Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие, виды и формы коррупции

Коррупция – социальное явление достаточно сложное и многоликое. Поэтому вряд ли можно признать удачным ее определение, представленное в документах ООН и Совета Европы, где коррупция определяется только как «злоупотребление государственной властью для получения выгоды в личных целях, в целях третьих лиц или групп»[68].

Не дождавшись федерального закона, Республика Башкортостан в 1995 г. приняла свой региональный Закон «О борьбе с коррупцией»[69]. Несмотря на то, что этот закон не был совершенным, факт его существования в Республике имел определенное предупредительное значение.

За годы перестройки произошло значительное распространение коррупции не только в сфере мелкого чиновничества, но и в сфере высших эшелонов власти и управления федерального значения. Характерной ее чертой стал насильственный характер, связанный с вымогательством взяток, с нецелевым расходованием и присвоением государственных бюджетных средств путем обмана с использованием поддельных документов, с почти открытым участием лиц высшей власти в предпринимательской деятельности, связанной с незаконным захватом территорий и предприятий с использованием служебного положения и т. д.

В законе «О противодействии коррупции», принятом Государственной Думой в декабре 2008 г., коррупция определяется как «злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами»[70].

Сегодня в числе всех должностных преступлений должностной подкуп по официальным данным составляет около 30 % в системе других деяний коррупционного характера. Однако в связи с большой латентностью взяточничества этот процент явно занижен.

Коррупцию можно подразделить на два вида: уголовную (в основном экономического характера) и политическую. Впервые о политической коррупции сказал Аристотель, назвав тиранию коррумпированной, т. е. неправильной, испорченной[71]. На примере нашей страны можно убедиться, что неправильной и испорченной может быть не только тирания, но и иная политическая форма, особенно претендующая на демократию. По сути, в 90-е годы в России возникло то самое состояние общества, о котором Р. Мертон и Э. Дюркгейм говорили как об «аномии». В. А. Шабалин объясняет это понятие как резкий рост масштабов отклоняющегося поведения и преступности. «Это состояние, – пишет он, – как правило, возникает в переходные периоды, характеризующиеся стремительными темпами общественных перемен, к которым не может столь же быстро приспособиться значительная часть людей, распадом одной социально-политической системы и формированием другой, когда старые нормы и стереотипы перестают действовать, а новые еще не укрепились в обществе».

Слово – «коррупционность» в литературе толкуется как «вовлечение должностного лица в незаконное обогащение путем использования должностных полномочий, зараженность стремлением к незаконному обогащению посредством использования возможностей занимаемой должности, своего служебного положения»[72].

Однако, на наш взгляд, это слишком мягкое, а точнее, устаревшее определение. Дело в том, что современные коррупционеры не просто позволяют вовлечь себя в «незаконное обогащение», а часто сами проявляют инициативу. Они открыто требуют от зависимых лиц взятки или заведомо создают для определенных лиц (организаций) такие условия, при которых последние вынуждены дать взятку, либо сами создают преступные группы (организации), получая от них нелегально постоянный доход в виде преступного бизнеса.

Всех коррупционеров, по нашему мнению, можно разделить на следующие четыре типа.

Первый тип – «разовые» взяточники, которые, получая взятку, не представляют, как правило, всей степени опасности своих преступных действий. Впоследствии они часто оказываются «на крючке» у какой-то преступной организации, которая будет и впредь продолжать их использовать.

Ко второму типу относятся чиновники – «пособники», представители власти которые, вымогая взятку, знают, на что они идут, и берут поборы с преступной организации не в разовом порядке, а постоянно. Они входят в пай преступной организации и вынуждают ее периодически финансировать их в виде определенных сумм либо даже в виде процентов от преступного дохода за прикрытие преступной деятельности, а также за оказание иных услуг и создание официальных привилегий.

Например, в Хабаровске начальник ГАИ района брал взятки с прикрываемой им преступной организации автомобильного рэкета по одному японскому автомобилю в год. Организованная организация прикрывалась официальным бизнесом по торговле запчастями к японским автомобилям. Она состояла из трех цехов: боевиков, ремонтников и продавцов. Руководил преступной организацией вор в законе.

Третий тип самый опасный – коррупционеры – «оборотни», инициаторы либо даже организаторы преступных групп, которые, используя свое служебное положение, подчиняют себе преступную деятельность организованных групп, вовлекая в эту деятельность определенное число своих подчиненных и получая львиную долю преступного дохода. В этом случае получается, что не организованная преступность порождает коррупцию, а наоборот, коррупция является базовым элементом, основным условием создания преступной организации и последующего ее функционирования.

Этот тип коррупционеров – чиновников и представителей власти – в 90-е годы получил особенно широкое распространение и всерьез коснулся высших эшелонов власти. Указ Президента 1992 г. о запрещении участия должностных лиц в коммерческой деятельности не исполнялся, а позже практически не применялся и фактически до сих пор не применяется соответствующий уголовный закон (ст. 289 УК РФ). Этот закон должностные лица откровенно обходят. Пути обхода закона также лежат в сфере коррупции. По имеющимся неофициальным статистическим данным, коммерческой деятельностью занимаются более 60 % руководителей государственных предприятий и высших органов власти. К ним можно добавить часть сотрудников налоговой службы и работников милиции, которые участвуют в деятельности коммерческих фирм.

Четвертый тип коррупционеров, сформировавшийся в период перестройки в 90-е годы, завуалированный, когда материальные ценности или деньги открыто вымогаются у заинтересованных «спонсоров» якобы на нужды предприятия или учреждения в связи с общими материальными трудностями в стране. В результате часть полученных средств руководитель предприятия и его приближенные присваивают либо используют для обеспечения личных удобств (устройства высококлассных саун, «евроремонта» личных кабинетов и квартир, покупки дорогостоящих иномарок и т. д.). Известно, что многие особо высокопоставленные чиновники и центральной власти, и регионов миллионы «спонсорских» денег, передаваемых им якобы для государственных или общественных нужд, помещали на собственные счета в швейцарские, голландские, израильские и иные банки, мало заботясь о нуждах организаций и общества.

Высшей формой политической коррупции является мафия, которая выражается в соединении организованной (уголовной) преступности и коррупции, образуя социальное явление нового гораздо более опасного характера. Мафия приобретает свой истинный смысл, когда организованная преступность имеет непосредственную связь с представителями высших эшелонов власти и затрагивает интересы целого региона или страны в целом. Фактически, мафия – это организованная преступность на уровне преступных сообществ, соединенная с коррупцией в лице властных структур. Однако это понятие только тогда приобретает свой истинный смысл, когда имеет связь с представителями высших эшелонов власти (например, импорт или экспорт оружия, наркотиков, фальшивых денег, исторических ценностей и т. д.)

Наиболее распространенными и опасными преступлениями коррупционного характера являются должностные преступления, предусмотренные составами ст.ст. 285 «Злоупотребление должностными полномочиями», 290 «Получение взятки», 291 «Дача взятки», 2911 «Посредничество во взяточничестве», 204 «Коммерческий подкуп», 292 «Служебный подлог», 169 «Воспрепятствование законной предпринимательской деятельности» УК РФ. Указанные нормы представляют собой основное уголовно-правовое средство в борьбе с коррупцией. На базе этих составов законодателем сформулировано еще целый ряд специальных уголовно-правовых норм, способствующих дифференциации уголовной ответственности за действия коррупционного плана. Это такие составы, как: ст.ст. 140, 149, 159, 160, 170, 188, 256, 258, 260, 282, 294, 299, 305, 315 УК РФ.

К сожалению, в пределах объема лекции не представляется возможности рассмотреть все вопросы, связанные с квалификацией преступлений, содержащих элементы коррупционного характера. Поэтому остановимся на детальном рассмотрении лишь основных составов, направленных на борьбу с коррупцией, с решением проблем, связанных с их квалификацией.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Государственных наград, штампов, печатей, бланков. Общественная опасность преступления заключается в том, что оно посягает на установленный порядок документального удостоверения юридически значимых фактов | Уголовно-правовая характеристика злоупотребления
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1109; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.