Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

XI. Интеллектуальная собственность в инновационном процессе




X. Источники инвестиций и риски в инновационных проектах СКСТ

Инновационный процесс невозможен без инвестиционной деятельности. Целью инвестиционной деятельностью является получение прибыли от вложенных средств, а целью инноваций – улучшение объекта инвестирования.

В качестве основных источников инвестиций в инновации выступают:

1. Собственные средства предприятия

- амортизационные отчисления (амортизация – постепенное перенесение стоимости средств труда по мере их износа на производимый продукт)

- прибыль

- аккумулированный капитал (выпуск акций)

2. Ассигнования из бюджетов всех уровней и из внебюджетных фондов.

3. Заемные средства организаций, частных лиц на финансовом рынке.

4. Иностранные инвестиции.

Основные риски:

- экономический – связан с финансированием и калькуляцией проекта, принятием и реализацией экономических решений

- оригинальности – обусловленный возможностью невостребованности предлагаемых технологий и продуктов производством и рынком

- технологической неадекватности, возникающий из-за принципиальной разницы между технологией как продуктом интеллектуальной деятельности и технологией как объектом инвестирования

- финансового несоответствия – когда выделяемые средства на реализацию инновационного проекта не соответствуют его содержанию

- неуправляемости проектом – возникающий из-за недостаточной проработанности проекта, непрофессионализма управленческой команды

- юридический – связанный с соблюдением нормативных актов о защите интеллектуальной собственности, обязательств при исполнении договоров, определением прав на разработки

Также проявляются и риски, связанные с продвижением нового вида услуг на рынок, конкуренцией идей, и разработок и другие, плохо прогнозируемые.

Для сферы туризма наиболее характерными рисками являются:

- риск невостребованности инновационного продукта на рынке – вероятность потерь из-за отказа потребителя от предлагаемого продукта, отсутствия гарантированной рыночной ниши для реализации продукта

- коммерческий риск – связан с опасностью опережения конкурентами

- риски, вызванные стихийными бедствиями и различными конфликтами, изменением экономической и политической ситуации

При этом риски могут накладываться друг на друга. Чтобы сократить негативное воздействие рисков на реализацию инновационных проектов, следует ими управлять: своевременно оценивать и обнаруживать, принимать меры воздействия и контроля.

 

Как новый вид собственности интеллектуальная собственность (ИС) появилась в России сравнительно недавно, в начале ХХ века. Она стала основой образования рынка своих объектов, который в настоящее время быстро развивается.

ИС – это исключительное право использования результата интеллектуальной творческой деятельности в виде предметного воспроизведения сделанного изобретения или в виде копий художественного произведения, сделанных в любой форме, позволяющей впоследствии восстановить эти произведения.

Смысл исключительных имущественных прав на интеллектуальную собственность заключается в монополизации потенциальной прибыли от его копирования, воспроизводства.

Как понятие интеллектуальная собственность существует с 1967 г. в соответствии с решением Стокгольмской конференции. Именно тогда была создана Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС) – World Intellectual Property Organization (WIPO). Цель создания ВОИС – придание интеллектуальной собственности экстерриториального, наднационального характера путем признания единых норм в области интеллектуальной собственности соглашения с ними основных норм национальных законодательств. Состав ИС определен Конвенцией об учреждении данной организации. Согласно ее второй статье, ИС включает права относящиеся к:

- литературным, художественным и научным открытиям

- исполнительской деятельности артистов, звукозаписи, радио и телепередачам

- изобретениям во всех областях человеческой деятельности

- промышленным образцам

- товарным знакам, знакам обслуживания, фирменным наименованиям и коммерческим обозначениям

- защите от недобросовестной конкуренции.

Согласно российскому и международному праву ИС состоит из двух частей:

- права на промышленную собственность

- права на произведения художественного творчества.

I. Объекты промышленной собственности:

1. Патенты на изобретения.

К изобретениям относятся: устройства, вещества, способы, штамм микроорганизмов, культуры клеток растений и животных; применение указанных объектов по новому назначению.

2. Свидетельства на полезные модели.

Полезная модель – конструктивное выполнение средств производства и предметов потребления, а также их составных частей.

3. Патенты на промышленные образцы.

Промышленный образец – художественно-конструкторское решение, определяющее его внешний вид.

4. Свидетельства на товарные знаки/знаки обслуживания.

Товарный знак и знак обслуживания – это обозначения, отличающие соответственно товары и услуги одних юридических или физических лиц от других.

5. Фирменные наименования (свидетельства о регистрации юридического лица).

6. Свидетельство на право использования наименования места происхождения товара.

Под наименованием места происхождения товара понимается название места любого географического названия – страны, населенного пункта, местности, используемого для обозначения товара. Сюда включаются не только современные, но и старые географические названия, ставшие уже историческими.

Наименование происхождения товара и товарный знак выступают объектами ИС близкими по своим функциям – они используются для маркировки продукции и позволяют потребителю ориентироваться в отношении производственного и географического происхождения товара. Тем не менее они имеют определенные отличия:

- право на товарный знак носит исключительный характер, это означает что другие производители-претенденты на такой же товарный знак не могут использовать его для маркировки своего товара

- право на использование наименования места происхождения товара в равной степени принадлежит всем производителям, находящимся в данной местности и производящим специфический для данной местности товар, для изготовления которого используются особые природные и людские ресурсы.

7. Ноу-хау.

Ноу-хау определяется как технические знания и практический опыт технического, коммерческого, управленческого, финансового и иного характера, которые представляют коммерческую ценность, применимы в производстве и в профессиональной практике и не обеспечены правовой защиты ИС (защита прав владельца ноу-хау осуществляется средствами гражданского права).

Охрана ноу-хау отечественными законодательными нормами регулируется очень слабо и осуществляется, как правило, в соответствии с условиями лицензионных соглашений в договорном порядке.

II. Объекты авторского права:

1. Научные публикации, в том числе диссертации, монографии, статьи, отчеты о научно-исследовательских, конструкторско-технологических и проектных работах.

2. Литературные, драматические и музыкально-драматические, сценарные произведения.

3. Хореографические произведения и пантомимы.

4. Музыкальные произведения с текстом и без него.

5. Аудиовизуальные произведения, произведения живописи, скульптуры, графики, дизайн и другие произведения изобразительного искусства.

6. Произведения декоративно-прикладного искусства.

7. Произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства.

8. Фотографические произведения и произведения, полученные способами аналогичными фотографии.

9. Географические, геологические и др.карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии.

10. Программы для ЭВМ, базы данных.

11. Топология интегральных микросхем.

Основными нормативными документами, которые регулируют права в сфере интеллектуальной собственности в РФ служат:

- Патентный закон РФ

- Закон РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименования мест происхождения товаров»

- Закон РФ «Об авторских правах и смежных правах»

- Закон РФ «Об охране топологии интегральных микросхем»

- Закон РФ «О правовой охране программ ЭВМ и баз данных»

Кроме того, отношения интеллектуальной собственности регулируются Гражданским кодексом РФ и нормами международных договоров в области охраны ИС.

Существует 3 основных типа защиты ИС:

1. Патент – это документ, который фиксирует права на промышленную собственность и объем этих прав. Он удостоверяет авторство изобретения, полезной модели или промышленного образца и исключительное право на их использование.

Лицо, владеющее патентом, называется патентообладателем. Им может быть автор разработки, его наследник или правоприемник. Права патентообладателя заключаются в том, что он может по своему усмотрению использовать изобретение или запретить его использование, если нарушены предписания, установленные законом. Нарушением исключительных прав патентообладателя признается несанкционированное изготовление, применение, ввоз, предложение к продаже, иное введение в хозяйственный оборот, либо хранение с этой целью продукта.

Защита прав патентообладателя осуществляется в арбитражных и третейских судах. Эти органы рассматривают вопросы авторства на объекты промышленной собственности, установления патентообладателя, нарушения исключительного права на использование объекта промышленной собственности, авторского вознаграждения и выплаты компенсаций.

2. Авторское право – регулирует отношения, возникающие в связи с созданием, использованием произведений науки, литературы, искусства, фонограмм исполнения, постановок, передач эфирного и кабельного вещания.

Круг охраняемых законом произведений широк и многообразен. К ним относят произведения: литературные, музыкальные, сценарные, произведения изобразительного искусства, архитектуры и т.д.

Согласно российскому закону, авторское право классифицируется на личные неимущественные и имущественные права.

К личным неимущественным правам относят право на авторство, право на имя, право на обнародованием произведении, право на защиту репутации автора.

Имущественные права – это права на использование произведении в любой форме и любым способом. Т.о., автор сам определяет те способы, с помощью которых его произведение будет использовано.

Для охраны авторского права не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей. В соответствии с российским законодательством авторское право порождает сам факт сознания произведения. Аналогичное значение имеет и регистрация программных средств, баз данных и т.д. Регистрации программных средств осуществляется исключительно по желанию правообладателя, ей не придается никакого правообладающего значения, но факт регистрации может сыграть существенную роль при разрешении спора об авторстве на программу или ее незаконном использовании.

Авторское право действует в течение всей жизни автора и 50 лет после его смерти. По истечении срока действия авторского права произведение считается перешедшим в общественное достояние. Т.о., произведения могут свободно использоваться любым лицом без выплаты авторского вознаграждения.

1. Товарный знак.

Право на использование товарного знака получают посредством его регистрации в Патентном ведомстве. На зарегистрированный товарный знак выдается свидетельство, удостоверяющее приоритет товарного знака и исключительное право его владельца в отношении товара, указанного в свидетельстве. Владелец товарного знака имеет исключительное право пользоваться и распоряжаться товарным знаком, а также запрещать его использование другим лицам.

На основании решения о регистрации товарного знака патентное ведомство проводит регистрацию товарного знака в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания РФ.

Регистрация товарного знака действует в течение 10 лет. Срок действия может продлеваться по заявлениям владельца каждый раз на 10 лет.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1087; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.039 сек.