Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вводный урок




ЛОГИКА (гр. logos - мысль, слово, речь, разум) -это наука о законах и формах мышления, направленная на познание объективного мира, Известно, что мышление как процесс изучают самые различные науки. Так, философия изучает проблему отношения мышления к предметам и явлениям объективного мира. Психология рассматривает специфические закономерности и механизм психической жизни человека. Языкознание интересует сущность слова и знака как инструментов мыслительного процесса человека. Логика же изучает мышление как средство, метод познания действительности. Вот почему в центре логики находятся общечеловеческие законы мыслительного процесса, без соблюдения которых он вообще невозможен. Логика, являясь системой научных знаний, учит человека, как правильно, не нарушая структурно-логической зависимости, применяя ту или иную форму мыслительного анализа, построить стройное рассуждение и, используя формально-логические законы, прийти к истинным выводам в отношении предмета анализа. Соблюдение строгих, научно обоснованных требовании логики является непременным условием последовательного, непротиворечивого и обоснованного мышления. В отличие от других наук логика изучает следующие аспекты человеческого мышления.

Во-первых, она рассматривает мышление как инструмент познания объективного мира, как безусловное средство получения истинных знаний через понятия, суждения и умозаключения.

Во-вторых, мышление интересует логику со стороны практической результативности и правильности выводного знания, полученного из ранее установленных и проверенных истин, без обращения в каждом конкретном случае к опыту, а только в результате применения законов и правил мышления.
В-третьих, мышление интересует логику как структурно-формальный процесс, то есть процесс, подчиняющийся определенным закономерностям в своем функционировании. Вот почему логика позволяет отвлекаться от содержания объекта и концентрировать внимание только на формах, в которых протекают тот или иной мыслительный процесс. Эти аспекты зависимости логики и мышления определяют особенности логики как науки. Отметим главные из них.
1. Логика носит всеобщий характер, так как она, абстрагируясь от частного, анализирует типическое, общее.
2. Логическая форма и законы мышления являются общечеловеческими, так как мыслительный процесс у всех людей, независимо от национальной принадлежности, различий в языке, жизненного опыта, рода деятельности, имеет общую логическую структуру. В противном случае люди просто бы не поняло друг друга и не могли бы объясниться.

3. Логика предполагает единство содержания и формы анализируемого предмета, что, в свою очередь, обеспечивает правильность и непротиворечивость мыслительною процесса.

4. Логика, наконец, дает человеку метод и инструмент познания объективного мира путем чисто логических действий или операций.

Таким образом, основное назначение логики для практической деятельности человека состоит в том, что она дает возможность выяснить условия достижения истинных знаний, получить четкое представление об анализе структуры мыслительного процесса, и, что очень важно для практических действий, выработать не только логический аппарат, но и метод познания. Знание теории логики и приемов логического анализа, умение рассматривать мысль не только со стороны ее содержания, но и со стороны ее построения, то есть логической формы, помогает человеку избегать неясностей, непоследовательности и противоречивости в рассуждениях. К тому же знание логики помогает вскрывать логические ошибки, жестко контролировать собственную мысль, процесс получения выводного знания ч ходе осуществления логических доказательств.

Изучение "Логики" имеет целью:

- уяснить обучаемыми научные положения, раскрывающие систему знаний, с помощью которой они, не нарушая структурно-логическую зависимость, применяя различные формы мыслительного анализа, способны построить стройные рассуждения, прийти к истинным выводам в отношении предмета анализа;

- помочь обучаемым овладеть методикой научного анализа развития противоречивых процессов и явлений социальной жизни на основе законов формальной логики;

- сформировать у студентов научные основы, активизирующие их мировоззренческую позицию и направленные на эффективное решение практических задач развития Российского общества; - выработать у обучаемых умение осуществлять логический анализ развития современного государства, процессов в нем происходящих, оптимально решить специфические задачи по своему профессиональному предназначению.

Изучив "Логику" студенты должны знать:

- историю возникновения и этапы развития логики, сущность, содержание и специфику логики, как науки;

- характер и содержание основных законов, категорий, их особенности и взаимосвязь;

- сущность и содержание принципов логики, ее соотношение с философией, диалектику взаимосвязи с объективной реальностью;

- особенности структуры формальной логики, методы доказательства истины, пути обнаружения противоречия в неверных или сознательно искаженных суждениях и умозаключениях;

Уметь:

- на основе научного анализа логично, обоснованно и творчески применять основные положения логики в мыслительном процессе, делать из этого анализа научные выводы и обобщения;

- на основе раскрытия содержания законов логики познавать явления и процессы, происходящие в обществе и его различных сферах;

- умело осуществлять логику научного познания мира и делать практические выводы из его анализа в целях эффективности своей профессиональной деятельности;

- на основе системы категории логики понимать сущность, особенности и эволюцию развития общества и государства, противоречия II пути их разрешения в ходе сложного социального развития;

- умело делать обоснованный логический выбор в условиях духовного плюрализма, верно ориентироваться в системе ценностей, владеть искусством логического доказательства в полемике с людьми, аргументировать личную позицию и поступки.

Важной формой обучения (особенно вечернего и заочного отделения) является самостоятельная работа студентов. Самостоятельная работа обучаемых нацелена на обстоятельную доработку и усвоение прослушанных лекций, подготовку к предстоящему практическому занятию, изучение учебной и дополнительной литературы по логике, решение логических задач и упражнений. Она требует от обучаемых рационального и эффективного распределения учебного времени, тщательного изучения ими конспекта лекций и внимательного прочтения учебной и дополнительной литературы, соответствующих индивидуальных записей в тетрадях.

В ходе самостоятельной работы обучаемому важно последовательно решить задачи: от изучения учебной литературы переходить к углублению знаний по логике через монографические издания, а также статьи, помещаемые в специальных научных журналах, прежде всего "Вопросы философии".

Важной контрольной формой занятия является зачет. Он проводится по вопросам, подготовленным преподавателем обучаемым. Зачет проводится индивидуально с каждым студентом. В процессе этой формы занятия определяется уровень знаний студентов, степень усвоения ими учебной и дополнительной литературы по логике, умения и навыки логического мышления, способности связывать полученные теоретические знания с анализом социальных процессов в Российском обществе, профессиональной деятельностью.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 322; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.