Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Д.З. Служебный этикет

В каждом трудовом коллективе можно выделить два аспекта взаимоотношений людей:во-первых, отношения между руководителями и подчиненными и, во-вторых, между равными по положению. Понятно, что
Этим не исчерпывается все богатство отношений. Ибо руководитель и подчиненные не какие-то абстрактные, а конкретные личности: мужчины и женщины, старые и молодые, опытные и только начинающие свою трудовую биографию. Однако специфичными и определяющими отношениями в трудовом коллективе остаются все таки два вышеназванных аспекта.
С чего начинается служебный этикет? Прежде всего, с внешнего вида. На работе не уместна так называемая остро модная одежда, яркая косметика,
Большое количество украшений. Но и неряшливость, неаккуатность в одежде – неуважение к окружающим.
Не следует забывать также, что на работе не обсуждают стиль одежды другого человека. Не подлежат обсуждению подробности личной жизни коллег по работе.
Руководствоваться можно простым четким правилом: не говорите за спиной человека ничего такого, чего вы не можете сказать ему в глаза.
Общая работа немыслима без диалога. Первое. Что мы говорим, придя на работу,- «Здравствуйте!», что необходимо независимо оттого, симпатизируют люди один другому или нет. Первым приветствует тот, кто входит. Здороваться за руку необязательно. Сослуживцы отвечают,
Но никто не встает. Учреждение – не школа.
По правилам этикета, женщина подает руку мужчине первая, старший по возрасту – младшему, вышестоящий по должности – нижестоящему. Тот,
кто заходит после всех, всегда здоровается первым. Руководитель может не
ждать, пока с ним поздоровается подчиненный, и сделать это первым.
В учреждении нередко здороваются и незнакомые между собой люди, поня-
тно, что в этом ничего нарушающего правила пристойности нет.
К правилам приличия принадлежит и необходимость знать имя, отчество своих сослуживцев или же имя, если они молоды. Общий стиль отношений в коллективе определяет и стиль обращения к коллегам: это обращение по
Фамилии (но тогда говорят «г-н Петренко», «пан Костенко») или же по имени-отчеству или по имени (но только с согласия, полученного ранее от того, к кому обращаются). В служебной обстановке даже давно знакомые люди могут обращаться друг к другу на «вы», некогда близкие сотрудники обращаются между собой на «ты» - это тоже допустимо.
Важнейшее требование служебного этикета – дисциплинированностью дисциплина – это не только административное, но и нравственное требование, поскольку выражает уровень уважения к людям, к их интересам. Дисциплинированность – показатель нравственной надежности человека и основание уверенности в нем окружающих. Дисциплинированность – нормативное условие старательного отношения к труду.
Дисциплинированность – это и свидетельство высокой профессиональной культуры, которая базируется на любви к избранной профессии. Это качество всегда присуще крупным личностям, которые с уважением относятся к себе, к окружающим и к своему делу.
Правила этикета включают и учение пользоваться служебным телефоном.
Телефон – один из способов связи, который помогает людям в решении множества производственных и личных вопросов. Неумение пользоваться телефоном, использование его в личных целях – это нарушение производственной дисциплины.
Культура телефонного разговора – особенная культура общения. Разговор должен быть коротким, вежливым и только по существу. Тот, кто звонит, не должен обижаться, если его просят позвонить в другое, удобное для обоих время. Телефон в современном мире – необходимый и незаменимый способ связи. Но используя его, не нужно забывать, что с его помощью можно как улучшить, так и ухудшить общение. По телефону можно обидеть и унизить человека, с его помощью можно развеселить и вселить надежду в человека.
Правила вежливости предполагают умение выслушивать людей, не прерывая их на полуслове, не переключаясь на другие дела, других людей. Когда же в разговоре все-таки приходится отвлекаться, то просят прощения и после вынужденного перерыва продолжают разговор, показывая при этом. Что помнят, о чем шла беседа и на чем она прервалась. Если же собеседник оказался чересчур разговорчивым, то допустимо попросить его быть более точным и ближе подойти к сути дела. Умение внимательно слушать собеседника – очень важное условие любого общения.
Искусство делать замечания – тонкое искусство. И владеть им должны не
Только руководители. Замечание должно быть справедливым, чтобы человек понял, что поступил неправильно и что ему необходимо исправить ошибку. Для этого можно найти какую-то форму, вплоть до незлобной шутки и легкой иронии, но недопустимо унижать достоинство того, к кому
Обращена критика. Язвительность, грубость, употребление неуважительных эпитетов не достигают цели по сравнению с замечанием. Сделанным в корректной форме.
На работе человек должен быть корректным независимо от настроения, домашних неприятных ситуаций. Не следует навязывать никому своих переживаний, надоедать товарищам по службе разговорами о своих повседневных домашних заботах, личных переживаниях. Может быть, у них самих достаточно таких переживаний, чтобы вникать в ваши проблемы, хотя они могут и выслушивать вас, и даже дать совет.
Нельзя на службе «срывать зло» на своих коллегах. Иногда это делается неосознанно, но в том и заключается хорошее воспитание, чтобы не терять контроль над собой.
Правила этикета требуют проявления дружеского уважения и заботы о своих коллегах: это и чествование юбиляра, и празднование знаменитых дат, присвоение почетных званий и др.
Нравственное развитие предусматривает наличие у человека развитой способности быть благодарным людям. Древняя мудрость гласит:»Благодарность – это скромность сильных, неблагодарность и пустословие – никчемных и слабых». На протяжении всей жизни каждый человек получает помощь от других людей в различных сферах жизни. Ему помогают учиться, овладевать профессиональными навыками. Помощь не может быть оказана в форме критики, раскрытия недостатков, даже наказания. Не случайно сказано у Омара Хайяма:»Яд, мудрецом тебе предложенный, прими, из рук же дурака не принимай бальзама».
Умение быть благодарным людям за их труд – важная деталь организации отношений в коллективе. Умение быть благодаоным своим коллегам – черта по-настоящему культурного человека. Чем крупнее, талантливее, значительнее личность, тем доступнее она в общении, тем меньше в ней неприступности, самомнения. Уважение к окружающим – ее природное качество, оно постоянно.
В служебном этикете отношения старшего и младшего, женщины и мужчины отвечают основным правилам этикета. Но в то же время женщина на работе не перестает быть женщиной, пожилой человек-пожилым и т.д. Поэтому воспитанный человек и на службе пропустит женщину вперед, откроет перед ней дверь, не позволит употреблять в ее присутствии острых выражений, грубых слов. Но все формы вежливости не должны мешать главному – процессу работы.

Совещания, собрания – дело полезное, когда их участники не отнимают времени у других коллег своими выступлениями по существу. Эти мероприятия должны проводиться четко, организованно, по-деловому.
На собраниях, на которых нет посторонних, можно обращаться к коллегам по имени и на «ты» (естественно, если вы в дружеских отношениях), во всех других ситуациях обращаться необходимо по имени и отчеству или по фамилии, добавив принятую в обществе или коллективе форму обращения.
Во время собрания или совещания не следует вздыхать, зевать, жевать жвачку или конфеты. Можно обменяться несколькими словами с коллегами, сидящими рядом, но нельзя вести долгих дискуссий, разговаривать. На службе необходимо придерживаться субординации. Демократический стиль руководства этого не отбрасывает.
Определенные этикетные отношения, базирующиеся на тех же нравственных принципах, существуют и между руководителем и подчиненными. У себя в кабинете руководитель не встает, если к нему для решения вопроса подходит сослуживица. Если разговор продолжительный, начальник предлагает ей сесть.
В двери кабинета руководителя, если у него нет секретаря, можно не стучать. Если начальник выразил желание, чтобы подчиненные, прежде чем зайти, стучались, следует выполнять это правило.
Конечно, нельзя составить свод правил, который бы гарантировал общее уважение к руководителю, потому что оно включает множество составных частей, можно лишь отметить, что хороший руководитель:

1. помнит имя и отчество своих подчиненных, всегда здоровается со всеми;

2. не срывает гнев на других, особенно если у него плохое настроение;

3. не повышает голос в разговоре;

4. не напоминает подчиненному много раз о совершенной им ошибке и признает свои;

5. умеет ценить шутку и посмеется вместе со всеми, но не над слабостями подчиненных; умеет доверять своим сослуживцам, дорожит их временем и не отвлекает от основных занятий постоянными мелкими поручениями;
- умеет в меру возможностей отказываться на их просьбы личного характера, не стремясь потом показать, что оказал неоценимую услугу;

-обращаясь к подчиненным со служебным поручением,делает это вежливо;

- умеет быть достаточно толерантным к отдельным недостаткам своих подчиненных и в повседневной работе учитывает их.

Подчиненные должны уважать своего руководителя – без этого не возможна нормальная работа. Но уважение не означает подчеркивания своей любви к нему и унижения для подхалимства.
Человек, который хорошо разбирается в вопросах своей специальности и ставит интересы дела над симпатиями и антипатиями начальства в отношении себя, никогда не унизится до лести. С другой стороны, настоя-
щий руководитель всегда отличит подхалима от человека достойного.
Успехи в работе, высокое положение нередко застилают глаза человеку и он перестает видить, что успехи – результат труда всего коллектива, начинает считать себя «незаменимым», свысока относится к окружающим, при-
выкает к похвалам и лести. В коллективе должны существовать отношения доброжелательности и требовательности, уважения и ответственности, дисциплинированности и вежливости, ибо только такие нормы культуры поведения способствуют эффективной работе всего коллектива, личному успеху и авторитету руководителя, профессиональному росту и развитию каждого члена коллектива. Усвоение этих норм и правил этикета позволит будущему специалисту легче влиться в трудовой коллектив, правильно построить служебные отношения, способствовать быстрому овладению профессиональными навыками и поможет стать настоящим специалистом и культурным человеком.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Д.З. Этикет в учебном заведении | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 339; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.