политика) проведением монетарной политики.

Монетаризм – макроэкономическая теория, утверждающая, что рыночная система обладает большим запасом прочности, а ее неустойчивость вызвана внешними факторами и, в первую очередь, вмешательством государства, блокирующим восстановление общего равновесия рыночной системы. Особенности подхода: 1. Существует связь между темпом роста количества денег и темпом роста номинального дохода. 2. Изменение номинального дохода следует за изменениями денежной массы с определенным лагом. 3. Инфляция – чисто денежное явление, связанное с опережающим ростом денег по сравнению с производством. 4. Передаточный механизм влияния денежных сдвигов на величину номинального дохода связан с изменением относительных цен, обширного круга активов (деньги, ц.б.), а не только с изменением денежной нормы процентов. Цели гос. регулирования: 1. Стабилизация денежного обращения, денежная масса должна расти стабильным темпом. 2. Количество денег должно соответствовать количеству товаров. 3. Безработица должна колебаться около «естественного» уровня». 4. Расходы гос. бюджета должны быть сокращены за счет статей, связанных с вмешательством государства в рыночную систему.

Новая классическая школа. Модель хозяйственного поведения основана на следующих допущениях: 1. Экономические агенты ориентируются только на реальные, а не номинальные значения экономических перемен. 2. Вся информация передается агентам только через цены на рынках. 3. Все цены обеспечивают «расчистку» рынков от товаров. 4. Агенты действуют оптимальным образом. 5. Источником нарушений в рыночной системе служат случайные, неожиданные изменения денежной массы, которые продолжают колебания номинального уровня цен. 6. Нейтральность денег – изменение количества денег изменяет лишь ценовую вуаль и не отражается на физической величине переменной.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1166; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.