Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 2. Менеджер и его роль в организации




Национальные модели менеджмента

В каждой стране менеджмент имеет отличитель­ные особенности, во многом продиктованные психологией народа и его национальными традициями.

Интеграция России с мировой экономикой обуслов­ливает обогащение отечественной модели управления рациональными элементами моделей менеджмента развитых стран.

Японская модель сформировалась под влиянием двух факторов:

• творческого освоения зарубежного опыта в области организации и управления;

• последовательного сохранения национальных традиций.

Японский менеджмент определяется следующими чертами японского характера:

• трудолюбие;

• эмоциональная сдержанность;

• дипломатичность;

• бережливость;

• восприимчивость к новому;

• коллективизм (работа группами);

• патернализм.

Американская модель определяется национальны­ми особенностями американцев:

• способность бороться до конца, утверждая свое превосходство и жизненность;

• подчеркивание своей исключительности в этом мире, даже богоизбранности;

• борьба за лидерство и готовность к позитивным изменениям;

• энергичность, активность;

• индивидуализм.

Однако при всем различии как одна, так и другая модели основываются на таких принципах, которые позволяют и японским, и американским фирмам преуспевать. Это:

• предприимчивость;

• гибкость, чутье на потребности рынка;

• железная дисциплина;

• стремление к высокому качеству в работе;

• детальное знание своего дела и служение ему;

• умение привлекать хороших сотрудников;

• строгий контроль за соотношением между расходами и прибылью;

• стремление всегда быть лучше своих конкурентов.


1. Менеджер: его место и роль в организации. Особенности управленческого труда

Когда американцы или европейцы говорят о менеджменте, то они подразумевают менеджера— человека, субъекта управления, который действует в рыночных структурах. Речь идет о тех организациях, которые заняты бизнесом. Бизнес направлен на получение прибыли путем создания и реализации определенной продукции и услуг. Значит, менеджмент бизнеса — это управление коммерческой деятельностью, хозяйственными корпорациями. Но бизнесмен и менеджер — не одно и то же. Бизнесмен — это человек, который «делает деньги», владелец капитала, находящегося в обороте и приносящего доход. Бизнесмен — деловой человек, у которого нет подчиненных, или крупный собственник, который может не занимать никакой постоянной должности в корпорации, однако является владельцем ее акций. Когда говорят о менеджере, то, как правило, имеют в виду менеджера-профессионала, прошедшего специальную подготовку, а не просто инженера, юриста или экономиста. Менеджер занимает постоянную должность в корпорации.

Менеджеры работают на всех «эшелонах» управления и, по американским понятиям, в задачу менеджера входит организация конкретной работы в рамках определенного числа сотрудников, которые подчиняются ему.

На западных предприятиях различают:

• Top management, т.е. высшее звено управления (генеральный директор и другие члены правления);

• Middle management — среднее звено управления (руководители управлений и самостоятельных отделов);

• Lover management — низшие звенья управления (руководители подотделов и других аналогичных им подразделений).

Имеется в виду, что руководство различного уровня есть и в правительстве, и в армии, и у церкви, но менеджмент деловых предприятий отличается от прочих видов управления тем, что целью предприятия, а следовательно, и задачей его управления является производство товаров или удовлетворение социальных потребностей через рынок.

Следует провести сравнение и таких понятий, как «менеджер» и «предприниматель». Предпринимателем называют человека, предпринимающего что-то по собственной инициативе, действующего под свою ответственность, на свой страх и риск, рассчитывающего на собственные силы и средства.

Если менеджер тяготеет к бюрократическому стилю руководства, то различие между ним и предпринимателем очень велико. Эти различия стираются, когда менеджер активно ищет возможности и намеренно рискует, чтобы добиться изменений и совершенствования. Такой стиль управления является предпринимательским, а сам менеджер — предприимчивым

Менеджер — центральная фигура в фирме. Конечно, для успеха в бизнесе очень важны и качество товара, и капитал, и квалификация работников и многое другое, но если у фирмы плохой менеджер, ее не спасут ни деньги, ни люди — она может лишиться и того и другого.

Менеджер — это человек, занимающий постоянную управленческую должность и наделенный правом принимать решения по определенным видам деятельности организации.

Поскольку организация — это группа людей, работающих вместе и преследующих общую цель, то функция согласования, координации действий работников организации объективно обусловлена. Эту функцию руководства работой других людей реализует менеджер. Специфика его труда состоит в том, что задачи любого плана— производственные, экономические, технические, социальные — он решает в основном в организационном порядке, воздействуя на людей, которые должны непосредственно решать эти задачи.

Искусство руководителя проявляется не только в координировании, налаживании коммуникаций и направлении работы подчиненных, но и в умении предоставлять им право решать вопросы, высказывать и отстаивать собственное мнение, сохраняя за собой функцию контроля. До 80 % проблем, возникающих перед менеджером, связано с человеческим фактором.

Любая управленческая деятельность состоит из следующих этапов:

1. получение и анализ информации;

2. выработка и принятие решений.

3. организация их выполнения;

4. контроль, оценка полученных результатов, внесение коррективов.

Специфические особенности управленческого труда:

• он представляет собой умственный труд, состоящий из трех видов деятельности: организационно-административной и воспитательной, аналитической и конструктивной, информационно-технической;

• участвует в создании материальных благ и оказании услуг опосредованно, через труд других работников;

• предметом труда является информация. В результате обработки информация превращается в результат труда – управленческое решение

• средством труда — организационная и вычисли­тельная техника.

Управленческий труд состоит из отдельных работ, которые можно классифицировать по следующим основаниям:

1. по целевому назначению (предвидение, активизация, контроль и пр.)

2. по временному горизонту (перспективные, тактические, оперативные)

3. по этапам (целеполагание, анализ ситуации, выявление проблемы, поиск решения)

4. по направленности (на решение внутренних и внешних проблем)

5. по сферам (экономическая, социальная, технологическая)

6. по содержанию

- коммуникационные (ведение переговоров, прием посетителей, обход организации, выезд в командировки)

- распорядительные и координационные (доведение до исполнителей принятых решений, постановка задач, инструктирование)

- контрольно-оценочные (проверка своевременности и качества выполнения заданий)

- аналитико-конструктивные (изучение информации и подготовка решений) и др.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 806; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.