Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

И зарубежной психологии




Тема 1. Понятие о чувствах и эмоциях в отечественной

Литература:

1. Измайлов Ч.А., Черноризов А.М. Психофизиологические основы эмоций / Ч.А.Измайлов, А.М.Черноризов.- М.: Моск. псих.-соц. ин-т, 2004.- 72с.

2. Общая психология: Курс лекций / Сост. Е.И.Рогов.- М., Владос, 1998.- 448с.

3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л.Рубинштейн.- СПб.: Питер, 2006.- 713с.

 

Роль чувств и эмоций в жизни человека. Чувства – это переживаемые в различной форме отношения человека к предметам и явлениям окружающей действительности. Человеческая жизнь невозможна без переживаний, если человек лишен возможности испытывать чувства, то наступает так называемый эмоциональный голод. Отличие чувств от эмоций заключается в том, что чувства обладают относительной устойчивостью и постоянством, эмоции же возникают в ответ на конкретную ситуацию. Чувство переживается и обнаруживается именно в конкретных эмоциях: чувство любви к ребенку может переживаться как эмоция радости, стыда, страха и т.п.Чувства субъективны, зависят от индивидуальности человека, носят личностный характер: в них отражается значимость предметов и явлений для данного человека в конкретной ситуации. Так, пища, предложенная сытому и голодному человеку, вызовет у них разные чувства.

Функции чувств. Человеческие чувства имеют длительную историю филогенетического развития, в ходе которого они стали выполнять целый ряд специфических функций. Отражательная функция чувств выражается в обобщенной оценке событий. Чувства позволяют определить полезность и вредность воздействующих на них факторов и реагировать, прежде чем будет определено само вредное воздействие. Возникающие переживания сигнализируют человеку, как идет у него процесс удовлетворения потребностей. Отражательная, функция чувств непосредственно связана с побудительной функцией. Например, человек, испытывая страх перед приближающейся машиной, ускоряет свое движение через дорогу. Выделяют подкрепляющую функцию чувств. Значимые события, вызывающие сильную эмоциональную реакцию, быстрее и надолго запечатлеваются в памяти. Переключательная функция чувств обнаруживается при конкуренции мотивов, в результате которой определяется доминирующая потребность. Например, противоречие между инстинктом самосохранения и социальной потребности следовать определенной этической норме реализуется в борьбе между страхом и чувством долга, страхом и стыдом. Коммуникативная функция чувств: мимические и пантомимические движения позволяют человеку передавать свои переживания другим людям, информировать их о своем отношении к окружающей действительности. Легче всего распознается ужас (57% испытуемых), затем отвращение (48%), удивление (34%).

Качества чувств. Чувства обладают различной степенью интенсивности и продолжительности. Большой интерес представляет собой длительно протекающие сильные чувства (любовь). Чувства также различаются по глубине, осознанности. Отличительной характеристикой чувств является их полярность. Это сказывается как в наиболее простых переживаниях (удовольствия или неудовольствия), так и в более сложных чувствах (любовь-ненависть, радость-горе, веселье-печаль). Важнейшей характеристикой чувств является их интегральность, т.е. исключительность по отношению к другим состояниям и другим реакциям. Чувства охватывают весь организм, они придают состоянию человека определенный тип переживаний. Амбивалентность (двойственность) чувств вызвана тем, что один и тот же объект может вызывать противоречивые эмоциональные отношения. Амбивалентность может быть порождена и противоречием между устойчивыми чувствами к предмету и развивающимися из них ситуативными эмоциями.

Физиологические основы чувств. Чувства связаны с особыми физиологическими процессами в организме. Переживание чувств сопровождается изменением ритма дыхания (человек задыхается от волнения, тяжело и прерывисто дышит), сердечной деятельности (сердце замирает или усиленно бьется), кровоснабжения отдельных частей организма (от стыда краснеют, от ужаса бледнеют), функционирования секреторных желез (пересыхание во рту при волнении, «холодный» пот от страха) и т.д. Ведущую роль в протекании чувств выполняет кора больших полушарий. Возникая в коре головного мозга, физиологический процесс, являющийся основой чувств, распространяется на ниже лежащие подкорковые центры. Важна роль ретикулярной формации как структуры, активизирующей эмоциональную жизнь человека. Получая из различных органов чувств нервные стимулы, ретикулярная формация посылает их после переработки в большие полушария головного мозга. Особую роль в эмоциональных переживаниях человека играет вторая сигнальная система. Неразрывная связь второй сигнальной системы с первой обеспечивает сознательную регуляцию чувств и общественный характер их внешних проявлений.

Формы выражения чувств. Об эмоциональных состояниях других людей человек судит по особым, выразительным движениям: мимике, пантомимике, вокальной мимике (ритм, интонации, тембр голоса). Имеются доказательства врожденности некоторых проявлений эмоций: мимика маленьких детей (слепых и зрячих) одинакова, например, поднятие бровей при удивлении, улыбка. С возрастом мимика зрячих детей становится более выразительной, у слепых детей она постепенно исчезает. В каждом обществе существуют нормы выражения чувств, отвечающие представлениям о приличии, скромности, воспитанности. Избыток выразительных средств может рассматриваться в одном обществе как недостаток воспитания, в то время как в другом он может свидетельствовать о недостаточной искренности.

Формы переживания чувств. По форме протекания все эмоциональные состояния делятся на эмоции, настроение, аффект, страсть.

К. Изард выделил девять фундаментальных эмоций: интерес, радость, удивление, страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд.

Н астроение - эмоциональное состояние, окрашивающее в течение длительного времени все поведение человека, стимулирует или подавляет его деятельность. Настроение может быть радостным, печальным, веселым, угнетенным, бодрым, подавленным, спокойным, раздраженным. Причины того или иного настроения не всегда ясны переживающему их человеку, ими могут быть окружающая природа, события, выполняемая деятельность люди. Настроения различаются по продолжительности. Устойчивость настроения человека зависит от возраста, индивидуальных особенностей, характера, темперамента, силы воли, уровня развития ведущих мотивов поведения.

Аффект -сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств и сопровождаемое резко выраженными двигательными проявлениями и изменением в функциях внутренних органов. Любое чувство может переживаться в аффективной форме. Аффект возникает внезапно в виде вспышки. При этом изменяются основные характеристики внимания и в поле восприятия удерживаются только те объекты, которые в связи с переживанием вошли в комплекс. Изменяется мышление, человеку трудно предвидеть результаты своих поступков. Отличительная черта аффекта - ослабление сознательного контроля, узость сознания.

Страсть - э то сильное, стойкое, всеохватывающее чувство, определяющее направление мыслей и поступков человека. Причины формирования страсти могут определяться осознанными убеждениями (например, страстность ученого в науке), могут исходить из телесных влечений или иметь патологическое происхождение (как бывает при паранойяльном развитии личности). Страсть избирательна и всегда предметна (страсть к знанию, страсть к музыке, страсть к коллекционированию и т.д.).

Высшие социальные чувства. В зависимости от предметной сферы подразделяются на нравственные, эстетические, интеллектуальные.Нравственными (моральными) называются чувства, переживаемые людьми при восприятии явлений действительности и сравнении этих явлений с нормами, выработанными обществом (любовь, самоуважение, товарищество, патриотизм, чувство долга, чести, дружба, совесть, ненависть, трусость, жадность, зависть, злорадство, чувство симпатии, антипатии, чувство привязанности, чувство уважения, признательности, самолюбие, обида, жестокость, гуманность, сочувствие). Интеллектуальными чувствами называют переживания, возникающие в процессе познавательной деятельности человека (чувство удивления, радость открытия чувства сомнения и уверенности в суждении, критичность, любопытство, любознательность, чувство юмора, ирония, сарказм). Интеллектуальные чувства стимулируют познавательную деятельность человека, влияют на скорость и продуктивность мышления, на содержательность и точность знания.Эстетические чувства (чувство прекрасного, чувство трагического, чувство комического) представляют собой эмоциональное отношение человека к прекрасному в природе, в жизни людей и в искусстве. Наблюдая окружающие предметы и явления действительности, человек может испытывать особое чувство восхищения их красотой.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 526; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.