Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема: Етичні погдляди Східу та Античності

План

1. Этические учения Древнего Китая.

2. Этические учения Древней Индии.

3. Етичні погляди Платона.

4. Етичні погляди Аристотеля. Д.З.

1. Основные понятия по Древ. Китаю: Конфуцианство, даосизм, человеколюбие (жень), золотое правило нравственности, благородный муж «совершенно мудрый», этика ритуалов (ли), лигизм.

Для древнекитайской культуры характерен культ традиции. Авторитет придания, противодействие любым инновациям. В качестве первичного ядра, выступают этические нормы и морали, а вторичные качества – это религия. В Китае существует культ неба, который господствовал в Древнем Китае и сохранился в настоящее время. Императоры – «Сыновья неба», а Китай – это поднебесье.

Концепция поднебесного это предопределения или мандата. Главенствующее значение этического компонента в комплексе представления о мире имело для китайской культуры далеко идущие последствия. Место мифических героев занимают делигилизованые образы мудрых правителей прошлого чьё величие и мудрость самым тесным образом связано с их добродетелями. Место культа великих богов, занял культ реальных предков.

В своей высшей точке вытеснения религии и мифологии, этика ритуальной нормы достигли в конфуцианстве. В центре его взглядов это взаимоотношение между людьми и проблема воспитания, он строит своё учение о нравственности опираясь на культ традиций и ритуалов. Ритуал (ли) – становится высшим этическим символом. Правитель руководит подданными по средствам ли.

Даосизм – основатель Лао Цз.

Даосизм – этический идеал «совершенно мудрый» (Шень - Жень). «Совершенно мудрый» - это человек выше земных грехов и выполняющий добродетель.

Человеколюбие – это почтительное отношение к родителям, уважение к старшим, уважение к старшим братьям и сёстрам, милосердие, любовь к людям, нежелание зла людям. Конфуций выработал золотое правило нравственности – не делай другим того, чего не пожелаешь себе.

Правило золотой середины – это умение в своём поведении находить середину между не здержаностью и осторожностью.

Моральным образцом человека, должно являться – благородный муж (цзюнь- цзы) он выступает по долгу и закону, требователен к себе а не другим, живёт в согласи с людьми, но не следует за ними, ему легко услужить но трудно доставить радость, так как радуется он лишь должному, и он готов идти на смерть ради человека и долга. Благородный муж должен бояться трёх вещей:

1. Веление неба.

2. Великих людей.

3. Слова совершенно мудрых.

Образец благородного мужа противопоставлен простому человеку лишенному всех указанных моральных качеств. Благородный муж это не только этическое, но и политическое понятие. Благородный муж это человек знатного происхождения и составляет основу элиты.

В конфуцианстве этика соединяет традиционные и гуманистические правила. Нравственность оценивается по следующим проявлениям:

1. Следует ли человек ритуалам.

2. Соблюдает ли все обряды.

3. Поведение как внешнее, так и внутреннее.

Моизм – это направление которое противостоит конфуцианству. Конфуцианство – это любовь к ближнему, любовь к дальнему, всеообщяя любовь. Монизм распространял любовь между государствами, тем самым пытались предотвратить войны.

Легизм – он так же противостоит конфуцианству. Большое значение легизм уделяет внимание административным кодексам, что на практике переходило в культ жесткого закона с суровым законодательством. Совесть стала заменяться страхом.

Истинный добродетель ведет своё происхождение от наказаний. Доброта и человеколюбие – мать проступков, так считали легизты.

Подчинение государству должно быть по принципу «сыновья почтительность».

Конфуцианское ли (этика ритуалов) – становиться основой, на которой держится общество и государство.

2. Этические учения Древней Индии.

Будда – царевич Ситхар Гаутаму. Будда в переводе, означает знающий, просвещенный. Время правления Будды 6 век до н.э.

Будда познал два возможных жизненных пути. Путь наслаждения жизнью (гедонизм), умиротворение страстей (ничего не желать Аскетизм).

Будда не был удовлетворен ни одним из этих путей, и нашел третий путь – Средний путь. В своих учениях Будда опирается на индийские, философские мысли – упанишады. Он использует традиционные для индийской философии понятия. Основные из них это - сансара, нирвана, карма.

Сансара – обреченность всех живых существ на постоянное перерождение, мирское бытие представляется как цепь переходов из одного существования в другое. т.е. переселение душ из одного тела в другое. Каким именно будет новое перерождение в более высоком или более низком существовании определяется – «законом кармы», «законом воздания». В буддизме карма понимается как нравственный закон ответственности человека за совершенные ими поступки. Каждое новое рождение – это страдание. Блаженство состоит в том, что бы вырваться из круговорота рождения и смерти, тогда наступает мокша. В буддизме это нирвана. Мокша – освобождение. В этическом плане буддизм противостоит гедонизму. Гедонисты считают, что счастье состоит в продлении и полноте жизни. Буддисты считают, что счастье состоит, в уничтожении условий создающих егозим, невежество, ведущих к обновленному существованию.

Джайнизмы – последователи джайна (победитель). Джайнисты так же верят в цепочку перерождений. Они считают, что во вселенной нет ничего мертвого, она наполнена душами, помимо душ присутствуют и материи. Карма соединяет душу и тело. Для достижения освобождения, низшая материя должна быть подчинена высшему духу. Когда душа освобождается от груза материи тянущей её в низ, она поднимается к вершине вселенной, где прибывает освобождение.

Путь к свободе радикальное преобразование внутренней сущности человека. Мораль необходима, что бы вызвать переделку человеческой природы и воспрепятствовать образованию новой кармы.

Путь в нирвану лежит через три жемчужины.

1. Вера в Джину.

2.Познание его учения.

3. Правильное поведение основывается на добродетелях:

1)Ахимса – не причинение вреда ничему живому.

2) Милосердие и правдивость речи.

3)Честное поведение.

4) Воздержанность в словах, мыслях и делах.

5) Самоотречение от всех (живых) земных благ.

Этика джайнизма подчеркивает значение веры и дела, рекомендуется применять (брать на себя) носильные обязательства. Требования к монахам аскетизм – достижение высшей степени кротости, непреклонности, подвижничества, отрешенности, целомудрия. И именно такой монах способен достичь освобождения и спасения. Этическая система джейнистов строже системы буддистов.

Характеризуя этическую сторону Древней Индии можно отметить высокую духовность направленность на преобразование внутреннего мира человека.

3. Этика Платона.

Платон 5-4 век до.н.э. основная позиция Платона в этическом смысле и в смысле мировоззрения: мир создан и одушевлён Богом. Платон признает иерархию Богов. У каждого из которых, отмечается своя сфера деятельности, круговращение мира ведёт верховный Бог. Части космоса поделены между другими богами. Боги наблюдают за делами людей и для этого существуют божественные законы. Земные люди наделены душами и в зависимости от образа жизни к концу жизни, боги забирают души. Люди которые ведут правильный образ жизни попадают в рай, не правильный в ад.

Правосудие верховных богов несёт каждый человек. Таким образом Платон выделяет идею воздания, возмездия в воспитательных целях.

Высшей категорией этики по Платону явл. Благо (это некое трёх основное единство истины, добра, красоты).

Вторая категория этики это подкосмический ум или разум который явл. Вместилищем вечных идей.

Третья категория (на которой всё базируется) – космическая душа как некое движущее начало мира.

У Платона космическая душа связана с этикой поведения человека, то есть душа создана Богом, мир одушевлен Богом и душа отождествляет сущность жизни.

Душа согласно Плотину это нечто первичное, возникшее прежде других тел и тело находиться в подчинении души, так как душа возникла раньше.

Душа состоит из трёх частей:

1.Разумной (причина намерений, суждений, и пониманий)

2. Страстная (это лидерство, воля, наслаждение, гнев)

3. Вожделеющая (влечение, к еде к питью, и соитию)

Платон считал, что в человеке нужно воспитывать такие качества как мужества и рассудительность – называют добродетелям, как согласованность чувств и разумов, каждый человек должен следовать золотому и священному руководству разума.

При этом в каждом человеке находится противоположной совести чувства: удовольствия и страдания. Споры и страдания рождают страх, а ожидания – удовольствия и отвагу. И над всем этим стоит разум решающий что человеку лучше, что хуже.

Под воспитание Платон понимает тот путь, который с детства ведет к добродетели. Самое ценное воспитание было относящиеся к душе, затем прекрасное качество тела и потом блага относящиеся к имуществу и достатку. Негативные качества - заносчивость и несправедливость.

Желанный образ жизни по Платону.

Жизнь должна быть мужественная, здоровая, разумная. А противоположность правильной жизни – безрассудность, трусливость, разумная жизнь, нездоровая жизнь.

В правильной жизни, по его мнению, не надо стремиться исключительно к наслаждениям, не избегать страдания, и учиться их преодолевать. Надо довольствоваться чем-то средним, поддерживая радостное состояние духа. В своих произведениях Платон рекомендует рассматривать воспитания и обучения людей, как дело государственного значения. Он считает необходимо формировать смешанный разумный и мужественный нрав.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема: Предмет этики и её категории | Тема: Этические взгляды Средневековья и эпохи Возрождения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 219; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.