КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 11. Анализ экономических результатов деятельности предприятия
Экономическая состоятельность предприятия — это важнейшая характеристика его деловой активности и надежности. Составными видами экономической состоятельности являются производственная, инвестиционная, финансовая, коммерческая, социальная и экологическая состоятельность (табл. 11.1). Таблица 11.1. Сравнительные характеристики видов состоятельности предприятия
Определяющей является производственная состоятельность, которая выступает основанием для других видов состоятельности хозяйствующего субъекта. Экономические условия хозяйствования призваны обеспечить производственную состоятельность предприятия и на этой основе другие виды его состоятельности. Условиями экономической состоятельности предприятия являются: - ресурсное обеспечение, - уровень технического состояния, - организация труда и производства. Экономическая состоятельность во многом зависит от инвестиционного обеспечения финансово-хозяйственной деятельности предприятия. В основе комплексной оценки экономической состоятельности финансово-хозяйственной деятельности предприятия лежит использование системы различных показателей. Система показателей для проведения комплексного экономического анализа представлена в табл. 11.2
Таблица 11.2 -Система показателей для проведения комплексного анализа экономического состояния предприятия
Основными экономическими результатами финансово-хозяйственнойдеятельности предприятия являются объем выпущенной и реализованной продукции, валовой доход, прибыль, стоимость имущественного комплекса предприятия. Экономические результаты работы предприятия зависят от конкурентоспособности, востребованности его продукции (работ, услуг), уровня рейтинга, деловой активности и деловой репутации. На результаты экономической деятельности предприятия влияют уровень безубыточности, ликвидности, платежеспособности и финансовой устойчивости. Экономические результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия отражают в целом эффективность использования его экономического потенциала, который включает кадровый, технический, производственный и финансовый потенциал и характеризует общие возможности, а также конкретные виды экономической деятельности предприятий
Объем реализованной продукции бесспорно является основным экономическим результатом финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Это показатель сводного характера, характеризующий общие результаты экономической деятельности предприятия. Процесс материального производства завершается доведением готового продукта до потребителя путем реализации изготовленной продукции (работ, услуг). Реализация продукции является одним из основных показателей успешности завершения процесса производства и в то же время представляет собой законченную стадию кругооборота средств предприятия, имеющую огромное значение для его нормальной хозяйственной деятельности.
Выручка от реализации продукции (работ, услуг) является основным источником поступления финансовых ресурсов и денежных средств. Выручка от реализации продукции (работ, услуг) зависит от организации маркетинга и ценообразования. Цели маркетинга состоят в следующем: - изучение рынка ресурсов для переработки и рынков сбыта готовой продукции; - содействие продвижению на рынок и реализации продукции (работ, услуг); - привлечение постоянных потребителей путем их обслуживания с использованием системы скидок; - реклама в местной печати, на радио и телевидении; - обоснование уровня цен; - прогнозирование сбалансированности спроса и потребления. Ценообразование является важным процессом определения реальной стоимости выпущенной продукции (работ, услуг). Основными факторами ценообразования являются: спрос, предложение, конкуренция. К основным принципам ценообразования общепринято относить следующие: - отражение издержек производства, распределения, обмена и потребления; - соответствие минимального уровня цены общему уровню издержек производства; - отражение в цене качественных характеристик товара. Рыночная цена отражает конечный результат общественного производства — непосредственную реализацию товаров и услуг потребителю, реальное соотношение спроса и предложения. Свободные (рыночные) цены на отечественные товары народного потребления формируются исходя из отпускной цены с налогом на добавленную стоимость и торговой надбавки. Свободные (рыночные) цены на импортные товары народного потребления формируются исходя из отпускной цены (включая таможенные пошлины и сборы, акцизы) и торговой надбавки. Прибыль является конечным результатом деятельности предприятия.
Экономические результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия также характеризуются распределением и использованием прибыли. К основным направлениям распределения прибыли относятся налоги, уплачиваемые за счет прибыли, купонные (процентные) выплаты по долговым цепным бумагам (облигациям, векселям), дивиденды по привилегированным и обыкновенным акциям, отчисления и фонды предприятия (накопления, развития производства, потребления, материального стимулирования, социально-культурного развития и др.). Важным экономическим результатом финансово-хозяйственной деятельности предприятия является рыночная стоимость его имущественного комплекса. Стоимость предприятия (имущественного комплекса) является базовой характеристикой его экономической состоятельности. Имущественный комплекс предприятия включает все имущество, находящееся на балансе предприятия в данном периоде. Важное значение имеет анализ факторов, оказывающих положительное или отрицательное воздействие на экономические результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Классификация факторов, влияющих на деловой цикл финансово-хозяйственной деятельности предприятия, представлен в табл. 11.3 Таблица 11.3 - Классификация факторов, влияющих на экономические результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия
Внутренние условия деятельности предприятия можно разделить на три группы: 1) материально-ресурсное обеспечение производства, определяющее ресурсы и возможности предприятия. Основными и этой группе являются производственные факторы (здания, сооружения, машины, механизмы, оборудование, земля, сырье и материалы, топливо, энергия, рабочая сила, информация); 2) обеспечение экономического и технического развития предприятия (инновации, инвестиции, организация труда и производства, повышение квалификации работников); 3) обеспечение высокого уровня рентабельности (высокоэффективная коммерческая и снабженческая деятельность, связанная с эффективностью рыночных связей). Управление факторами, влияющими на экономические результаты деятельности предприятия, направлено на обеспечение ритмичности производства, совершенствование его организации, улучшение снабжения необходимыми ресурсами; снижение издержек производства или их поддержание на конкурентном уровне; получение прибыли в размере, обеспечивающем техническое и экономическое развитие предприятия. Внешние условия деятельности предприятия отражают экономическую ситуацию в стране и за рубежом, в отдельных регионах, на отраслевых рынках. Важнейшими из внешних условий хозяйствования предприятий являются размер налоговых ставок, уровень процента за кредиты, степень.монополизации отрасли, уровень развития рыночных отношений и рыночных структур, состояние рынка труда, инвестиционная активность предприятия.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 553; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |