Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тактика допроса лиц, дающих правдивые показания

 

Как бы тщательно допрашивающий ни готовился к допросу, заранее он точно не может знать, как допрашиваемый в силу своих индивидуальных свойств и объективных условий воспринял обстоятельства дела, как запомнил их, насколько он способен объективно и полно изложить свои показания. Окончательно допрашивающий выясняет это в процессе допроса и в зависимости от конкретно складывающейся обстановки применяет соответствующие тактические приемы.

Установив с допрашиваемым психологический контакт и внимательно выслушав его свободный рассказ, допрашивающий анализирует и оценивает его. Если свободный рассказ достаточно полный и правдивый, допрашивающий может задать несколько уточняющих вопросов и затем зафиксировать показания допрашиваемого. Однако такая ситуация встречается сравнительно редко. Чаще всего сводный рассказ страдает неполнотой или неточностью. В этих случаях необходимо применять тактический прием, который носит название конкретизация и детализация показаний.

Существо этого приема заключается в том, что допрашивающий путем постановки вопросов вынуждает допрашиваемого расчленять свои показания на более мелкие отрезки и углублять их путем подробного описания воспринятого факта, явления, события. Замечено, что большинство людей склонно при воспроизведении обобщать воспринятое, опускать детали и вычленять главное, существенное. Это не всегда приемлемо для следственной практики.

Показания, в которых конкретно и подробно описывается воспринятое событие, всегда обладают большей образностью и достоверностью. Например, заслушивая показания очевидца события, обязательно нужно выяснить, когда точно оно произошло, в какое время, при какой погоде, с какого расстояния очевидец наблюдал событие, подробные действия преступника, признаки его внешности и кто еще мог наблюдать эти действия и т. д.

С помощью этого приема можно определить правдивость показаний допрашиваемого лица. Как правило, правдивые показания отличаются конкретностью, описанием деталей. Человеку, дающему ложные показания, весьма трудно справиться с задачей конкретизации и детализации, поскольку невозможно детально описать то, что человек не воспринимал.

Если допрашиваемый добросовестно и правдиво излагает свои показания, но какую-то часть из воспринятых обстоятельств забыл, то допрашивающий может применить тактические приемы, направленные на оказание помощи в припоминании забытого.

Эти приемы, в основном, основаны на способах возбуждения ассоциативных связей в сознании допрашиваемого. Сущность этого явления заключается в следующем. Все явления, факты, события, воспринимаемые человеком, связаны между собой по времени, месту, причинам, сходству или различию. При восприятии и запоминании в памяти человека устанавливаются связи между воспринятыми фактами и явлениями, которые называют ассоциациями или ассоциативными связями. При оживлении одного раздражителя возбуждается очаг в коре головного мозга и одновременно наступает возбуждение второго, связанного с ним очага. Человек припоминает. Это и есть воспоминание по ассоциации.

Существует ряд тактических приемов оказания помощи в припоминании забытого путем возбуждения ассоциативных связей. Вот основные из них.

Повторное изложение показаний. Когда допрашиваемый добросовестно и правдиво излагает свои показания, но какую-то часть обстоятельств забыл, ему можно предложить повторить свои показания в строгой хронологической последовательности, в которой события протекали или воспринимались. Сначала изложить то, что предшествовало главному событию, затем само событие и, наконец, последующие факты. Такая своеобразная «раскачка» памяти может привести к восстановлению забытого.

Организация беседы по смежным фактам и обстоятельствам. Если предыдущий прием не достигает цели, то может помочь разговор о смежных фактах и обстоятельствах, которые к забытому не имеют отношения, но смежны с ними по времени или месту действия. Например, напомнив свидетелю, что в день, когда он воспринимал интересующее событие был такой-то праздник, допрашивающий вопросами возбуждает воспоминания, связанные с праздником, а вместе с тем и воспоминания о забытых фактах или обстоятельствах.

Предъявление предметов и документов. Этот прием может дать хорошие результаты, если предъявлять предметы или документы, имеющие отношение к забытым фактам. Например, можно предъявлять фотоснимки места происшествия, планы, схемы, макеты, а также вещественные доказательства. Осмотрев их, допрашиваемый может припомнить и все связанные с ними обстоятельства. Если допрашиваемый забыл какую-либо фамилию, можно предложить ему просмотреть справочную книгу с указаниями фамилий (например, телефонный справочник). По ассоциациям сходства или контраста в перечне фамилий допрашиваемый может вспомнить забытую.

Для восстановления в памяти забытых дат можно воспользоваться календарем. Перебирая в памяти события недели или месяца, допрашиваемый может припомнить и забытую дату. Разумеется, этот прием эффективен, если с момента воспринимаемого события прошло не слишком много времени.

Выход для допроса на место происшествия. Этот прием по своей сути аналогичен предыдущему. Оказавшись в обстановке, которая окружала его в момент восприятия события, допрашиваемый по ассоциации может восстановить в памяти забытые конкретные обстоятельства этого события.

Обращение к эмоциям допрашиваемого, которые он испытывал в момент восприятия им события или явления. Замечено, что у некоторых лиц эмоциональная память преобладает над другими видами памяти. В целях восстановления забытого допрашивающий может обратиться к чувствам и эмоциям допрашиваемого, которые он пережил в момент восприятия того или иного события. Возбудив свои воспоминания о пережитом, допрашиваемый может припомнить и забытые им факты.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Общие положения тактики допроса | Тактика допроса лиц, дающих заведомо ложные показания
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1793; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.