Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правовые аспекты электронной торговли




Совершение сделки в электронной форме означает использование для совершения сделок и возникающих по ним обязательств электронных документов, подписанных электронно-цифровой подписью либо иными электронными аналогами собственноручной подписи, осуществление обмена электронными документами в рамках информационных систем с использованием электронных средств связи, доступа, платежа, обработки, передачи и хранения информации (средств электронной торговли).

Преимущества электронной торговли на этапах заключения и исполнения договора

При электронной торговле возможны следующие способы заключения сделки (договора) в электронном виде:

1) с помощью сообщений данных;

2) акцепт покупателем оферты продавца посредством EDI или электронной почты;

3) подтверждение продавцом заказа покупателя, сделанного на сайте компании.

Сообщение данных – это информация, подготовленная, отправленная или хранимая с помощью электронных, оптических или аналогичных средств, включая электронный обмен данными, электронную почту, телеграмму, телекс или телефакс, но, не ограничиваясь ими. Такое толкование понятия «сообщение данных» дано в Типовом законе ЮНСИТРАЛ «Об электронной торговле».

Электронный контракт должен на сайте располагаться на удобном видном месте, а также необходимо предусмотреть возможность печати.

Что касается третьего этапа совершения сделки (этапа исполнения договора), то необходимо отметить следующее. Этот этап включает в себя:

1) поставку товара;

2) расчеты за товар и

3) послепродажное обслуживание.

Рассмотрим подробнее составляющие третьего этапа.

Поставка товара. Необходимо разделять поставку «мягких (soft)» и «жестких (hard)» товаров. Под «мягкими» товарами понимаются товары, которые могут быть представлены в электронной форме и поставлены через сеть Интернет (информация, программное обеспечение, консалтинговые услуги и т.д.). Например, белорусские программисты получают заказы от американских компаний на разработку определенного программного продукта, который после создания представляется заказчику через сеть Интернет. В сфере консалтинга клиент может послать компании-исполнителю запрос по электронной почте или дать лично после приглашения консультанта на предприятие для изучения ситуации, а отчет консультанта может быть предоставлен через Интернет.

Под «жесткими» товарами понимаются товары, имеющие материально-вещественную форму, которые поставляются традиционными методами транспортировки на основе различных схем (логистика). Как правило, сбыт «жестких» товаров осуществляется через Интернет-порталы В2В.

Важной услугой становится предоставление покупателям возможности отслеживания хода выполнения заказа и поставки продукции. Фирма Dell Computer Corporation (http://www.dell.com) предоставляет возможность покупателям через сайт компании отследить на какой стадии выполнения находится его заказ, узнать планируемую дату отгрузки и прибытия товара на склад покупателя.

Пользователи площадки «Зерно Он-лайн» за дополнительную плату могут подключиться к «системе слежения за вагонами». Система позволяет производить отслеживание продвижения вагона в пути от станции отправки до станции назначения с предоставлением информации о дислокации вагона 2 раза в день. Таким образом, грузополучатель может отслеживать и контролировать график осуществления поставок грузоотправителем. Предлагается и такая услуга, как возможность поиска вагонов, не прибывших вовремя на станцию назначения, а также установление местонахождения отправленного груза.

Расчеты за товар. При проведении оплаты за товар используются различные платежные системы, в том числе и электронные, которые подробнее будут рассмотрены выше.

Послепродажное обслуживание. Конечно, во многих случаях поставщику-производителю не удается необходимости создания специальной сервисной сети в стране покупателя, особенно, когда речь идет об объемных регулярных поставках. Однако в случае разовых поставок для отдельных видов продукции Интернет может помочь решить проблему послепродажного обслуживания продукции в стране заказчика. В настоящее время уже стало стандартом создание на сайтах компаний-продавцов системы Frequently Asked Questions (FAQ), о которой уже упоминалось ранее, и сложных экспертных систем, которые позволяют пользователям находить ответы на имеющиеся у них вопросы по обслуживанию или ремонту приобретенной продукции. Такой метод полностью не устраняет необходимость содержания специалистов по сервису, но позволяет значительно сократить степень их загрузки.

Кроме этого, существуют и более развитые системы послепродажного тестирования и обслуживания, когда потребителю вместе со сложно-техническим продуктом предоставляется Интернет-интерфейс, который позволяет специалистам компании-продавца в случае необходимости произвести тестирование продукта и устранить неполадки или дать соответствующие рекомендации по дальнейшим действиям. Так, например, производитель компьютеров фирма Compaq Computer поставляет свою продукцию со специальным встроенным программным обеспечением, позволяющим удаленное обслуживание.

Рекомендации по послепродажному обслуживанию могут также предоставляться по электронной почте и в режиме «чата»

 

К правовым аспектам электронной торговли, которые необходимо урегулировать при совершении сделок электронным способом, относятся следующие:

· безопасность и удостоверение подлинности сделок;

· конфиденциальность;

· защита прав интеллектуальной собственности;

· таможенная деятельность и налогообложение;

· механизмы урегулирования споров;

· ответственность и защита потребителей и т.д.

Некоторые из них уже решены, другие находятся на разных стадиях урегулирования.

Основная цель разработки законодательных актов в сфере электронной торговли – признание юридической и доказательственной силы электронных документов (сообщений, записей и т.д.), формируемых при совершении сделок, а также действительности договоров, заключенных с использованием электронных средств.

Комиссия ЮНСИТРАЛ, как орган, отвечающий в системе ООН за содействие согласованию и унификации права международной торговли, провела серьезную работу по правовым аспектам электронной торговли, в результате которой в июне 1996 года был принят Типовой закон об электронной торговле. Главная цель Типового закона заключается в упрощении процедур электронной торговли путем закрепления свода международных норм, которые могут быть использованы государствами для принятия законодательства по устранению юридических препятствий и факторов неопределенности при использовании электронных технологий в международной торговле.

Основные положения Типового закона можно свести к следующим тезисам:

1) электронное сообщение приравнивается к письменной форме документа;

2) не отрицается доказательственная сила электронных сообщений;

3) признается возможность использования электронной подписи в сообщении;

4) электронное сообщение может быть признано оригиналом документа;

5) в случаях, когда закон требует сохранения определенных документов, допускается сохранение информации в электронной форме.

Три последних тезиса справедливы при соблюдении технических требований к надежности информационной системы.

К сожалению, Типовой закон не содержит каких-либо положений, определяющих ответственность участников передачи электронных сообщений (отправитель, получатель, телекоммуникационная компания). В связи с этим было рекомендовано при создании нормативно-правовой базы использовать Типовой закон ЮНСИТРАЛ об электронной торговле, конкретизировав его соответствующие положения, исходя из сложившихся условий каждой страны.

В 2001 году ЮНСИТРАЛ разработан Типовой закон об электронных подписях.

Зарубежная практика регулирования электронной торговли.

Для создания мировой системы регулирования электронной торговли на Второй министерской конференции ВТО в Женеве в мае 1998 года была принята Декларация по глобальной электронной торговле, в которой Генеральному совету ВТО было поручено разработать программу по изучению всех аспектов электронной торговли.

Что касается практики регулирования электронной торговли в отдельных государствах, то здесь можно выделить несколько подходов и, соответственно, разбить страны на 5 групп:

1) электронная торговля регулируется общими положениями гражданского права и/или законодательством об информационных технологиях (Индия, страны СНГ и Балтии, за исключением Республики Беларусь и Российской Федерации и др.);

2) регулируется использование электронных документов (Республика Беларусь, Италия, Болгария и др.);

3) действуют единые законы, регулирующие электронную торговлю и электронную цифровую подпись (Сингапур, Австралия, Ирландия, Канада, Филиппины, Словения и др.);

4) приняты раздельные законы, регулирующие электронную торговлю и электронную цифровую подпись (Южная Корея, Российская Федерация и др.);

5) действуют базовые и специальные законы, регулирующие электронную торговлю (США) [41].

Таким образом, среди основных преимуществ электронной торговли по сравнению с традиционной можно выделить следующие:

· снижение издержек на 25-30%;

· реализация глобального присутствия или выбора предприятия;

· сокращение временного пути движения товара от поставщика к заказчику;

· упрощение процессов получения и предоставления информации, ведения переговоров между участниками сделки, а также послепродажного обслуживания;

· предоставление возможности отслеживания контракта в интерактивном режиме;

· снижение трудоемкости при работе с электронными документами.

Контрольные вопросы к теме №3

 

1. Назовите основную функцию сети Интернет в контексте электронной торговли.

2. Какие преимущества во ВЭД дает предприятию Интернет?

3. Назовите основные преимущества электронной торговли по сравнению с традиционной торговлей.

4. В чем состоят особенности подготовительного этапа электронной сделки?

5. Охарактеризуйте преимущества электронной торговли на этапах заключения и исполнения договора.

6. Что означает совершение сделки электронным способом?

7. В чем состоит отличие «мягких» товаров от «жестких»?

8. Назовите основные способы заключения сделки электронным способом.

9. В чем сущность термина «сообщение данных»?

10. Назовите основные составляющие третьего этапа совершения сделки и дайте их краткую характеристику.

11. Какие сферы охватывают правовые аспекты электронной торговли?

12. Назовите основные положения Типового закона ЮНСИТРАЛ «Об электронной торговле».





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 763; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.