Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 8. Организация подготовки МСН к бою и походу

Работ

Содержание, организация и методика радиодевиационных

Содержание, организация и методика девиационных работ

ДЕВИАЦИОННЫХ И РАДИОДЕВИАЦИОННЫХ РАБОТ

ЛЕКЦИЯ 7. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА

В о п р о с ы:

1. Содержание, организация и методика девиационных работ.

2. Содержание, организация и методика радиодевиационных работ.

 

 

 

Содержание, организация и методика девиационных работ определяются руководящими документами ВМФ, основными из которых являются:

- Правила организации штурманской службы на кораблях ВМФ (ПОШС-К ВМФ);

- Правила штурманской подготовки надводных кораблей и подводных лодок (ПШП НК и ПШП ПЛ);

- Правила штурманской службы № 38 (ПШС-38);

- эксплуатационная документация магнитных компасов.

Основное содержание девиационных работ составляют:

- береговые наблюдения;

- компенсация креновой девиации;

- компенсация полукруговой девиации;

- определение остаточной девиации;

- расчет таблицы девиации и оценка точности работ.

Береговые наблюдения выполняются при нахождении корабля в пункте базирования, а компенсация девиации и определение остаточной девиации магнитных компасов - в специальных девиационных полигонах после подачи предварительных заявок.

Девиационные работы должны производиться ежегодно и, кроме того, после докования или размагничивания корабля, при изменении магнитной широты более 8o или в случае отклонения наблюденного (фактического) значения девиации от табличного значения более 1o.

Результаты девиационных работ оцениваются по нормативам, приведенным в ПШС-38, ПШП НК (ПШП ПЛ), и фиксируются в Записных книжках девиатора (ЗКД), формулярах магнитных компасов и контрольном листе результатов технического обслуживания МСН (КЛТО). Таблицы остаточной девиации магнитных компасов, кроме того, заносятся в навигационный журнал и рабочие таблицы штурмана (РТШ).

Девиационные работы выполняются под руководством и при личном участии командира БЧ-1.

На подготовительном этапе перед их началом проводятся ежемесячное техническое обслуживание магнитных компасов и гирокомпасов, инструктаж и тренировки девиационного расчета. Командиром БЧ-1, кроме того, подается заявка флагманскому штурману на девиационный полигон и разрабатывается схема маневрирования в нем.

Береговые наблюдения заключаются в измерении угла магнитного наклонения I в районе базирования корабля, знание которого необходимо для выполнения работы по компенсации креновой девиации. Измерение угла I в настоящее время обычно производится с помощью специального прибора - инклинатора. Оно выполняется на берегу в местах, удаленных от источников магнитного поля (кораблей, пирсов, кранов, вышек и т.п.). В крайнем случае значение угла I может быть определено по составляющим H и Z магнитного поля Земли, снятым со специальной карты 90102- H - Z.

Компенсация креновой девиации производится в полигоне на магнитных курсах МК = 90o или МК = 270o. Для этого вместо котелка магнитного компаса устанавливается инклинатор (красная риска на его корпусе при этом должна быть обращена в сторону северного магнитного полюса Земли) и с его помощью измеряется угол магнитного наклонения I К в корабельных условиях. Отличие значения угла I К от значения угла I, измеренного на берегу, является признаком действия креновой девиации. Для ее компенсации необходимо перемещать креновой магнит компаса, вращая регулятор «Z» до тех пор, пока отсчет I К по инклинатору не станет равным значению угла I. После этого следует застопорить регулятор «Z», занести его отсчет в ЗКД и установить на прежнее место котелок магнитного компаса.

Для приведения корабля на указанные магнитные курсы используется способ приведения с помощью гирокомпаса. Курс по гирокомпасу К ГК, задаваемый рулевому, рассчитывается по формуле:

К ГК = МК + d – Δ ГК П, (7.1)

где d – магнитное склонение в полигоне (берется с карты); Δ ГК П – постоянная поправка гирокомпаса.

Компенсация полукруговой девиации может быть выполнена различными способами, основным из которых является способ четырех главных магнитных курсов (МК = 0o, МК = 90o, МК = 180o и МК = 270o). Он обладает такими достоинствами, как простота, удобство и универсальность. Универсальность способа заключается в его применимости к любому типу магнитных компасов, а также в том, что неважно, с какого конкретного магнитного курса начинать работу и в какую сторону поворачивать корабль.

Для приведения корабля на указанные магнитные курсы также используется способ приведения с помощью гирокомпаса, для чего выполняются расчеты по формуле (7.1). Суть способа четырех главных магнитных курсов заключается в следующем. На двух начальных магнитных курсах, отличающихся на 90o, компенсация полукруговой девиации производится «до нуля» (полностью), а на оставшихся главных магнитных курсах (противоположных начальным курсам) – «до половины». При этом для компенсации девиации необходимо на магнитных курсах МК = 0o и МК = 180o перемещать поперечные магниты (с помощью регулятора «С»), а на магнитных курсах МК = 90o и МК = 270o – продольные магниты (с помощью регулятора «В»).

Различные варианты маневрирования корабля в девиационном полигоне показаны на рис.7.1.

 

 

 

Рис.7.1. Схема маневрирования корабля в девиационном полигоне

 

После компенсации полукруговой девиации следует застопорить регуляторы «В» и «С» и занести их отсчеты в ЗКД. Необходимо помнить, что данный способ обладает и недостатком – влиянием инерционных погрешностей гирокомпаса, приводящим к недостаточно точному приведению на нужные магнитные курсы. Поэтому в полигоне целесообразно делать медленные циркуляции корабля на малом ходу, а после поворота на каждый новый курс вращение регуляторов производить не ранее, чем через 3 – 5 мин.

Определение остаточной девиации магнитного компаса может быть выполнено двумя способами:

- по сличению с гирокомпасом;

- по пеленгам на отдаленный береговой ориентир.

Способ определения остаточной девиации по сличению с гирокомпасом является основным, т.к. он позволяет выполнить указанную работу в любом районе. При этом требуется лишь знание постоянной поправки Δ ГК П гирокомпаса.

Для реализации данного способа необходимо последовательно ложиться на 8 курсов К МК по магнитному компасу (0o, 45o, 90o, 135o, 180o, 225o, 270o и 315o). При этом также неважно, с какого конкретного курса начинать работу и в какую сторону поворачивать корабль. На каждом из указанных курсов производится сличение курсов К ГК по гирокомпасу и К МК по магнитному компасу с точностью до 0,1o. При известных постоянной поправке Δ ГК П гирокомпаса и магнитном склонении d в полигоне наблюденная девиация dН магнитного компаса рассчитывается по формуле:

dН = К ГКК МК + Δ ГК Пd. (7.2)

Для уменьшения погрешностей определения остаточной девиации целесообразно на каждом из 8 курсов начинать сличение через 3 – 5 мин после окончания поворота и фиксировать, как минимум, по 3 значения разности курсов К ГКК МК (в дальнейшем их следует осреднять). Значения разностей курсов К ГКК МК, а также наблюденной девиации dН заносятся в ЗКД.

Способ определения остаточной девиации по пеленгам на отдаленный береговой ориентир может быть реализован только при наличии указанного ориентира. В этом случае также необходимо последовательно ложиться на 8 курсов К МК по магнитному компасу (0o, 45o, 90o, 135o, 180o, 225o, 270o и 315o). На каждом из указанных курсов с помощью пеленгатора магнитного компаса измеряется по 3 – 5 значений обратных компасных пеленгов ОКП. По осредненным значениям пеленгов ОКПi рассчитывается обратный магнитный пеленг ОМП на ориентир:

(7.3)

Далее для каждого из 8 курсов К МК рассчитывается наблюденная девиация dН магнитного компаса по формуле:

dН = ОМП – ОКПi. (7.4)

Значения пеленгов ОКПi и ОМП, а также наблюденной девиации dН заносятся в ЗКД.

Расчет таблицы девиации выполняется на специальных бланках ЗКД по указанному на них алгоритму. Табличные значения девиации называются вычисленной девиацией и обозначаются dВ.

Оценка точности девиационных работ производится по нормативам. Качество компенсации полукруговой девиации оценивается по величине коэффициентов В и С, которые для главных магнитных компасов не должны превышать 1o, 1,5o и 2o (соответственно на «отлично», «хорошо» и «удовлетворительно»). Качество определения остаточной девиации оценивается по величине разностей dН – dВ, которые для главных магнитных компасов не должны превышать 0,4o, 0,6o и 0,8o (соответственно на «отлично», «хорошо» и «удовлетворительно»). Если хотя бы один из показателей оценивается на «неудовлетворительно», то девиационные работы повторяются вновь.

 

 

 

Содержание, организация и методика радиодевиационных работ определяются рядом руководящих документов ВМФ, основными из которых являются:

– Правила организации штурманской службы на кораблях ВМФ (ПОШС-К ВМФ);

– Правила штурманской подготовки надводных кораблей и подводных лодок (ПШП НК и ПШП ПЛ);

– Правила штурманской службы № 32 (ПШС-32);

– эксплуатационная документация радиопеленгаторов.

Основное содержание радиодевиационных работ составляют:

– определение предварительных коэффициентов А, В, С, D и Е радиодевиации;

– компенсация коэффициентов А и D радиодевиации;

– определение остаточной радиодевиации;

– расчет таблицы радиодевиации и оценка точности.

Радиодевиационные работы выполняются по предварительным заявкам в специальных радиодевиационных полигонах, оборудованных радиомаяками.

Они должны производиться ежегодно и, кроме того, после среднего (капитального) ремонта и модернизации, связанной с изменением замкнутых контуров на корабле, или в случае отклонения наблюденного (фактического) значения радиодевиации от табличного значения более 1o.

Результаты радиодевиационных работ оцениваются по нормативам, приведенным в ПШС-32, ПШП НК (ПШП ПЛ), и фиксируются в Записных книжках радиодевиатора (ЗКРД), формулярах радиопеленгаторов и контрольном листе результатов технического обслуживания МСН (КЛТО). Таблицы остаточной радиодевиации, кроме того, заносятся в навигационный журнал и рабочие таблицы штурмана (РТШ).

Радиодевиационные работы выполняются под руководством и при личном участии командира БЧ-1.

На подготовительном этапе перед их началом проводятся ежемесячное техническое обслуживание радиопеленгаторов, инструктаж и тренировки радиодевиационного расчета. Командиром БЧ-1, кроме того, подается заявка флагманскому штурману на работу в радиодевиационном полигоне и разрабатывается схема маневрирования в нем. При этом учитывается, что радиомаяк должен находиться в визуальной видимости, а минимальная дистанция D min до него (в кабельтовых) рассчитывается по формуле:

D min = (7.5)

 

где f – частота в кГц, на которой работает радиомаяк (f = 285 - 325 кГц; например, при f = 320 кГц минимальная дистанция D min до радиомаяка составляет 15 кбт).

Определение предварительных коэффициентов радиодевиации производится в полигоне в моменты нахождения корабля относительно радиомаяка на 6 определенных радиокурсовых углах РКУ (РКУ = 0o, 45o, 90o, 135o, 180o и 270o). Для определения коэффициентов А, В, С, D и Е значения РКУ сравниваются с соответствующими значениями курсовых углов КУ на радиомаяк, определяемыми визуально. В результате такого сравнения для каждого из указанных РКУ рассчитываются значения наблюденной радиодевиации f Н:

f Н = КУ – РКУ. (7.6)

При этом значения РКУ фиксируются оператором радиопеленгатора, а значения КУ – командиром БЧ-1 по шкале пеленгаторного репитера (по командам оператора радиопеленгатора «Товсь. Ноль»).

Приведение корабля на курсы, соответствующие определенным РКУ, может быть выполнено способом последовательных приближений. Однако на практике обычно используется способ медленных циркуляций (см. рис.7.2). Для уменьшения погрешностей определения курсовых углов КУ и РКУ на радиомаяк корабль последовательно выполняет две медленные циркуляции относительно радиомаяка с угловой скоростью ωЦ, не превышающей 0,2o/с. Значения наблюденной радиодевиации f Н, полученные на каждой циркуляции для соответствующих курсовых углов, осредняются. Расчет коэффициентов А и D радиодевиации производится по формулам:

, (7.7)

где f 0, f 45, f 90, f 135, f 180 и f 270 – осредненные значения наблюденной радиодевиации для соответствующих РКУ.

 

Рис.7.2. Визуальный способ определения наблюденной

радиодевиации

Остальные коэффициенты радиодевиации рассчитываются по формулам, приведенным в ПШС-32. Как правило, коэффициенты В, С и Е не превышают 1o и их компенсация не требуется.

На следующем этапе радиодевиационных работ производится компенсация коэффициентов А и D радиодевиации. Компенсация коэффициента А выполняется механическим способом – путем поворота электронно-лучевой трубки радиопеленгатора в пределах ±5o. Компенсация коэффициента D выполняется электрическим способом – путем балансировки каналов радиопеленгатора с помощью регулировочного потенциометра «D».

Определение остаточной радиодевиации может быть выполнено различными способами – визуальным способом (когда радиомаяк находится в визуальной видимости или имеется радиобот), азимутальным способом (когда радиомаяк не виден) и курсовым способом. На практике наибольшее применение нашел визуальный способ.

Суть данного способа, как и при определении предварительных коэффициентов радиодевиации, заключается в расчете наблюденной радиодевиации f Н по формуле (7.6). Корабль также производит две медленные циркуляции относительно радиомаяка с угловой скоростью ωЦ, не превышающей 0,2o/с (рис.7.2). В данном случае (в отличие от первого этапа радиодевиационных работ) сравнение курсовых и радиокурсовых углов на радиомаяк (радиобот) производится уже для определенных значений курсовых углов (во всем диапазоне их изменения, т.е. от 0 до 360o, с дискретностью 10o).

При использовании радиобота осуществляется его движение относительно корабля на дистанции, превышающей D min.

Значения КУ на радиомаяк (радиобот) фиксируются командиром БЧ-1 по шкале пеленгаторного репитера, а значения РКУ – оператором радиопеленгатора (по командам командира БЧ-1 «Товсь. Ноль»). Значения наблюденной радиодевиации f Н, полученные на каждой циркуляции для соответствующих курсовых углов, осредняются (если соответствующие значения f Н отличаются более, чем на 3o, то измерения необходимо повторить).

Значения наблюденной радиодевиации f Н заносятся в ЗКРД. Расчет таблицы радиодевиации выполняется на специальных бланках ЗКРД по указанному на них алгоритму. Полученные значения радиодевиации называются расчетной радиодевиацией и обозначаются f Р.

Оценка точности радиодевиационных работ производится по нормативам. Качество компенсации коэффициентов радиодевиации оценивается по величине коэффициентов А и D, которые не должны превышать 1o, 1,8o и 2,5o (соответственно на «отлично», «хорошо» и «удовлетворительно»). Качество определения остаточной радиодевиации оценивается по величине разностей f Нf Р, которые не должны превышать 0,5o, 0,8o и 1o (соответственно на «отлично», «хорошо» и «удовлетворительно»). Если хотя бы один из показателей оценивается на «неудовлетворительно», то радиодевиационные работы повторяются вновь.

 

 

Выводы по лекции

 

1. Девиационные и радиодевиационные работы выполняются в специальных полигонах по предварительной заявке. Указанные работы производятся под руководством и при личном участии командира БЧ-1 в сроки, определяемые ПОШС-К ВМФ и РЭР МСН.

2. Девиационные и радиодевиационные работы делятся на несколько этапов, основными из которых являются этапы компенсации девиации (радиодевиации) и определения остаточной девиации (радиодевиации). Методика выполнения работ на каждом из этапов изложена в соответствующих вопросах лекции.

3. Результаты девиационных и радиодевиационных работ фиксируются в ряде отчетных документов, основными из которых являются контрольный лист результатов технического обслуживания МСН (КЛТО), навигационный журнал и рабочие таблицы штурмана (РТШ). Качество девиационных и радиодевиационных работ оценивается по нормативам, приведенным в ПШП НК (ПШП ПЛ), ПШС-38 и ПШС-32.

В о п р о с ы:

1. Виды и варианты подготовки МСН к бою и походу.

2. Организация предварительной подготовки МСН к бою и походу.

3. Организация окончательной подготовки МСН к бою и походу.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Методика контроля точности работы автопрокладчиков | Организация предварительной подготовки МСН к бою и
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2116; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.