Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Использование этого метода в динамиче­ских наблюдениях дает возможность следить за приростами массы и длины тела, сообразуясь с интенсивностью и объемами тренировочных нагрузок




Следует подчеркнуть, что варьирование ДТ и МТ в популяции рассматривается как непрерывное от наносомии до мегалосомии, то есть от карликового роста до гигантов. В треугольнике сомато­типирования левая сторона его соответствует нано- и микросом-ным субъектам, основание - мезосомным, правая сторона - мак­ро- и мегалосомным субъектам.

После суммирования баллов и деления на 2 результат разме­щают в треугольнике соматотипирования.

Работа с графиком складывается из определения нужной воз­растной линии регрессии для ДТ и отдельно МТ, на которой оп­ределяют точку, соответствующую конкретным длине и весу. Из этой точки опускают перпендикуляр на прямую абсцисс, в месте пересечения считают число баллов, соответствующее этим вели­чинам.

Выделяют следующие СТ: наносомный (НаС), микросомный (МиС), мезосомный (МеС), макросомный (МаС) и мегалосомный (МегС), а также переходные СТ - микромезосомный (МиМеС) и мезомакросомный (МеМаС).

Целесообразно выделять пять основных и два переходных СТ, рассматривая их не как дискретные (отдельные) СТ, а как фраг­менты непрерывного ряда варьирования.

При отсутствии графиков можно воспользоваться формулой:

где А - искомая величина (соматический тип); В - показатель, зафиксированный при измерении длины или массы тела, С и Д -константы, полученные эмпирическим путем.

При использовании расчетного метода определения СТ пере­вод частного от деления в баллы производится по табл. 1.4.

Таблица 1.4 Шкала коэффициентов соматических типов

Коэффициент СТ Баллы Коэффициент СТ Баллы
0,00-0,199   0,569-0,645  
0,200-0,277   0,746-0,722  
0,278-0,354   0,723-0,799  
0,355-0,431   0,800-0,877  
0,432-0,472 4,5 0,878-0,953  
0,473-0,528   0,954-1,030  
0,529-0,568 5,5 1,031-1,100  

Возникает вопрос: зачем нужна такая оценка СТ? Неужели не­достаточно просто определения длины и массы тела? Исследова­ния показали, что СТ, выделенный по первому уровню варьирова­ния в четыре года, сохраняется на протяжении двадцати пяти лет. Произведя оценку СТ в раннем возрасте, мы сможем предвидеть, каков он будет по окончании полового созревания, то есть схема соматотипирования обладает прогностической ценностью.

Основа прогностической ценности схемы соматотипирования заложена в том, что ДТ - величина, генетически детерминирован­ная на 90-95%. МТ находится под менее жестким наследственным контролем, коэффициент детерминации около 75% (Никитюк Б.А., 1978). МТ связана с силовыми возможностями спортсмена. Перспектива развития силы у детей с большим весом (исключая ожирение) гораздо реальнее, чем с малым.

Вопрос о влиянии спорта (направленных тренировочных за­нятий) на длину ДТ человека периодически поднимается на стра­ницах популярных журналов и газет, где приводятся сенсацион­ные заявления как о росте длины тела на 15-20 см и более под влиянием специальных (индивидуальных) тренировок, так и о его прекращении под влиянием занятий силовыми видами спорта. Исследования отечественных и зарубежных авторов показали, что такая высокая интенсивность роста может встречаться в период полового созревания совершенно независимо от занятий спортом. У детей, опережающих сверстников в развитии, она наблюдается в 11-13 лет и не вызывает удивления, а у лиц замедленного вари­анта развития, то есть отстающих в темпах роста, наблюдается в 17-19, а иногда в 20-21 год. Эти случаи длительной задержки ростовых процессов вызывают удивление.

 

Ранее установленная закономерность, что запредельные физи­ческие нагрузки снижают интенсивность роста кости, а нагрузки, соответствующие возрастным нормам, увеличивают его, не под­тверждается исследованиями. Мнение о том, что занятия тяжелой атлетикой замедляют рост костей, сложилось вследствие неверно­го толкования конечного результата: штангисты - мастера спорта имеют длину тела и длину верхней конечности меньше средневоз­растной, но это эффект отбора спортом, а не следствие прекраще­ния ростовых процессов в результате тренировочных занятий. Особенно наглядно эта закономерность проявилась после введе­ния двоеборья, когда жим был исключен из программы выступле­ний. Они стали более высокорослыми, более длиннорукими.

С практической точки зрения необходимость и целесообраз­ность выделения соматотип по габаритному уровню варьирования легко доказывается при анализе материала, характеризующего масте­ров спорта в различных видах.

Отмечено, что ростовые процессы в онтогенезе происходят не­равномерно, имеют период ускоренного и замедленного развития. Это связано со скоростью развертки генетической программы. Косвенными показателями служат выраженность индикаторов биологической зрелости или интенсивность роста. Первые опре­деляются при однократном обследовании, вторые - при продоль­ных наблюдениях за одними и теми же детьми в течение несколь­ких лет.

Определение биологического возраста с помощью биометриче­ского профиля (Вукадинович, 1973) требует от тренера профессио­нальной и весьма критической позиции в вопросах диссоциации (расхождения) между отдельными показателями. И в средней ди­намике роста, но особенно в случаях акселерации, весьма часто встречаются неравномерность и несогласованность между отдель­ными показателями зрелости. Так, мальчик может быть по зрело­сти своей костной системы значительно ниже своего календарного возраста, а по своим антропометрическим измерениям и половым признакам превзойти свой возраст. Тренер обязан увидеть и про­фессионально оценить такого ученика, к тому же приспособить тре­нировочные и соревновательные нагрузки к его физиологическим возможностям. В противном случае тренер рискует, что следствие неподходящих или неоправданно высоких на­грузок окажет весьма вредное воздействие на спортсмена. Одно из возможных последствий - замедление или даже прекращение ро­ста, и это результат не только неблагоприятного энергетического баланса, но и непосредственного влияния статических нагрузок (мо­жет привести к слишком раннему окостенению хрящей как адапта­ционной реакции на нефизиологические нагрузки на скелет).

Примечание. Под этим углом следует рассматривать и высокую сте­пень патологии позвоночного столба у некоторых спортсменов (игровых видов) экстра-класса, особенно у тех, которым на силовой тренировке при­ходилось при недостаточно квалифицированных руководителях заниматься штангой. Трудно сказать, какова роль в этом явлении рано примененных или неадекватно дозированных нагрузок, но правильно будет указать на возможность возникновения такого рода нежелательных процессов и резуль­татов.

Несмотря на то, что анализ проблемы роста и двигательного развития занимающегося и их значения для отбора даны в очень сжатой форме, мы считаем, что они все же позволяют в заключе­ние указать на следующие общие правила спортивного отбора и ориентации:

- период акселерации во время переходного возраста весьма неблагоприятен для прогнозирования конечного результата, и не только в отношении прогнозирования роста и развития, но и в отношении развития и совершенствования технических качеств;

- физические нагрузки в этой фазе роста и развития должны быть приспособлены к индивидуальным особенностям учеников. Это означает, что тренер должен с особым вниманием наблюдать за индивидуальными качествами учеников и дозировать свои тре­бования согласно этим критериям и в меньшей мере в связи с ка­кими-либо нормами и стандартами;

- качества самых юных игроков при тренировочных и игровых нагрузках определяются их биологическим, а не календарным воз­растом. Это означает, что от тренера в его работе ждут ориентиро­вания на профессиональные, а не на административные критерии, определяющие возрастные границы;

- работа по развитию техники в период акселерации в пере­ходном возрасте должна ограничиваться повторением и совершен­ствованием элементов техники, которыми ученик уже овладел. Обучение более трудным и сложным элементам техники неоправ­данно в связи с уже описанными морфологическими несоответстви­ями и временной дисфункцией моторного поведения;

- акселерация в переходном периоде особенно благоприятна для проведения работы по обучению коллективной тактике. Это положение имеет и свое психологическое объяснение. Центр тяже­сти переносится на сотрудничество, а не на индивидуальные качества, и с точки зрения как психологии, так и педагогики лучше, чтобы возможные ошибки лишь углубляли и обогащали сотруд­ничество. И наоборот, работа в сфере индивидуальной тактики подчеркивала бы недостатки индивидуальной технической подго­товленности, что может в связи с другими проблемами, возникаю­щими в переходном возрасте, привести к дестимулированию юно­го спортсмена;

- вполне оправданно раннюю специализацию передвинуть в направлении более низкого календарного возраста (8 лет -и для мальчиков, и для девочек), чтобы ребята еще до наступления пубертатной фазы овладели элементами техники и индивидуаль­ной тактики. Приспособление (как один из примеров был выбран баскетбол) игры к этой возрастной границе может быть осуществ­лено путем оригинальной или модифицированной формы мини-баскетбола;

- в связи с пересмотром совершенно анахроничных админист­ративных категорий баскетбольного детского возраста авторы счи­тают, что было бы оправданно (хотя бы в разряде младших школь­ников) ввести классификацию игроков на основании игрового возраста, как это предложил Прокоп. Создав такую однородность групп самых юных баскетболистов, можно было бы достичь вы­равнивания условий для низкорослых, игроков среднего роста и акселератов.

 

Прокоп предлагает для определения игрового возраста следу­ющую формулу:

возраст по росту + возраст по весу + двойной календарный возраст

Уже при рассмотрении формулы видно, что Прокоп стремится к, грубому, но определению биологического возраста. Все же эта формула, помимо своей практической ценности, может по­служить и в качестве примера применения определенного теоре­тически-методического принципа.

 

Теоретическая позиция, на ос­новании которой биологический возраст предпочитается кален­дарному последовательно сопровождается методическим приемом (формулой), распределяющим игроков по группам на основании критерия биологической зрелости.

Группы же детей, сформированные по варианту развития без Учета их габаритного варьирования, создадут хроноизоморфную группу. Для детей такой группы можно планировать одинаковые тренировочные режимы. На началь­ных фазах тренировки он предпочтителен, но в дальнейшем нуж­дается в коррекции. При спортивной ориентации группы целесо­образно создавать, опираясь на два критерия - габаритный и временной. Иными словами, создавать группы детей, однород­ных по длине, массе тела и варианту развития.

Вариант развития (ВР) - это индивидуальная временная характеристика особи, от­ражающая скорость протекания ростовых процессов. Выражается вариант развития в процентах прибавки размера за интересующий интервал времени. Обычно это год или полгода.

При наблюдении за одним и тем же субъектом на протяжении 2-3 лет возможно прогнозировать возраст сенситивных периодов (сенс - чувство), то есть периодов повышенной чувствительности организма к внешним факторам, в том числе и тренировочным.

Оценка варианта развития производится при продольных динамических наблюдениях, когда в руках исследователя имеются результаты трех-четырех измерений, проведенных с интервалом 6 месяцев. Оценивается он по интенсивности роста (ИР), которая вычисляется по формуле:

ИР =

ДТ2-ДТ1: 0,5х(ДГ1 +ДГ2)х100,

где ДТ\ - длина тела при первом измерении, ДТ2 - длина тела при втором измерении (с интервалом 0,5 года).

Формула показывает, на какую величину (в процентах от сред­ней) изменился изучаемый параметр за интересующий нас отре­зок времени. Полученная величина сравнивается с должной, при­веденной.

Примечание. Если ИР ниже должной, вариант развития оценивается как растянутый; если величина ИР больше должной, ВР оценивается как укороченный; при совпадении результатов расчета и должных показателей ВР оценивается как обычный (банальный).

Анализ кривых интенсивности роста позволяет выделить рос­товые периоды, для которых типичны свои закономерности росто­вых процессов и формирования функциональных показателей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 607; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.