Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема. Эстетическое и нравственное в культуре поведения специалиста




1. Соотношение внутреннего и внешнего, нравственного и эстетического в культуре поведения человека.

2. Возниковение, социальная сущность и основные правила этикета.

3. Этикет в учебном заведении.

4. Служебный этикет.

Культура поведения – составная часть культуры человека, она выступает внешним выражением духовного богатства индивида, его внутреннего мира. Это совокупность форм повседневного поведения человека (в труде, быту,общении), в которых проявляется внешнее выражение нравственных и эстетических норм его поведения.
Если нравственные нормы определяют содержание поступков и предписывают, что именно должны делать люди, то культура поведения раскрывает, каким конкретным способом можно реализовать в поведении нравственные требования, каково их внешнее проявление, насколько органично, естественно эти формы слились с человеком, стали ежедневными правилами его жизни.
В широком смысле понятие «культура поведения» объединяет все стороны внешней культуры человека: этикет, правила общения и поведения в общественных местах, культуру быта, которая предполагает включение личных потребностей и интересов, взаимоотношения с людьми вне работы.
Она охватывает организацию свободного времени, гигиену,эстетические вкусы в выборе предметов потребления (умение одеваться, украшать интерьер своего дома и т.д.), а также эстетические свойства, присущие человеку: мимика и пантомима, выражение лица и движения тела (грация).
Особо выделяют культуру речи, умение грамотно, ясно и красиво выражать свои мысли, не используя вульгарных выражений и т.п.
В человеке все должнобыть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, - писал А.П.Чехов. Эти слова наиболее точно выражают суть культуры поведения, которая представляет собой гармонию внутренних и внешних качеств человека.
Такой целостный подход к культуре поведения позволяет рассматривать и в теоретич., и в практич. плане единство добра и красоты, нравственного и эстетического начал в поведении человека. Данные староны существуют в тесном единстве, к сожалению, и ранее и сегодня можно встретить людей, которые не хотят видеть этого единства и даже противопоставляют нравственное эстетическому.
Например, случается, что отзывчивый человек проявляет свою доброту неумело, грубо, навязчиво, а другой, оставаясь в душе эгоистом, ведет себя безупречно, но только потому, что хочет произвести хорошее впечатление на окружающих.
Внешняя культура человека наглядна, ее сразу же можно оценить по тому, как человек говорит, как держит себя с окружающими, как одевается. И именно на основе внешней культуры складывается о нас внешнее впечатление. Но во врешней культуре проявляется и внутренняя культура личности. Важны не форма общения и поведения сами по себе, а их мотивы, внутренняя воспитанность, которая обуславливает поведение людей. Воспитанный человек вежлив и учтив не потому, что хочет красиво выглядеть, а потому, что уважение к людям, внимание к ним, душевный такт не позволяют ему быть другим. В таком поведении раскрывается внутренняя сущность человека, его внутренняя культура. Т.о., задача, которая стоит перед человеком,- это формирование его внутренней и внешней культуры, его нравственного и эстетического развития.

2.Возникновение, социальная сущность и основные правила этикета.
Важной составное частью культуры поведения выступает этикет, включающий требования, которые приобретают характер строгого регламентированного церемониала, в соблюдении которого имеет значение определенная форма поведения.
Этикет представляет собой совокупность правил поведения, которые касаются внешнего проявления отношения к человеку (поведение с окружающими, форма обращения и приветствия, поведение в общественных местах, манеры и одежда).
Слово «этикет» французского происхождения, в переводе означает «ярлык, этикетка, церемониал», т.е. порядок проведения определенной церемонии.
Содержание этикетных норм складывается с возникновением
императорского единовластия на Востоке, а потом и на Западе. В русский
язык слово «этикет» вошло в ХУШ в., когда складывался придворный быт абсолютной монархии, устанавливались широкие политические и культурные связи России с другими государствами. В ХУШ в. этикет понимали только как свод правил поведения, принятых при дворе монарха. Однако жизнь требовала более широкого толкования этого терми-
на как совокупности правил поведения в разных сферах жизнедеятельности человека, а не только при дворе правителя.
Этикет носит конкретно-исторический характер. Каждое общество, каждая культура отличается своими правилами поведения, системой норм, своими представлениями о прекрасном и безобразном.
Этикет социально детерминирован. Он возник как классовое, кастовое явление. Достаточно вспомнить хотя бы средневековый кодекс рыцарской чести или требования придворного этикета, которые строжайшим образом
Регламентировали всю жизнь двора. Члены монаршей семьи должны были вставать в установленное время. Точно определялось. Кто должен быть при одевании монарха, кто держать и подавать одежду, заблаговременно было определено, кто сопровождал его на прогулках, аудиенциях, приемах…
В старых хрониках и мемуарах придворных особ можно найти доказательства того, как через мелочи, связанные с этикетом, возникали ссоры, которые осложняли политические взаимоотношения между государствами.

Другие нормы и правила взаимоотношений существовали в народной среде. Все, что характеризовало этикет правящих классов, было непригодным для социальных низов. «Бедность освобождает от этикета»,- подчеркивала французская писательница Жорж Санд. Но это совсем не означает, что простой человек совсем не имеет своих представлений о поведении, о взаимоотношениях друг с другом. Жизнь, общественный и личный опыт подсказывали, что такие нормы необходимы, т.к. они регулировали повседневные контакты с товарищами по работе, соседями,
родными и близкими, помогали людям понять один другого, без чего были
бы немыслимы сами взаимоотношения в сфере производства и быта. Эти нормы, которые рождались в сфере трудящихся, были просты и понятны, свободны от условностей.
Но со временем многие нормы, правила и требования этикета стали общечеловеческими правилами, регулирующими специфические формы сосуществования людей, их поведения. Это произошло вследствие того, что возникновение этикета стало своеобразным достижением культуры, одной из форм очеловечивания индивида, облагораживания его природных инстинктов, пристрастий и аффектов.
В культуре поведения, в этикете сохраняются традиции, обычаи людей, которые представлены в традиционных формах общения: обращении, приветствии и т.п.
Так, например, уважительное отношение к женщине мы встречаем у всех народов, это идет еще с древних времен, с периода матриархата, когда существовал культ женщины-праматери: ей дарили цветы, украшали, отождествляли с первоосновой всего сущего – землей. Перед женщиной снимали шляпы, вставали при разговоре с ней, уступали ей место, уделяли
Внимание. Эти правила связаны не только с рыцарским этикетом и преклонением перед прекрасной дамой в средние века, а восходят к более древним временам. Сегодня они не изменились, т.к. относятся к общечеловеческим правилам.
Возникновение этикета было связано также с достижениями в сфере материальной и духовной культуры, с появлением излишков в производстве, что вело к возникновению разнообразных аксессуаров,
предметов быта, одежды, которые бы удовлетворяли потребности в передвижении, еде, одежде и т.п.
Если, например, человек удовлетворяет чувство голода при помощи ножей и вилок, если их много и каждая пара имеет свое назначение, то это означает, что новые формы и способы удовлетворения голода связаны с развитием не только духовной культуры человека, но и материальной культуры производства в данной сфере.
Правила этикета имеют и утилитарный характер, они способствуют улучшению организации работы сферы обслуживания, упорядочивают работу транспорта, общественных коммуникаций, а это, в свою очередь, помогает сохранить здоровье, нервную систему, способствует удовлетворению потребностей и др.
Кроме исторического, социально-классового характера этикет имеет и национальный колорит, который складывался на протяжении всего периода формироваия той или иной нации. Особые черты этикета сложились и у украинского народа. Так, в Укране, как и в других регионах Восточной Европы, всегда господствовало особое уважение молодых к старшим,что например, проявилось в приветствии. При встрече особо уважаемого человека пожилого возраста молодой брал его руку двумя руками и целовал ее сверху. Такое приветствие считалось особенно почтительным.
Украинцы всегда отличались большой гостеприимностью. Раньше, встречая гостей, хозяин низко опускал голову. Держа при этом руку на сердце (особенно женщины). Опуская голову в поклоне, они как бы отдавали ее другому или же старались сделать себя ниже гостя, тем самым подчеркивали свой статус.
Рука на сердце означала особое гостеприимство, приветствие, что шло от сердца. При встрече мужчины снимали шапки, и в этом также проявлялось уважение к другому человеку. В Украине головной убор играл большую роль. Считалось, что взрослым людям неприлично выходить из дома без головного убора. Голова мужчины без шапки могла означать не только его социальную неполноценность,но и то, что он – чужестранец.
В процессе исторического развития изменялись эпохи, складывались новые культуры, но сохранялись общечеловеческие ценности. Созданные предыдущими поколениями: не важное, второстепенное, мелкое отбрасывалось, выявлялось и сохранялось только главное, сущностное. В
Этикете сберегались универсальные, общепринятые правила вежливости, такта, корректности, которые облегчали, улучшали и украшали поведение человека.
Современный этикет основывается на моральных принципах гуманизма и коллективизма, которые способствуют взаимообщению, взаимопониманию между людьми. Отношения, в основе которых лежит гуманизм и коллективизм,- это отношения доброжелательности, уважительности, гуманности. Это отношения не эгоистические, в которых люди не выделяют свое «Я», не думают только о собственной выгоде, а уважают мысли другого человека, проявляют заботу о ближнем, помогают ему и др.
Этикет, в основе которого лежат данные принципы, позволяет думать о том, чтобы уважение к человеку, забота о нем не превратилась в угоду для тех, кто нарушает эти нормы.
Сегодня еще нередки случаи, когда нарушение общепринятых норм поведения встречает сочувствие некоторых «гуманистов», забывающих о том вреде, который они наносят чести и гордости других людей. Жалеть пьяного или трезвого хулигана –это означает не жалеть, не любить по-настоящему тех, кому он отравляет жизнь. Принципы гуманизма и коллективизма – составная часть ряда нравственных требований, которые постоянно преломляются в культуре взаимоотношений. Среди них прежде всего следует выделить вежливость, тактичность, скромность, точность.
Вежливость – форма взаимоотношений с окружающими людьми (как знакомыми и близкими, так и незнакомыми). Суть вежливости – доброжелательность. Встречая человека, мы говорим «доброе утро», «добрый день», «добрый вечер». Прощаясь – «до свидания», тем самым как бы надеясь встретится еще раз. Обращаясь к человеку с незначительной просьбой, употребляем выражение «будьте добры». Понятие добра органически входит в целый ряд общепринятых формул вежливости. Тем
Самым раскрывается связь настоящей вежливости с гуманизмом в том социальном смысле, которым мы наделяем данное понятие.
Иногда в жизни возникают ситуации, когда мы вынуждены иметь дело с людьми, которые по тем или иным причинам не заслуживают уважения, но это не означает, что можно унижать их достоинство, разговаривать с ними грубо, неуважительно. Вежливость нужна даже тогда, когда мы говорим человеку неприятное, даже когда он этого и заслуживает.
Близкое вежливости понятие – корректность, которое имеет особый оттенок, позволяющий в разных ситуациях держать себя в рамках общерпинятых правил поведения. Конечно, при разных правилах этикета поведение человека зависит от состояния его нервной системы, характера,
темперамента.
Тактичность – это чувство меры, которое необходимо сохранять в беседе, в личных неслужебных взаимоотношениях, умение чувствовать грань, переступая которую мы можем незаслуженно обидеть другого человека.
Тактичность требует всестороннего учета всех обстоятельств, в том числе и психологического состояния человека, учета своеобразия его как индивидуальности. Тактичность включает в себя умение не замечать упущения другого человека. Тактичный человек не обращается к собеседнику с вопросом, который поставит его в неудобное положение. Настойчивость, навязчивость, даже если они и вызваны наилучшими наме-
рениями, например, оказать услугу, помочь, вызывают негативную реакцию
Чувство меры, которое позволяет выявить уважение к достоинству другого человека и вместе с тем проявить собственное достоинство – вот к чему сводится тактичность.
Скромность – неотъемлемая черта культуры взаимоотношений. Скромный человек никогда не считает себя особенной, значительной личностью. Он не отказывается от самооценки, но всегда сопоставляет ее с оценкой других людей. Скромность – это не самоунижение, отказ от достоинства, независимости, самостоятельности в поведении. Скромность человека проявляется в его умении быть самим собой и не играть какой-то
не присущей ему роли. Настоящая скромность не должна опускаться до «зажатости» в поведении, но и не должна быть источником развязности. Органично соединяться с настоящей скромностью чувств собственного достоинства, умение в беседе, в манерах показать, что вы никому не позволите поставить себя в нравственном отношении ниже других.
Со скромностью связана простота-качество, которое ни в коей мере не означает отказ от принятых в обществе норм этикета. Разрешить себе фамильярность или в одностороннем порядке перейти «на короткую ногу» с человеком, который занимает подчиненное положение – это совсем не означает простоту во взаимоотношениях. Иногда можно встретиться с таким пониманием простоты, когда духовный мир личности специально сводится до очень низкого уровня. Простота в общении помогает человеку
легко, без особых усилий общаться с людьми разного социального и профессионального уровня. Это одно из качеств умения вести себя в обществе. Одно из важных требований культуры взаимоотношений – точность.
Простота, ясность и точность выражения своих мыслей, умения без особых слов сформулировать то или иное положение, чтобы оно не было двузначным – вот важнейшие условия культуры взаимоотношений.
Вежливость, скромность, простота,тактичность в современном этикете всех стран мира – общепринятые нормы поведения. Вместе с тем нормы могут по-разному проявляться в поведении людей. Поэтому можно гово-
рить о разном стиле поведения.
Стиль поведения – это совокупность норм и правил поведения, которые присущи данному индивиду в зависимости от его нравственных, эстетических, политических, профессиональных взглядов, интересов, его жизненной позиции. Стиль поведения зависит и от материальных условий жизни человека, поэтому в нем раскрывается социальная сущность личности. Стиль поведения складывается на протяжении всей жизни и проявляется в общении, речи, поведении человека. Стиль поведения позволяет сделать вывод об интеллегентности, нравственном и эстетическом развитии человека, о его социальной и профессиональной принадлежности.
Стиль поведения проявляется в манерах человека. Слово «манера» в переводе с франц. обозначает способ действия, способы, приемы обращения
т.е. переводится почти так же, как и стиль, но относится к характеристике
индивидуальных, единичных, отдельных особенностей поведения конкретной личности. Манеры в определенной мере указывают на характер человека и следуют за внешней оболочкой его внутренней природы. Они проявляются в вежливом, приветливом поведении, а настоящая и наилучшая вежливость та, которая опирается на искренность и проявляется в готовности способствовать счастью ближнего.

Овладеть общепринятыми манерами поведения можно лишь тогда, когда человек в этом искренне заинтересован, когда у него сложились соответствующие потребности, когда он занимается самовоспитанием.
Если же человек не задумывается над формой своего поведения, то никакие кодексы, правила, не отзовутся в его душе, не произведут эффективного движения в его поведении. Чтобы быть культурным человеком, этого надо хотеть, к этому надо стремиться.
В жизни каждого молодого человека наступает время, когда для него становится важным то, как его воспринимают другие.

Молодежь в своем поведении не может руководствоваться только тем, что считает нормой в молодежной среде, - уже в ее возрасте необходимо усвоить общепринятые нормы общественного поведения. Молодые годы – короткая пора в жизни, но именно в это время человек формируется на всю жизнь.
Интерес к вопросам поведения определяется уровнем духовного развития.
В условиях современного динамичного развития общества изменения в области правил поведения осуществляются значительно быстрее. В современном мире сложились общие правила этикета, которые преломляются в разных сферах жизни людей и пронизывают все виды их общения:

1. уметь быть внимательным к людям во всех ситуациях, видеть и замечать все нюансы, проявлять внимание внешними знаками приличия, донося их до каждого;

2. вежливо обращаться с просьбой о какой-либо услуге и самому быть благодарным зу услугу;

3. проявлять сочувствие человеку в его неудачах; разделять с ним радость успеха, проявляя это в соответствующих формах. Предлагать человеку свои услуги и помощь в возможных формах;

4. беречь рабочее и свободное время других людей, не тратить его на бессодержательные, пустые беседы и ни в коем случае не заставлять человека ожидать тебя;

5. разговаривать на языке, понятном большинству присутствующих (всем), не допускать перешептывания в присутствии других или же разговора на непонятном для них языке;

6. не смеяться беспричинно в присутствии людей, не давать им повод думать, что вы смеетесь над ними;

7. стараться не замечать физических недостатков других людей, не разглядывать и не расспрашивать человека о них;

8. не допускать никаких угроз по отношению к человеку, в том числе физических действий;

9. быть терпеливым к мыслям других, их вкусам, не допускать унижения достоинства того, чьи вкусы не отвечают вашим;

10. терпеливо выслушивать того, кто говорит, не перебивая его и проявлять интерес к его мыслям;

11. не навязывать собеседнику тему разговора о себе как наиболее интересную, стремиться больше слушать и расспрашивать чем говорить самому;

12. не подчеркивать своего участия в оказанной услуге, какой-бы важной она ни была, не требовать взаимной услуги;

13. следить за своим внешним видом, аккуратностью, чистотой, помня,

14. что неряшливость, неаккуратность, неуважение к себе – это форма неуважения к другим людям, пренебрежение его мыслями;

15. не привлекать к себе внимание экстравагантностью своего внешнего вида.

Эти правила выражают общую форму уважения к людям в целом. Но правила могут по-разному проявляться и дифференцироваться в зависимости от конкрутных условий, ситуаций и характера общения.
Если этикет включает правила общения всех людей и во всех ситуациях. То правила служебного этикета действуют в более узкой сфере – они определяют порядок поведения работников при исполнении ими профессиональных обязанностей. Служебный этикет диктует нам тот стиль общения, те нормы вежливости, которые способствуют созданию в коллективе здоровой морально-психологической атмосферы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1823; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.