Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие принципа государственного управления




ЛЕКЦИЯ 10. ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Вопросы для размышления и дискуссии

1. В чем суть управленческой деятельности?

2. Назовите формы управленческой деятельности.

3. Перечислите методы управленческой деятельности.

4. Назовите стадии управленческой деятельности.

5. Что такое управленческая технология? Опишите пример из собственной практики.

 

 

10.1. Понятие принципа государственного управления. 10.2. Основания системати­зации принципов государственного управления. 10.3. Виды принципов государ­ственного управления. 10.4. Применение принципов государственного управления.

 

Принцип (от лат. principium) — это специфическое понятие, в ко­тором содержатся не столько сама закономерность, отношение, взаимосвязь, сколько наше знание о них. Принцип есть фиксация результатов научного познания со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Поэтому в логической схеме онтологических элементов государ­ственного управления (5.1) принципы взяты в скобки с тем, чтобы подчеркнуть их отличие от природы общества, целей, функций и структуры государственного управления, которые существуют объек­тивно и имеют материальную фиксацию. К сожалению, многие ав­торы, которые ссылаются на первое издание «Курса лекций» и мои более ранние книги, этого не поняли. Они принципами считают либо сами объективные основы государственного управления, либо сугубо субъективное представление о каких-либо элементах или взаимосвя­зях в системе государственного управления. Тем самым игнорирует­ся главная мысль: связанность, взаимообусловленность объективно­го и субъективного и основной связи между ними — познания. А зна­чит, и диалектики развития познания в результате человеческой практики. Подобный подход выхолащивает суть проблемы, сводит ее к субъективному постулированию чего угодно произвольного.

Прежде всего в проблеме принципов государственного управле­ния можно выделить три взаимосвязанных и взаимообусловлен­ных аспекта:

- во-первых, онтологический, раскрывающий генезис принципов их взаимосвязи с природой, сущностью, местом и ролью тех закономерностей, отношений и взаимосвязей, которые они отражают; этот аспект способствует выявлению оснований, объективных предпосылок, необходимых для систематизации принципов госу­дарственного управления;

- во-вторых, гносеологический, связанный с анализом характера принципов, языком, логикой и структурой их адекватной научной интерпретации; это понятно изложенное и достоверное научное t знание об онтологии того, что обозначается понятием принципа;

- в третьих, методологический, показывающий роль принципов в теоретической и практической деятельности людей в сфере госу­дарственного управления, их значение как инструмента преобразо­вания государственно-управленческих явлений, условия и способы их действенного применения в управленческой практике.

Каждый из названных аспектов требует серьезного исследова­ния, ибо принципы нельзя просто выдвигать, что встречается до­вольно часто, им нельзя произвольно давать те или иные названия, ' как и нельзя думать, что они могут действовать автоматически. Очевидно, что не все закономерности, отношения и взаимосвязи го­сударственного управления на сегодняшний день познаны и описа­ны посредством принципов. Многое еще неизвестно и нужно зани­маться познанием; то, что зафиксировано и кажется в какой-то момент истинным, тоже динамично; постоянно меняются объек­тивные условия, которые воспроизводят закономерности, отноше­ния и взаимосвязи государственного управления, а также субъек­тивные факторы, которые их воспринимают и применяют; разви­ваются средства познания, научные инструменты обнаружения закономерностей, отношений и взаимосвязей государственного управления, обогащается опыт их использования в общественной практике.

Следовательно, необходима активная интеллектуальная работа над актуализацией научного понимания тех или иных принципов. Практическое действие принципов государственного управления также не зависит от них самих, а всецело определяется отношени­ем к ним людей. Мало знать принципы, надо еще хотеть и мочь применять их в управленческих процессах. В литературе называется множество принципов (Г. Эмерсон — двенадцать, А. Файоль — четырнадцать, Д. Карнеги — двадцать девять и т.д.), но это вовсе не означает, что все они или некоторые из них на самом деле при­меняются в управлении и влияют на него.

В проблеме принципов государственного управления наиболее ощутимо проявляется диалектика объективного и субъективного познания, знания и практического действия. Они не предмет чис­того сознания, умозрительности, и поэтому трудно соглашаться с теми авторами, в том числе и весьма именитыми, которые дают перечень тех или иных принципов, не утруждая себя особо доказа­тельствами их материального бытия. Принципы объективны по природе и содержанию, но по своему выражению, оформлению и закреплению являются фактом сознания. Это — проявление объек­тивных законов в субъективной форме, в общественном сознании. Неразрывность объективного и субъективного составляет весь гносеологический и методологический «секрет» проблемы прин­ципов государственного управления. Не случайно мировая общест­венная мысль в течение почти всего XX века усиленно исследовала данную проблему и практически в каждой крупной работе по управ­лению (любому виду) о ней что-то говорилось.

В рассматриваемом аспекте важно также отчетливо представлять себе вопрос о выразимости принципов государственного управле­ния в правовой форме. В научной литературе постоянно отмечается целесообразность закрепления их в нормах конституционного, ад­министративного и других отраслей права. Конечно, нормативное (в законодательстве) закрепление принципов государственного управления вносит большую конкретность и устойчивость в управ­ленческие отношения, позволяет вернее судить о том, кто и что конкретно должен делать для реализации данных принципов, га­рантирует их строгое соблюдение.

Следовательно, когда речь идет о принципах государственного управления, то представляется, что их понятие должно иметь в ка­честве своих источников объективные управленческие явления и процессы и раскрывать их природу и управленческую роль; пра­вильно, на основе точного изображения действительности описы­вать закономерности, отношения и взаимосвязи государственно-управленческой реальности; отражаться в такой форме, которая соответствует требованиям диалектической логики, показывать развивающуюся сущность определенного государственно-управ­ленческого отношения, способствовать эффективному использова­нию научных знаний в практике управления.

Процесс выявления и обоснования принципов государственного управления должен отвечать следующим требованиям:

а) отражать не любые, а только наиболее существенные, главные, объективно-необходимые закономерности, отношения и взаимо­связи государственного управления;

б) характеризовать лишь устойчивые закономерности, отноше­ния и взаимосвязи в государственном управлении;

в) охватывать преимущественно такие закономерности, отноше­ния и взаимосвязи, которые присущи государственному управле­нию как целостному социальному явлению, т.е. имеющих общий, а не частный характер;

г) отражать специфику государственного управления, его отли­чие от других видов управления.

Стало быть, понятие «принцип государственного управления» призвано вначале в научной, а затем и в правовой форме отражать закономерности, отношения и взаимосвязи, объективно существу­ющие в государственном управлении и имеющие особое значение для его организации и функционирования. Оно должно «впитать» в себя генетические основы принципов, их логические и правовые формы и их методологическую роль.

Принцип государственного управления представляет собой за­кономерность, отношение или взаимосвязь общественно-полити­ческой природы и других групп элементов государственного управ­ления (системы онтологических элементов), выраженную в виде определенного научного положения, закрепленного в большинстве своем правом и применяемого в теоретической и практической де­ятельности людей по управлению.

К отличительным свойствам принципов государственного управ­ления относятся их диалектичность и основанная на ней систем­ность. Каждая закономерность, отношение и взаимосвязь сложны по своей структуре, содержат в себе подчас противоречивые, разно­направленные моменты. Между различными принципами можно обнаружить определенные противоречия и вместе с тем взаимодополнения, взаимопереходы. При характеристике того или иного принципа приходится учитывать его взаимосвязь с другими принци­пами, дополняемость ими и зависимость от них. Сложные взаимо­связи и взаимодействия между принципами существуют в рамках их целостной системы, в которой они уравновешивают или усили­вают друг друга, раскрывают в полной мере свою природу и свои регулирующие способности.

Именно в системе каждый принцип имеет структурно отведенное ему место; в ней и через нее он выражает и свою индивидуальность. Система определяет также границы, способы и другие проявления конкретного применения принципов. Значит, полное раскрытие со­держания и потенциала любого принципа государственного управ­ления возможно лишь в рамках и с учетом его системных зависи­мостей.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 534; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.