Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 11. Математические основы планирования эксперимента

Математические основы планирования эксперимента.

Основой традиционных методов исследования является однофакторный эксперимент, когда изучаются зависимости при изменении значений одного фактора при постоянстве остальных. Например, прочность асфальтобетона зависит от многих факторов, главными из которых являются количество битума, вязкость битума, количество минерального порошка, количество щебня, величина угла внутреннего трения и др. Но не всегда корректно допустить возможность стабилизации всех переменных при последовательном выделении каждой из них в целях изучения объекта с достаточной степенью точности. К тому же это очень трудоёмкая работа.

Методы математического планирования позволяют одновременно изучать влияние ряда факторов на исследуемый объект, позволяют оптимально управлять экспериментом при полном знании механизма явлений. Тем более, что во многих случаях, приступая к исследованию, мы не знаем механизма изучаемого явления.

Мы можем только выделить определяющие условия и требования к результатам.

 

Преимущества математического планирования эксперимента.

1. Сокращение объёма и удешевление стоимости эксперимента (в 2-10 раз).

2. Создание математической модели процесса или объекта.

3. Оптимизация и контроль за ходом технологических процессов.

4. Подбор многокомпонентных составов новых материалов.

Построение эксперимента отличается большой логикой, рандолизируется постановка опытов, создаётся возможность проведения регрессионного, корреляционного и дисперсионного анализов.

Наиболее широко используются планы экспериментального эксперимента.

 

План экспериментального эксперимента.

Приведём основные понятия.

Обозначим факторы как Z1, Z2, Z3…Zn; функция – Y.

Имеем непрерывную функцию Y=f(Z1, Z2, Z3…Zn)/

Например, прочность асфальтобетона R в зависимости от количества битума, минерального порошка, щебня и т.д.

Эту функцию можно разложить в ряд Тэйлора:

Y=b0+b1Z1+b2Z2+…+bnZn+b12Z1Z2…+bn-1,n Zn-1Zn+b11Z12+b22Z22+…+bnnZn2

Этот полином аналогичен уравнению регрессии:

Y=a0+a1x12х2+…+аnхn+a12x1x2+…+an-1,nxn-1xn+a11x12+a22x22+…+annxn2,

где a0, ai, aij, aii – коэффициенты регрессии;

xi – кодированная переменная, введённая в целях упрощения арифметических расчётов.

Zi max, Zi min – наибольшее и наименьшее значение факторов Zi;

Z0i- средний (нулевой)уровень факторов;

DZi – интервал варьирования.

Началом планирования является сбор, изучение и анализ имеющихся данных об объекте. В результате этого определяют выходной параметр Y и входные – Zi. Выходной параметр Y должен иметь количественную характеристику. Входные параметры Ziдолжны иметь границы изменения (Zi max-Zi min). Выбранные факторы варьируют на двух уровнях (верхнем и нижнем) и на трёх (верхнем, нулевом, нижнем).

 

Последовательность планирования.

1. Выбирают из n действующих факторов наиболее значимые Z1, Z2, Z3…Zn.

2. Устанавливают пределы изменений выбранных факторов Zi min, Zi max, вычисляют Z0i и DZi, заменяют переменные Zi на кодированные xi.

3. Определяют комбинации факторов Zi, при которых будет изучаться заданная система.

4. Разрабатывают методики измерения выбранных факторов, определяют погрешности и число повторений в каждом опыте.

5. Проводят эксперимент, одновременно корректируют его с учётом полученных данных.

6. Определяют уравнения регрессии, проверяют его адекватность, анализируют и делают соответствующие выводы.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция 9. Последовательность приёмов изучения состояния вопроса | Лекция 12. Описание процесса проведения эксперимента
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 861; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.