Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Преступления против государственной власти, интересов




государственной службы и службы в органах местного

самоуправления (ст.ст. 285, 286, 2861 УК РФ)

 

Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, ранее именовавшиеся должностными преступлениями, посягают на порядок управления, подрывают авторитет власти и затрагивают в факультативном порядке много других законных прав и интересов материального и морального плана граждан, организаций, общества и государства в целом. Эти деяния совершаются в форме злоупотреблений должностными полномочиями и в форме их превышения в корыстных и иных личных интересах должностного лица.

Категория должностных преступлений в УК РФ 1996 г. существенных изменений не претерпела, хотя законодатель внес определенные новеллы, которые следует учитывать при применении закона. Изменилось само название этих преступлений с учетом реалий сегодняшнего дня. Глава 30 УК РФ называется «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления».

Уголовный закон в этой части дополнен категориями и понятиями, содержащимися в соответствующих разделах Конституции Российской Федерации.

Вместе с тем, преступления данной главы также содержат различные оценочные понятия, которые на практике очень часто трактуются неоднозначно. Некоторые преступления требуют специального судебного толкования в целях отличия их от иных правонарушений и преступлений. Отметим повышенную опасность преступлений данной категории. Эти деяния деформируют властную деятельность государства, подрывают авторитет власти в глазах граждан, нагнетают социальную напряженность.

Большое значение для квалификации имеет правильное понимание объективных и субъективных признаков должностного преступления. На это неоднократно указывали высшие судебные инстанции. Особую роль в оценке действий виновных лиц имеют постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. № 6 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе» (в редакции от 23.12.2010 г. № 31)[66] и Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 г. № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий»[67].

Основным понятием, которое имеет определяющее значение для квалификации должностных преступлений, является понятие должностного лица. В соответствии с примечанием к ст. 285 УК РФ должностными лицами признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях. При этом закон дифференцирует не только признаки должностного лица, но и называет их значимость с точки зрения конституционных институтов.

Так, под лицами, занимающими государственные должности Российской Федерации, понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов. Под лицами, занимающими государственные должности субъектов Российской Федерации, понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые конституциями или уставами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов. Но эти определения характеризуют должностное лицо в общем виде.

Более четко указанные признаки раскрываются в вышеуказанном постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. Так, к представителям власти следует относить лиц, осуществляющих законодательную, исполнительную или судебную власть, а также работников государственных, надзорных или контролирующих органов, наделенных в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, либо правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, а также организациями независимо от их ведомственной подчиненности (например, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы и законодательных органов государственной власти субъектов РФ, члены Правительства и органов исполнительной власти субъектов РФ, судьи федеральных судов и мировые судьи, наделенные соответствующими полномочиями работники прокуратуры, налоговых, таможенных органов, органов МВД и ФСБ РФ, состоящие на госслужбе аудиторы, госинспекторы и контролеры, военнослужащие при выполнении возложенных на них обязанностей по охране общественного порядка, обеспечению безопасности и иные функции, при выполнении которых они наделяются распорядительными полномочиями). При этом выполнение перечисленных функций по специальному полномочию означает, что лицо исполняет определенные функции, возложенные на него законом (стажеры органов милиции, прокуратуры и др.), нормативным актом, приказом или распоряжением вышестоящего должностного лица либо правомочным на то органом или должностным лицом. Такие функции могут осуществляться в течение определенного времени или одноразово либо совмещаться с основной работой (народные и присяжные заседатели).

Организационно-распорядительные функции включают в себя руководство коллективом, расстановку и подбор кадров, организацию труда или службы подчиненных, поддержание дисциплины, применение мер поощрения и наложение дисциплинарных взысканий. К административно-хозяйственным функциям следует приравнивать полномочия по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами, находящимися на балансе и банковских счетах организаций и учреждений, воинских частей и подразделений, а также совершение иных действий: принятие решений о начислении зарплаты, премий, осуществление контроля за движением материальных ценностей, определение порядка их хранения. Наряду с этим судебные инстанции разъяснили, что не являются должностными лицами работники государственных органов и органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, исполняющие в них профессиональные или технические обязанности, которые не относятся к организационно-распорядительным или административно-хозяйственным функциям. Такая подробная регламентация признаков должностного лица несомненно позволит правоприменительным органам уменьшить количество ошибок при оценке действий виновных. Но нельзя забывать, что в настоящее время УК РФ предусматривает ответственность и для лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческих или иных организациях (гл. 23 УК). Понятие такого лица закреплено в примечании к ст. 201 УК, но спорные вопросы, возникающие при квалификации, потребовали специального разъяснения.

В частности, лица, постоянно, временно либо по специальному полномочию выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные обязанности в коммерческой или иной организации независимо от формы собственности либо в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением, а также поверенные, представляющие в соответствии с договором интересы государства в органах управления акционерных обществ (хозяйственных товариществ), часть акций (доли, вклады) которых закреплена (находится) в федеральной собственности, не могут быть признаны должностными лицами.

Существенную роль в оценке должностных преступлений играют признаки объективной стороны. Речь идет о правильном понимании деяния виновного, объема вреда, причиненного охраняемым интересам, причинной связи, способах совершения запрещенных законом действий. При этом необходимо учитывать, что должностным злоупотреблением (ст. 285 УК РФ) могут быть признаны такие действия должностного лица, которые вытекали из его служебных полномочий и были связаны с осуществлением прав и обязанностей, которыми это лицо наделено в силу занимаемой должности. В отличие от злоупотребления под превышением должностных полномочий (ст. 286 УК РФ) необходимо признавать действия, явно выходящие за пределы служебной компетенции должностного лица, которые относятся к полномочиям другого должностного лица либо могли быть совершены самим должностным лицом только при наличии особых обстоятельств, указанных в законе или подзаконном акте, а также действия, которые никто и ни при каких обстоятельствах не вправе совершить.

Таким образом отличительными признаками преступлений, предусмотренных гл. 30 УК, являются следующие.

Во-первых, все они совершаются в связи с осуществлением должностными лицами их полномочий либо с исполнением служебной деятельности иными государственными и муниципальными служащими, т. е. с использованием или ненадлежащим исполнением служебных обязанностей либо путем противодействия их осуществлению.

Во-вторых, они совершаются вопреки интересам службы, т. е. в ущерб интересам нормального функционирования аппарата публичной власти, государственной или муниципальной службы.

В-третьих, они влекут существенное нарушение прав или законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства либо создают реальную угрозу такого нарушения.

В-четвертых, они совершаются специальным субъектом, за исключением дачи взятки (ст. 291 УК), ответственность за которую могут нести любые лица.

Превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ)

Превышение должностных полномочий определено в законе как совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших те же последствия, что и при злоупотреблении служебным положением.

В качестве дополнительного объекта выступают права и законные интересы граждан и организаций, а при обстоятельствах, предусмотренных в ч. 3 ст. 286 УК, и здоровье граждан.

Объективная сторона характеризуется: 1) совершением действий, явно выходящих за пределы полномочий должностного лица; 2) наступлением общественно опасных последствий в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства; 3) причинной связью между противоправными действиями и указанными последствиями.

Подчеркивая различие между злоупотреблением должностными полномочиями и их превышением, Пленум Верховного Суда РФ указал, что в отличие от предусмотренной ст. 285 УК РФ ответственности за совершение действий (бездействия) в пределах своей компетенции вопреки интересам службы ответственность за превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ) наступает в случае совершения должностным лицом активных действий, явно выходящих за пределы его полномочий, которые повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, если при этом должностное лицо осознавало, что действует за пределами возложенных на него полномочий.

Превышение должностных полномочий может выражаться, например, в совершении должностным лицом при исполнении служебных обязанностей действий, которые:

– относятся к полномочиям другого должностного лица (вышестоящего или равного по статусу);

– могут быть совершены только при наличии особых обстоятельств, указанных в законе или подзаконном акте (например, применение оружия в отношении несовершеннолетнего, если его действия не создавали реальной опасности для жизни других лиц);

– совершаются должностным лицом единолично, однако могут быть произведены только коллегиально либо в соответствии с порядком, установленным законом, по согласованию с другим должностным лицом или органом;

– никто и ни при каких обстоятельствах не вправе совершать.

Обязательным признаком объективной стороны превышения должностных полномочий являются общественно опасные последствия в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства. Отсутствие таких последствий исключает уголовную ответственность за превышение должностных полномочий.

Между противоправными действиями и наступлением последствий обязательно должна быть причинная связь.

Преступление следует считать оконченным с момента наступления указанных в законе последствий.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом, содержанием которого обязательно охватывается факт превышения должностных полномочий (поскольку в диспозиции нормы говорится о явном превышении должностных полномочий) и предвидение неизбежности существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества и государства. В отличие от ст. 285 УК данная норма не включает мотив в число обязательных признаков субъективной стороны преступления, но он учитывается при назначении наказания.

Субъект преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 286 УК, – должностное лицо, не занимающее государственных должностей РФ или субъекта РФ либо должности главы органа местного самоуправления.

Квалифицированный состав данного преступления (ч. 2 ст. 286 УК) характеризуется его совершением лицом, занимающим государственную должность РФ, государственную должность субъекта РФ или должность главы органа местного самоуправления (как и в ч. 2 ст. 285 УК).

Особо квалифицированный состав (ч. 3 ст. 286 УК) предполагает совершение данного преступления:

а) с применением насилия или угрозы его применения; б) с применением оружия или специальных средств; в) с причинением тяжких последствий.

Угроза применения насилия – это психическое воздействие, при котором должностное лицо запугивает потерпевшего реальным применением любого физического насилия, вплоть до угрозы убийством. Для вменения этого квалифицирующего признака необходимо, чтобы угроза воспринималась потерпевшим как реальная.

Под применением оружия или специальных средств надлежит понимать умышленные действия, связанные с использованием лицом поражающих свойств указанных предметов, или использование их по назначению.

Отграничивая превышение должностных полномочий, совершенное с применением оружия или специальных средств, от правомерных действий должностных лиц, судам следует учитывать, что основания, условия и пределы применения оружия или специальных средств определены в соответствующих нормативных правовых актах Российской Федерации.

К специальным средствам относятся резиновые палки, наручники, слезоточивый газ, водометы, бронемашины, средства разрушения преград, служебные собаки и другие средства, состоящие на вооружении органов внутренних дел, внутренних войск, федеральных органов государственной охраны, органов федеральной службы безопасности, органов уголовно-исполнительной системы и др.

Под тяжкими последствиями как квалифицирующим признаком преступления, предусмотренным п. «в» ч. 3 ст. 286 УК РФ, следует понимать последствия совершения преступления в виде крупных аварий и длительной остановки транспорта или производственного процесса, иного нарушения деятельности организации, причинение значительного материального ущерба, причинение смерти по неосторожности, самоубийство или покушение на самоубийство потерпевшего и т. п.

Умышленное причинение смерти или тяжкого вреда здоровью человека требует дополнительной квалификации по ст.ст. 105 или 111 УК РФ.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 635; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.