Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общие черты управленческой деятельности




ЛЕКЦИЯ 9. СТРУКТУРА УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

9.1. Общие черты управленческой деятельности. 9.2. Формы управленческой

деятельности. 9.3. Методы управленческой деятельности. 9.4. Стадии управленческой деятельности. 9.5. Понятие управленческой технологии.

 

Органы государственной власти и местного самоуправления осу­ществляют цели и функции государственного управления посред­ством управленческой деятельности — специфического вида труда людей, требующего адекватной профессиональной подготовки и реализации в соответствующих приемах, способах, формах, мето­дах и т.д. В государственном управлении управленческая деятель­ность несет на себе его свойства, в частности, связанность с государ­ственной властью, системность, объектную универсальность и др. Одновременно она тождественна деятельности, выполняемой и в иных видах управления, поскольку отражает и организует внут­реннюю жизненную активность и внешние проявления любого субъекта управления. В отличие от формализованных целей, функ­ций и структур управления, управленческая деятельность есть са­ма мысль, чувство и труд человека в управленческих процессах, главным образом со стороны управляющих компонентов. В данной теме поэтому раскрывается вообще структура управленческой дея­тельности, с поправкой, разумеется, на ее специфику в государ­ственном управлении.

Хотелось бы еще раз акцентировать внимание на том, что сама Управленческая деятельность не является управлением, она его обслуживает, создает, обеспечивает, но только в том случае, когда формируются и реализуются управляющие содействия, осущест­вляется влияние на управляемые объекты. Казалось бы все видят и знают, что от управленческой деятельности, исполняемой в государственных органах (да и в субъектах иных видов управления), порой мало результатов, нередко она вообще разрушает обществен­ные связи и процессы, вредит людям, которые на нее жалуются, но большинство наших исследователей продолжают выдавать ее за управление. Трудно сказать, чего здесь больше: лукавства или не­понимания. При любом объяснении такая подмена уводит и сами государственные органы, и общество от анализа и оценки, а затем и совершенствования по существу все вопросы теории и практики государственного управления. Что не исключает, разумеется, изу­чения самой управленческой деятельности как движущей силы управления.

Управленческая деятельность как объект исследования в XX ве­ке привлекала самое пристальное внимание научной мысли. Ос­новные суждения по управлению, высказанные в трудах Г. Форда, Ф. Тейлора, Г. Эмерсона, А. Файоля и всех их последователей вплоть до сегодняшнего дня, посвящены как раз управленческой деятельности — соединению в управлении научного знания, техни­ческих средств, трудовых и эвристических способностей человека. Именно здесь были открыты и введены в действие огромные резер­вы рационализации и повышения эффективности управления, а на его базе и с его помощью — всей общественной и частной жизнеде­ятельности людей. Управленческой деятельности посвящена об­ширная и разноплановая научная литература, которую надо изу­чать каждому управленцу88. Здесь предлагаются лишь некоторые выводы из нее.

Управленческая деятельность — явление прикладного харак­тера, ибо она не имеет самоценности, а призвана обслуживать реа­лизацию целей и функций управления, обеспечивать подготовку и проведение в жизнь управленческих решений и действий. Ее мож­но определить как набор (совокупность) выработанных историче­ским опытом, научным познанием и талантом людей навыков, уме­ний, способов, средств целесообразных поступков и действий чело­века в сфере управления.

Управленческая деятельность отличается интеллектуальным содержанием, поскольку всегда направлена на выработку, принятие и практическую реализацию управленческих решений, при­званных изменять в искомом смысле состояние и течение общест­венных процессов, сознание, поведение и деятельность людей. Она должна быть способной отражать социальную действительность и все происходящее в ней, вскрывать имеющиеся в ней ресурсы, средства и резервы, находить оптимальные способы ее совершен­ствования и перевода на новый уровень. Главный ее смысл — полу­чение нового качества управляемого процесса, что невозможно без серьезных творческих усилий. Но это часто не понимается, и в управленческой деятельности обнаруживается много рутинного, однообразного, формального, отчего и объективные результаты ее весьма низки.

По своему предмету, с которым она неразрывно связана, управ­ленческая деятельность является информационной. Это получе­ние, осмысление, систематизация, хранение, выдача социальной и, прежде всего, управленческой информации. Существуют боль­шие трудности в получении того, что олицетворяет собой информацию, пригодную для государственного управления. Хаос фактов, событий, данных при их субъективистском комментировании во­все не является информацией. На самом деле ею может быть только то, что характеризует тот или иной общественный процесс в целом, с выявлением причин и движущих сил, определяющих его состоя­ние и динамику. Иначе не выработать нужные управляющие воз­действия. Управленческая деятельность в основе своей и посвяще­на поиску, отбору, закреплению (фиксации) и введению в общест­венные процессы, в сознание, поведение и деятельность людей управленческой информации. Соответственно она приспособлена к этому и должна совершенствоваться с изменением объема, содер­жания и структуры информации, необходимой для качественного государственного управления.

Управленческая деятельность представляет собой сложное социаль­но-психологическое явление с ярко выраженной доминантой во­ли. Каждый человек, занятый ею, практически постоянно совер­шает мыслительные и волевые операции анализа, оценки, выбора, Решения, подчинения и исполнения, команды и контроля и т.д. и т.п. Это создает в коллективах органов государственной власти и Местного самоуправления особый социально-психологический микроклимат, активно влияющий на сознание, чувства, жизнен­ные ориентации человека и формирующий определенный тип пове­дения и деятельности. Не случайно даже внешний вид «человека власти» весьма отличается от того, кто никогда ею не владел. По­стоянное напряжение воли, груз ответственности, дисциплиниро­ванность, подчинение собственного «я» исполнению государствен­ной должности — вот естественные черты, которые присущи управ­ленческой деятельности в нормальном государственном органе. Если этого нет, то формируемые и реализуемые таким органом управляю­щие воздействия вряд ли могут пользоваться авторитетом среди людей и в какой-то мере влиять на их сознание, поведение и дея­тельность89.

Следует обратить внимание на то, что управленческая деятель­ность всегда выступает коллективистской, ибо она осуществляет­ся в коллективе какого-либо государственного органа и одновре­менно предполагает взаимодействие с коллективами людей в дру­гих государственных органах по вертикали и по горизонтали; в ней имеет место специализация по определенным предметам, содержа­нию и видам работ, которая требует кооперации в целях комплекс­ной реализации компетенции государственного органа и в целом функций государственного управления. Формальное построение органа по подразделениям и должностям создает лишь логическую схему для коллективной управленческой деятельности, которая каждый раз, с учетом свойств конкретных людей, должна быть ре­ализована на практике. Однако порой момент коллективности не­дооценивается, руководители делают упор на самих себя или близ­кое им окружение. Управленческая деятельность теряет свой по­тенциал и снижает эффективность управления. Особо актуален момент коллективности в крупных коллективах государственных органов, где имеются сотни, а то и тысячи государственных долж­ностей.

Управленческая деятельность многогранна по своим проявлени­ям. Это и люди, и знания, и информация, и технические средства, которые образуют сложное комплексное явление. Можно получать много информации, но из-за отсутствия знаний или технических средств не уметь ее обрабатывать. Можно иметь (по штатному рас­писанию) значительный управленческий коллектив, но он по при­чине низкого профессионализма не в состоянии обеспечивать реа­лизацию компетенции государственного органа. Только взвешен­ное, сбалансированное введение в действие всех элементов управленческой деятельности способно придавать ей рациональ­ность и эффективность. Тем самым комплексность можно и нужно относить к важнейшей общей черте управленческой деятельности.

Вместе с тем, несмотря на предопределенность управленческой деятельности свойствами и мотивами, профессиональной подготов­кой и жизненной активностью человеческой натуры, она в государ­ственном управлении получает юридическую заданность, чет­кость и выразимость. Это — деятельность, которую соответствую­щие государственные органы и должностные лица обязаны осуществлять, причем так и таким образом, как требуется для реа­лизации компетенции каждого конкретного государственного ор­гана, а в нем — каждой государственной должности. Поэтому мно­гие элементы управленческой деятельности не только юридически описываются, но и «привязываются» к государственным органам, закрепляются в их правовом статусе в виде процессуальных норм (управленческих процедур). Отсюда и отождествление элементов управленческой деятельности с элементами управленческого про­цесса.

 

9.2. ФОРМЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ90

В государственном управлении формы управленческой деятель­ности — наиболее важные элементы, ибо посредством именно их опредмечивается реализация компетенции государственных орга­нов. Так, изучение какой-либо ситуации закрепляется в справке либо в информационной записке, по которым можно знать резуль­таты изучения и оценку ситуации. Если по этой ситуации необходи­мо управленческое решение, то оно принимается государственным органом в виде правового акта, подлежащего соответствующему ис­полнению. Формы, управленческой деятельности представляют

собой внешние, постоянно и типизированно фиксируемые выраже­ния (проявления) практической активности государственных орга­нов по формированию и реализации управленческих целей и функ­ций и обеспечению их собственной жизнедеятельности. По формам мы можем судить о том, что и как делается в государственных ор­ганах по осуществлению их компетенции.

Обычно среди форм государственно-управленческой деятельно­сти выделяют: а) установление норм права; б) применение норм пра­ва; в) осуществление организационных действий (оперативно-орга­низаторская работа); г) осуществление материально-технических операций. Думается, что вполне можно говорить о двух формах: правовых, посредством которых фиксируются управленческие ре­шения и действия, имеющие юридический смысл (установление и применение правовых норм); и организационных, связанных с осу­ществлением определенных коллективных либо индивидуальных действий (оперативно-организационных и материально-техниче­ских операций). Особое место занимают организационно-правовые формы, констатирующие тот факт, что в государственных органах многие правовые формы являются юридически корректными толь­ко в случае их принятия посредством установленных организаци­онных форм. Строгие организационные процедуры действуют в со­ответствии с регламентами при принятии правовых актов пред­ставительными органами государственной власти и местного самоуправления. Они значимы и в деятельности коллегиальных органов исполнительной власти, не говоря уже об органах судебной власти. Нарушение таких организационных форм делает ничтож­ными соответствующие правовые акты.

Правовые формы управленческой деятельности используются главным образом при подготовке, принятии и исполнении управ­ленческих решений. Здесь важно, чтобы основные управленческие действия, операции, прогнозные оценки, экспертизы, статистиче­ские обобщения, информационные сведения, социологические дан­ные, законодательные нормы и другие материалы, лежащие в осно­вании управленческих решений, были четко документированы, т.е. представлены в должной правовой форме. Ведь от того, на­сколько достоверны и фактологичны основания, инициирующие управленческие решения и составляющие часто их содержание, во многом, если не в главном, зависят актуальность, рациональность и эффективность государственного управления. Но все еще неред­ки случаи, когда управленческое решение уже принято, начинает дополняться, а потом обнаруживается, что его основания ложны и виновных не сыскать.

Поскольку управленческое решение представляет собой в боль­шинстве случаев правовой акт, существует проблема соотнесения его с компетенцией данного государственного органа, а также действующими материальными и процессуальными правовыми (нормами. Причем имеется в виду не формальное соотнесение, чем нередко ограничиваются, а сущностное, содержательное. Роль пра­вового акта в государственном управлении определяется, конечно, тем, соблюдены ли все правовые процедуры и требования при его подготовке и принятии, но самое главное тем, каким реальным управляющим потенциалом оно обладает. Правовые формы, в ко­торые облекается все связанное с управленческими решениями, не являются только бюрократическим изобретением. Их назначение заключается в обеспечении и усилении правового смысла правовых актов с тем, чтобы каждый из них всегда исходил из законодатель­ства, принимался в режиме законности и в своем содержании обес­печивал права, свободы и обязанности граждан. Отсюда актуаль­ность надлежащего правового регулирования всех аспектов государ­ственного управления, о чем будет сказано ниже (11).

Соблюдение правовых форм необходимо также и при исполнении управленческих решений. Это правила доведения решений до ис­полнителей, вплоть до их росписей с указанием даты получения; типовые документы об оперативном и контрольном информирова­нии хода исполнения; акты проверок и статистические сведения; материалы анализа и оценки вновь возникшей управленческой си­туации и многое другое, что требуется для того, чтобы иметь досто­верное знание о качестве государственного управления. В общем правовые формы придают «материальную» выразимость управлен­ческой деятельности, что способствует ее совершенствованию и из­мерению с точки зрения эффективности проведения в жизнь целей и функций государственного управления.

Большое место в управленческой деятельности занимают органи­зационные формы, которые можно охарактеризовать как способы свободного коллективного поиска оптимального варианта решения какой-либо управленческой проблемы. В отличие от правовой фор­мы, где выражено одностороннее волеизъявление уполномоченно­го на реализацию компетенции государственного органа, в органи­зационных формах более представлены различные точки зрения ц подходы, обсуждения и дискуссии, компромиссы и согласования. Здесь в принципе на равных должны предлагаться идеи, вводиться многообразные знания, взвешиваться альтернативы. Тем самым организационные формы позволяют решать по меньшей мере две задачи: проведения «мозговой атаки» на сложную, особенно спор­ную управленческую проблему и обеспечения в процессе ее извест­ного компромисса и согласования возможных управленческих ре­шений и действий.

В управленческой практике используется много организацион­ных элементов: сессии, заседания, совещания, конференции, опе­ративки и т.д. Все названия трудно перечислить, хотя их можно определенным образом сгруппировать:

- организационные действия;

- организационные мероприятия;

- организационные формы;

- организационные — правовые формы;

- организационные структуры.

Каждая группа отличается своим набором организационных эле­ментов, местом и ролью в управленческой деятельности и в государ­ственном управлении.

Исторические анализы выявляют интересные тенденции, ко­гда обширные пробелы в правовом регулировании государствен­ного управления, слабый профессионализм управленческих кад­ров, кризисное состояние управленческих ситуаций приводят к тому, что государственные органы буквально «захлестывают» организационные элементы. Посредством их демонстрируется активность управленческой деятельности и ее якобы демокра­тизм. На самом деле подобную организационную активность от­личают существенные ошибки. Она не разграничивается с орга­низационными формами научных дискуссий и сводится порой к пустоговорению по принципу «собрались, поговорили, разо­шлись».

Организационным формам управленческой деятельности не прида­ется управленческий смысл, сводящийся к тому, что общее согласо­ванное мнение, сформулированное в результате коллективных поис­ков, представляет собой такое же управленческое решение, как и правовой акт. Вывод, сделанный в любой организационной форме, подлежит исполнению, практической реализации. Недооцениваются условия и факторы рациональности организационных форм управ­ленческой деятельности: состав участников, заинтересованных и компетентных в обсуждаемой управленческой проблеме; способы ак­туализации интеллектуального и должностного потенциала собрав­шихся; время и длительность проведения мероприятия; фиксация результатов обсуждения и придание им публичного звучания; конт­роль за исполнением итогов обсуждения. На использование организа­ционных форм затрачиваются крупные материальные и финансовые ресурсы, но отдача от них нередко очень низка. Нельзя не сказать и о том, что порой с помощью организационных форм ведется бюрокра­тическая игра вокруг острых общественных проблем. Создается ви­димость того, что проблемы находятся в поле внимания, их «видят», по ним «говорят», тогда, как в действительности они не решаются.

Мировой наукой и практикой выработано немало предложений по повышению эффективности организационных форм управлен­ческой деятельности. Надо изучать европейский, азиатский и аме­риканский опыт и смелее использовать его в национальном государ­ственном управлении. Вывод: к организационным и правовым формам управленческой деятельности необходим комплексный подход; они применяются в сочетании, с учетом сильных и слабых сторон каждой из форм, дифференцированно и конкретно, исходя из управленческой проблемы и ситуации, и каждый раз измеряют­ся и оцениваются по результатам практического влияния на управ­ленческие процессы. Нет форм, применимых к любому случаю, каждая форма содержит лишь присущий ей потенциал решения определенной управленческой проблемы. Чтобы найти его и ис­пользовать, нужны знания, опыт и развитая интуиция.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 563; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.117 сек.