Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Загрузка...

Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

КАРИКОМ, Карибское сообщество и Карибский общий рынок




(CARICOM, Caribbean Community And Common Market), создано согласно договору Чагуарамас, заключенному в 1973 г. Вступило в действие в 1974 г. Заменило существовавшую с 1968 г. Карибскую ассоциацию свободной торговли.

В состав Сообщества входят Антигуа и Барбуда, Барбадос, Белиз, Гайана, Гренада, Доминика, Сент-Винсент и Гренадины, Сент-Люсия, Тринидад и Тобаго, Ямайка, а также находящийся в колониальной зависимости от Великобритании Монтсеррат и федерация Сент-Кристофер-Невис-Апгилья. Багамские острова являются членом Сообщества, но не Общего рынка.

Ассоциированными членами являются Британские Виргинские острова, острова Терке и Кайкос.

Местонахождение — Джорджтаун (Гайана).

Основная часть договора Чагуарамас трактует Карибское сообщество как широкомасштабную концепцию интеграции, приложение в качестве составной части договора (статьи 32) регулирует нормы Карибского общего рынка.

КАРИКОМ с 1973 г. неоднократно принимало программные документы, касающиеся его целей и задач:

1984 г. — Нассауское соглашение (структурное сближение и стремление к тесной интеграции);

1985 г. — Барбадосский консенсуальный договор (развитие местного регионального предпринимательства в государствах-членах);

1989 г. — Порт-оф-Спейнское соглашение о сохранении окружающей среды Карибского бассейна и Гранд-Андская декларация (рабочая программа дальнейшего развития интеграции);

1991 г. — Порт-оф-Спейнский консенсуальный договор (обеспечение развития Карибского региона до 2000 г. и далее) и др.

Основными целями КАРИКОМ являются:

  • содействие экономическому сотрудничеству посредством Карибского общего рынка;
  • координация внешней политики государств-членов;
  • создание совместных институтов и сотрудничество в таких областях, как здравоохранение, образование, культура, коммуникации и промышленность.

Договор Чагуарамас предусматривает политическое и экономическое сотрудничество стран КАРИКОМ, согласование их позиций по важнейшим международным политическим и экономическим вопросам. В области экономики намечено обеспечить экономическое сближение стран КАРИКОМ путем ликвидации таможенных пошлин и количественных ограничений, установления общего таможенного режима, проведения единой торговой политики и общей политики и области сельского хозяйства, координации денежной и финансовой политики, ликвидации ограничений на свободное передвижение лиц, капитала, сотрудничества в области туризма, транспорта и связи.

КАРИКОМ имеет следующую структуру:

  • конференция глав правительств, бюро конференции, комитет председателей центральных банков;
  • совет Карибского сообщества, комитеты;
  • секретариат Карибского сообщества;
  • парламентская ассамблея Карибского сообщества.

Конференция глав правительств, обычно собирающаяся раз в год, является высшим органом КАРИКОМ. Она отвечает за выработку основных политических и стратегических принципов, урегулирование конфликтов, деятельность Верховного суда, заключение международных договоров и международное сотрудничество и может давать указания Совету Общего рынка. Свои полномочия по финансовым вопросам она делегировала совету. Решения конференции принимаются обычно единогласно; государства-члены имеют право вето. Бюро конференции следит за выполнением ее решений, выдвигает свои предложения, руководит организацией между сессиями конференции и контролирует образованные в 1992 г. силы быстрого реагирования.



Совет Карибского сообщества, состоящий из министров по делам КАРИКОМ, руководит Сообществом как его второй по значению орган. Он отвечает за бесперебойное функционирование Сообщества с учетом решений конференции и бюро конференции, а также других органов КАРИКОМ. Он опирается на целый ряд комитетов (правовой комитет, постоянный бюджетный комитет, комитет по торговле и экономическому развитию, комитет по иностранным делам и вопросам Сообщества, комитет по социальным вопросам). Решения совета обычно принимаются консенсусом.

Секретариат Карибского сообщества, возглавляемый генеральным секретарем, разделен на пять департаментов (торговля и сельское хозяйство, экономика и промышленность, функциональное сотрудничество, правовые вопросы, общие вопросы и администрация). Наряду с организационной работой по проведению конференций и других встреч органов и институтов Сообщества секретариат занимается реализацией принятых решений, инициирует, организует и проводит исследования по вопросам экономического и функционального сотрудничества, оказывает помощь государствам-членам и выполняет все задачи, поставленные перед ним конференцией и другими органами.

Для финансового обеспечения деятельности КАРИКОМ в 1969 г. был создан Карибский банк развития.

В 1973 г. была создана, а в 1975 г. приступила к деятельности Карибская инвестиционная корпорация с уставным капиталом в 15 млн. дол. Она учреждена на паритетных началах более развитыми странами КАРИКОМ (Барбадосом, Гайаной, Тринидадом и Тобаго, Ямайкой) для финансирования проектов в менее развитых.

В структуре КАРИКОМ различаются институты (например, конференция министров здравоохранения, постоянные комитеты по различным областям регионального развития), самостоятельно действующие в своей сфере, и ассоциированные институты, к которым согласно договору Чагуарамас относятся Карибский банк развития, Карибская метеорологическая организация, Совет правового образования, Университет Гайаны, Вест-Индский университет и Вест-Индская судоходная компания.

Наибольшие усилия в рамках КАРИКОМ были сделаны для развития взаимной торговли. Договор Чагуарамас предусматривал отмену таможенного обложения почти всех товаров, кроме ограниченной группы, включенной в список исключений. Для менее развитых стран был установлен 10-летний срок для либерализации торговли. В 1977 г. была введена система многосторонних расчетов с размером взаимного кредита в 40 млн. дол. Принятые меры способствовали росту зональной торговли, однако половина объема региональной торговли приходилась на Тринидад и Тобаго. Процесс либерализации не носит необратимого характера: в конце 70-х гг. действовали ограничения на импорт товаров из других стран КАРИКОМ, введенные Гайаной и Ямайкой в связи с ухудшением торгового баланса.

Создание КАРИКОМ стимулировало развитие регионального сотрудничества в сельском хозяйстве. С 1976 г. стала выполняться программа развития продовольственной базы, ставящая целью достичь самообеспечения молочными, мясными и рыбопродуктами. Началось сотрудничество в области транспорта.

В 1977 г. секретариатом КАРИКОМ и ЕЭС заключено соглашение о сотрудничестве, включающее программы технической и финансовой помощи.

Интеграционная политика КАРИКОМ нацелена также на глубокую экономическую интеграцию и функциональную кооперацию в сфере транспорта, коммуникаций и образования, а также на внешнеполитическое сотрудничество, которое осуществляется в результате усиления международных контактов (создание смешанных комитетов), особенно с латиноамериканскими государствами, и налаживания связей с международными организациями и группировками, с том числе с НАФТА.

В I982 г. конференция глав правительств предложила государствам Карибского региона, государствам Центральной Америки и Суринаму создать Ассоциацию карибских государств для расширения функционального сотрудничества в Карибском регионе.

В 1993 г. было принято решение об образовании комитета для разработки плана по применению норм договора Чагуарамас в соответствии с политическими и экономическими условиями региона.

В 1994 г. конференция глав правительств поручила секретариату подготовить доклад об отношениях между НАФТА и КАРИКОМ, особенно о перспективах членства КАРИКОМ в НАФТА и возможных политических и экономических последствиях такого членства для региона.

Комитет председателей центральных банков разрабатывает планы создания регионального валютного союза и согласования регионального финансового законодательства.

Государства — члены КАРИКОМ обсуждают возможность принятия “Хартии гражданского обществам".

Система Андской интеграции (Andean Integration System) состоит из:

  • структуры и институтов Андской группы, образованной согласно Картахенскому соглашению в 1969г.;
  • политических институтов, созданных государствами-членами.

“Андская стратегия”, принятая во время встречи на островах Галапагос в 1990 г., сформулировала три основные цели:

  • развитие андского экономического пространства;
  • углубление международных связей стран Андской группы;
  • вклад в единство стран Латинской Америки.

“Акт мира” (1990 г.) подтверждает стремление к углублению процесса интеграции андских стран и выдвигает идею скорейшей реализации его отдельных этапов (зона свободной торговли, таможенный союз), а также других инициатив, необходимых для создания Андского общего рынка.

В состав Андской группы (Andean Group) входят Боливия, Венесуэла, Колумбия, Перу, Эквадор.

Местонахождение — Лима, Перу.

Андская группа (или Андский пакт) была создана в 1969 г. согласно Картахенскому соглашению.

Основными задачами Андской группы являются:

  • содействие равномерному, гармоничному и справедливому развитию стран-участниц посредством их интеграции и социально-экономического сотрудничества;
  • ускорение экономического роста и создание рабочих мест;
  • участие государств группы в региональном интеграционном процессе с целью создания латиноамериканского общего рынка;
  • снижение зависимости государств-членов от внешнего влияния и улучшение положения Андской группы в международной экономике;
  • укрепление региональной солидарности и устранение различий в развитии государств-членов.

Система Андской интеграции имеет следующую структуру:

  1. Политический сектор:
    • совет президентов;
    • совет министров иностранных дел;
    • координационные механизмы.
  2. Картахенскос соглашение:
    • комиссия;
    • хунта;
    • совет;
    • парламент;
    • вспомогательные органы.
  3. Финансовый сектор:
    • Андская корпорация развития;
    • Андский резервный фонд.
  4. Соглашения в социальной сфере.
  5. Предпринимательские объединения и совместные компании.

Андский совет президентов, состоящий из президентов Боливии, Венесуэлы, Колумбии, Перу и Эквадора, был создан в 1990 г. для ускорения интеграционного процесса. Совет руководит интеграцией и согласованием сферы совместных интересов. Директивы совета, касающиеся определенных институтов Андской интеграции, согласно договоренности государств-членов становятся частью соответствующих уставов. Совет заседает каждые шесть месяцев.

Совет министров иностранных дел руководит и согласовывает внешнеполитические акции институтов Андской группы, а также способствует углублению интеграции и разработке совместной внешней политики.

Совет президентов поручает совету министров иностранных дел подготовку встреч на высшем уровне и проведение внешнеполитических акций для поддержки целостности институтов Андской интеграции. Институты Андской интеграционной системы периодически представляют доклады о ходе интеграционного процесса.

Комиссия, состоящая из представителей государств-членов, является высшим органом. Она вырабатывает общую политическую линию, координирует различные проекты с участием государств-членов, согласовывает их экономическую политику и следит за соблюдением Картахенского соглашения.

Хунта — “технические орган”, который состоит из трех человек, назначаемых комиссией сроком на три года для реализации Картахенского соглашения, а также для выполнения решений и поручений комиссии.Все три члена хунты имеют одинаковые полномочия, каждый из них в течение одного года выполняет обязанности координатора, являющегося законным представителем хунты.

Суд (каждое государство-член избирает сроком на шесть лет одного судью), образованный в 1985 г., наблюдает за правильностью применения принятых правовых норм и за их единой интерпретацией.

Андский парламент (1979 г.), состоящий из депутатов национальных парламентов (не более пяти депутатов от каждого государства-члена), работает в тесном сотрудничестве с государствами-членами и выдвигает предложения по гармонизации законодательства. Он собирается поочередно в одной из столиц государств Андской группы.

Вспомогательные органы (консультативные комитеты, Союз частных предпринимателей, Андский институт труда и др.) работают над установлением тесных отношений между странами в регионе и органами Андской группы.

Андская корпорация развития (Каракас—Венесуэла), основанная в 1986 г., выполняет ряд функций. Она работает как банк развития, как инвестиционный банк и как агентство экономического и финансового содействия. Корпорация располагает филиалами в государствах-членах.

Андский резервный фонд (Богота-Колумбия) управляет частью валютных резервов государств-членов для поддержания платежного баланса и согласования финансовой и валютной политики.

Соглашения в социальной сфере касаются сохранения самобытной культуры Андского региона (“Anures Bello Convention”), улучшения здравоохранения (“Hipollito Unanue Convention”) и условий труда и жизни (“Simon Rodrigues Convention”).

К совместным компаниям относится, например, Ассоциация телекоммуникационных компании Андской группы (Association of the Andean Subrcgional Agreement's State Telecommunication Enterprises, ASETA), которая объединяет телекоммуникационные компании государств-членов с целью расширения сотрудничества, содействия развитию и лучшего использования телекоммуникационных служб в регионе.

В 1993 г. Европейская комиссия (Европейский Союз) подписала рамочное соглашение с государствами-членами о сотрудничестве с целью углубления региональной интеграции андских стран.

В 1991 г. пять глав государств Андской группы подписали Картахенскую декларацию, в которой заявили об отказе от оружия массового уничтожения. Они подтвердили отказ своих правительств от владения, производства, разработки, использования, испытания, поставок всех видов оружия массового уничтожения (ядерного, биологического, химического), а также от его приобретения и хранения. Декларация призывает присоединяться все государства Андского региона.

Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) - межправительственный форум, объединяющий 18 государств региона и формально имеющий консультативный статус. В его рамках вырабатываются региональные правила ведения торговли, инвестиционной и финансовой деятельности, проводятся встречи отраслевых министров и экспертов по вопросам сотрудничества в различных областях. Все решения принимаются на основе консенсуса.

В состав рабочих групп, занимающихся экономическими вопросами, входят:

  • Комитет по торговле и инвестициям, включающий подкомитет по стандартизации и подкомитет по таможенным процедурам;
  • Экономический комитет и рабочие группы: по содействию торговле; по инвестициям; по научным разработкам в промышленности и технологиям; по телекоммуникациям; по транспорту; по энергетическому сотрудничеству; по торговой и инвестиционной статистике; по сохранению морских ресурсов; по рыболовству; по туризму, а также группа по малому и среднему предпринимательству.

Первая встреча лидеров стран АТЭС состоялась в 1993 г. в Сиэтле (США) и выявила неравномерность распределения благ от развертывающихся в регионе интеграционных процессов.

На совещании АТЭС в 1994 г. в Багоре (Индонезия) было принято решение о создании зоны свободной торговли и либерализации инвестиционной сферы к 2020 г. (для промышленно развитых стран — до 2010 г.). Снижение таможенных барьеров будет происходить в соответствии с соглашениями, достигнутыми в ГАТТ/ВТО.

В марте 1995 г. Россия подала официальную заявку о вступлении в полноправные члены АТЭС.

Совет по тихоокеанскому экономическому сотрудничеству (СТЭС) и Тихоокеанский экономический совет (ТЭС) — неправительственные региональные организации, членство в которых осуществляется через национальные комитеты по тихоокеанскому экономическому сотрудничеству, формируемые по принципу трехстороннего представительства от правительственных, деловых и научных кругов. Россия является полноправным членом обеих организаций.

СТЭС объединяет 22 государства АТЭС и является консультативным органом. Все решения принимаются на основе консенсуса. Секретариат находится в Сингапуре.

СТЭС и ТЭС выполняют функции “мозгового центра” АТЭС.

В рамах СТЭС на постоянной основе функционируют ведущие форумы: по торговой политике; по минеральным ресурсам и энергетике: Тихоокеанский форум по продовольствию, сельскому хозяйству и аграрной политике, а Также рабочие группы: по продовольствию, по сельскому хозяйству и окружающей среде; по науке и технологиям; по транспорту, телекоммуникациям и туризму; по рыболовству; по тихоокеанским островным государствам и по подготовке Тихоокеанского экономического обзора”.

На девятой генеральной сессии СТЭС (1992 г., Сан-Франциско) была принята Декларация о принципах открытого регионализма, ставшая основной рабочей концепцией не только самого СТЭС, но АТЭС и ТЭС. Эти принципы предусматривают:

  • обеспечение свободного передвижения людей, товаров, капитала, технологий и услуг;
  • защиту свободной торговли и противодействие формированию закрытых экономических блоков;
  • соблюдение принципов и правил, выработанных в рамках ГАТТ/ВТО;
  • гармонизацию и совершенствование принципов рыночной экономики;
  • экономическую интеграцию независимо от проводимой экономической политики и политической ориентации страны.

ТЭС объединяет национальные комитеты 17 стран региона, которые в свою очередь представляют свыше 1000 крупных компаний

(из 20 крупнейших компаний мира 13 представлены вТЭС). В рамках этого форума представители мирового бизнеса имеют возможность коллективно рассматривать актуальные вопросы экономики. С этой целью регулярно проводятся неформальные встречи с министрами и другими высокопоставленными официальными лицами стран-участниц.

ТЭС является ассоциированным членом СТЭС и имеет статус наблюдателя в АТЭС. Штаб-квартира Международного секретариата ТЭС находится в Гонолулу.

Соглашение о создании зоны свободной торговли стран АСЕАН предполагает создание этой зоны в 2003 г., а при благоприятном развитии событий — в 2000 г. Это соглашение, по мнению стран-участниц, должно облегчить им выполнение обязательств в рамках Богорской декларации АТЭС.

Торговое соглашение о более тесных экономических отношениях заключено также

 

 





Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1021; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ip: 54.144.36.228
Генерация страницы за: 0.099 сек.