Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 1. Введение в электронную торговлю




Минск 2009

Курс лекций

Электронная торговля

А.И.Войтович


СОДЕРЖАНИЕ

ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ В ЭЛЕКТРОННУЮ ТОРГОВЛЮ... 3

Сущность понятий «электронный бизнес», «электронная торговля» и «электронная коммерция». 3

Стадии внедрения систем (моделей) электронной торговли. 7

Составляющие электронной торговли (участники, процессы, сети) и их краткая характеристика. 11

Системы цикла электронной торговли по Д. Козье. 14

Контрольные вопросы к теме №1. 15

ТЕМА 2. ПРОЦЕДУРЫ И ТЕХНИКА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ СДЕЛОК.. 16

Критерии выбора страны и фирмы контрагента. 16

Основные принципы выбора фирмы-контрагента. 17

Источники информации о фирмах – контрагентах. 19

Основные этапы торговой сделки и особенности подготовительного этапа 25

Коммерческие предложения, запросы и заказы в международной торговле 26

ТЕМА 3. ПРЕИМУЩЕСТВА ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛИ ПО СРАВНЕНИЮ С ТРАДИЦИОННОЙ.. 31

Особенности подготовительного этапа электронной сделки. 31

Преимущества электронной торговли на этапах заключения и исполнения договора. 39

Правовые аспекты электронной торговли. 41

Контрольные вопросы к теме №3. 44

ТЕМА 4. СИСТЕМЫ И ФОРМЫ ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛИ.. 46

Классификация систем электронной торговли. 46

Принципы построения систем электронной торговли. 51

Модели и организационные формы бизнес-процессов. 52

Электронные торговые площадки и их виды.. 54

Интернет-магазины.. 61

Интернет-банкинг. 64

Контрольные вопросы к теме №4. 65

ТЕМА 5. КОНТРАКТЫ (ДОГОВОРЫ) В ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛЕ 66

Лекция 5. Сущность и виды контрактов в международной торговле 66

Понятие международного контракта. Виды контрактов. 66

Рекомендации по составлению контрактов. 67

Понятие и специфика контракта международной купли-продажи. 70

Источники правового регулирования контракта купли-продажи. 71

Лекция 6. Структура и содержание контракта международной купли-продажи 73

Факторы, влияющие на структуру и содержание контрактов. 73

Лекция 7. Базисные условия поставки. Структура и содержание INCOTERMS-2000. 81

Контрольные вопросы к теме №5. 84

ТЕМА 6. ЭЛЕКТРОННАЯ ТОРГОВЛЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 86

Состояние и развитие сети by-нет. 86

Нормативно-законодательная база электронных технологий. 87

Основные проекты сети by-нет. 92

Развитие систем электронной торговли. 99

Контрольные вопросы к теме №5. 108

ЛИТЕРАТУРА.. 109


Основные понятия:

Электронный бизнес, электронная торговля; электронная коммерция; системы электронной торговли; составляющие электронной торговли; цикл электронной торговли.

 

Сущность понятий «электронный бизнес», «электронная торговля» и «электронная коммерция»

 

Многие крупные компании уже давно прибегают к электронному бизнесу, электронной коммерции при проведении деловых операций. Электронный обмен данными (Electronic Data Interchange, EDI) по частным компьютерным сетям начался в 60-годы XX века. Он представлял собой обмен документами в стандартном виде. Системы, обеспечивающие такой обмен, имели целый ряд отрицательных характеристик. Во-первых, это сложность; во-вторых – дороговизна.

Почти с того же времени банки успешно стали использовать выделенные сети для электронного перевода денежных средств (Electronic Funds Transfer, EFT), который был разработан для оптимизации механизма электронных платежей. Но лишь в последние годы с ростом популярности сети Интернет, появлением новых технологий электронный бизнес и электронная коммерция вошли в жизнь больших и малых фирм, а также частных лиц.

На практике часто происходит отождествление этих двух базовых понятий: электронной коммерции и электронного бизнеса. Нормативно-правовое закрепление вышеназванных понятий как во многих национальных правовых системах, так и в источниках международного частного права пока отсутствует.

Однако, исходя из сложившейся практики и специфики осуществляемых операций, электронный бизнес можно определить как любую деловую активность, использующую возможности информационных сетей для преобразования внутренних и внешних связей компании с целью получения прибыли.

В качестве основных составляющих электронного бизнеса принято выделять внутреннюю организацию компании на базе единой информационной сети (интранет) и внешнее взаимодействие с партнерами, поставщиками и клиентами посредством сетей экстранет и Интернет. Основная цель создания сети интранет - повышение эффективности взаимодействия сотрудников и оптимизации процессов планирования и управления компанией.

Таким образом, электронный бизнес представляет собой все формы электронной бизнес–деятельности производственных и организационных отношений между работниками одного предприятия, между различными предприятиями, государственными органами, учреждениями науки, культуры, образования, некоммерческими и общественными организациями.

Что же такое электронная коммерция или электронная торговля? Представляется разумным обратиться к этимологии этого слова, которое происходит от латинского «commercium» и переводится на русский язык как «коммерция» или «торговля». В американской традиции чаще используется термин «электронная торговля», в европейской – «электронная коммерция». В общем оба понятия можно считать идентичными. В Республике Беларусь чаще используется термин «электронная торговля».

Термин «электронная торговля» возник в середине 90-х годов XX века в связи с открывшейся возможностью осуществления сделок купли-продажи товаров/услуг через сеть Интернет.

Существует широкая и узкая трактовка понятия «электронная торговля». В узком смысле под электронной торговлей понимается реклама и продажа товаров с помощью телекоммуникационных сетей. В широком смысле электронная торговля подразумевает более обширный спектр функций, не ограниченных сделками купли-продажи. Так, в соответствии с определением Комиссии ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) посредством электронной торговли могут выполняться сделки купли-продажи, поставки, а также факторинг, лизинг, консалтинг, инжиниринг, другие сделки в сфере промышленного и делового сотрудничества.

Последние уточнения термина «электронная торговля» были сделаны группой экспертов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в феврале 2004 года. По их определению электронная торговля – совокупность любых коммерческих сделок, реализованных на основе использования средств компьютерной и телекоммуникационной техники.

Таким образом, в широком смысле под термином «электронная торговля» понимается не только продажа товаров, нематериальных активов и услуг электронным способом, в основном через сеть Интернет с электронным обменом данными, но и возможность информационного сопровождения процессов инициации спроса на продукцию и услуги, полной предконтрактной проработки сделки, автоматизации административных функций, связанных с продажами и обработкой заказов, а также электронного информационно-правового сопровождения всего многообразия форм хозяйственно-экономического и финансового взаимодействия сторон сделки, включая доставку товаров.

Широкая трактовка понятия «электронная торговля» характерна для стран, в которых развиты интернет-технологии (США, Западная Европа, Япония и др.). С учетом тенденций их развития в Беларуси целесообразно использовать широкую трактовку этого термина, что и соответствует действующей законодательной базе Республики Беларусь. Так, в Законе «О торговле» электронная торговля определяется как оптовая, розничная торговля, характеризующаяся заказом, покупкой, продажей товаров с использованием информационных систем и сетей.[34]

Таким образом, электронная торговля – это новый способ организации, управления, и осуществления бизнес-сделок с использованием компьютеров и коммуникационных сетей [55], любая форма бизнес-сделки, в которой стороны взаимодействуют электронным способом, а не посредством физических операций обмена или прямого физического контакта, важнейшая составная часть электронного бизнеса.

Системы электронного бизнеса в отличие от систем электронной коммерции могут иметь или не иметь коммерческой составляющей, например, электронные государственные системы электронного правительства и т.д.

Современный бизнес характеризуется постоянно увеличивающимися возможностями предложения, всевозрастающей глобальной конкуренцией и ожиданиями клиентов (покупателей, заказчиков). В ответ на это бизнес во всем мире меняется как в организационном плане, так и в плане проведения операций. Бизнес-схемы с появлением различного рода телекоммуникационных сетей перестраиваются таким образом, что выравнивают старые иерархические структуры и ликвидируют барьеры между подразделениями компаний, а также уменьшают их количество между компанией и ее покупателями (клиентами) и поставщиками (рис.1). В настоящее время существует много примеров таких схем-процессов, которые соединяют всю компанию и даже таких схем-процессов, которыми совместно владеют и управляют компания и ее покупатели и поставщики.

Электронная торговля или электронная коммерция это как раз такой способ или средство, которое дает возможность и поддержку для таких изменений в глобальном масштабе. Электронная торговля дает возможность компаниям быть более эффективными и гибкими в их внутренней деятельности, работать более тесно с их поставщиками и оперативно реагировать на нужды и ожидания клиентов. Причем, она позволяет компаниям выбрать самых лучших поставщиков независимо от их географического расположения и продавать на глобальном рынке.

 

Рисунок 1 - Изменение бизнес-схем

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 906; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.