Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 4 – Тарифные и нетарифные методы ограничения международной торговли




Правительство должно проводить такую политику, чтобы страна получала выгоду от внешнеэкономических связей. Национально-экономические интересы могут не совпадать с интересами отдельных фирм, граждан.

Тема 3 – Основы государственного регулирования внешнеторговой политики

Внешнеторговая политика – это целенаправленное воздействие государства на внешнеторговые отношения с другими странами. Участниками внешнеэкономической политики, носителями соответствующих экономических и политических интересов могут быть:

- государственные органы законодательной, исполнительной и судебной власти (в соответствии с объемом закрепленных за ними полномочий в соответствующей сфере);

- негосударственные институты. Они представлены организациями деловых кругов (союзами предпринимателей, экспортеров, торгово-промышленными палатами), а также политическими партиями и общественными организациями, которые участвуют в формировании и осуществлении внешнеторговой политики предусмотренными законом средствами и методами (через представительства в парламенте и правительстве, различных законосовещательных органах и т.д.);

- субъекты международного права (иностранные государства, международные организации), принимающие участие в формировании внешнеторговой политики через международно-правовой договорный механизм и интеграционные структуры;

- сами участники внешнеэкономической деятельности.

Основные цели внешнеторговой политики:

- изменение степени и способов включения данной страны в МРТ;

- изменение объемов и соотношения экспорта (импорта);

- обеспечение страны необходимыми ресурсами.

Группы инструментов регулирования внешнеторговой деятельности:

1) административные (нетарифные) при использовании которых нарушается рыночный механизм, сокраща­ется ассортимент товаров, возможности доступа к ресурсам и фактически насильственным путем предрешается выбор про­дукции или ресурсов потребителем в пользу отечественных:

§ запреты (эмбарго, ограничения) экспорта (импорта);

§ лицензирование и квотирование экспорта (импорта);

§ добровольное ограничение экспорта (импорта);

§ бюрокра­тическое усложнение таможенных процедур.

Они увеличивают неопределенность и расходы на содер­жание товарно-материальных запасов. Во Франции ввели требование пропускать все ввозимые видеомагнитофоны через один небольшой таможенный пост, расположенный дале­ко от крупных городов и плохо укомплектованный кадрами. Вызванные этим проволочки эффективно удерживали японс­кие магнитофоны за пределами французского рынка, пока не была достигнута договоренность о добровольной экспортной квоте, согласно которой Япония ограничивала свое проникно­вение на рынок Франции. Перуанские таможенники ввели за правило месяцами проводить таможенную очистку товаров, а затем взимать плату за хранение их на таможне в сумме, со­ставляющей значительную долю стоимости импорта

2) экономические (тарифные), при использовании которых окончательное право выбора импортного или местного товара сохраняется за потребителем, который руко­водствуются ценой, качеством, условиями поставки продукции:

§ таможенные пошлины, сборы, акцизы, внутреннее налогообложение, удорожающие ввозимый товар и снижаю­щие его конкурентоспособность на внутреннем рынке;

§ им­портные депозиты – беспроцентный вклад, который импортер должен внести в банк на определенный срок в сумме, равной всей или части стоимости ввозимого товара. Тем самым омертвляется его капитал и ограничивается платежеспособность;

§ уравнительное пограничное налогообложение;

3) технические барьеры в торговле:

§ стандарты и технические нормы;

§ методы определения соответствия стандартам;

§ нормы и правила безопасности;

§ системы сертификации;

§ санитарно-ветеринарные нормы;

§ нормы здравоохранения;

Страны обычно устанавливают стандар­ты по классификации, маркировке и проведению испытаний продукции, чтобы была возможность продажи отечественной продукции, но блокировался сбыт иностранной. Эти стандарты иногда вводятся под предлогом защиты безопасности и здоровья местного населе­ния. Однако недавно автомобилестроительные фирмы предложили законопроект, требующий от каждого автомобилестроителя увеличения эко­номии горючего на одинаковую процент­ную долю по всем моделям. Такое предложение в случае его принятия будет обременительным для японских производителей.

4) меры, содействующие национальным экспортерам и производителям товаров для экспорта – различные субсидии;

5) валютно-финансовые инструменты:

§ маневрирование учетной ставкой ЦБ;

§ направленное воздействие на повышение (понижение) курса валюты;

§ использование кредитных механизмов.

6) торгово-договорные и другие средства, обеспечивающие правовые условия для развития внешней торговли: двусторонние и многосторонние соглашения.

В настоящее время международная практика идет по пути устранения административных инструментов регулирования внешнеторговой деятельности. Нетарифное регулирование применяется лишь в исключительных случаях. Подобную тенденцию можно наблюдать и у нас в России. Так, в Федеральном законе от 13 октября 1995г «О государственном регулировании внешне­торговой деятельности» установлено, что количественные ог­раничения могут вводится в исключительных случаях Правительством РФ. К ним относятся: обес­печение национальной безопасности РФ, выполнение междуна­родных обязательств. РФ с учетом состояния на внутреннем товарном рынке, защита внутреннего рынка РФ и др.

Основными направлениями внешней торговли являются протекционизм, политика свободной торговли и умеренная торговая политика, в каких-то пропорциях сочетающей элементы свободной торговли и протекционизма, но в отношении различной продукции. Экстремальных случаев в реальном мире не встречается, хотя в разные периоды отдельные государства подходили близко либо к полному прекращению торговли с внешним миром (Албания), либо к полной либерализации торгового режима (Исландия).

Политика свободной торговли (free trader) – отказ или воздержание государства от непосредственного воздействия на внешнюю торговлю, но при этом государство заключает договоры с другими странами с целью создания благоприятных условий за рубежом для национальной экономики. В условиях свободной торговли мировое предложение намного превышает внутренний спрос.

Положительные стороны:

- дает максимальную свободу для действия рыночных сил в стремлении получить максимальные выгоды из МРТ и международного товарного обмена;

- страны становятся более взаимосвязаны и политически развиты;

- дает преимущество более сильным в экономическом плане странам (отраслям).

Протекционизм (protection) – государственная политика, направленная на защиту национальной экономики от иностранной конкуренции. Выделяют селективный протекционизм (защита не всей экономики, а отдельных отраслей) и коллективный протекционизм (протекционизм, проводимый интеграционными группировками по отношению к третьим странам).

Положительные стороны:

- облегчает развитие молодых отраслей производства, которые лучше развиты в других странах;

- является необходимым условием индустриализации в развивающихся странах;

- сокращает безработицу;

Отрицательные стороны:

- в длительном периоде приводит к формированию неэффективной отраслевой структуры национальной экономики;

- автаркия – крайняя форма, стремление страны ограничить импорт только объемами экспорта, внешнеторговое сольдо стремиться к нулю.

Важную роль в регулировании международной торговли играет Всемирная торговая организация (ВТО). Она является главным инструментом предот­вращения протекционизма в мировой торговле. ВТО является правопреемницей действовавшего с 1947 года Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), начала свою деятельность с 1 января 1995 года. После второй мировой войны западные союзники за счет заключения торговых соглашений попытались решить три задачи:

- создать согласованные рамки для обеспечения международной торговли;

- выработать кодекс норм поведения, предотвраща­ющих односторонние акции по ограничению обмена;

- образо­вать структуру для постепенного устранения торговых барьеров.

Глав­ным мотивом этой деятельности стало стремление избежать повто­рения событий 1930-х годов, когда мировая торговля сократилась в небывалых масштабах, обострив всемирный кризис. Возникла тен­денция к либерализации торговли. Подписание Бреттонвудских соглашений в 1944г и создание Международного валютного фонда (МВФ) и Мирового банка обеспечили базу нового международного порядка в финансовой сфере. В 1934г США приняли Закон о торговой экс­пансии, который позволял президенту США вести двусторонние переговоры о снижении торговых пошлин. В 1945г американский Конгресс продлил срок действия этого закона, и США призвали другие страны к заключению многостороннего соглашения о вза­имном снижении таможенных пошлин.

В феврале 1946г Экономический и Социальный совет ООН на своем первом заседании принял резолюцию в поддержку созыва конференции по разработке устава Организации международной тор­говли (ОМТ). В апреле – ноябре 1947г в Женеве состоялось первое заседание конференции. В ее повестку дня входили три вопроса: подготовка устава ОМТ, переговоры об общем соглашении о мно­госторонних сокращениях пошлин, закрепление общих положений об обязательствах в области таможенной политики. Резолюции по двум последним вопросам легли в основу ГАТТ.

Конференция в Гаване в ноябре 1947 - марте 1948гг завершила разработку устава ОМТ, который так и не был утвержден Конгрес­сом США. Временная комиссия, образованная для создания ОМТ, стала секретариатом ГАТТ, которое формально не являлось между­народной организацией и было лишь международным соглашени­ем. В 1948г 20 стран подписали протокол к соглашению о сокраще­нии пошлин, а в 1989г уже 97 стран присоединились к ГАТТ.

В соглашение ГАТТ входят четыре части, каса­ющиеся базовых обязательств договаривающихся сторон, исклю­чений из них, поправок, вносимых в течение года, и статей по развивающимся странам. Соглашение про­возглашает 3 принципа.

1) Отказ от дискриминации между торговыми партнерами. ГАТТ
содержит оговорку о режиме наибольшего благоприятствования. Это
самый важный принцип соглашения. Он обеспечивает равное отношение ко всем партнерам в торговых переговорах. Если две страны договариваются о взаимном сокращении таможенных пошлин или других форм защиты, то эта уступка должна быть немедленно перенесена на другие страны. Аналогичным образом, если в целях защиты национальной экономики страна принимает ограничительные меры, то они распространяются на всех ее партнеров без всякой дискриминации.

2) Взаимность тарифных уступок. Принцип гласит, что страна, принимающая уступку по тарифам, должна также предложить обратную уступку; переговоры должны проходить на основе взаимной выгоды. Цель этого положения – не дать странам пользоваться сокращением торговых пошлин, не снижая в ответ собственных пошлин, что должно способствовать снятию препятствий в международной торговле.

3) Гласность торговой политики запрещает использовать меры прямого контроля над внешней торговлей, например количественные ограничения, поскольку они имеют более неблагоприятный экономический эффект, чем таможенные пошлины.

Важную роль играют и исключения из общих принципов. Они предусмотрены для каждого из указанных выше принципов. При­знается существование краткосрочных потребностей страны, ис­пытывающей серьезные трудности и нуждающейся в защите ослабленных отечественных отраслей. Предусмотрены следующие исклю­чения:

§ стране разрешается применять торговые ограничения, если
импорт наносит существенный ущерб местному производству;

§ применение компенсационных пошлин допускается, если
партнер ведет дискриминационную торговую деятельность или применяет демпинг;

§ внутри зоны свободной торговли или таможенного союза партнерам по объединению может предоставляться предпочтительный режим;

§ развивающиеся страны, подписавшие соглашение ГАТТ, могут пользоваться режимом наибольшего благоприятствования, не применяя с 1966г. принцип взаимности;

§ в случае кризиса платежного баланса не запрещается накладывать количественные ограничения.

Постепенно ГАТТ превратилось в согласующий центр, рассматривающий жалобы различных стран на нарушения соглашений, а также в центр ведения переговоров. В целях ускорения либерализации торговли начались периодические общие переговоры. Можно выделить восемь этапов переговоров: Женева (1947); Аннси (1948); Торке (1950-1951); Женева (1955-1956); «раунд Диллона» (1961-1962, по имени американского госсекретаря по торговле) в Женеве; «раунд Кеннеди» (1964-1967) в Женеве; «ра­унд Токио» (1973-1979) в Женеве; наконец, Уругвайский раунд (1986-1994) в Женеве и Брюсселе.

Первые этапы торговых переговоров затрагивали примерно 45 000, а затем 58 000 товаров, составляю­щих почти половину мировой торговли. Их задачей являлась гармо­низация таможенной защиты участников переговоров. В конце кон­цов, эта гармонизация оказалась слабее, чем внутри зон свободной торговли или таможенных союзов. Более того, переговоры вели к большему снижению таможенных пошлин на сырье и полуфабри­каты, чем на готовую продукцию, что влекло за собой укрепление реальной защиты отраслей, производящих готовые промышленные изделия.

В ходе «раунда Кеннеди» участ­ники переговоров обсуждали прямые сокращения всех таможенных пошлин. Президент США Дж. Кеннеди получил от конгресса значительные полномочия. Его задачей стало добиться существенного сокращения всех таможенных тарифов минимум на 50%. Он также предложил отменить пошлины на товары, главными поставщика­ми которых являлись США и страны Европы. Подписанное в 1967г соглашение закрепило снижение пошлин на 36-39%, распростра­нявшееся на 75% всех товаров. Была также проведена определенная гармонизация защиты национальных экономик. Сокращения не за­тронули сельскохозяйственную продукцию, активно защищаемую каждой страной-производителем, а также такие промышленные товары, как текстиль.

В ходе «раунда Токио» партнеры выразили решимость гармонизировать таможенные пошлины и ре­шить вопрос о борьбе с нетарифным протекционизмом, масштабы которого нарастали. Пошлины были сокращены на 33-38%. Стра­ны с высокими торговыми пошлинами в большей степени ослаби­ли защиту национальной экономики. Сокращения мало затронули сельскохозяйствен­ную продукцию, отрасли, производящие текстиль, кожу, обувь. Вопрос о нетарифных барьерах так и не был решен.

Переговоры, проведенные под эгидой ГАТТ, привели к ослаблению таможенных барьеров в международном обмене. К середине 1990-х годов более половины объема торговли промышленными изделиями было освобождено от таможенных пошлин или облага­лось налогом менее 5%, а таможенные сборы размером более 20% применялись лишь к 5% из 34 000 статистических позиций по промышленным товарам. Но как минимум два обстоятельства подорва­ли роль ГАТТ в организации международной торговли. Это посте­пенное ослабление многосторонних соглашений под воздействием режима наибольшего благоприятствования и укрепление нетариф­ных барьеров.

Это явле­ние выражается в увеличении числа двусторонних соглашений, в частности устанавливающих режим наибольшего благоприятство­вания, которыми в 1985г было охвачено более 50% объема миро­вой торговли. Для стран ЕС этот показатель достигал 80%. Двусто­ронние соглашения охватывают, прежде всего, торговые отноше­ния с развивающимися странами. В 1964г. была создана Конферен­ция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), чтобы компенсиро­вать недостатки ГАТТ, мало приспособленного к потребностям раз­вивающихся стран. ЮНКТАД попыталась установить систему та­рифных преференций для товаров, экспортируемых из развиваю­щихся стран в развитые, - общую систему преференций (ОСП). В 1971г страны ЕС, Япония и Норвегия приняли такие системы. В 1970-е годы их примеру последовали другие страны, в частности США.

Принцип этой системы заключается в поощрении экспорта из развивающихся стран в развитые за счет практически полного устранения таможенных пошлин без требований взаимности и включения в режим наибольшего благоприятствования. Преференция принимает форму полного (по промышленным товарам) или час­тичного (для аграрной продукции) освобождения от пошлин. Тем не менее, это привилегированное положение содержит ряд исклю­чений. Из подобных соглашений исключен целый ряд товаров, счи­тающихся уязвимыми из-за конкуренции с продукцией развитых стран. Чаще всего, это текстиль, часы, электроника, продукция черной металлургии, обувь и изделия из стекла. Эти товары в 1981г. составляли 50% импорта из развивающихся стран. По таким това­рам, как правило, применяется квота на освобождение от пошли­ны, при превышении которой таможенные сборы действуют вновь; могут также применяться более жесткие режимы.

Именно в этих рамках обсуждались соглашения по торговле текстилем между развивающимися и развитыми странами, ограничивающие экспорт первых в последние. По самым «уязвимым» товарам и против самых конкурентоспособных экспортеров вводились так на­зываемые «буферные» нормы, препятствующие превышению опре­деленной доли в импорте страны. Как правило, эти нормы устанавливались в размере 15%. Некоторые развивающиеся страны были исключены из общей системы преференций, например Тайвань для ЕС, страны - экспортеры нефти для США. Многочисленные нормы и исключения ограничивали роль общей системы преференций. Например, в 1978г США импортировали из развивающихся стран товаров на 76 млрд. долл., но беспошлинно по режиму ОСП было ввезено продукции всего на 5,2 млрд. долл., т.е. 6,8% от общей суммы. Это положение способствовало также развитию двусторонних отношений и, тем самым, неравного подхода к партнерам.

Несмотря на то, что соглашения ГАТТ запретили использование нетарифных барьеров, последние широ­ко применялись в течение десятилетий, даже превосходя по попу­лярности таможенные пошлины. Возврат к этому явлению, извест­ному как «новый протекционизм», относится к 1970-м годам. В 1974г в ежегодном докладе МВФ о препятствиях в торговле впервые от­мечался явный рост этого вида защиты. Самый высокий уровень защиты сохраняли Франция, Бельгия, Австралия и Швей­цария. Кажется, что про­текционизм слабее всего развит в Японии, но по другим обстоя­тельствам, например, из-за предпочтения японцами отечествен­ных товаров (на рынок этой страны весьма трудно проникнуть).

Одной из главных задач торговых переговоров в рамках Уругвайского раунда являлась либерализация международного обмена, который сдерживался не­тарифными барьерами в сфере сельского хозяйства и услуг. Торго­вые переговоры начались в сентябре 1986г в Пунта-дель-Эсте. Этот этап переговоров между 105 странами должен был завер­шиться в конце 1990г. Другой задачей стало включение в междуна­родную торговлю развивающихся стран за счет облегчения им дос­тупа на рынки развитых стран наряду со снижением уровня защиты их национальных экономик (последнее, прежде всего, касалось новых индустриальных стран).

На протяжении переговоров шли споры между странами Евро­пы, США и развивающимися странами. Европейские страны, в частности, отказывалась сократить защиту продукции аграрного сектора, а развивающиеся страны опасались либерализации тор­говли услугами, в которой США обладают значительными сравни­тельными преимуществами. Несмотря на отставание от первона­чального расписания, заключительные соглашения Уругвайского раунда вступили в силу 1 января 1995 г. По этим соглашениям, подписанным 111 странами, существенно сокращались таможен­ные пошлины и нетарифные барьеры. На товары, импортируемые развитыми странами, потребляющими 2/3 мирового импорта (кроме нефти), таможенные пошлины в среднем были снижены с 6,3 до 3,9%.

Соглашения распространялись на сельскохозяйственные товары, текстиль и услуги. Они также предусматривали создание ВТО в январе 1995г, зада­чей которой является обеспечение законного и равноправного международного торгового обмена. Помимо наблюдения за тща­тельным исполнением договоренностей Уругвайского раунда (снятие таможенных барьеров, сокращение сельскохозяйствен­ных субсидий, продолжение переговоров по торговле услуга­ми) на ВТО возлагались новые задачи в области защиты окру­жающей среды, социальных прав, международного перемеще­ния рабочей силы и др.

ВТО была призвана заменить переговоры в рамках ГАТТ постоянными переговорами между членами организации. В ВТО действует правило консенсуса, а не большинства с долевыми коэффициентами голосов, что создает возможность блокады коллективных решений от­дельными странами.

Таможенные пошлины на промышленные товары в среднем сокращались на 40%, а иногда и полностью отменялись в течение первых четырех лет после вступления в силу заключительного акта. Сектор аграрной продукции впервые был либерализован за счет принятия обязательств об открытии доступа на рынки и постепен­ного сокращения государственной поддержки сельскохозяйствен­ного производства. Была запланирована долгосрочная реформа тор­говли сельскохозяйственными товарами. В течение ближайших 10 лет предусматривалось отменить соглашение 1974г по текстилю, ограничивавшее свободу торговли. Тем не менее, предполагалось создание переходного механизма, позволяющего странам-импор­терам защитить национальную экономику от угрозы нанесения ущерба.

Впервые торговля отдельными видами услуг была включена в соглашения ГАТТ, которые, однако, не распространялись на та­кие сектора, как телекоммуникации, финансовые услуги, морские перевозки и др. Соглашение об интеллектуальной собственности охватывало патенты, авторские права, права перевода и записи, торговые марки, чертежи и модели в целях борьбы с подделками. Наконец, предусматривалось принятие мер для открытия сферы государственных заказов для конкуренции.

В рамках Уругвайского раунда не были завершены переговоры, по которым не удалось достичь договоренностей. Это, прежде все­го, либерализация сферы финансовых услуг; переговоры по этой проблеме продолжены в ВТО. В области космической техники произошел конфликт между США и странами Европы из-за государственных субсидий. До принятия нового кодекса о субсидиях и компенсационных мерах с поправками для космической техники продолжает применяться двустороннее соглашение 1992г. Не урегулирован вопрос, касающийся субсидий национальным производителям стали, отмены нетарифных барьеров по стали и созда­ния особой системы многостороннего урегулирования. В области морского транспорта сдержанность ряда стран, в частности США, по открытию океанских перевозок не позволила достичь соглаше­ния, и проблема перешла к ВТО. В сфере воздушного транспорта из-за невозможности договориться об авиасборах действующее положение «заморожено» на пять лет. Либерализация средств те­лекоммуникации включена в рабочую программу ВТО.

Таким образом, ВТО представляет собой своеобразный многосторонний контракт (пакет соглашений). Пакет соглашений Уругвайского раунда объединяет около 50 многосторонних соглашений и других правовых документов, основными из которых являются Соглашение об учреждении ВТО и прилагаемые к нему многосторонние торговые соглашения:

I. Многосторонние соглашения по торговле товарами:

- Генеральное соглашение по тарифам и торговле 1994 г. (ГАТТ-94);

- Соглашение по сельскому хозяйству;

- Соглашение по применению санитарных и фитосанитарных мер;

- Соглашение по текстильным изделиям и одежде;

- Соглашение по техническим барьерам в торговле;

- Соглашение по инвестиционным мерам, связанным с торговлей (ТРИМС);

- Соглашение по применению Статьи VI ГАТТ-94 (Антидемпинговые процедуры);

- Соглашение по применению Статьи VII ГАТТ-94 (Оценка таможенной стоимости товаров);

- Соглашение по предотгрузочной инспекции;

- Соглашение по правилам происхождения;

- Соглашение по процедурам импортного лицензирования;

- Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам;

- Соглашение по защитным мерам.

II. Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС).

III. Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС).

IV. Договоренность о правилах и процедурах, регулирующих разрешение споров.

V. Механизм обзора торговой политики.

VI. Многосторонние соглашения с ограниченным участием (т.е. необязательные для всех членов ВТО): Соглашение по торговле гражданской авиа техникой и Соглашение по правительственным закупкам.

Существуют также так называемые секторальные тарифные инициативы («нулевой вариант», «гармонизация торговли химическими товарами», «информационные технологии»), в которых на добровольной основе участвует лишь часть стран – членов ВТО (в основном промышленно развитые государства).

Членом ВТО может быть страна, присоединившаяся ко всем соглашениям и догово­ренностям Уругвайского раунда торговых переговоров, кроме сле­дующих четырех соглашений: по торговле гражданской авиатехни­кой, по режиму правительственных закупок, по молочным продук­там и по говядине. На момент создания в ВТО входили 125 стран мира, обеспечивающих свыше 90% мирового товарооборота. По состоянию на октябрь 2002г в ВТО входят 145 стран. Самостоятельным чле­ном ВТО является Европейский союз. Штат Секретариата насчитывает 500 сотрудников. Штаб-квартира рас­положена в г. Женева, в Швейцарии.

Высшим органом ВТО является Конференция министров, на которой представлены все члены BTО. Конференция собирается не реже двух раз в год и принимает реше­ния по многосторонним торговым соглашениям. Повседневная работа ВТО осуществляется Генеральным советом, в который входят предста­вители всех государств-членов ВТО. Генеральный совет выполняет те­кущую работу, разрешает торговые споры, представляет регулярные обзоры торговой политики отдельных членов ВТО. Генеральный совет делегирует полномочия трем органам: Сове­ту по торговле товарами, Совету по торговле услугами и Совету по торговым аспектам интеллектуальной собственности, осуществляет контроль за выполнением и функционированием всех соглашений в рамках ВТО.

Членство в ВТО – важнейшее условие интеграции страны в мировую экономику, создания благоприятных возможностей для наращивания ее экспорта. Кроме того, правила ГАТТ содержат механизм разрешения торговых конфликтов, и это важнейший эле­мент защиты от неправомерных действий торговых партнеров. Нор­мы соглашений ГАТТ/ВТО являются международным торговым законом. Находясь вне общего правового пространства, страна об­рекает себя на положение аутсайдера в международной торговле, ибо к ней не применяются общие правила. В настоящее время вне этой организации находятся лишь две из крупных стран – Россия и Китай. Китай, бывший одним из основателей ГАТТ, добивается восстановления своего членства в ВТО. Кроме того, еще пример­но 25 стран (Болгария, Саудовская Аравия, Алжир, Монголия, ряд государств СНГ и др.) также ведут переговоры о вступлении в ВТО.

Процедура присоединения к ВТО достаточна, сложна и состоит из нескольких этапов. Эта процедура включает получе­ние страной статуса наблюдателя для ознакомления с правилами данной организации, механизмом ее функционирования. Затем по­дается заявление, которое рассматривается членами организации. В случае положительного решения формируется рабочая группа, которая занимается обеспечением переговоров

На первом этапе в рамках рабочих групп проис­ходит детальное рассмотрение экономического и торгово-политического режима страны. На втором этапе обсуждаются условия присое­динения страны к ВТО. При этом страна должна пойти на определен­ные уступки в плане предоставления более свободного доступа на ее рынок товаров и услуг, а также берет на себя обязательства по Согла­шениям, принятым ВТО. Взамен присоединяющаяся страна получает права, которыми обладают государства ВТО, что означает прекраще­ние дискриминации ее товаров и услуг на мировом рынке. Важным условием на пути присоединения страны к ВТО является приведение внешнеторгового законодательства государства в соответствие с зако­нодательством Всемирной торговой организации. Последним этапом на пути интеграции в ВТО является ратификация законодательным ор­ганом присоединяющейся страны пакета документов. По итогам заседаний рабочей группы делается доклад, а также составляется проект про­токола по присоединению страны, который содержит основные ус­ловия ее вступления. После того как протокол и доклад одобрены высшим органом ВТО, страна становится полноправным членом этой организации.

Участие в этой организации дает странам следующие преимущества:

1) защищает от дискриминации между торговыми партнерами;

2) предполагает взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования в отношении экспортных, импортных, транзитных операций и связанных с ними таможенных пошлин и сборов;

3) предусматривает взаимное предоставление национального режима. Национальный режим применительно к товарам и услугам иностранного происхождения означает, что, после того как к ним применены меры внешнеторгового регулирования, они обращаются во внутреннем торговом обороте страны на тех же основаниях, что и национальные товары и услуги. При их налогообложении, инспекции качества, транспортировке, реализации и потреблении не должно вводиться никаких специальных правил, которые ставили бы их в невыгодное положение по сравнению с отечественной продукцией. Запрещается, в частности, установление более строгих стандартов для импортных товаров или введение принудительных норм потребления национальной продукции;

4) обеспечивает информацией о деятельности данной организации;

5) дает договаривающимся сторонам правовую базу для осуществления торговых операций национальными участниками ВЭД.

В случае нарушения правил международной торговли страны-члены берут на себя обязательство не применять самостоятельно каких-либо действий, а искать разрешение возникающих проблем в ВТО, уважая и выполняя принятые ею решения. Для осуществления этих арбитражных функций в структуре ВТО существует Орган разрешения споров (ОРС). Он обладает монопольным правом учреждать арбитражные группы, утверждать решения этих групп и апелляций по их решениям, использовать жесткие временные рамки каждой процедуры, обеспечивать выполнение принятых решений и рекомендаций, применять принудительные меры при их невыполнении.

Существует две формы протекционизма:

1. ценовой (таможенные пошлины) – облагая налогом импорт, власти непосредственно повышают цену импортного товара на своей территории;

2. нетарифный (количественные ограничения) выражается в различных сборах и субсидиях, как правило, косвенных.

Таможенная пошлина – государственный денежный налог, взимаемый с провозимых через границу данной страны товаров, имущества, ценностей.

Таможенная система включает таможенные органы и таможенное законодательство. В систему таможенных органов входят:

- Государственный таможенный комитет – центральный орган исполнительной власти, осуществляющий непосредственное руководство таможенным делом;

- Региональные таможенные управления (в Российской Федерации их 17);

- Местные таможенные органы: таможни (154) и таможенные посты (510).

Таможня – это государственный орган, осуществляющий контроль за перемещением грузов через таможенную границу, их учет и взимание установленных таможенных пошлин и таможенных сборов.

Классификация таможенных пошлин:

1) По способу взимания:

§ адвалорные – начисляются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров. Таможенная стоимость складывается из цены экспортера + все внутренние налоги на данный импортный товар (акцизы, НДС, налог на продажу).

Они поддерживают одинаковый уровень внутреннего рынка независимо от колебаний цен на товар, изменяются лишь доходы бюджета. Недостаток – необходимость таможенной оценки стоимости товара, которая может колебаться в зависимости от таких факторов, как обменный курс валюты, уровень инфляции, уровень внутреннего налогообложения. В настоящее время 70-80% всех таможенных пошлин приходится на долю адвалорных. Они более удобны при импорте машинно-технических изделий, для которых свойственна значительная дифференциация производимой продукции;

§ специфические – начисляются в установленном размере за единицу облагаемого товара – массы, количества, площади, объема: на основании массы, подлежащей таможенному обложению (кофе, табак); на основании длины в метрах (игровые фильмы); на основании количества в литрах (вино, коньяк).

Обычно накладываются на стандартизированные товары и имеют неоспоримое преимущество, поскольку просты в администрировании и в большинстве случаев не оставляют надежды для злоупотреблений таможенных органов. Однако уровень таможенной защиты внутреннего рынка сильно зависит от колебания цены товара. Когда импортные цены возрастают, уровень защиты падает. Но, с другой стороны, во время экономического спада и падения импортных цен специфический тариф увеличивает уровень защиты национальных производителей;

§ комбинированные – сочетают оба названных вида таможенного обложения.

2) По объекту обложения:

§ импортные – накладываются на ввозимые в данную страну товары. Являются преимущественной формой пошлин, применяемой всеми странами мира для защиты национальных производителей от иностранной конкуренции;

§ экспортные – пошлины, которые накладываются на вывозимые товары при выпуске их за пределы таможенной территории государства. Применяются в случае большой разницы внутренних и мировых цен на экспортируемый товар;

§ транзитные – пошлины, которые накладываются на товары, перевозимые транзитом через территорию данной страны. Встречаются крайне редко и используются как средство торговой войны. Международный транзит – это перевозки иностранных грузов, при которых пункты отправления и назначения находятся за пределами данной страны. Доходы от таких перевозок являются активной статьей в балансе услуг государства.

3) По характеру:

§ сезонные – пошлины, которые применяются для оперативного регулирования международной торговли продукцией сезонного характера (сельскохозяйственной);

§ антидемпинговые – пошлины, которые применяются в случае ввоза на территорию страны товаров по цене более низкой, чем их нормальная цена в экспортирующей стране, если такой импорт наносит ущерб местным производителям подобных товаров либо препятствует организации и расширению национального производства таких товаров.

Демпинг – это продажа товара за рубежом по цене ниже внутренней. На внутреннем рынке компании покрывают убытки, понесенные от продажи товара за границей по низким ценам. Экспортная цена товара при демпинге определяется несколькими способами. Прежде всего, это цена, устанавливаемая в обычных условиях торговли на аналогичный товар, предназначенный для внутреннего потребления в экспортирующей стране или стране его происхождения. Если аналогичный товар на рынке экспортирующей страны отсутствует, то для сравнения выбирается представительная цена аналогичного товара на рынке третьей страны или сконструированная стоимость, которая включает как стоимость производства, так и сбытовые, административные и другие общие расходы;

§ компенсационные – пошлины, накладываемые на импорт тех товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии, наносящие ущерб производителям аналогичной продукции в импортирующей стране;

4) По типам ставок:

§ постоянные – таможенный тариф, ставки которого единовременно установлены властями и не могут изменяться в зависимости от ситуации;

§ переменные – таможенный тариф, ставки которого могут изменяться в установленных органами государственной власти случаях.

5) По способу вычисления:

§ номинальные – тарифные ставки, указанные в таможенном тарифе;

§ эффективные – реальный уровень таможенных пошлин на конечные товары, вычисленные с учетом уровня пошлин, наложенных на импортные узлы и детали;

6) По происхождению

§ автономная – пошлина, устанавливаемая на основании односторонних решений органов государственной власти страны. Ее ставки могут быть изменены решением компетентного органа без согласования со странами – внешнеторговыми партнерами.

§ договорная (конвенционная) – пошлина, устанавливаемая на базе двустороннего или многостороннего торгового договора только на те товары, которые оговорены в этом документе. Ставки таких пошлин не могут быть изменены в одностороннем порядке; срок их применения определяется периодом действия соответствующего документа.

§ преференциальная – льготная пошлина, вводимая в пониженных размерах для поощрения импорта определенных товаров из конкретных стран, входящих в экономические интеграционные группировки. Такие пошлины нельзя устанавливать на текстиль, кожа и изделия из нее, часы, электроника, продукция черной металлургии, обувь, нефтепродукты, обработанную сельскохозяйственную продукцию. По таким товарам применяется квота на освобождение от пошлины, выше которой таможенные сборы действуют вновь. По самым уязвимым товарам и против самых конкурентоспособных экспортеров вводятся «буферные» нормы, препятствующие увеличению доли в импорте страны.

Последствия введения таможенных пошлин: снижается внутреннее потребление импортируемого товара из-за роста цены на него, увеличивается национальное производство аналогичных товаров, пошлина является фискальным доходом правительства страны-импортера, и главное потребители «субсидируют» производителей своей страны, неся дополнительные потери в виде избыточных

Таможенные пошлины объединяются в таможенном тарифе – установленный на законодательном уровне свод ставок таможенных пошлин в зависимости от вида товара, пропускаемого через таможенную границу страны в обоих направлениях. Понятие таможенного тарифа используется также для обозначения особого инструмента внешнеторговой политики и как конкретная ставка таможенной пошлины. В таможенном тарифе устанавливается соответствие между двумя структурными элементами – товарной номенклатурой и ставками таможенных пошлин.

Первоначально в мировой практике применялась одна ставка пошлины, и тариф был одноколонным (простым). При таком тарифе величина пошлины едина вне зависимости от страны происхождения товара. Например, в начале 20 века в Китае все товары, ввозимые и вывозимые через морские китайские таможни, облагались единой ставкой 5%, в Индии такая ставка составляла 3,5%, в Египте – 8%. Однако с развитием экономики, диверсификацией товарной структуры внешней торговли, обострением конкурентной борьбы на мировых рынках происходит детализация и усложнение таможенных тарифов. В настоящее время распространены многоколонные тарифы, устанавливающие для каждой группы товаров две или большее количество ставок. Они позволяют использовать таможенные пошлины дифференцирование в зависимости от торгово-политического режима применяемого к конкретной стране.

В результате многосторонних переговоров достигнуто уменьшение тарифных препятствий. В настоящее время средний уровень таможенных пошлин стран – членов ВТО понизился с 40 до 5 – 7%. Вместе с этим возросло значение нетарифных торговых барьеров. Наиболее распространенной формой нетарифных барьеров является квота.

Квотирование (контингентирование) означает ограничение экспортных и/или импортных поставок количеством товаров (количественные квоты) или их суммарной стоимостью (стоимостные квоты) на установленный период времени Последствия аналогичны ценовому протекционизму, но финансовая отдача поступает не правительству, а может быть присвоена импортерами

Выделяются квоты:

§ общие, определяемые для государственных нужд;

§ естественные, связанные с ограниченностью пропускных способностей нефтепроводов, терминалов в портах и т.д.;

§ исключительные, вводимые в особых случаях, связанных с обеспечением национальной безопасности государства, защитой внутреннего рынка, выполнением международных обязательств.

Тарифная квота – разрешение на ввоз в страну определенного количества товара беспошлинно или по пониженным ставкам; товары, ввозимые сверх данного лимита, облагаются таможенными пошлинами по обычным ставкам.

Экспортные квоты вводятся либо в соответствии с международными стабилизационными соглашениями, устанавливающими долю каждой страны в общем экспорте определенного товара (например, экспорт нефти из стран ОПЕК), либо правительством страны для:

- обеспечения отечественных потребителей и производителей достаточными запасами товаров по низким ценам;

- ограничения экспорта с целью исключения повышения цен данного товара на внутреннем рынке;

- предупреждения истощения природных ресурсов;

- достижения военно-политических целей.

Импортные квоты ограничивают количество продукции, разрешенной для ввоза. Они вводятся для:

- защиты национального производства;

- достижения сбалансированности торгового баланса;

- регулирования спроса и предложения на внутреннем рынке;

- реагирования на дискриминационную торговую политику других государств.

Это ограничение не обязательно предназначено для защиты отечественных производителей. Например, Япония сохраняет квоты на ряд сельскохозяйственных продуктов, в ней не производящихся. Квотирование импорта является средством воздействия при ведении переговоров по сбыту национальной экспортной продукции, а также позволяет избегать чрезмерной зависимости от любой иной страны в отношении необходимых продуктов, запасы которых могут сократиться в случае ухудшения климатических или политических условий.

Так, квоты устанавливаются на импорт в ЕС из отдельных стран стальной продукции, сырого табака, текстиля, химикатов, обуви, изделий из стекла и др. Квотируется, в частности, ввоз стальных изделий из России. Импорт хлорфторуглеродов (фреонов) и других товаров, упомянутых в Монреальском протоколе 1987 г. о веществах, разрушающих озоновый слой, допускается только из стран, подписавших этот Протокол. Не допускается реализация и использование любых ядохимикатов, за исключением специально разрешенных странами ЕС. Запрещается импорт в ЕС слоновой кости, а с 1995 г. – шкур бобра, выдры, койота, волка, горностая, рыси, соболя, енота, барсука, куницы и полученных из них продуктов. С Россией ЕС заключил отдельное соглашение о торговле текстильными товарами, предусматривающее установление квот на ввоз в ЕС российских тканей, одежды, одеял, пледов, постельного и кухонного белья, прочих готовых изделий. По санитарным соображениям вводятся временные запреты на ввоз животных и растительных продуктов из стран, где зарегистрированы определенные заболевания.

Государство часто предпочитает использовать именно квоты как средство ограничения импорта, т.к.:

1) квота дает гарантию, что импорт не будет превышать определенную величину, поскольку лишает иностранных конкурентов возможности расширять продажи путем снижения цен;

2) квотирование является более гибким и оперативным инструментом политики, поскольку изменение тарифов обычно регламентируется национальным законодательством и международными соглашениями;

3) использование квот делает внешнеторговую политику более селективной, поскольку путем распределения лицензий государство может оказывать поддержку конкретным предприятиям и отраслям.

Распространенным способом установления ограничений внешнеторговых поставок является лицензирование. Оно может выступать составной частью квотирования или быть самостоятельным инструментом государственного регулирования. Лицензирование представляет собой ограничение в виде получения права или разрешения от уполномоченных на то государственных органов на совершение конкретных экспортных и/или импортных операций. В самой лицензии может устанавливаться порядок ввоза или вывоза товаров. Лицензия также может содержать разрешение на ввоз (вывоз) определенного объема товара – в этом случае лицензирование тесно связано с квотированием.

Государство выдает ограниченное количество лицензий, разрешающих экспорт или импорт, и запрещает нелицензированную торговлю. Лицензирование как мера оперативного регулирования ВЭС государством применяется на определенные периоды времени по конкретным товарам (работам, услугам), включенным в перечень продукции общегосударственного назначения, а также по отдельным странам и группам стран в тех случаях, когда этого требует состояние платежных отношений или иные экономические и политические условия. В Российской Федерации экспортной лицензией должно быть подтверждено право на вывоз квотируемого товара; кроме того, лицензированию подлежат экспорт и импорт специфических товаров, товаров и технологий военного и двойного (мирного и военного) назначения, ядерных материалов, драгоценных металлов и камней, наркотических и психотропных средств, ядов.

Механизмы распределения лицензий разнообразны. В мировой практике используется открытый конкурс, явное предпочтение, затратный метод. При открытом конкурсе лицензию получает фирма, предложившая за нее наивысшую цену; аукционная продажа позволяет внести конкуренцию в процесс распределения лицензий, дает возможность получить государству доход от их продажи. Система явных предпочтений означает их предоставление правительством наиболее авторитетным фирмам без предварительных заявок и переговоров. Затратным методом распределения лицензий является их передача в зависимости от наличия у претендентов производственных мощностей, квалифицированного персонала и других ресурсов.

Добровольное ограничение экспорта представляет собой один из вариантов квотирования. Это квота, вводимая страной-экспортером, а не страной-импортером. Здесь так называемая рента квотирования присваивается страной-экспортером. Часто экспортеры сырьевых и стратегических стран самостоятельно ограничивают экспорт и используют свое монопольное положение для того, чтобы продавать меньше, но по более высокой цене.

Оно может навязываться путем, например, убеждения или угрозы применения санкций; такая форма урегулирования лишь внешне представляется добровольной. Политика добровольного ограничения экспорта достаточно распространена. Известны случаи ограничения ввоза японских автомобилей в США (примерно 1,8 млн. автомобилей в год) или во Францию (3% рынка). Ряд стран берет на себя обязательства по ограничению поставок в ЕС автомобилей, некоторых станков, грузоподъемников, шарикоподшипников, кинескопов, видеомагнитофонов, микроволновых печей из Японии, сыра из Австралии, Новой Зеландии, Канады. Существуют соглашения РФ с ЕС о добровольном ограничении нами экспорта некоторых видов черных и цветных металлов, химической продукции, текстиля.

К настоящему времени заключено свыше 100 соглашений о добровольном ограничении экспорта и об установлении минимальных импортных цен. Проблемы возникают, когда квоты распределяются между странами, потому что необходимо гарантировать, чтобы товары из одной страны не переправлялись с нарушением установ­ленной в ней квоты во вторую страну. Такая ситуация имела место, когда США выдвинули обвинение, что одежда китайско­го производства нелегально поступала на таможню США как одежда, изготовленная в Макао.

Для защиты национального производства государство может не только ограничивать импорт, но и поощрять экспорт путем субсидирования отечественных экспортеров и косвенной дискриминации зарубежных импортеров.

Государственные субсидии производителям представляют собой альтернативу таможенным пошлинам, если приходится отменять пошлины, но защитить национальное производство.

Различают несколько видов субсидий:

- прямые, непосредственно выплачиваемые экспортерам надбавки (премии);

- возврат экспортеру разницы между внутренней и мировой ценами (если первая выше),

- финансирование государством некоторых затрат экспортера (на исследование внешних рынков, проведение научно-исследовательских работ, льготные транспортные тарифы и др.);

- косвенные, предоставляемые посредством участия в капитале предприятий, взносов в финансовые фонды, предназначенные для поддержки предприятий и отраслей, в виде различных льгот с целью снижения затрат экспортера или получения им доходов в иных сферах: налогообложении, кредитовании, страховании.

Субсидирование призвано изменить цену, с которой столкнутся отечественные производители, не меняя цен потребителей. По субсидированной цене национальные производители могут предложить товар в большем количестве, что также ограничивает импорт. Потребители продолжают платить мировую цену за единицу товара, а производители получают её же + субсидии. В отличие от пошлин потребители не несут потерь. Таким образом, искажается производство, но не потребление. Считается, что субсидирование предпочтительнее таможенных пошлин. Часто они применяются вместе, и таможенная пошлина на товар направляется как субсидия на производство того же товара внутри страны.

Производителям, получившим субсидию, становится выгоднее экспортировать, чем продавать товар на внутреннем рынке. Но чтобы расширить поставки на внешний рынок, они должны снизить экспортные цены. Субсидия покрывает убытки от снижения цен, и объемы экспорта растут. Вместе с тем, поскольку из-за роста экспорта меньше товара поступает на отечественный рынок, внутренняя цена на него увеличивается

Крайней формой государственного ограничения внешней торговли являются экономические санкции, например торговое эмбарго – запрещение государством ввоза в какую-либо страну или вывоза из какой-либо страны определенного вида товаров. Санкции по отношению к какой-либо стране могут также носить коллективный характер, например, когда они вводятся по решению ООН. Хотя эмбарго обычно вводятся в поли­тических целях, последствия могут быть, по существу, эконо­мическими. Например, США ввели эмбарго на торговлю с Никарагуа между 1984 и 1990 гг. из-за политической вражды с Сандинистской партией, находящейся у власти. Но для Ника­рагуа последствия оказались экономическими: Никарагуа ис­пытывала трудности со снабжением, особенно с поставками запчастей для техники, произведенной в США, и не могла сбы­вать урожай бананов в США как раньше.

 

В последние годы многие страны стали уделять повышенное внимание обеспечению своей экологической безопасности. В результате появились новые нетарифные ограничения. Так, начинают применяться обязательства по обратной приемке упаковочных и отработанных материалов. Эта мера предполагает усиление ответственности производителя в отношении продукции, в частности ее утилизации, рециркуляции и конечного удаления. Обязательство об обратной приемке приводит к повышению издержек экспортирующей стороны, связанных с обратной отгрузкой упаковочных или отработанных материалов, и снижению конкурентоспособности импортных товаров. Данные обязательства могут затрагивать конкурентоспособность конкретных материалов, которые являются экологически благоприятными, однако с трудом поддаются рециркуляции в стране-импортере, так как не находят там широкого применения.

Например, для ввоза продукции в Германию колумбийские экспортеры кофе были вынуждены использовать вместо привычной джутовой упаковки пластмассовую. Лишь после того как в Германии возник рынок для рециркулированного джута (автомобилестроение, строительство, производство мебели), у колумбийцев появилась возможность использовать джут в качестве упаковочного материала. Во Франции, Германии и Италии обязательства по обратной приемке существуют для отработанного масла, в Нидерландах – для аккумуляторов, консервных банок и бытовой электротехники.

Государственное регулирование способно создавать или разрушать экспортно-импортные возможности. Оно не всегда направлено на контроль за внешнеторговыми операциями как таковыми. Часто государство резервирует за собой сферу обслуживания внешнеэкономических связей. Обязательное страхование импорта национальными компаниями практикуется во многих развивающихся странах, в ряде из них необходимо пользоваться услугами национальной государственной фирмы. Аналогичными являются требования использовать для перевозки внешнеторговых грузов национальные государственные транспортные средства.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2004; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.