Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Индивидуально-психологические характеристики людей с отклоняющимся поведением




Взаимодействие социально-средовых и биологических (конституционно-генетических) факторов в формировании и нарушениях психики. Психологические предикторы риска психических заболеваний и генетического риска ряда заболеваний.

Исследования Полякова Ю.Ф. (Критской В.П., Мелешко)

Анализ связи особенностей познавательной деятельности у больных шизофренией, определяемых нарушением избирательности на основе прошлого опыта, с некоторыми клиническими параметрами заболевания показал отсутствие между ними прямой зависимости. Выявляемая у больных шизофренией аномалия познавательной деятельности оказалась относительно независимой от характеристик, отражающих развитие болезненного процесса, — его длительности, прогредиентности, степени выраженности дефекта. В связи с этим закономерной явилась постановка вопроса о том, не являются ли эти обнаруживаемые у больных особенности познавательной деятельности отражением каких-то факторов, предшествующих манифестации заболевания, хотя, возможно, и лежащих в основе его клинических проявлений. Для изучения этого вопроса наиболее адекватной группой в этом отношении являются ближайшие родственники больных: они имеют больший риск заболеть шизофренией и по ряду психических особенностей обнаруживают черты сходства с лицами, страдающими этим заболеванием. Анализ результатов показал, что данные родственников больных шизофренией, как и результаты самих больных, существенно отличались от полученных в группе здоровых. Средний суммарный показатель выраженности изучаемой особенности мышления для групп родственников больных превышал соответствующий показатель контрольной группы на 70 %. Полученные данные свидетельствуют о выраженности у исследованной группы родителей больных шизофренией особенностей мышления, которые свойственны самим больным.

Анализ данных, полученные при исследовании особенностей актуализации речевых связей у больных малопрогредиентной шизофренией и их родственников, показал, что результаты родственников больных шизофренией значимо отличаются от результатов контрольных групп.

Данное исследование выявило особенности мыслительной и речевой деятельности у родственников больных, аналогичные обнаруживаемым у пробандов — больных малопрогредиентной шизофренией. Эти особенности проявляются в изменении избирательности привлечения знаний, детерминируемой факторами прошлого опыта: расширяется круг актуализируемых свойств и отношений предметов, речевых гипотез и связей, уравниваются вероятности их актуализации.

Все сказанное послужило основанием для постановки вопроса о включении обнаруженной особенности мышления в контекст конституционально-типологических особенностей психической деятельности. Правомерность такого включения подкрепляется точкой зрения, принятой в современной психологии, согласно которой особенности протекания психических процессов наряду с особенностями характера, темперамента, способностей, совокупностью преобладающих чувств и мотивов образуют устойчивое единство, которое можно рассматривать как относительное постоянство психического облика или склада личности.

Рассмотрение анализируемой аномалии избирательности мышления в указанном плане необходимо предполагает постановку следующих вопросов, решение которых представляется весьма существенным для изучаемой проблемы: 1) существует ли связь анализируемой аномалии мышления с определенными особенностями склада личности; 2) если эта связь существует, то в структуру каких более конкретных характеристик личности входит эта особенность мышления.

В первой части исследования, направленного на изучение этих вопросов, была проанализирована связь экспериментально изучаемой особенности мышления с особенностями преморбидных характеристик психики лиц, заболевших шизофренией, в рамках основных форм ее течения. Оценка и квалификация преморбидного склада личности больных, обследованных в настоящей работе, проводились с учетом многочисленных исследований по этому вопросу, имеющихся в психиатрической литературе. По мнению большинства исследователей, своеобразие преморбидных черт больных шизофренией сводится главным образом к наличию шизоидных черт личности.

В литературе имеется ряд указаний на сходство некоторых феноменов, определяемых как наличие «общего познавательного стиля», мышления и речи у больных шизофренией и их родителей. Эти данные получены при изучении семей, имеющих шизофренического потомка [206; 248; 249; 232; 178].

Полученные данные свидетельствуют о том, что среди клинически здоровых родственников больных шизофренией имеется существенное накопление лиц, которые по основным показателям избирательности актуализации знаний в процессе мышления и по показателям избирательной актуализации речевых связей достоверно отличаются от контрольной выборки здоровых и характеризуются разной степенью выраженности той же аномалии познавательной деятельности, которая ранее была обнаружена у больных шизофренией. Существенно, что указанная особенность избирательности отмечается в первую очередь у лиц, характеризующихся значительной степенью выраженности определенных личностных черт, сходных с чертами личности самих пробандов. Наметилась связь изучаемой аномалии познавательной деятельности с определенным складом личности, который в самых общих чертах обычно квалифицируется в понятии шизоидия. Следует подчеркнуть в этой связи, что авторы основных классических исследований этой проблемы включают прежде всего своеобразие мышления в общий комплекс черт психики, характеризующих тип шизоидной личности [172; 65; 32]. Работа проводилась на основе клинического анализа анамнестических данных о личностных особенностях и этапах развития обследованных пациентов от периода рождения до явных проявлений шизофренического процесса в юношеском возрасте Все многообразие встречающихся у них преморбидных особенностей было оценено в рамках следующих семи типов личностных особенностей.

  1. Преморбидный склад типа гипертимных личностей характеризуется гармонично сочетающимися чертами живости, несколько повышенного фона активности, часто с преобладающим веселым, жизнерадостным настроением, экстравертированностью, синтонностью. Признаки раннего дизонтогенеза здесь отсутствуют, либо же имеется некоторое опережение в созревании интеллектуальных функций. Особенностью личностей подобного склада. являются черты незрелости в эмоциональной сфере, склонность к мечтательности и фантазированию, не носящие, однако, аутистического характера, аффективная лабильность..
  1. У преморбидной личности типа стеничных шизоидов ведущими являются качества интравертированности, эмоциональной холодности, схематизма, односторонней активности, а психэстетическая пропорция (по Кречмеру) тяготеет к полюсу анестетическому. Подобный тип преморбидного склада описывается при различных формах шизофрении.
  1. Тип сензитивных шизоидных личностей полностью соответствует описанному Кречмером типу гиперстетического шизоида с повышенной ранимостью, чувствительностью к внешним изменениям среды, избирательностью контактов, аутистическими установками. У части больных здесь имелись признаки дизонтогенеза «искаженного» типа. Шизоидный склад с выраженной психэстетической пропорцией описан при формах шизофрении как с приступообразным, так и с вялым течением болезни [95].
  1. Тип диссоциированных (или мозаичных) шизоидов определяется сочетанием ведущих качеств шизоидного склада с иными характерологическими проявлениями — истерическими, психэстетическими, эксплозивными. У всех пациентов имелись признаки дизонтогенеза «искаженного» типа. Для них характерны черты диссоциации личностных проявлений уже с ранних лет, легкое возникновение как провоцированных, так и спонтанных аффективных или невротических расстройств в преморбидном периоде. Подобный склад личности характерен для случаев вялотекущей юношеской шизофрении.
  1. Личности типа возбудимых- характеризовались с детства чертами моторной расторможенности, аффективной лабильности, взрывчатости без отчетливых шизоидных черт, но при более или менее выраженной эмоциональной бедности. В половине случаев этого типа имелись признаки нарушений раннего развития. Выраженность черт возбудимости аффективных нарушений, нарушений адаптации у больных с подобным личностным складом, как правило, приходилась на период от 2 до 7—8 лет, тогда как в возрасте от 8 до 12 лет эти проявления значительно сглаживались. Подобные личностные качества в преморбиде больных приступообразной формой шизофрении встречаются редко, чаще они отмечаются при вялотекущей и параноидной ее форме [103].
  1. Тип образцовых личностей отличается признаками чрезмерно гладко протекающего периода детского развития, без проявлений, свойственных критическим периодам детского возраста. Ведущими характерологическими качествами являются покладистость, равномерно нивелированная эмоциональность, «правильность» поведения, отсутствие активной заинтересованности и дифференцированного отношения к окружающему. В то же время у лиц, входящих в эту группу, не наблюдались шизоидные черты нарушения адаптации или недостаточность интеллекта. Этот тип преморбидного личностного склада описан на материале преимущественно злокачественно текущих форм юношеской шизофрении [107].
  1. Тип дефицитарных личностей характеризуется преморбидными качествами пассивности во всех психических проявлениях, эмоциональной бедности, слабости побуждений, аутизма. Во всех случаях имеется дизонтогенез «задержанного» типа. «Дефицитарные» черты в преморбидной личности описаны также преимущественно в случаях с непрерывным течением юношеской шизофрении (юношеская злокачественная форма) [53].

Результаты исследований Полякова Ю.Ф. свидетельствуют о наличии связи данной аномалии мышления с определенными типами личностного склада, входящими в круг характеристик, объединяемых в понятии шизоидии, но не исчерпывающими его. Круг личностных типов по анализируемым показателям довольно четко отграничивается как от представителей нормальной популяции, так и от представителей других типов личностного склада («образцовый», «дефицитарный», циклоидный). Приведенные факты могут служить основанием для рассмотрения изучаемой аномалии мышления в системе типологических особенностей психической деятельности.

Дальнейшее исследование вопроса об обусловленности патологии познавательной деятельности при шизофрении было связано с изучением роли генетических и средовых факторов в детерминации этой патологии. В этом направлении исследование сомкнулось с проводящимися в Институте психиатрии АМН СССР собственно генетическими исследованиями шизофрении, в которых использовались идеи и методы многомерного генетического анализа. Эта часть работы проводилась совместно с В. М. Гиндилисом.

В рамках этого подхода система количественных показателей, характеризующих особенности процессов избирательной актуализации знаний, рассматривалась как один из возможных уровней описания наследственного предрасположения к шизофрении.

Здесь мы изложим основные результаты проведенного исследования. С этой целью рассмотрим топологические взаимодействия между больными и их родственниками в пространстве значимых главных компонент. Предварительно, однако, необходимо было найти такое пространство, в котором здоровые и больные шизофренией дискриминировались бы наилучшим образом. Оказалось, что первая компонента для группы из шести показателей и первая компонента в системе из четырех показателей образуют вместе двумерное пространство, в котором происходит хорошее разделение между больными и здоровыми.


 

Всестороннее и многоплановое изучение отклоняющегося поведения учеными педагогами, психологами, социологами, медиками, юристами говорит о том, что можно прогнозировать появление той или иной вредной привычки и в целом отклоняющегося поведения. Природа отклоняющегося поведения неоднородна, различают поведение девиантное, т.е. отклоняющееся от принятых в обществе норм; делинквентное – преступное, криминальное; аддиктивное – характеризующееся стремлением к употреблению одурманивающих (наркотических) веществ; аномальное, характеризующееся наличием мозговой патологии. Природа отклоняющегося поведения различна. Нарушения поведения рассматриваютмся в тесной связи с особенностями личности. Классификация типов девиантного поведения, основанная на социально-психологическом подходе, разработана психиатрами Амбрумовой А.Г. и Жезловой Л.Я. Они выделяют четыре основных типа девиантного поведения у детей и подростков: 1. Антидисциплинарное поведение. 2. Антисоциальное (антиобщественное). 3. Делинквентное (противоправное). 4. Аутоагрессивное поведение.
1. К девиантному поведению антидисциплинарного типа могут быть отнесены нарушения режима и дисциплины в учебно-воспитательном учреждении. Например, систематический срыв уроков, отказ от выполнения учебных заданий и т.д.
2. К антисоциальному поведению могут быть отнесены поступки, связанные с невыполнением или непризнанием общепринятых нравственных норм поведения, отказ от учебной и трудовой деятельности, бродяжничество, раннее вступление в половую жизнь, сексуальные эксцессы, употребление спиртных напитков, наркотиков, токсических средств.
3. Понятие "деликвентное поведение" применяется только в случаях противоправных действий несовершеннолетних. Сюда относятся вымогательство, угон транспортных средств. В этом случае важна своевременная диагностика с целью лечения и реабилитации, а также профилактики более тяжелых форм нарушения поведения и дезадаптации личности ребенка. К ним относятся прежде всего многочисленные психопатоподобные состояния различной этиологии, некоторые формы психопатий и акцентуаций характера, психогенно обусловленные патохарактерологические реакции личности и более стойкие формы патохарактерологического формирования личности.
К группе непатологических форм поведения относят микросоциальную
запущенность и характерологические ситуационные реакции отказа, протеста, имитации, реакция группирования со сверстниками, эмансипации, побеги из дома, дромомания, реакции увлечения, компенсации и гиперкомпенсации, реакции, обусловленные формирующимся сексуальным влечением, малолетняя проституция.
Нарушения поведения возможны при аномалиях темперамента и характера, т.е. при психопатиях. Согласно классификации Сухаревой Г.Е. различают три типа психопатической диагностики в зависимости от времени и факторов поражения: задержанное развитие (по типу психического инфантилизма); искаженное (диспропорциональное) развитие нервной системы, ядерные формы; поврежденное, надломленное развитие в связи с повреждением нервной системы на ранних этапах онтогенеза (органическая психопатия).
Таким образом, психопатии – это аномалии развития личности. Основной признак психопатических личностей – отсутствие сложной мотивации поступков. Основной мотив – эмоция удовольствия. Поведение подростков этого типа больше всего зависит от социокультурного уровня окружающей их среды. Все поведение неустойчивой личности выражает острую потребность в более насыщенной информации и частой смене впечатлений. Эти дети быстро схватывают информацию, но мало ее обдумывают и быстро забывают. Это связано с некачественным усвоением, из-за чего постоянно ощущается необходимость в пополнении знаний. Поэтому при сохранении и даже высоком интеллекте их деятельность мало продуктивна. Они быстро пресыщаются и требуют смены деятельности. Логическое мышление поверхностное, суждения примитивны. Девиантное поведение этих подростков связано с повышенной внушаемостью и жаждой новых удовольствий.При невозможности получить желаемое оно выражается в бродяжничестве случайных кражах (авнтюризм, острые ощущения), уходах из школы с целью избежания ответственности, трудностей. Типичны для этой формы психопатии реакции имитации социально-отрицательных форм поведения. Подростки часто совершают групповые антиобщественные противоправные действия.
У подростков с гипертимными чертами характера нарушения поведения чаще всего связаны с ограничением их свободы. Они не выносят жесткий режим. Им свойственна чрезмерная оптимистическая установка. Они добродушны. Возникающие конфликтные ситуации вызывают у ребенка неосознанные реакции протеста, эмансипации, особенно в форме уходов и самовольных отлучек. Им свойственна реакция группирования со сверстниками. У гипертимных подростков начинает стираться грань между дозволенным и недозволенным, появляется склонность к асоциальным действиям. Они склонны к алкоголизации, а в более старшем возрасте (15-16 лет) – к сексуальным эксцессам. Возможны противоправные действия.
Нарушения поведения у подростков с истероидными чертами возникают обычно в связи с недовольством по поводу недостаточного внимания к ним. В этой группе возможны два варианта: с преобладанием склонности к фантазированию и преобладанием элементарных истерических реакций. Иногда с целью привлечения к себе внимания окружающих истерические подростки прибегают к преувеличениям и самооговорам. Они приписывают себе участие в грабежах, шпионаже, а девочки-подростки – ложное изнасилование. Если их капризы, требования не удовлетворяются, то нарушения поведения проявляются в виде реакций активного и пассивного протеста (грубость, непослушание, демонстративное поведение, позерство, театральность, жеманство). Часты реакции имитации: подражают своему "кумиру" в одежде, прическе, манере говорить, одеваться и т.д. Подростки с истероидными чертами характера могут совершать демонстративные аутоагрессивные действия (попытки самоотравления, самоповешания, порезы кожи), чтобы произвести определенный эффект на окружающих. Иногда демонстративные действия наблюдаются в виде правонарушений "во имя групп", в виде "двойной жизни", "борьбы за справедливость".Однако истерическую демонстративность необходимо отличать от других понятий, таких, как уровень притязаний (субъективно он всегда высок); претенциозность – стремление казаться более значимым, чем есть на самом деле (немецкий психиатр К. Ясперс); "жажда признания" (К. Шнайдер), что по существу совпадает с претенциозностью и характеризуется необоснованно высоким уровнем притязаний.
Своеобразные нарушения поведения наблюдаются у подростков с шизоидными чертами характера и связаны с их отгороженностью от сверстников, сниженной потребностью в общении. Немаловажную роль в их развитии играют внутрисемейные отношения. Такие семьи характеризуются необщительностью, замкнутостью, слабой вовлеченностью в общественные мероприятия. Отношение к детям в таких семьях строится по типу доминирующей гиперпротекции, которая способствует развитию аутизма. Взаимоотношения родителей в таких семьях строятся по типу дополнения и подчинения. Один из родителей обладает холодным подавляющим поведением, а другой занимает пассивную позицию. Отклоняющееся поведение проявляется в стремлении освободиться от гиперопеки родителей.
Характерологические реакции личности – обратимая форма поведения. Но если они задерживаются и закрепляются неправильным отношением к ребенку, то становятся патохарактерологическими или являются основой формирования патологической личности.

Наиболее часто отклоняющееся поведение встречается при следующих ниже приведенных акцентуациях характера.
Подростки с истероидной акцентуацией используют различные формы поведенческих нарушений для привлечения к себе внимания.
Главная черта истероидного характера- демонстративность, ненасыщаемая потребность во внимании окружающих, их восхищении и сочувствии, эгоцентризм. С ней связаны другие черты- внушаемость, лживость и кажущаяся эмоциональность. Нередко это выражается в вызывающе развязном поведении в общественных местах, их самооценка необъективна. Как правило, делинквентность носит несерьезный характер. Это прогулы и нежелание учиться, в худшем случае-мошенничество. Алкоголизм встречается редко; как правило, подростки пьют немного, но любят похвастаться огромным количеством выпитого. Самым сильным потрясением для них является публичное осмеяние их необоснованных претензий, способностей, их истинных возможностей. Это создает непереносимые для них ситуации с развитием острых, демонстративных реакций, нередко с суицидальными демонстрациями. Причем способы самоубийства оказываются или безопасными (порезы вен на предплечье, лекарства из домашней аптечки), или расчитанные на быструю помощь и предотвращение (приготовление к повешению, изображение попытки выпрыгнуть из окна или броситься под машину на глазах у присутствующих).
Реакцией эмансипации может быть обусловлен демонстративный поклоноформизм-напоказ выставленное отрицание принятых норм поведения, взглядов и вкусов.
Подростки с неустойчи вым типом акцентуации с детства отличаются своим непослушанием, непоседливостью, не могут усвоить элементарных правил поведения. Они трусливы, бояться наказаний и легко подчиняются сверстникам с волевыми качествами личности. Глубокой привязанности у них не возникает, к чужим бедам они равнодушны. Такие подростки легко оказываются послушным орудием для лидеров асоциальных групп. Главная черта – неустойчивость поведения, слабоволие. Они тянутся к развлечениям, удовольствию, безделью. Учеба для них в тягость, при безнадзорности забрасывают ее, быстро угасает интерес к школьным занятиям. Вообще, никакой труд для них не привлекателен. Любят гулять, включаются в уличные компании. Если они остаются без пристального внимания воспитателей, то часто, попав в асоциальную группу, вовлекаются в криминальную деятельность.
Основная проблема – делинквентность, связанная с желанием развлечься. Характерны кражи, угон мотоциклов, автомашин, хулиганство. В компаниях рано начинают пить (с 12-14 лет). Кроме алкоголизма неустойчивым подросткам свойственно использование других дурманящих средств: в поисках необычных впечатлений они могут прийти к токсикомании или наркомании. Пытаясь избежать неприятностей или просто из стремления к "свободной жизни", часто убегают из дома или интерната.
К родителям относятся с равнодушием, безразличием, рассматривают их как источник средств для развлечений. Неспособны на преданную дружбу и романтическую влюбленность.
При комфорном типе акцентуации основная отличительная особенность - думать и поступать "как все", стараться, чтобы все было, "как у всех". Главная черта этого типа – постоянная, чрезмерная конформность к своему непосредственному окружению. С конформностью связаны некритичность, консерватизм, нелюбовь к новому, отсутствие инициативы.
Такие подростки – продукт своей микросреды. В благополучном окружении ничем не выделяются, им несвойственны нарушения поведения. Попав в другую среду, они первоначально тяжело к ней адаптируются, но затем усваивают все ее обычаи, привычки, манеру поведения.
Они отказываются от любых проявлений индивидуальных наклонностей и взглядов. Они бояться хоть чем-то отличаться от норм, принятых в их непосредственном окружении. С трудом воспринимают новое, т.к. не могут к нему безболезненно приспособиться. Им очень нелегко привыкнуть к новой обстановке, новым правилам поведения. Конформные подростки дорожат своим местом в привычной группе сверстников, стабильностью в этой группе. Если такой подросток отвергнут привычной для него компанией, это оказывается для него самой сильной психической травмой. Они консервативны во всем, во взрослом состоянии эти качества сглаживаются и даже становятся привлекательными, эти люди не шарахаются из стороны в сторону, а вполне устойчивы к требованиям среды.
Главной чертой подростков с эпилептоидной акцентуацией является напряженность потребностей и вязкость, инертность мышления, эмоциональности, других личностных сфер, постоянная, ничем не мотивированная склонность к затяжным периодам злобно-тоскливого настроения. Они сами создают конфликт, чтобы сорвать зло. Никакие усилия, никакая доброжелательность, никакая готовность окружающих пойти навстречу не могут предупредить появление у них периодических взрывов злобного аффекта. Такие аффекты вспыхивают по любому поводу и отличаются продолжительностью, часто сопровождаясь вербальной и физической агрессией. Их привлекает роль диктатора в группе сверстников, в семье. В школе они могут быть угодливы, заискивать перед учителями, но нет гарантии, что внезапно они не проявят грубость и агрессию. Общими чертами этих подростков являются инертность, вязкость, соблюдение собственных интересов и пренебрежение чужими. Скрытая акцентуация эпилептоидного типа проявляется при малейшем конфликте, связанном с ущемлением их интересов, ограничением их возможности проявить деспотическую власть. Наступает состояние злобного аффекта с дезадаптацией личности.
Редко приводит к состояниям дезадаптпции психастенический тип акцентуации. Подростки с этим типом характера –прирожденные пессимисты, которые постоянно опасаются чего-то и ждут неприятностей. Принять решение, сделать выбор - самая трудная для них задача. Периодом наибольшего проявления этих характерологических особенностей являются первые классы школы, когда к чувству ответственности предъявляются серьезные требования. Их отличает постоянный мелочный самоанализ, они вновь и вновь проверяют правильность принятых решений. Их тревожная мнительность часто является предметом насмешек в классе. Положительной чертой этих подростков является выполнение ими после долгих колебаний принятых решений.
Из других типов акцентуаций следует отметить лабильный тип, который встречается почти у 20% подростков и характеризуется обостренным восприятием окружающего. Главная черта этого типа – крайняя изменчивость настроения. Любое замечание, шутка и похвала способны изменить настроение подростка в ту или иную сторону. Недооценка этого воспитателями может спровоцировать развитие бурных реакций дезадаптации и глубокие депрессивные переживания.
От сиюмитнуного настроения зависят самочувствие, сон и аппетит, работоспособность, поиски общения или стремление к одиночеству. При плохом настроении будущее представляется серым и унылым, прошлое кажется цепью неудач, ошибок и несправедливостей, а окружающие люди наделяются массой недостатков. Резкий подъем настроения расцвечивает будущее самыми радужными красками, прошлое складывается из приятных воспоминаний и те же самые знакомые оказываются милыми и интересными людьми. Лабильным подросткам свойственны глубокие чувства и привязанности. Они отзывчивы и ценят доброе к себе отношение, участие и заботу. С любящими родственниками их связывает эмоциональная близость, несмотря на мимолетные ссоры. Они становятся преданными друзьями для тех, кто способен им сопереживать.
При этом типе акцентуации глубоко переживаются упреки, нотации, осуждения. Самыми тяжелыми ситуациями оказываются утрата близких, вынужденная разлука с ними, отвержение со стороны значимых людей. Возможны острые аффективные реакции, неврозы депрессии.
Для гипертимных подростков характерны общительность, болтливость, склонность к озорству. Всюду, где они появляются много шума. При поступлении в школу оказываются недисциплинированными, неусидчивыми, легко отвлекаются от занятий. Поэтому, несмотря на свои способности, учатся неровно, их дневники пестрят замечаниями и всеми возможными отметками.
В подростковом возрасте их главной чертой становится приподнятое настроение. Оптимизм в сочетании с кипучей энергией и часто обаянием дает основание называть такой характер солнечным. Гипертимные подростки очень общительны, в компаниях оказываются лидерами, "заводилами". Эти подростки плохо переносят одиночество и жесткий контроль со стороны взрослых. Оказавшись в условиях строгого режима, дают вспышки раздражения и гнева, могут оттуда сбежать. В семье борются за самостоятельность; побеги из дома встречаются нечасто, но есть склонность к самовольным отлучкам, более или менее продолжительным. У них легко возникают конфликты не только с родителями, но и с учителями в школе.
Из острых подростковых проблем им свойственны делинквентность и алкоголизация. Оказавшись в неблагоприятной среде, гипертимные подростки становятся участниками или даже вдохновителями групповых правонарушений. Пьют тоже всегда в компаниях с приятелями; могут попробовать и другие дурманящие средства. Для них характерны ранние сексуальные связи.
Подростки циклоидного типа в детстве ничем не отличаются от сверстников или производят впечатление гипертимов. В начале или при завершении полового срзревания наступает длительное снижение настроения (субдепрессивная фаза). Появляются аппатия, раздражительность, все валится из рук, ощущается упадок сил. Учиться становится труднее, шумные компании сверстников больше не привлекают – бойкие подростки превращаются в унылых домоседов.
Обычно состояние меняется через 1-2 недели. Но по мере развития акцентуации периоды подъема, полные общения и наверстывания упущенного в учебе, случаются реже и становятся не такими яркими, как прежде.
В периоды подъема циклоидные подростки плохо переносят одиночество, однообразную размеренную жизнь, кропотливую работу. Им свойственны те же проблемы, что и гипертимным.
В субдепрессивной фазе тяжело переживаются изменения привычного образа жизни, в частности переход в другую школу. Остро воспринимаются мелкие неприятности и неудачи в учении, неизбежные из-за падения работоспособности. Повышается чувствительность к укорам, упрекам, обвинениям, а серьезные неудачи и нарекания могут усилить субдепрессивное состояние или вызвать острую аффективную реакцию. В последнем случае возможны суицидные попытки.

Главной чертой астено-невротического типа является повышенная утомляемость, раздражительность и склонность к ипохондричности. Утомляемость проявляется особенно сильно при умственных нагрузках, что сказывается на учебе. Раздражение по малейшему поводу тут же изливается на окружающих – тех, кто оказался рядом; но аффективные вспышки несильны и продолжительны, они легко сменяются раскаянием и слезами. Ипохондричность проявляется в том, что подростки постоянно прислушиваются к своим телесным ощущениям (мальчики чаще всего – к работе сердца), любят проходить обследования и лечиться, охотно укладываются в постель. В их мыслях о будущем центральное место тоже занимают заботы о собственном здоровье.
На основе этой акцентуации может начаться невротическое развитие. Ни делинквентность, ни побеги из дома, ни алкоголизация здесь не встречаются.
Подростки сензитивного типа с детства пугливы, застенчивы и послушны, это – "домашние" дети. Школа сначала пугает их скопищем сверстников, шумом и драками на переменах, но затем, привыкнув к одному классу, они стремятся остаться в нем, даже когда им досаждают одноклассники. Учатся обычно старательно. Бояться вызовов к доске, контрольных и экзаменов.
Главные черты – высокая чувствительность и чувство неполноценности. "Слабым местом" при таком характере оказывается отношение окружающих. Крайне тяжела, иногда непереносима для сензитивных подростков ситуация, в которой они становятся объектом насмешек или подозрений, когда на их репутацию падает хоть малейшая тень. У них рано формируется чувство долга, ответственности, они усваивают моральные нормы поведения и принимают духовные ценности старшего поколения. Высокие этические требования предъявляются и к окружающим и, прежде всего, к самим себе. В себе видят много недостатков, пытаются с ними бороться или их маскировать, их жизнь полна укоров и самобичевания.
К родственникам такие подростки сохраняют детскую привязанность, подчиняются их опеке. В семье упреки и наказания вызывают обычно не протест, а угрызения совести, слезы и даже отчаяние. Сверстники их часто пугают грубостью, цинизмом, жестокостью. Они не отгораживаются от подростковой среды, но предпочитают близкого друга большой компании. Им свойственны романтические влюбленности. Однако свои чувства подростки и старшеклассники или скрывают, или выражают так неудачно, что любовь остается безответной. Это еще больше обостряет чувство собственной неполноценности.
При этой акцентуации нехарактерны ни алкоголизация, ни любое другое токсиманическое поведение, ни делинквентность. Если сензитивный подросток проявил по отношению к кому-то грубую агрессию, эту отчаянную реакцию нельзя расценивать как хулиганство: ее наверняка вызвала целая серия глубоких обид. Прогулы или отказ ходить в школу тоже всегда бывают вызваны тяжелой для подростка ситуацией в классе – насмешками сверстников, "изводящих" его, или несправедливыми оценками кого-то из учителей.
Когда сензитивный подросток попадает в полосу неудач, разочарований или когда ему предъявляются серьезные несправедливые обвинения, появляются депрессивные реакции. Бывают попытки самоубийства.
Черты шизоидного типа проявляются раньше, чем особенности всех других характеров. С детства ребенок обращает на себя внимание холодностью, избеганием сверстников, играми в одиночестве. С наступлением полового созревания с особенной яркостью выступают такие черты, как замкнутость, отгороженность от окружающих, неспособность или нежелание устанавливать эмоциональные контакты.
Внутренний мир подростков богат только при высоком интеллекте, но в любом случае он полон фантазий и увлечений, тщательно скрывается от посторонних. Как правило, духовное одиночество не тяготит их, но чаще они страдают от отсутствия друга, неумения общаться со сверстниками. Их неспособность к общению связана с недостатком интуиции ("Я никогда не знаю, любят меня или ненавидят, если об этом мне прямо не скажут") и отсутствием сопереживания другим. Недоступность внутреннего мира, в который погружены подростки, и их сдержанность в проявлении чувств делают многие их поступки неожиданными и непонятными для окружающих.
Алкоголизация среди шизоидных подростков встречается редко, так как опьянение не вызывает у них подъема настроения. Иногда принимаются небольшие дозы спиртных напитков, чтобы "побороть застенчивость", "свободно чувствовать себя в школе". Наиболее острая проблема – использование других дурманящих веществ, усиливающих фантазии, делающих их более красочными и чувственными.
Делинквентность нечасто, но встречается, причем правонарушения совершаются в одиночку (хорошо продуманные кражи, сексуальная агрессия и др.).
Как уже говорилось, ни один из типов акцентуации характера не является симптомом болезненных расстройств. Смысл выявления акцентуации состоит в том, что позволяет заранее предсказать, в каких ситуациях у подростка возможен психологический срыв.
Трудновоспитуемость или микросоциальная запущенность также характеризуется стойким изменением поведения. К микросоциально-педагогической запущенности могут привести различные причины. Среди них большое место занимает воспитание ребенка в семьях примитивных родителей, в условиях эмоционального отвержения ребенка, в конфликтных семьях, воспитание в чужой семье, там, где создаются условия безнадзорности. Поведение педагогически запущенного ребенка изменчиво и находится в тесной зависимости от среды и ситуации. Поведение формируется в силу неправильного педагогического подхода взрослых, несправедливого порицания и приводит к образованию различных реакций протеста, имитации. В основе микросоциальной запущенности лежит социальная незрелость личности. Отсутствие или недостаточная сформированность интеллектуальных интересов, потребность в труде, недостаточность чувства долга, ответственности, искаженное понимание нравственности ведут к отклонениям в поведении, отказу от посещения школы, нежеланию учиться, пренебрежению обязанностями. Микросоциальная педагогическая запущенность и нарушения школьной адаптации могут возникнуть у детей с потенциально сохранными интеллектуальными способностями, но с проявлениями патологии поведения как следствия конституциональных или приобретенных нарушений формирующейся личности и характера. Интеллектуальная недостаточность у этих детей и подростков проявляется в выраженном недостатке объема знаний, представлений, навыков, которые должны быть у ребенка данного возраста. При этом сохраняется способность к обобщению, умению использовать помощь, ориентироваться в повседневной жизни. Педагогическая запущенность сопровождается недоразвитием интеллектуальных интересов, бедным словарным запасом, бедностью эмоциональных реакций, недостаточностью высших потребностей и установок личности. У детей и младших подростков с их недостаточной зрелостью усвоение асоциальных форм поведения при неправильном воспитании может возникнуть и быстро закрепиться как привычка к определенному стереотипу поведения. В отличие от отклоняющегося поведения детей с болезненно измененной психикой, при трудновоспитуемости имеется более выраженная избирательность форм поведения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 696; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.